Сценарий музейного урока " « Я правду расскажу такую, что хуже всякой лжи…»
план-конспект занятия (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Болонева Надежда Филипповна

 Сценарий музейного урока " « Я правду расскажу такую, что хуже всякой лжи…», ко Дню памяти жертв политических репрессий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий музейного урока

ко Дню памяти жертв политических репрессий

Составила:  Болонева Н.Ф. , учитель истории и обществознания

Слайд 1.

Звучит музыка Игорь Тальков «Листая старую тетрадь»

Слайд 2

  1. Бадмаева Ксения

 Добрый день!

Вы находитесь в музее нашей школы. Сюда, в школьный музей,  приходят затем, чтобы приобщиться к истории семьи, села, страны. Здесь хранятся бесценные документы и экспонаты  разных лет и даже веков.  Музейные ценности помогают нам глубже понять, о том,  как жила наша страна, чем занимались люди,  какие события случались в истории нашего государства. 

  1. Молчанов Дмитрий

Здесь всегда тихо.

Здесь говорит история.

Здесь говорит подвиг.
Здесь говорит нетленная память народа.

Слайд3.

  1. Болонева Н.Ф.

30 октября  в нашей  стране отмечается совсем не праздничная дата. Это -  День памяти жертв политических репрессий.  В  этот день, в каждом городе и в селе, потомки репрессированных  и все те, кто неравнодушен  к трагедии тех «страшных лет России» скорбят о безвинно убиенных. И сегодня  мы собрались здесь, чтобы почтить память тех, кто стал жертвой политических

репрессий, той самой страшной страницы в нашей истории.

Слайд4

  1. Унагаева Ксения

Они мирно жили и честно трудились,

Но в одночасье все изменилось.

Сломаны судьбы, надломлены души,

Стенанья родных. Как можно их слушать?

Сегодня, в день памяти этих несчастных

Мы вспомним, как все это было ужасно.

Стыдливо потупив глаза от родных,

Мы тихо попросим: «Простите за них!»

Слайд5.

5.БолоневаН.Ф.

Ребята, а вы знаете, кто такие политические заключенные?

Лицо, задержанное, находящееся в следственных изоляторах или в тюремном заключении, а также направленное на принудительное лечение, в   деле которого присутствует явная политическая составляющая, например, оппозиция действующей власти

А что такое репрессии? Репрессия это, карательные меры,  наказание, применяемое госорганами с целью сохранения и защиты существующего политического строя. Любые политические репрессии являются проявлением политического насилия.

Слайд6

  1. А что такое ГУЛАГ?

Сегодня мы на нашем музейном уроке  будем говорить о репрессиях. Нам предстоит узнать А были ли репрессии в нашем районе, в Республике? Каковы были масштабы  и последствия этих «грозных лет»?  

Слайд7

Слайд 8.

БолоневаН.Ф.

Слайд9

30 октября  1972 году  в мордовском  лагере для политзаключенных    умер  Юрий Галансков, получивший срок за свой протест против лишения свободы Андрея  Синявского и Юлия  Даниеля – писателей, осуждённых за опубликование своих рассказов за рубежом .

Прошло уже  46 лет,  когда в далеком 1974 году в Советском союзе  впервые был  отмечен «День политзаключённого». Тогда политзаключенные мордовских и пермских лагерей объявили голодовку в знак протеста против политических репрессий в СССР. Официально День памяти жертв политических репрессий впервые был отмечен в 1991 года в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР. 

Что же это было за время,    которое в истории носит название Большой террор?

Слайд 10

  Страшное время пережил наш народ, и навряд ли можно оставаться равнодушным всем нам к трагическим страницам своей истории. Нельзя потому что «кто живет без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей» Судьба людей была поистине героической и одновременно трагической. Для нас, молодого поколения, неправдоподобно звучат сегодня такие понятия, как расстрелы по разнарядкам, геноцид народов. Но все это было! И не дай Бог,  чтобы повторилось все то, отчего мы уходим все дальше и дальше.

Много суровых испытаний выпало в 20 веке на долю нашей страны. Две мировые и Гражданская война, голод и разруха, унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну.

Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Более того, уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться  против своего народа.

