Внеурочная деятельность
рабочая программа (6 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Россия - в этом слове огонь и сила"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № __________от «__» ______2021г.

Замдиректора по ВР

  __________ /Ю.М. Михайлова/

Утверждаю:

Директор школы

 __________/М.В. Тиунова/

Приказ№ ____________от «__» _____2021г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Россия - в этом слове огонь и сила»

(6 класс)

                                                                                              Составитель                                                                

                                                                                           Гольцев Павел Сергеевич

                                                                       учитель ОБЖ

2021 г.

                                                                   

Пояснительная записка

     Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
      Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.

Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное военно-патриотическое воспитание, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Одним из главных целей стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
     Военно-патриотическое воспитание становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования. Перспективы его развития были определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 год» (программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422).
     Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования и военно-патриотического воспитания начинается с детского сада и начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.
      Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.

В основу данной программы положены Закон РФ «Об образовании», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», проекты новых Государственных образовательных стандартов, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон «Об обороне», материалы с интернет-сайта www.OBG33.narod.ru
     Программа строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей школьников.
Программа предусматривает 1 года обучения. Предусмотрено 34 учебных часов.

Цель программы:

  • Развитие способности школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.
  • Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
  • Формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
  • Героико-патриотическое воспитание и формирование чувства гражданского долга.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • Социализация и воспитание творческой личности. 
  • Наполнение детского досуга социально значимым смыслом;
  • Расширение кругозора.

      Задачи:

  1. Утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа военной службы.
  2. Создание новой эффективной системы воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государственному выполнению долга и служебных обязанностей.
  3. Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы воспитания у учащихся нравственности, честности, бескорыстия, справедливости, физического развития.
  4. Способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе.

Виды деятельности:

  • учебные занятия;
  • секции по военно-прикладным видам спорта;
  • месячники работы по военно-патриотическому воспитанию;
  • вахта памяти;
  • поисковая работа;
  • военно-спортивные состязания;
  • походы в музей;
  • встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
  • совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения;
  • физическое воспитание через развитие системы дополнительного образования.

Организационно-методические условия:
     В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:

  • системность;
  • единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
  • стимулирование познавательной активности школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
  • постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.


Планируемые результаты

В результате изучения курса учащийся демонстрирует компетенции:

Когнитивная составляющая – знание: 

  • Вооружённые Силы Российской Федерации: Понятие о протяжённости границ России. Флаг Вооружённых Сил РФ и флаги родов войск. Гимн и герб России. Воинские профессии, должности, звания и знаки различия в Российской армии. Ордена и медали, учреждённые для военных специалистов.
  • Краткая история Вооружённых Сил России: Основание русской регулярной армии при Петре I. Основание и строительство крепостей и других оборонительных сооружений по государственной границе. Освободительные войны России. Начало и ход Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.). Великие полководцы России. Структура современных Вооружённых Сил Российской Федерации.
  • Строевая подготовка: Строй и его элементы. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. Строевой шаг.
  • Мифы и сказания о подвигах русских богатырей. Произведения российских писателей, поэтов, художников, композиторов, скульпторов о подвигах российских воинов на полях сражений.
  • Первая медицинская помощь. Виды травм, классификация. Основы первой медицинской помощи при ранениях и травмах.
  • Общечеловеческие ценности; 
  • Правила дорожного движения и пожарной безопасности.

      Деятельностная составляющая - умения:

  • Выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям. Оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил; выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами; ценить общественный порядок и деятельность по его охране; добросовестно выполнять обязанности учащихся школы; вступать в различные коммуникации с учетом правил общения. 
  • Составлять словарь воинских терминов, рисовать боевую технику различного типа. Рисование, моделирование боевой техники различного типа из бумаги; собирание коллекций оловянных солдатиков, образцов различной боевой техники разных времён, почтовых марок, открыток по военной тематике. 
  • Выполнять строевые приемы на месте и в движении. Движение строевым шагом. Повороты на месте. Перестроения на месте. Размыкание и смыкание на месте.
  • Оказывать первую медицинскую помощь при легких ранениях и травмах. Останавливать кровотечение, накладывать повязки, обеззараживать рану. 

Итоговая работа курса: 

По окончанию курса учащиеся получают зачет по следующим видам деятельности:

  • Подготовка компьютерной презентации по истории Вооруженных Сил России (представление и защита подготовленных компьютерных презентаций с помощью учителя. Допускается как индивидуальная работа, так и коллективная).
  • Итоговая конференция по истории Российской армии. 
  • Выпуск стенгазеты ко Дню защитников Отечества, Дню победы.
  • Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности.

