Воспитательная программа "Мой мир"
план-конспект

Галанова Зоригма Баторовна

Важнейшей целью современного отечественного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Исходя из этого, целью воспитательной деятельности ГБОУ «РБНЛИ№1» является создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Данная система воспитательной работы «Мой мир» выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы и государственной политики в сфере образования в целом. Поэтому ведущей концептуальной позицией воспитательной программы является методика коллективного творческого воспитания, автором которой является В.А. Караковский. Она ориентирована на личность школьника, его интересы и способности, и влияние коллектива на неё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma_moy_mir.docx213.27 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная программа

Мой мир

Воспитание – великое дело: им решается судьба человека.

В. Белинский

Пояснительная записка

Важнейшей целью современного отечественного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Исходя из этого, целью воспитательной деятельности ГБОУ «РБНЛИ№1» является создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.

Данная система воспитательной работы «Мой мир» выстроена в соответствии с направлениями деятельности школы и государственной политики в сфере образования в целом. Поэтому ведущей концептуальной позицией воспитательной программы является методика коллективного творческого воспитания, автором которой является В.А. Караковский. Она ориентирована на личность школьника, его интересы и способности, и влияние коллектива на неё.

На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен развиваться, совершенствоваться духовно, раскрывая паруса. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь, приобретая знания, опыт и умение решать жизненные проблемы.

Цель программы: содействие формированию образованной и творческой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, знающей историю родного края, способной к самореализации и нравственному поведению в современной социальной ситуации.

Основные задачи программы:

          - обеспечить каждому ученику коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни

          -создание благоприятных условий для системной работы классного руководителя,  активизации совместной деятельности  органов самоуправления, родителей,    общественных организаций, государственных учреждений в создании единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка;

        -создание благоприятных условий  в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;

        -организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;

          -формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; формирование здорового образа жизни школьника;

        -воспитание  учеников в духе  гражданственности, патриотизма  на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;

        -поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива

        -  вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности

         -  диагностика, регулирование и коррекция  развития учащихся , а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;

        -создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества;

        -совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение

детской организации;    

Реализация программы воспитания  основана на принципах:

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.

2. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.

3. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.

4. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.

4. Принцип коллективно – творческого дела. Деятельность не является набором разнообразных форм, она призвана порождать удовлетворение и радость от самого процесса реализации идеи.

5. Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;

6. Принцип  гуманистической направленности воспитания Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

 

Программа предполагает в воспитательной работе основные направления:

  1. Нравственная гармония
  2. Самосовершенствование
  3. Трудолюбие
  4. Будь здоров!
  5. Мир прекрасного
  6. Самоуправление
  7. Дополнительное образование
  8. Семья

Формы и методы:

-беседа

-игровая (театральная)деятельность

-экскурсии

-практикум

-приучение  

-поощрение

-общение

-педагогическое требование

Ожидаемые результаты

Результаты программы развития классного коллектива заключается в том, что воспитанники будут:

  • порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком;
  • сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности
  • мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придется пожалеть в будущем;
  • образованными,         интеллектуально         и         культурно         развитыми         политически грамотными и активными;
  • людьми, гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих

детей;

  • чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что «красота спасет мир»,
  • добрыми, гуманными, милосердными, что поможет никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту,
  • здоровыми духовно и физически.

НРАВСТВЕННАЯ ГАРМОНИЯ

Цель:

  • Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.
  • Формирование чувства гордости за свою Родину, свою Республику, свой город, свою школу.

Задачи:

-Воспитание духовной личности.

-Изучение истории Родины, истории своей Республики, своего города.

  • Воспитание преданности и любви к своему народу, к своему Отечеству, своей Родине.
  • Формирование нравственной, правовой, политической и экологической культуры.
  • Создание условий для формирования и развития свободной и    ответственной, гуманной личности.

-Развитие чувства единения, школьного братства.

ФОРМЫ:

  • Классные часы о Российской истории, о Улан-Удэ, об истории школы.

Беседы, классные часы о Победе в Великой Отечественной войне.

Поездки с целью знакомства с историей города.

 Уроки мужества, уроки нравственности, уроки доброты, турниры   вежливости.

  • Участие в акциях.
  • Конкурсы стихов, рисунков, сочинений, поделок.

ЗНАТЬ:

1.основы культуры речи, чтения, мышления;

2. основные общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля - вместе взятые.

УМЕТЬ:

1.видеть себя как носителя духовных ценностей;

  1. применять полученные знания по культуре поведения в общественных местах, в школе и дома, с незнакомыми людьми, со стариками, наедине с собой, в общении с противоположным полом;
  2. выбрать форму поведения достойную Человека, нравственные убеждения, основанные на общечеловеческих духовных ценностях.

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

Цель:

  • Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей. Развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к учёбе.

