«Волшебный мир изделий шерсти у разных народов России»
план-конспект

Галанова Зоригма Баторовна

изучение историю возникновения изделий их шерсти, изучить историю изделий из шерсти у разных народов России, их пользы и научиться изготавливать панно и бусы из шерсти.

развивающие: развитие творческого мышления; развитие аналитических способностей (умение сопоставлять, сравнивать, выявлять общее, особенности);

воспитательные: воспитание интереса к народным традициям; формирование умения анализировать произведения декоративно- прикладного искусства. воспитание духовно-нравственных качеств личности через искусство изображения; формирование взаимопомощи, желания подсказать, проинструктировать, дать совет; формирование умений строить взаимоотношения в процессе групповой деятельности; прививать учащимся интерес к прикладному искусству разных народов; прививать  учащимся  любовь  к  родной  природе,  любопытство,  интерес  к  её  изучению  и освоению, воспитывать эстетическое отношение к действительности, аккуратность, терпение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательное мероприятие

«Волшебный мир изделий шерсти у разных народов России»

Актуальность

Культура каждого народа имеют свою индивидуальность, свои особенности, то есть обладает самобытностью. Народ обязан беречь свое национальное достояние, ибо только в этом случае он сможет внести в общую сокровищницу народной культуры что-то оригинальное, неповторимое. Сберечь – не значит «законсервировать», вырвать из естественного развития, остановить на повторении и копировании прошлого. Художественные промыслы, развиваясь, не могут не испытывать влияние современности. Войлок в настоящее время привлекает внимание художников, дизайнеров всего мира. Мы решили ближе ознакомиться с данной технологий, с ее истоками и традициями у разных народов России. В связи с этим цель нашей работы:
изучить историю изделий из шерсти у разных народов России, их пользы и выполнить панно и бусы из шерсти. 

Задачи:

образовательные: сформирование стремления к исследованию объектов природы, понимание неразрывной связи человека с природой, изучение историю возникновения изделий их шерсти

развивающие: развитие творческого мышления; развитие аналитических способностей (умение сопоставлять, сравнивать, выявлять общее, особенности);

воспитательные: воспитание интереса к народным традициям; формирование умения анализировать произведения декоративно- прикладного искусства. воспитание духовно-нравственных качеств личности через искусство изображения; формирование взаимопомощи, желания подсказать, проинструктировать, дать совет; формирование умений строить взаимоотношения в процессе групповой деятельности; прививать учащимся интерес к прикладному искусству разных народов; прививать  учащимся  любовь  к  родной  природе,  любопытство,  интерес  к  её  изучению  и освоению, воспитывать эстетическое отношение к действительности, аккуратность, терпение.

Основные методы и технологии

Беседа, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа, уровневая дифференциация; проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Методы контроля: наблюдение, тестирование, выставка, презентация, мини-конференция, практическая работа.

Объектом исследования является технология валяния шерсти.

Предмет исследования изделия из шерсти, выполненные с использованием технологий сухого и мокрого валяния.

Оборудование:  Компьютер, проектор, материалы и инструменты для работы, Шерсть акриловая и натуральная разных цветов, салфетка хозяйственная, ножницы, пинцет

Планируемые результаты:

  Личностные

  Проявлять интерес к содержанию предмета занятия;

  Осознать потребность  в изучении темы;

  Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.

 Метапредметные

 Познавательные умения:

  Отвечать на вопросы воспитателя, используя свой жизненный опыт;

  Умение систематезировать полученную информацию;

Регулятивные умения

  Определять цель  деятельности;

  С помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

  Учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта;

  Учиться  совместно    с  учителем  и  другими  учениками  давать  эмоциональную

оценку деятельности ;

  Определять степень успешности выполнения своей работы и работы других .

Коммуникативные умения:

  Учиться  слушать  и  слышать  учителя  и  одноклассников,  совместно  обсуждать

предложенную или выявленную проблему;

  Сотрудничать, договариваться;

  Доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения.

Предметные              

  С помощью учителя выполнять практическую работу.

