Статья "Как заинтересовать школьника участвовать в школьных мероприятиях"
статья

Лисовская Галина Константиновна

Современные дети живут и развиваются в условиях быстро меняющейся жизни, и от них сегодня требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики выросли именно такими людьми, чтобы каждый из них стал активной, творческой личностью. Формирование познавательной и творческой активности происходит не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Важную роль играет в этом вопросе участие школьников в олимпиадах, конкурсах, различных внеклассных мероприятиях. А как увлечь школьников? Что необходимо, чтобы каждый ученик захотел участвовать в конкурсе, мероприятии?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как заинтересовать школьника участвовать в школьных мероприятиях?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Результативная сторона мотивации выступает в двух видах. С одной стороны, она связана с постановкой далеких перспективных целей, с другой - с принятием ребенком целей и задач в самой учебной деятельности, в процессе самого занятия.

Интерес к обучению, к участию в конкурсах от класса к классу уменьшается, многие дети начинают лениться и стремятся попустить занятие, их старательность уменьшается, авторитет преподавателя падает. В чем причины подобного явления? Ведь изначально дети приходят в наше учреждение с ярко выраженным желанием учиться, и у большинства из них имеется устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности. Исследования психолога М. Ф. Морозова обнаруживают, что сам по себе интерес к явлениям и событиям окружающего мира от класса к классу не только не угасает, но продолжает развиваться, становясь все более напряженным и весомым, более сложным по содержанию. Однако этот интерес, по-видимому, недостаточно удовлетворяется в учреждениях дополнительного образования эколого-биологического профиля.

Конкурсы, фестивали, олимпиады, научно-практические конференции – это не только показатель успешности ребенка, но и внешняя экспертиза, которая дает объективную оценку деятельности преподавателя. Когда учащийся принимает участие в конкурсах, его неизбежно оценивают со стороны, такая оценка характеризует не только работу преподавателя, но и образовательного учреждения в целом.

Проведение конкурсов способствует выявлению и развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, развитию мотивации к изучению предмета, повышению уровня достижений, самоутверждению. Происходит социальная адаптация детей во время проведения конкурсов, общения со сверстниками. У детей появляется желание стать успешнее, лучше учиться, а у преподавателей - стремление лучше работать, применять новые приемы на уроках. У родителей повышается уважение к учреждениям дополнительного образования, доверие к ним.

Методические рекомендации педагогическим работникам по вопросам мотивации ребёнка к участию в интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня.

1.Поддержка и одобрение взрослых.

Предлагая ребёнку принять участие в конкурсе, мы заведомо ставим его в ситуацию оценки и конкуренции. Это заранее сложные условия, поэтому решаются участвовать далеко не все. Здесь необходима поддержка и одобрение взрослых, нужен опорный человек в этой теме. Таким человеком могут стать как преподаватель, так и родители, а лучше всем вместе. И только тогда, почувствовав поддержку и одобрение, ребёнок в состоянии идти дальше.

Родители могут поддерживать своего ребенка такими словами: «Давай попробуем и посмотрим, понравится тебе самому рисунок или нет». Если рисунок ребенку понравился, можно предложить ему сделать следующий шажок – сравнить рисунок с работами других детей. А потом узнать у ребенка, понравились ли ему рисунки других участников или нет, и почему? И тогда, даже не заняв призовое место, ребенок может получить от конкурса положительный эффект и в дальнейшем захочет участвовать в подобном мероприятии.

2. Правильно организованная мотивация преподавателя.

Правильно организованная мотивация - залог колоссального успеха. Именно организованного, так как я отвожу большую роль в формировании мотивации именно преподавателю. Насколько будет убедителен сам преподаватель, например, повествуя о конкурсах, насколько он будет сам поистине увлечен тем, что он пытается донести детям (а это отлично чувствуется и читается по блеску глаз, воодушевленному голосу и пр.); насколько он сам будет отчетливо представлять ценность того или иного мероприятия, ровно настолько преподаватель найдет отклик в сердцах своих воспитанников. Недостаточно только дать информацию, надо чтобы захотелось ее взять; недостаточно только говорить о возможных результатах, надо чтобы эти результаты захотелось достичь. Любой человек, будь то ребенок, будь то взрослый, действие совершает по желанию - в основе поступка будет лежать его собственный мотив. А что это будет - страх или удовольствие, безусловно, зависит от конкретной ситуации.

