Краеведческие исследования.
статья по краеведению на тему

Теплова Галина Валерьевна

Отчёт по методической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа.25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на этапе конкурса «Учитель года 2014»

«Методическое объединение»

Тепловой Галины Валерьевны -

  учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ с.Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области».

Методическая тема:


«Исследовательская деятельность краеведческой направленности на уроках литературы, русского языка и во внеурочной работе»

Чувство Родины нужно заботливо взращивать, 
прививать духовную оседлость. 
Если не будет корней в родной местности, 
в родной стороне - будет много людей, похожих 
на иссушенное растение перекати-поле.

                  Лихачев Д.С.

Слайд 3                                           Задачи:

Формирование навыков исследовательской деятельности посредством краеведческой работы с целью нравственного, духовного воспитания, приобщения к культуре и истории родного края.

Слайд 4.                             Практические цели:

1. Сбор и систематизация краеведческого материала в форме исследовательских проектов, презентаций, творческих отчётов, альбомов;

2 .Использование собранного материала на уроках литературы, русского языка в качестве дополнительного источника информации;

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий краеведческой направленности.

Слайд 5.

Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь -  маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира.

Краеведение – средство сохранения социальной памяти, изучения культурного наследия, «воспитывающая наука», как назвал ее академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.

.

Слайд 6.                  Что уже сделано?

Альбом  «Возникновение села Максимовка и его названия»

Поэтическая презентация «Легенда о Максимовке».

Альбом «Как жили наши предки» о семейном укладе в деревенском доме.

«История  церкви Покрова и её трагической гибели».

Презентации «Герой Советского Союза Маркелов» и «Герой Советского Союза Казаков» о героях односельчанах.

 Презентация «Детство, опалённое войной» – о детстве односельчан в годы Великой Отечественной войны.

Творческий отчёт «Родная школа глазами двух поколений» – об истории создания первой Максимовской школы, её учителях, учениках в сравнении с сегодняшней школой и её коллективом учеников и учителей.

Слайд 7.               Методы работы.

Для создания альбомов ребята работали с архивными материалами в районном музее, встречались со старожилами села. Фотографии находили в фотоальбомах жителей села. В некоторых случаях включались в переписку с родственниками с целью уточнения данных и получения  интересующих сведений.

Слайд 8.Ребёнку важен результат.
Обязательно подвожу итоги всех творческих конкурсов, исследовательских проектов, конкурсов  презентаций.

Слайд 9.

В текущем учебном году работа исследовательско-краеведческой направленнойти вышла на новый уровень, так как кабинет оснащён компьютером. На 2013-14 учебный год запланированы научно-практические  конференция в рамках работы МО гуманитарного цикла. В конце декабря прошла межпредметная конференция «Саратов изначальный», на ней  были представлены краеведческие исследовательские работы по истории образования города Саратов, о возникновении названия Саратова. Конференция «Краеведение на уроках истории, литературы, русского языка» в рамках МО включала в себя конкурс презентаций по истории села, работы о героях Великой Отечественной войны – наших односельчанах.

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка и литературы вызывает у школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге - любовь к малой родине и гордость за свою страну.

Слайд 10.

Накопленные материалы становятся основой устных журналов для учеников начальных классов. Как классный руководитель с воспитанниками готовим подборки материала, распределяем выступающих и идём к 1-4 классам. Они слушают с большим интересом и часто задают множество вопросов.

Слайд 11.        Использование на уроках литературы.

Использую собранный материал в качестве дополнительного источника информации. Например, при изучении литературы о Великой Отечественной войне ввожу в композицию урока материал о Героях Советского Союза - односельчанах. И тогда прочитанные произведения становятся ближе. Презентации «Они ковали Победу в тылу», «Детство, опалённое войной»  можно применить как вступление на уроках по изучению военной лирики.

Слайд 12.

Материалы альбома «Становление советской власти в Максимовке» ввожу в урок по истории создания романа А.Шолохова «Тихий Дон». История оживает в лицах односельчан, и далёкое прошлое становится понятнее.

Слайд 13.

При изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» можно вспомнить об образовании с.Максимовка, т.к. возникло оно, согласно собранным материалам, после разгрома войска Пугачёва. (1773-1776 г.г.)

Слайд 14.

История образования избы-читальни и первой школы может звучать в средних классах. Например, на уроке по рассказу В.Распутина «Уроки французского», в 6 классе при изучении стихотворений Н.А.Некрасова «Школьник», «Крестьянские дети».

Слайд 15.       На уроках русского языка.

Как учитель-практик я вижу, что целенаправленное, систематическое использование краеведческих текстов на уроках русского языка позволяет повысить уровень коммуникативной культуры учащихся. Я стараюсь не только читать интересный материал об истории родного края, но и побуждать детей к созданию своих оригинальных историй. Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка и литературы вызывает у школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге - любовь к малой родине и гордость за свою страну. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, литературе, становится важнейшим средством воспитания.

Слайд 16.                      Тонкости.

Мной разработан урок русского языка в 6 классе на тему «Склонение порядковых числительных». Весь материал урока краеведческого характера. (Благо, порядковых числительных в истории села достаточно)

       Но это скорее исключение, чем правило. Применять краеведческий материал надо  умеренно, перепроверять факты, имена, даты. Обязательно оговариваться о том, что материал собран учениками, составлен по воспоминаниям односельчан.