  Бережно относиться к изделиям из шерсти.

Тип занятия: групповое занятие по работе над проектом

Класс по желанию делится на 3 группы:

1-я группа - Историки

            2-я группа - Исследователи

            3-я группа – Мастера

Каждой группе были розданы задания:

Группа «Историки» должны изучить историю создания изделий из шерсти. Сделать презентацию, приготовить выступлению. Охарактеризовать исторически сложившиеся обстоятельства использования войлока.

Группа «Исследователи» должны выявляют роль и место изделий из шерсти в быту у разных народов​ России

Группа «Мастера» должны   приготовить мастер-класс по изготовлению бусрушек и панно из шерсти

Ход занятия:

1. Организационно - мотивирующий этап.

1.1. Организационное начало занятия. Мотивация учебной деятельности.

-Приветствие

Здравствуйте, ребята. На прошлых занятиях мы узнали, что у бурят в основе хозяйства было скотоводство, держали обычно 5 видов животных: баранов, коров, верблюдов, коз и лошадей. Сегодня нам предстоит узнать и научиться новому.

В моей корзине много фотографий ( показывает фото валенки, войлока, юрты)

-Как думаете, из чего сделаны эти вещи?

- Из шерсти

- Правильно. Добро пожаловать в волшебный мир изделий шерсти у разных народов России. -Сегодня на занятии, мы с вами познакомимся с одной из древнейших техник декоративно- прикладного искусства - валяние из шерсти, узнаем краткую историю происхождения войлоковаляния, познакомимся с техникой сухого валяния из шерсти и в этой технике изготовим изделие из шерсти, а также вы сами оцените свои работы и примите участие в рефлексии.

1.2. Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся.

-А что такое шерсть? (Демонстрация слайдов)

Шерсть — собранный для переработки волосяного покрова животных, в основном овечье шерсти.  Валяние из шерсти называется войлоковаляние.

1.3. Организация «погружения» учащихся в их незнание.

-Ребята, а как вы думаете какова история возникновения изделий их шерсти? Об этом расскажет группа «Исследователи»

Группа «Историки» должны изучить историю создания изделий из шерсти. Сделать презентацию, приготовить выступлению. Охарактеризовать исторически сложившиеся обстоятельства использования войлока.

Текст примерного выступления:

История этого необыкновенного вида рукоделия уходит корнями в далекое прошлое. Валяние -  самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Согласно легенде, возникновение первого валяного изделия связано с Великим потопом. Помещенные в Ноев Ковчег овцы роняли свою шерсть на пол, а затем взбивали её копытами. Таким образом, был создан первый валяный ковер. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких, а затем и одомашненных животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока. В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Из шерсти делали войлоки, покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы, матрасы и подушки, головные уборы - вот не полный перечень изделий из войлока. И лишь много позже люди научились прясть, вязать и изготавливать ткани.  

Группа «Исследователи»  выявляют роль и место войлочных изделий в быту у разных народов​

Россия имеет собственные традиции в искусстве валяния шерсти. У русских  валяные бурки, кошмы, шляпы, ковры делали из овечьей шерсти. Но больше всего прославилась теплая и удобная русская обувь — валенки.

Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.

На Северном Кавказе и в Дагестане существует традиция изготовления войлочных сапог. Ярким примером служат лакские сапожки с прострочкой и аппликацией с золотым шитьём. 

В Киргизии сваляный в однородное полотно войлок называют кийиз. 

Бурятские мастера изготавливают одноцветные войлоки, в том числе богато простёганные сухожильными нитями и отделанные аппликациями. Юрты, кошмы, подстилки на кровати, потники под сёдла, головные уборы, чулки - вот далеко не полный перечень изделий из войлока. С давних времен изготовление войлока у Бурят было одно из главных забот короткого сибирского лета. Все начиналось со стрижки овец. Проводили её в конце июня, начале июля, стричь позднее было нельзя, т.к. новая шерсть не успевала отрасти до начала зимы, животные могли погибнуть. Только на строительство одной небольшой юрты, требовалось войлока от 90 до 150кв.м. а ведь многие семьи имели по 2-3 юрты.