Инженеры и крестьяне, маршалы и генералы,  ученые и  поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине. Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных детей врагов народа по детским домам.

Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, Создала  ГУЛАГИ, а потом безжалостно уничтожала  этих людей. 

Слайд 11

Стих читает  Гаськов Дима

Здесь не слышно ни криков, ни слез

Нет ни проволоки, ни охраны

Здесь ни поле, ни лес, ни погост

А земли незажившие раны

Говорили, никто не забыт,

повторяли ничто не забыто

Лишь кривая береза стоит,

Как фигура вдовы из гранита.

Здесь зарыты, как  вкопаны в грязь

Чтобы вытравить память навечно,

Те, что справа - фашистская мразь,

Те, что слева - советские зэки.

Так давай те сейчас помолчим

И другими посмотрим  глазами

Это все -  было в нашей стране

Это было давно и не с нами.

Слайд 12

Учитель. В ГУЛАГАХ отбывали наказание те, кому ложно было присвоено клеймо – «враг народа».  Судили их за государственные преступления  по статье 58-1а. 

Измена Родине …. караются высшей мерой уголовного наказания - расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества.

Слайд 13

Труд политических заключенных использовался на постройках железных дорог, мостов, каналов, заводов и фабрик. Наш Кордонский железнодорожный  мост через реку Селенгу был построен силами политических осужденных принадлежавших Южной исправительно- трудовой колонии.

 Выступает Бадмаева Ксения

Слайд 14.

Железная дорога «Улан-Удэ – Наушки»  построена на костях политзаключенных

Южный ИТЛ (май 1938 – апрель 1943 г.г.) управлялся из Улан-Удэ. 40 тысяч заключённых были распределены на строительстве железных дорог Улан-Удэ – Наушки, Тайшет – Братск, на производстве боеприпасов, в сельском хозяйстве, на лесозаготовках.  Сооружение линии Улан-Удэ - Наушки началось в 1937 году. Это было железнодорожное строительство под № 202, протяженностью 254 км от столицы Бурят-Монгольской АССР к самой границе МНР. Временная эксплуатация этой линии начата в 1938 году. Строили ее заключенные Южного лагеря НКВД (начальник лагеря и строительства - И. Д. Шеммель, награжденный за эту стройку орденом «Знак Почета»). В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1940 году (из статьи  А. Ростовцева "Острова ГУЛАГа").

Слайд 15

Железную дорогу строили заключённые,  их называли «бамлаками», многие из которых были осуждены по политическим мотивам – по 58 статье. Жили они в холодных, глиняных бараках. Ходили босиком, почти полураздетые. Большинство из них погибли, не выдержав непосильного труда, голода, болезней. Таскали на себе неимоверной тяжести камни, выкорчёвывали деревья, надрывая своё здоровье. Умерших людей  замуровывали тут же в железнодорожную насыпь под рельсы. При строительстве железнодорожного моста через Селенгу также  использовался  труд «бамлаков», захоронения которых и были найдены на левом берегу Селенги, недалеко от д. Колобки.

Молчанов Дмитрий

Слайд 16 по 21

Воспоминаний Трифонова Василия Федотовича, родившегося  в1924 г. в с. Кордон (материалы предоставлены членами поискового отряда «Поиск»):

- Мост начинали строить в 1937 году, он предназначался для сообщения с Монголией. Строили мост вольнонаемные рабочие и заключенные. Было такое указание, чтоб от Улан-Удэ до Наушек на каждый метр железной дороги был поставлен человек. Техники было мало, работали вручную. Из машин было всего три самосвала марки ЗИС-5, работали на них три парня - вольнонаемные они подвозили камень и лес. Насыпи под дорогу делались вручную, гравий, песчаную и земляную смесь подвозили тачками из тех мест, где была возвышенность, пригорки и заваливали ямы и низменности, так выравнивали путь. Лагеря заключенных стояли в селах Шалута, Вознесеновка, за селом Ганзурино и дальше. Эти три лагеря строили путь от Вознесеновки до Оронгоя. Заключенные были разных национальностей, со всего Советского Союза, а также вольнонаемные.

Слайд 21-24

Неимоверно тяжелые условия работы, ручной труд, плохие условия проживания, способствовали распространению болезней и смертей от истощения.

