Краеведческие исследования школьников
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Статьина Валентина Владимировна

Методические рекомендации для участников

 конкурса исследовательских и проектных работ учащихся.по краеведению.

Методические рекомендации содержат обязательные элементы

научного исследования, этапы выполнения и структуру  работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведческие исследования школьников.

Методические рекомендации для участников

 конкурса исследовательских и проектных работ учащихся.

Исследовательские работы. В этих работах содержатся обязательные элементы

научного исследования:

  • Постановка цели;
  • Формулирование задач;
  • Выбор методов сбора и обработка фактического материала;
  • Проведение наблюдений, опытов , экспериментов;
  • Анализ и обсуждение полученного материала, в результате  которых исследователь получает ответы (выводы) на поставленные в задачах вопросы.

Особенностью таких работ является  непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Под исследовательской деятельностью  понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

        Основным отличительным признаком  исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (это могут быть сведения первоисточников), анализ собственных данных и вытекающие из них выводы.

Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого  выполняются работы. Суть исследовательской  работы состоит  в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе  и произведенных  на его основании новых выводов. Суть реферативной работы – в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.

                                     Этапы выполнения работы.

Выбор темы. В центре исследований, проводимых учащимися в рамках участия в конкурсе исследовательских работ  стоят такие важные сферы локальной традиционной культуры как обычаи и обряды, фольклор, народное прикладное исскуство.

        При выборе темы необходимо учитывать два критерия. Во-первых, тема должна быть  интересна исследователю. Во-вторых, тема должна быть актуальна, а также реально выполнимой.

Источником для выполнения работы могут служить интересные исследования, статьи, корреспонденции газет, мемориалы, материалы  музеев, исследований, анкетирований, опросов, записей, воспоминаний очевидцев.

     Формулирование цели исследования. Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений. Цель работы должна быть конкретной, должен быть четко сформулирован вопрос, на который вы хотите получить  ответ.

     В исследовании важно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе большой смысл и конкретизировать  предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена , либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться  литературными данными и логическими соображениями.

     Знакомство с литературой необходимо для определения состояния изученности темы, выборов методов работы. Литература делится на ряд категорий:

  1. научно-популярная. Она содержит доступную, но не вполне достоверную информацию.
  2. Учебная. Учебники, пособия, практикумы, методические рекомендации и другая учебная  литература содержит  целостные, системные сведения по интересующему вопросу.
  3. Научная. Для выполнения исследовательской работы на высоком уровне необходимо знакомство с научной литературой по теме исследования. Работа с научной литературой требует знаний  терминологии и системы основных понятий  в данной области науки.

Формулировка задач. Задачи и цели не одно и тоже. Задачи показывают , что

вы собираетесь делать. Приступая к работе необходимо определить круг задач, которые вы собираетесь решать в процессе написания работы.

                   Выбор и освоение методики. Выбранная методика должна соответствовать целям и задачам исследования.  Если исследование сравнительного характера, то нужно использовать единообразные, стандартные методики.  Они как можно меньше должны зависеть от субъективных  особенностей исследователя. Методика должна быть эффективной , т.е. позволяющая за определенный промежуток времени  собрать достаточное количество материала. Установление любых закономерностей  начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования.

                  Составление календарного  плана работы. Всю работу, которую планируется провести, удобнее разбить на отдельные промежутки и установить сроки их выполнения, чтобы каждая часть работы была выполнена без спешки.

  • Выполнение основной части работы.  В этот период происходит  сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств). Основную часть работы  можно  разделить на работу с литературой (в библиотеке, музее, архиве), полевые работы и обработку полученных результатов.  Именно в это время собирается основная  информация  и фактический материал.  При проведении исследования учащиеся могут  пользоваться следующими методами:
  • Собственные наблюдения;
  • Опрос местного населения;
  • Сопоставление результатов наблюдений и рассказов сторожилов;
  • Фиксирование на бумажных, магнитных, фото и т.д. носителях;
  • Сбор и аннотирование натурного материала.

Выбор источников и форм работы зависит  от содержания исследуемого направления.