Башкиры также как и буряты использовали не только ручную технологию валяния шерсти, но и валяли с при помощи лошади. Предпочтение отдавалось белому войлоку. "Белая юрта" (аk тирмэ) - распространенный образ в башкирском фольклоре.

Группа «Мастера» должны научить других детей делать игрушки из шерсти

Ребята, мы приглашаем вас поработать в нашей мастерской. В этом мастер-классе мы покажем вам как валять бусины. Итак, для того, чтобы свалять войлочные бусины нам понадобятся:

  • шерсть для валяния (она может быть совершенно любой, но если захотите валять из грубой шерсти, учтите - бусы будут кусаться!);
  • волокна шёлка, пряжа и т.п. (для декора);
  • губка (или же щетка для валяния, она же мат для валяния);
  • иголка для валяния (средней толщины, например №60);
  • мисочка с горячей водой;
  • жидкое мыло;
  • полотенце.

При валянии шерсть усаживается, поэтому для бусинки определенного размера нужно сначала сложить шарик по размеру больше той бусины, которую вы хотите сделать. Возьмите прядь шерсти в руки и разделим шерсть на волокна, свернем шерсть в шарик, сворачивайте как можно плотнее. Нужно взять шерсть разных цветов, перемешать ее между собой, чтобы получились полутона и как можно меньше жгутиков из шерсти. Затем сложить шерсть в шарик и закрепить иголочкой. можно приступать к мокрому валянию. Возьмите мисочку с горячей водой, жидкое мыло и полотенце. Возьмите бусинку и намочите верхний слой шерсти (слегка покатайте бусинку на воде), не нужно мочить бусину сразу насквозь, лучше делать это постепенно.

Постепенно бусина станет плотной и уменьшится. После того как бусины свалялись, промойте их хорошенько под струёй воды, отожмите, немного покатайте в руках, чтобы придать форму и высушите. А затем нанижите на ленточку и носите с удовольствием!

2. Контрольно-коррекционный этап.

- Ребята, пожалуйста, оцените свою работу.

- Какие трудности были при изготовлении работы?

3. Подведение итогов.

- Наша работа в народной мастерской подходит к концу. (Предложить сесть в круг)

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вы научились изготавливать?

- Что вы сделаете со своими игрушками?

- Какие ощущения испытывали в ходе работы?

- У вас получились замечательные изделия. Спасибо за работу.

- Посмотрите (демонстрация слайдов). Это работы, которые изготавливали ребята, которые научились делать изделия из шерсти.

-У кого появилось желание изготовить другие изделия в технике войлоковаляние?

4.Рефлексия.

-Посмотрите, пожалуйста, на этиигрушки. У них у всех разное настроение. Какая из них наиболее близка Вам по настроению? Какую Вы забрали бы с собой, уходя с занятия (спокойная,радостная, разочарованная, сердитая, удивлённая, испуганная).

   

Использованная литература:

  1. Всё о войлоке и фильцевании; изд-во Астрея, 2005г., в электронном виде.
  2. Ксения Шинковская Вещици из войлока; изд-во АСТ – Пресс Книга, 2008г., в электронном виде.
  3. Люцкевич Я. Игрушки в технике фильц, в электронном виде;
  4. Маргарет Зеевальд Домашний уют своими руками, изд-во « Burda », 1996г.
  5. Электронный учебник «Буряад сахим ном»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы разных времен разных народов мира

Урок литературы в 5 классе "Мифы разных времён разных народов"...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

В данной методической копилке можно найти примеры применения приёма "Фишбоун" на уроках ОДНКР в 5 классе . Это продолжение работы  " Методическая копилка "Использование приёма...

Разговоры о важном 25 декабря 2023 тема новогодние семейные традиции разных народов России материалы для 1-11 классов

25 декабря 2023 разговоры о важном тема занятия новогодние семейные традиции разных народов России для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО скачать материалы для внеурочн...