Ясно, что положительный мотив несет в себе массу преимуществ: с большим успехом преодолеваются трудности, по-другому организуется время и пространство, спокойнее воспринимаются неудачи, ощущается мобилизация внутренних сил. Преподаватель, как никто другой должен ратовать за формирование положительной мотивации, если нацелен на результат.

3. Демонстрация успехов учащихся.

Чтобы сформировать устойчивый мотив, преподавателю нужно проводить регулярную работу по привлечению учащихся к конкурсам, например, организовывать собрания по обсуждению результатов конкурса, где все ребята могли бы поделиться своими впечатлениями и побудить остальных к участию. Можно организовывать фотовыставки по прохождению конкурсов, чтобы у детей осталась добрая память о проделанной работе.

Еще, как вариант, для формирования мотивации можно использовать в своей работе технологию портфолио. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности – учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной, самообразовательной и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к профессиональному образованию. Четко организованная работа на этом фронте - отличный мотив к участию в конкурсах.

Персональные выставки, тематические стенды под названием «Мы ими годимся», демонстрирующие успехи конкретного ребёнка - его грамоты с участием, победами, фото кубков, медалей, также повышают мотивацию к участию в конкурсах.

4. Поощрение участников конкура.

После конкурса можно поощрить победителей и поставить, к примеру, высокую отметку. Важно вручить грамоты или сертификаты ребятам – участникам конкурсов при всех учащихся творческого объединения, это тоже повышает мотивацию. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов).

5. Разъяснительная работа с учащимися.

Для того, чтобы ребята понимали, какое значение для них имеет участие в конкурсах, преподавателю нужно проводить разъяснительную работу с детьми: для младших школьников это могут быть примеры из жизни известных людей (желательно значимых для них), объяснить какое значение имело для них участие в конкурсе (спортсмены, артисты, эстрадные «звезды», ученые и т.д.). Со старшеклассниками проводить беседы, тематические встречи в направлении их будущей жизни по окончании школы, разъяснять, какие конкурсы им могут помочь для самоутверждения в жизни или будущей профессии.

6. Пример активного, эрудированного преподавателя.

Возвращаясь к вопросу о конкурсах, считаю, чтобы детям захотелось в них участвовать, преподавателю нужно самому участвовать в различных конкурсах и обсуждать свои успехи, а иногда и минусы, со своими учащимися. Это сближает, ставя их по одну сторону от баррикад, которые возводит окружающая действительность. Обмен впечатлениями, взаимная поддержка, совместное переживание неудач - это поможет в поддержании желания действовать в том же направлении.

Дети, в большинстве своем, обладают духом соперничества. Как показывает практика учащиеся всех возрастов с завидным азартом и энтузиазмом участвуют в конкурсах, с нетерпением ожидая результатов. Скорее всего, стоит вопрос об отсутствии мотивации среди преподавателей. 
В свое время Эйнштейн Альберт сказал: «Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример». Для ребят пример активного, эрудированного преподавателя - участника многочисленных конкурсов, может послужить тем самым необходимым стимулом личностного роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье школьников: технология работы школьного психолога

Статья "Здоровье школьников: технология работы школьного психолога"....

СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Работа посвящена актуальной проблеме организации спортивно-массовой работы в школе на основе школьного самоуправления. Актуальная потребность в совершенствовании управления образованием на всех уровня...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс

Всероссийская олимпиада школьников по ИНФОРМАТИКЕШкольный этап9 класс...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 класс

Всероссийская олимпиада школьников по ИНФОРМАТИКЕШкольный этап. 10-11 класс...

Как заинтересовать школьников на уроках русского языка и литературы? Педагогические приемы положительной мотивации.

В статье представлена подробная инфрмация о методах повышения мотивации у учащихся....

Как заинтересовать школьников геометрией

Это выступление было подготовлено мною для творческого конкурса учителей математики (2019 г.). В нем описана серия уроков геометрии в 7 классе.К выступлению прилагается презентация...