Задачи:

  • Воспитание у детей понимания значимости образования.
  • Научить самостоятельно получать знания, используя различные информационные технологии.
  • Сохранять стабильно-высокий уровень успеваемости.
  • Создавать ситуацию успеха.
  • Развитие умений контролировать свои поступки, мотивы, отношения.
  • Формирование мотивов и потребностей поведения.
  • Психолого-педагогическое обеспечение процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования.

ФОРМЫ:

  • Система классных часов «Учись учиться». - Организация соревнования: личного и по группам - Организация познавательных экскурсий.

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Индивидуальная работа с учащимися, с одарёнными детьми.

 Отчеты об успеваемости на родительских собраниях, классных часах.

ЗНАТЬ:

1.нормы и правила общения;

2.о культуре поведения в общественных местах, в школе, дома, с незнакомыми людьми, с самим собой.

УМЕТЬ:

  1. слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства и умозаключения партнёра;
  2. владеть навыками позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, навыками самооценки и понимания других;
  3. конструктивно, «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми.

ТРУДОЛЮБИЕ

Трудовая         деятельность         человека         всегда         была         и         остаётся         основным         условием существования общества, источником его материальных и духовных богатств. В процессе труда развиваются умственные способности, познаётся радость творчества. Только в труде на общую пользу ученик формируется как личность, как гражданин.

ЦЕЛЬ:

-Сформировать соответствующее отношение к труду.

-Вооружить детей необходимыми знаниями, умениями, навыками, развивать способности.

ЗАДАЧИ:

  • Воспитывать ответственность за порученное дело.
  • Прививать навыки самообслуживания, чувство хозяина своего класса, школы.

ФОРМЫ:

  • Беседы, классные часы о труде, профессиях - Экскурсии на предприятия, где работают родители.
  • Дежурство в классе, комнате.
  • Субботники,генеральные уборки.

БУДЬ ЗДОРОВ!

ЦЕЛЬ:

  • Прививать детям понятия здорового образа жизни. Защищать, сохранять и укреплять физическое и психологическое состояние учеников.

ЗАДАЧИ:

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Создать условия для свободного развития его духовных и физических сил.

-Организация просвещения учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья.

  • Взаимодействовать с медицинскими работниками школы.

-Формирование культуры безопасности на дорогах, изучение ПДД.

ФОРМЫ:

-Дни здоровья, спортивные праздники, подвижные игры, «Весёлые старты» и т.д.

-Походы, экскурсии.

  • Беседы, классные часы о здоровом образе жизни.
  • Изучение правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности.
  • Конкурсы рисунков, сочинений о здоровом образе жизни.
  • Проведение различных спортивных игр и соревнований в классе.  

-Организация спортивных игр на прогулке.

ЗНАТЬ:          

1.традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

2.воля и её значение в сохранении здоровья.

4.об ответственности за свое здоровье и других людей

5.гармонии души и тела УМЕТЬ:

1.культура питания

2.соблюдать режим дня  

3культура сохранения собственного здоровья,

Создание, соответствующих санитарным требованиям, условий для круглосуточного проживания, воспитания и обучения детей, обеспечения двигательной активности, проведение спортивных мероприятий, ежедневное проведение на улице (по погоде) утренней зарядки, подвижные игры на прогулке, посещение секций, уборка в комнатах, столовой, классе - вот основные задачи по спортивно-оздоровительной деятельности нашего класса.

МИР ПРЕКРАСНОГО.

Цель:  

  • Развивать творческий потенциал личности, расширять и повышать культурный уровень ребёнка.

Задачи:  

  • Содействие развитию познавательных интересов личности.
  • Помочь раскрыть свою собственную индивидуальность, свои скрытые таланты.
  • Создание условий для развития творческих способностей учащихся, в том числе через дополнительное образование.
  • Приобщение к общечеловеческим, духовным и материальным ценностям и сокровищам культуры.
  • Обогащение эмоционального мира детей.
  • Создавать творческие коллективы при подготовке мероприятия в классе.

Формы:

  • Участие в классных, школьных и городских конкурсах, фестивалях.
  • Цикл бесед на этическую тему.
  • Экскурсии на выставки и концерты.
  • Знакомство с историческими и художественными ценностями.

 

САМОУПРАВЛЕНИЕ.

Что одному не под силу – легко коллективу.

Цель:  

  • Создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика.

Формы:

-беседы

  • часы общения
  • практические занятия
  • праздники, конкурсы, викторины

УМЕТЬ:

1.принять любую ответственность за свои поступки и действия.