Хоронили умерших на левом берегу реки. Зимой могилы не рыли, умерших оставляли до весны в яме в лесу, так как каждый рабочий был на счету, а на долбление могил ушло бы много времени. А весной и летом вырывались большие ямы и там закапывали заключенных. Все могилы были братскими, (то есть по несколько человек в одной могиле). Я тоже помню историю с гибелью людей весной 1937 года, когда река разошлась раньше обычного. Мы стояли на берегу, деревенские мужики кричали работникам: «Уходите, лед тронулся!», но они отвечали, что не такие мосты строили и не на таких реках. Лед стал быстро крошиться, и рабочие стали тонуть один за другим. Откололась большая льдина, и на ней оказалась группа рабочих исламской веры. Они не реагировали на крики людей. Сели на колени, образовав круг, и стали молиться. Льдина стала крениться и перевернулась, накрыв их своей массой. Все они утонули. После того как разошлась река, было найдено огромное количество утонувших строителей моста. Заключенные, которым оставался небольшой срок, возвращались в лагерь, а кому оставалось еще много до освобождения, убегали, скрывались от охраны, как будто утонули весной».

Слайд 25-28

Читает Гаськов Дмитрий

Зори всходят и заходят,
Жизнь меняется сполна.
Только вы, отцы и деды,
Не вернетесь никогда.

Чем измерить то страданье?
Как утешить эту боль?
Неизвестность, расставанья
Унесли у нас покой.

И за что такая кара?
В чем была у вас вина?
И в застенках, умирая,
Вы не дрогнули тогда!

Ну, а мы, потомки ваши,
Будем помнить вас всегда!
И Россия – мать родная –
Не забудет никогда.

Слайд 29- 34

Рассказ о  Федотове Амбросие  Феофановиче   читает Туркина Дарья

Читает Григорий Ермаков

Когда горят поминальные свечи,

И зал в минуту скорби затих,

Мне кажется, сюда, на эту встречу,

Слетаются души наших родных.

Мне кажется, они своих здесь ищут,

И радуются, что хранит нас Бог,

Что «черный ворон» по ночам не рыщет,

Не слышно стука кованых сапог.

Они взывают к нам, пока живущим,

И, кажется, мы слышим этот глас:

 «Родимые, добрее станьте, лучше,

Зажгите свечи, помяните нас».

Объявляется Минута молчания

Учитель:   Рассказ о Фомине Иване Куприяновиче  

(экскурсия документов  арестованного).

 Видеосюжет ( 3 минуты)

  на его фоне звучит  песня группы  «Ария» - Закат.  

Исполняет Михайлов П.С.

Слайд Посдедний

Читает Ксения Унагаева

Я думаю, пока есть мы, живые,

Пока потомки наши будут жить,

В день Памяти всегда, по всей России

Свечам гореть, поминовенью быть.

Горят пусть свечи светом негасимым,

И пусть в сердцах людей не гаснет свет.

Я верю: благодарная Россия

Жертв не забудет, не забудет, нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музейного урока «Память незримая нить, связывающая правнуков и их прадедов, отстоявших мир» урок посвящён 70-ой годовщине освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков

Внеклассное мероприятие посвященное 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистксих захватчиков проведенное в школьном музее дл яучащихся 1-4 классов.Цель мероприятия: Приобщить учащ...

Сценарий музейного урока "Новогодние праздники на Руси"

Сценарий музейного урока "Новогодние праздники на Руси"...

Сценарий музейного урока по проекту «Эпохи разные, а Родина одна» "Российская Жанна д`Арк" (для учащихся 3-4 классов).

О чем думают люди, говоря «Родина»? Родина – это необъятные просторы нашей страны: леса, поля, реки, моря, полезные ископаемые. Это и люди, которые живут в нашей стране, и язык, который с детств...

Сценарий музейного урока "Календарь Победы"

Данный урок является промежуточным результатом двухлетней работы учащихся школы над реализацией исследовательского проекта «Две стороны одной медали»- первый год – 1941- 1945 года ис...

Сценарий мероприятия "Международный день грамотности". Музейный урок - викторина

Сценарий мероприятия  "Международный день грамотности". Музейный урок - викторина...