Можно организовать длительную и дальнюю экспедицию, но много нового можно узнать и не выходя из своей деревни, села поселка. Все наблюдения. Услышанные рассказы должны быть записаны ( а иногда и зарисованы) в дневнике. В дневнике должны быть обязательно записаны следующие сведения: дата (год, месяц, число), место. Объект изучения, его название и использование. Остальная информация излагается свободно. Кроме дневников, важным документом является анкета информатора, которая заполняется сразу, на месте. Вопросы анкеты местного жителя-информатора:

  1. фамилия, имя, отчество;
  2. год, месяц, число и место рождения;
  3. профессия, род занятий;
  4. с какого времени живет в этом месте;
  5. кто передал Вам знания о традициях,
    каким ремеслом владеете, кто учитель;
  6. адрес.

 К каждому предмету материальной культуры или фольклорной записи.должна быть   составлена  аннотация:

  • от кого получил информацию;
  • где получил;
  • местное название;
  • из каких материалов сделана;
  • технология изготовления;
  • когда сделана (если фольклор, то когда и от кого узнал/услышал).

Обобщение и анализ полученных результатов. Чаще всего обобщение материала проводится сведением данных  в таблицы, графики, диаграммы. Затем эти данные используются для описания, сравнения, анализа. Простое переписывание  данных из дневника наблюдений, опросников и пр., без какой-либо обработки недопустимо. Следует помнить, что основными вопросами являются не «что?» и «сколько?», а «как?» и «почему?».

                     Главные вопросы, на которые  должны быть даны ответы:

  1. что характерно для локальной  традиционной культуры данного региона;
  2. что из этого соответствует общепринятым нормам русской  традиционной культуры,
  3. в чем состоят  особенности традиционной культуры данного региона;
  4. чем объясняются эти особенности.

Написание и оформление работы. Работа должна быть построена не произвольно, а по определенной структуре, которая является  общепринятой для исследовательских работ учащихся.

Выступление с подготовленным сообщением (докладом) на конференции. Главная задача  докладчика точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством ярко, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного  материала. Именно поэтому  написанная работа и  доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества, к которым нужно готовиться  по-разному. Поэтому недопустимо зачитывание доклада, перегрузка его лишними данными. Этим обуславливается  и жесткий регламент выступлений, практикуемый  на научных конференциях. Действительно, для освещения  сути работы 10 минут  заведомо хватает ( и это не сильно зависит от объема самой работы), все остальное, если у аудитории не возник интерес, излагается в ответах на вопросы или в кулуарах.

Можно предположить следующий примерный порядок выступления  на защите исследовательской работы: краткое обоснование проблемы и темы исследования, цель исследования, формулировка задач, характеристика исследуемых явлений, явлений, процессов, фактов; методика проведения исследования, обзор полученных  данных; методика их обработки, результаты исследования, представленные в наглядной форме

 ( плакаты, таблицы, графики, фотоматериалы т. п.); анализ результатов работы; выводы; их теоретическая и практическая значимость.

                                           

                                        Структура  работы.  

Представленная на конкурс работа должна быть построена по определенной структуре, которая является общепринятой  для учебно-исследовательских работ.

Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть; заключение, библиографический список, приложения.

      Титульный лист  является первой страницей  работы. На титульном листе указывается наименование министерства, название учебного заведения, название конкурса, номинация, тема работы, фамилия, имя автора, школа, класс, Ф.И.О. руководителя, его должность и место работы, город и год выполнения работы.

      Оглавление помещается после титульного листа. Эта часть работы носит справочный, вспомогательный характер, в которой приводятся  разделы работы с указанием страниц. Оглавление  дает представление о тематическом содержании работы, а также помогает  читателю быстро найти  в тексте нужное место.

      Во введении  кратко обосновывается выбор темы, ее актуальность  и значимость. Определяются цели и задачи. Кратко дается описание предмета исследования, указывается избранный метод исследования, сообщается в чем  заключается  значимость и прикладная  ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.

Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре надо показать, что вы знакомы с областью исследований по нескольким  источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что давно сделали до вас. Написание литературного обзора поможет вам  более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать  на вопросы во время доклада.

               В конце вводной главы должна быть сформулирована цель работы, причем конкретно, а не в общих словах.