2.быть свободной демократичной личностью, уважать себя и других;

3.соблюдать человечность и моральные принципы в отношениях с людьми

В классном коллективе у каждого есть свои обязанности: Жизнь и учеба в интернате требует от ребёнка большей самостоятельности и самоорганизации, чем в обычной школе. Все внеклассные мероприятия и дела планировались с учётом интересов, желаний и возможностей детей. Дети учатся общаться между собой, со старшими и младшими; ведь жизнь в интернате способствует развитию социальной компетентности, учатся работать в командах; приобретают умение руководить при организации отдельных мероприятий. Основным в данном направлении воспитательной работы является умение и желание дойти до каждого ученика, помочь ему найти себя, повысить самооценку, найти свой путь в жизни. Эта задача решается при создании таких жизненных ситуаций, в которых ребёнок мог бы показать себя и свои способности: коллективные дела, субботники, оказание различной помощи школе, классному руководителю и одноклассникам. Каждый ребенок уникален, у каждого свои интересы. Чтобы он развивался как личность, его должен воспитывать педагог, который представляет собой личность. Воспитатель должен обладать нравственными и духовными качествами, быть     примером для подражания.  В наше современное время воспитатель еще и исследователь, владеющий основами теории и практики изучения ребенка, профессионального распознавания его индивидуальности. Воспитатель отличается от других специалистов не только профессиональными знаниями, но и прежде всего особым видением ребенка, особым отношением к нему. Внутренний мир ребенка настолько своеобразен и отличен от мира взрослого, что совершенно недопустимо предъявлять и навязывать им свое видение и свое понимание.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Основная задача:

Помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию.

В наше время вопрос организации досуга детей встаёт особенно остро, т.к. ребёнок, ещё не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё то негативное и опасное, чем она жизнь, так, к сожалению, богата. Значит надо отвлечь его внимание. Организовать его деятельность так (особенно в свободное время), чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному, полезному, чтобы всё это давало ребёнку стимул для дальнейшего развития личности.

Одаренность, талантливость ребенка, как и отдельные его способности, не бывает заложена от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально–психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. Развитию способностей детей содействует творческое объединение. Ребенок может быть неуспешным в учебной деятельности, но успешным в досуговой деятельности может быть каждый.

СЕМЬЯ.

Цель:

  • Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования ребёнка совместно с семьёй.

Задачи:  

  • Усвоение этики семейной жизни, знаний и требований, предъявляемых к общению в семье.
  • Совместная работа детей, педагогов и родителей с целью развития познавательных интересов.
  • Культура общения с членами семьи.
  • Приобщение к традициям семьи.

Совместная работа по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации ребёнка.

Формы:  

  • Тематические родительские собрания, индивидуальные беседы с приглашением социального работника, психолога, медика.
  • Организация работы родительского комитета.
  • Проведение совместных праздников, творческих дел, спортивных мероприятий.
  • Изучение семейно–бытовых условий жизни ребёнка и семьи в целом.

 

ЗНАТЬ:  

  1. историю своей семьи, родословную;
  2. основы этики и психологии семейной жизни;
  3. основные положения семейного кодекса РФ;
  4. культуру и традиции бурятского народа.

УМЕТЬ:

  1. уважительно относиться к родителям, их взглядам и чувствам, традициям и обычаям;
  2. самостоятельно решать элементарные бытовые, семейные проблемы;
  3. преумножать достижения и честь рода;
  4. осознать своё предназначение на Земле (видеть смысл жизни);

Родители класса активно участвуют во всех направлениях воспитательной работы в классе. Они имеют высокую заинтересованность не только в повышении успеваемости и качества обучения, но и в формировании духовно-нравственной культуры учащихся. Особое внимание в совместной с родителями деятельности уделяется культуре здорового образа жизни школьников. Важной частью воспитательного процесса является деятельность классного руководителя, воспитателей и родителей по формированию психологической культуры школьников.

Родители, учитель, воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги школы искусств, общественность – наши сотоварищи в учебной и внеучебной деятельности.

Привлекаются как можно больше родителей к проведению классных и общешкольных мероприятий. Родители являются активными участниками в совместной деятельности. В целом родители понимают свою ответственность за воспитание и развитие детей, правильно оценивают обстановку в классе, адекватно реагируют на замечания учителя, воспитателя.В классе действует родительский комитет, определены группы родителей, для совместной организации воспитательного процесса: 

«Творчество» – оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, организация экскурсий, походов, поездок и т. п.

«Казначейство» – финансовая деятельность.

«Помощники» – решение бытовых проблем класса, приобретение подарков для детей, помощь в ксерокопировании, фото и видеосъемки, предоставление транспорта.