Слайд 17.    Фрагмент урока русского языка  в 6 классе на тему: «Склонение порядковых числительных»

  • Цели: 1. Сформировать умение склонять порядковые числительные;
  • 2.Развивать речевую компетенцию в использовании числительных в речи;
  • 3.Воспитывать патриотизм на примере истории родного края.
  • Оборудование: 1.Альбом с материалами по истории села
  • 2.Таблица «Склонение числительных» 3.Сигнальные карты (Ц, Д, С)

            4.Индивидуальный раздаточный материал.

Слайд 18.           Постановка цели

       -   Наш урок посвящён истории села Максимовка от его возникновения до наших дней. В ходе урока вы должны правильно склонять числительные, быть внимательными и аккуратными.

История села родного овеяна легендами,

Творилась издавна она отцами и прадедами…

Слайд 19.

Пусть ваше настроение будет такое же солнечное, а взгляды  - такие же тёплые и приветливые, как эти дары максимовских полей.

Слайд 20.

Синтаксический разбор предложения.

Наше село возникло в середине восемнадцатого века.

  - Назовите порядковое числительное.

 - Как склоняются порядковые числительные ?

Слайд 21.       Работа с сигнальными карточками:
                       (целое - ц, дробное – д, собир. – с)

½ поля, 657 жителей, двое друзей, 60 школьников, 12 фермеров, пятеро

    друзей, 3/5 круга, трое учителей, 25 километров, двое ребят, три отличника.

Слайд 22.          Работа в парах.

Списать, заменить цифры словами. Выделить окончания порядковых числительных. 

     В 1917 году до сельчан дошли вести о революции. В 1924 году в Максимовке вспыхнуло восстание кулаков. Оно было подавлено красноармейцами. Первым председателем сельсовета стал Корней Степанов.

Слайд 23.         Работа в группах:
Прочитайте текст по цепочке, правильно склоняя числительные.

Церковь Покрова была поставлена в 19 веке.    Лес для неё переправили по Терешке и волокушами привезли в село. В 2000  шагах жил батюшка Розов. На месте дома Осиповых около 5 лет была лавка. В 1824 году снесли колокольню. Колокол пропел ещё 3 раза и рухнул на землю. Затем там был склад зерна, библиотека, клуб. Летом 2006 года село утратило деревянную церковь навсегда.

Слайд 24.   Исследовательская работа на дом.

Домашнее задание:

    Провести исследовательскую работу и вставить числительные в текст.

Моё село сегодня.

Сейчас в Максимовке проживает___ человек. В средней школе работает ______ педагогов, и учится_____школьников. Детский сад посещает _____ малышей. В Максимовке есть амбулатория, отделение скорой помощи, дом культуры, библиотека. В селе ___ магазинов, почта, молельный дом, на котором осенью _____ года возведены купола.  ___фермерских хозяйства обрабатывают землю и выращивают зерно. Моё село живёт и развивается.

Слайд 25.                Рефлексия.

  • - Чем мы занимались на уроке?
  • - Что вас заинтересовало?
  • - О чём хотите узнать больше?
  • - Какую роль в речи играют имена числительные?

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Итог выступления.

Подготовка учащимися сообщений, докладов, сочинений, организация выставок краеведческой литературы свидетельствует об интересе ребят к истории родного края, его культуре и литературе, расширяет кругозор, дает возможность совершенствования собственной речи. А главное – они не станут Иванами, не помнящими родства.

Участие в конкурсах:

1)«Вектор успеха» - исследовательские работы о военном детстве, героя-односельчанах.

2) «Талантоха» - направлены работы об истории школы и становлении советской власти в селе.

3) На сайте «Наша школа» в разделе творческих работ «Алые паруса» - опубликовано 4 работы.

4) На школьном уровне грамоты и дипломы за участие и призовые места в конференциях творческих и исследовательских работ. (7 человек)

5) Зарегистрирована в «Открытом классе». Опоздали на конкурс «На Волжских просторах», организованный сообществом учителей Петровского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по теме "Письмо" на краеведческом материале "Мне важно всё, что ты пишешь..."

На уроке исследуется содержание фронтовых писем, являющихся исторической и духовной памятью народа...

Краеведческое исследование жизни и боевого пути ветерана Великой Отечественной войны Жуйко Михаила Васильевича.

В работе рассказывается о ветеране Великой Отечественной войны Жуйко Михаиле Васильевиче....

Краеведческое исследование поселке Решетиха

Исследование по историческому краеведению рассказывает о возникновение поселений на реке Оке и Осовце будующие поселка Решетиха...

Выступление на методическом объединении учителей Берчука Юрия Георгиевича по теме «Использование краеведческого исследования в образовательном процессе»

Школьное краеведение находится в тесной связи с научным. Поэтому при организации образовательного процесса лучше непосредственное наблюдение, сравнительно-исторический анализ, описание событий, самост...

Архивные документы как основа краеведческих исследований

Представлен алгоритм работы учащихся с архивными материалами в исследовательской деятельности....

Краеведческие исследования школьников

Методические рекомендации для участников конкурса исследовательских и проектных работ учащихся.по краеведению.Методические рекомендации содержат обязательные элементынаучного исследования, этапы ...

Cтатья «Историко-краеведческое исследование как средство воспитания национальной и гражданской идентичности учащихся» 21.12.2022 г.

Воспитание национальной и гражданской идентичности личности подрастающего человека сегодня особо актуально. Для достижения этой цели решаются  различные   образовательные, развиваю...