        В основной части работы приводится методика и техника исследования. Даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно  соответствовать  теме работы и полностью ее раскрывать .

В тексте  работы должны быть ссылки на тот или иной источник.

      Заключение содержит основные выводы , к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала, при этом должна быть подчеркнута их самостоятельность, новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов.

       Выводы должны располагаться в определенном порядке: от более важных к менее важным , от более общих  - к частным . обращаем  особое внимание на то, что в заключении должны быть изложены именно выводы, а не краткий пересказ всей работы.

       В заключительной главе работы учитывается  и грамотность текста.

     Список используемой литературы приводится в конце работы. Источники располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов ( или названию сборника). Тут  же  указывается  название книги, место выпуска, название издательства, год издания, количество страниц. Если авторов более 3-х, то пишут фамилию первого автора, а вместо остальных ставят « и др.»

      В приложении помещают  вспомогательные  или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.д. , если они помогают лучшему пониманию  полученных результатов. На материал, помещенный в приложении,  должны быть ссылки в основной части текста.

                                    Номинация «Промыслы и ремесла»

Собирая материал для написания исследовательской работы в номинации «Промыслы и ремесла» нет нужды выискивать необыкновенные художественные  шедевры, ибо красивая по форме  и удобная глиняная крынка или горшок, выдолбленный из дерева, ковш, резная или расписная деревянная  ложка, красивая по цвету и рисунку вытканная  на ручном ткацком стане вещь, вышитое полотенце, традиционный  женский головной убор, некоторые  орудия труда из дерева, металла, которые находятся рядом с вами –

ценны своими художественными качествами.

      Присмотритесь к ним внимательно, проанализируйте и найдите ответы на вопросы:

  1. соответствует ли форма  изделия его назначению;
  2. как  повлияли природные качества материала на особенности формы;
  3.  какие технологические приемы изготовления предмета продиктованы свойствами своего натурального материала;
  4. удобна ли эта вещь в практическом использовании;
  5. как размещен на вещи декор, подчеркивает он или разрушает пластичность формы;
  6. каково композиционное и смысловое значение формы предмета и его декора,
  7. известны ли вам имена мастеров;
  8. чем отличается рассматриваемый предмет, созданный местным умельцем, от наиболее  известных аналогичных вещей, хранящихся в музеях, опубликованных в книгах.

                         Получив ответы на эти вопросы, вы осознаете, что вам посчастливилось держать в руках  подлинное  произведение  народного искусства местных мастеров, предмет традиционной культуры.

            Хочется еще раз напомнить, что в каждом  из направлений работы главным являются  ответы на вопросы:

  1. что характерно для традиционной культуры вашего края;
  2. в чем проявляются ее особенности, чем объясняется  их наличие;
  3. какие общерусские традиции живут в вашем крае.

Главная задача проводимого исследования в ходе написания работы – выявление своеобразия местной традиционной культуры и связи ее с общенациональной культурой.

         

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческое исследование жизни и боевого пути ветерана Великой Отечественной войны Жуйко Михаила Васильевича.

В работе рассказывается о ветеране Великой Отечественной войны Жуйко Михаиле Васильевиче....

Организация научно-исследовательской и краеведческой работы школьников

Данная работа является моим отчётом по теме самообразования....

Краеведческие исследования.

Отчёт по методической теме....

Краеведческое исследование поселке Решетиха

Исследование по историческому краеведению рассказывает о возникновение поселений на реке Оке и Осовце будующие поселка Решетиха...

Выступление на методическом объединении учителей Берчука Юрия Георгиевича по теме «Использование краеведческого исследования в образовательном процессе»

Школьное краеведение находится в тесной связи с научным. Поэтому при организации образовательного процесса лучше непосредственное наблюдение, сравнительно-исторический анализ, описание событий, самост...

Архивные документы как основа краеведческих исследований

Представлен алгоритм работы учащихся с архивными материалами в исследовательской деятельности....

Cтатья «Историко-краеведческое исследование как средство воспитания национальной и гражданской идентичности учащихся» 21.12.2022 г.

Воспитание национальной и гражданской идентичности личности подрастающего человека сегодня особо актуально. Для достижения этой цели решаются  различные   образовательные, развиваю...