Тесно сотрудничаем с социально-психологической службой школы. Изучаем социальный паспорт классного коллектива, условия воспитания ребёнка в семье. Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей. Велика роль семьи в воспитании детей; семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого…

Календарно-тематическое планирование:

Мероприятие

Колич

ество часов

Форма мероприятия

Прохождение

Нравственная гармония

1

Мой город-Улан-Удэ

1

 

Экскурсия по городу

1 четверть

2

Дружный         класс-залог

успеха

1

Классный час

1 четверть

3

Учимся договариваться

1

Круглый стол

1четверть

4

Школьный музей

1

Поисковая работа

3 четверть

5

День добра и уважения

1

Классный час

1 четверть

6

Дэлхэйн         нангин

газарнууд

1

Классный час

2 четверть

7

День         памяти         жертвам

политических репрессий

1

Беседа

1 четверть

8

Снятие         блокады

Ленинграда

1

Урок мужества

3 четверть

9

Эрын гурбан наадан

1

Турнир

3 четверть

10

Хадагууд.

1

Театрализованное представление

4 четверть

11

Никто не забыт, ничто не забыто

1

Классный час

4 четверть

           

                                               

  Будь здоров

12

День здоровья

1

Поход-соревнование

1 четверть

13

        В         здоровом         теле

здоровый дух

-

1

Классный час

1 четверть

14

Эстафета здоровья

1

Беседа

В течение года

Трудолюбие

15

Воля и трудолюбие

1

Беседа

2четверть

16

Что мы можем

1

Круглый стол

2 четверть

17

Трудовой десант

1

Трудовой десант

3 четверть  

18

        О         профессиях

трудолюбии

и

1

 

4 четверть

Са

мосовершенствование

19

Школьный портфель

1

Беседа

1 четверть

20

Учись учиться  

1

Классный час

2 четверть

21

Лицей зажигает звёзды

1

Конкурс

2 четверть

           

                                             

Досуг

22

Шагай наадан

1

Чемпионат класса

В течение года

23

Белая ладья

1

Чемпионат класса

1 четверть

24

Чудо шашки

1

Чемпионат класса

3 четверть

25

Игры разума

1

Интеллектуальная игра

В течение года

26

КВН

1

Игра

2 четверть

Социал

ьное партнёрство с семьёй

27

День матери

1

Классный час

2 четверть

28

Иволгинский         дацан-

центр буддизма России

1

Экскурсия  

3 четверть

29

Профессии         наших

родителей

1

Экскурсия предприятии

на

В течение года

                                               Мир прекрасного

30

Мой город Улан-Удэ

1

Посещение истории города

музея

2 четверть

31-33

Выходы в театр

3

Экскурсии

В течение года

34

Путешествие в мир кино

1

Классный час

2 четверть

 

 

 

 

 

 

Итого:

34 часа

 

 

 

Справочная и методическая литература:

  1. Научно-методический журнал «Классный руководитель», М.: НОУ Центр

«Педагогический поиск», все выпуски 2001-2013гг.;

  1. Научно-методический журнал «Воспитательная работа в школе», М.: Народное образование, 2010-2013г.
  2. «Воспитание школьников», М: Школьная пресса, 2010г.
  3. «Классное руководство и воспитание школьников», М.: Первое сентября, 2010- 13 гг.
  4. «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры» [для директоров и зам. директоров шк. по учеб.-воспитат. работе] / Н. Е. Щуркова. – М.: Пед. поиск, 1997. – 77с.
  5. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. – М.: Пед.

о-во России, 2001. – 94 с.: ил. – (Папка классного руководителя, воспитателя).

  1. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. – М.: Пед. о-во России, 2000 –118 с.
  2. «Спутник классного руководителя», М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г.
  3. Е.П. Сгибнева «Классные часы в средней школе».- М.: Айрис-пресс,2004;
  4. «Конвенция о правах ребёнка» практическое пособие для педагогов. М.: - Аркти, 2004 г.
  5. Медиацентр лицея-интерната и др.

Интернет - ресурсы используемые в работе:

  1. www.teen-info.ru – центр репродукции подростков;
  2. http://www.propaganda-bdd.ru - Ресурсный центр Безопасности Дорожного Движения
  3. http://www.takzdorovo.ru – Здоровая Россия;
  4. http://www.youtube.com – ролики первого канала «За здоровый образ жизни»

(профилактика вредных привычек);

  1. http://www.kremlin.ru - Сайт Президента России;
  2. http://www.1september.ru – газета «1 сентября» (сценарный отдел);
  3. http://mmc74202.rkc-74.ru – ММЦ (медиатека, методическая работа);
  4. http://www.hermitagemuseum.org – Эрмитаж (виртуальный музей);
  5. http://intergu.ru – ИнтерГУ (методическая работа).

Данный список постоянно пополняется и расширяется.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа в 6-м классе

В воспитательной программе класса представлены цели и задачи воспитательной работы в этом году, характеристика класса, работа по секторам, планируемые мероприятия....

Воспитательная программа для 5-6 кл

Программа расчитана на два года для учащихся 5-6 классов...

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"

Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

Воспитательная программа «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования»

Программа  «Моделирование оптимальной воспитательной системы учреждения дополнительного образования» Советского районного Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» на 2014/2019 год...

Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса

 В основе  модуля «Уроки семьи» лежит  системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...