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Вооружённые Силы Российской Федерации
         Понятие о протяжённости границ России. Флаг Вооружённых Сил РФ и флаги родов войск. Гимн и герб России. Воинские профессии, должности, звания и знаки различия в Российской армии. Ордена и медали, учреждённые для военных специалистов.
    Практическая работа: составление словаря воинских терминов; рисование боевой техники различного типа.
  1. Краткая история Вооружённых Сил России
         Основание русской регулярной армии при Петре I. Основание и строительство крепостей и других оборонительных сооружений по государственной границе. Освободительные войны России. Начало и ход Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.). Великие полководцы России. Структура современных Вооружённых Сил Российской Федерации.
    Практическая работа: рисование, моделирование боевой техники различного типа из бумаги; собирание коллекций оловянных солдатиков, образцов различной боевой техники разных времён, почтовых марок по военной тематике.
  1. Военные училища и спортивно-технические клубы
         Ознакомление с системой военного образования в России, условиями поступления в военные училища.
  1. Строевая подготовка
         Строй и его элементы. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. Строевые приемы на месте и в движении. Строевой шаг. Движение строевым шагом. Повороты на месте. Перестроения на месте. Размыкание и смыкание на месте.
    Практическая работа: Выполнение строевых упражнений. Подготовка и участие в «Смотре строя и песни».
  1. Подвиги воинов, отражённые в литературе, музыке, живописи, скульптуре. Музеи боевой славы.
         Мифы и сказания о подвигах русских богатырей. Действия русских воинов на полях сражений. Произведения российских писателей, поэтов, художников, композиторов, скульпторов о подвигах российских воинов на полях сражений. Посещение музеев, мемориалов боевой славы русского воинства.
    Практическая работа: рисование, моделирование боевой техники различного типа из бумаги, картона; макетирование эпизодов сражений Великой Отечественной войны.
  1. Физическая подготовка
         Тренинг на выработку силы рук. Упражнения на перекладине. Соревнования по подтягиванию. Подвижные игры. Комплексная военизированная эстафета. 
  1. Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности
         Выпуск стенгазеты ко Дню защитника Отечества, Дню Победы. Подготовка и участие в конкурсе военно-патриотических песен. Участие в мероприятиях, посвящённых Дню защитника Отечества, Дню победы, Дню пограничника
  1. Первая медицинская помощь
         Виды травм, классификация. Основы первой медицинской помощи при ранениях и травмах. 
    Практическая работа: Правила наложения повязок. Оказание помощи при ранениях и травмах.
  1. Подготовка компьютерной презентации по истории Вооруженных Сил России
         Работа в сети Интернет, сбор и анализ информации по военной тематике. Оформление собранных материалов.
    Практическая работа: представление и защита подготовленных компьютерных презентаций.
  1. Итоговая конференция по истории Российской армии
    Подведение итогов занятий по курсу. Подготовка итоговой конференции, посвящённой истории Российской армии.
    Практическая работа: проведение конференции.

Учебно-тематический план 6 класс

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

практика

Вооружённые Силы Российской Федерации

2

2

История Вооружённых Сил России

3

2

1

Строевая подготовка

6

-

6

Подвиги воинов, отражённые в литературе, музыке, живописи, скульптуре. Музеи боевой славы

2

2

-

Физическая подготовка

6

-

6

Огневая подготовка

6

1

5

Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности

3

-

3

Первая медицинская помощь

4

4

Подготовка компьютерной презентации по истории Вооружённых Сил России

2

2

-

Итоговая конференция по истории Российской армии

2

1

1

Итого

34

Учебно-методическое обеспечение

  1. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
  2. Федеральный закон «Об обороне».
  3. Интернет-сайт www.OBG33.narod.ru
  4. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов на/Д.: Феникс, 2006.
  5. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422.
  6. Закон «Об образовании».
  7. Конституция РФ.- М.: Известие, 2002.
  8. Подборка журналов «Воспитание школьников».
  9. Строевой устав
  10.  Плакаты.
  11. Видеофильмы

Тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Название раздела, тема занятий

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

Вооружённые Силы Российской Федерации 2 часа

1.

Понятие о протяжённости границ России. Флаги родов войск Вооружённых Сил РФ.

1

07.09

2.

Воинские профессии

1

14.09

История Вооружённых Сил России 3 часа

3.

Основание русской регулярной армии при Петре I.

1

21.09

4.

Освободительные войны России Великие полководцы России.

1

28.09

5.

Собирание коллекций военной тематики

1

05.10

Строевая подготовка 6 часов

6.

Строй и его элементы. Управление строем. Обязанности перед построением и в строю. 

1

21.09

7.

Строевые приемы на месте и в движении. Строевой шаг. 

1

28.09

8.

Повороты, перестроения на месте. Движение строевым шагом.

1

26.10

9.

Движение строевым шагом. Повороты, перестроения на месте. Размыкание и смыкание.

1

09.11

10.

Управление строем. Повороты в движении

1

16.11

11.

Строевые приёмы.

1

23.11

Подвиги воинов, отражённые в литературе, музыке, живописи, скульптуре 2 часа

12.

Мифы и сказания о подвигах русских богатырей. Действия русских воинов на полях сражений

1

30.11

13.

Произведения о подвигах российских воинов на полях сражений.

1

07.12

Физическая подготовка 4 часа

14.

Упражнения на перекладине.

1

14.12

15.

Элементы военизированной полосы препятствий

1

21.12

16.

Соревнования по подтягиванию.

1

28.12

17.

Комплексная военизированная эстафета.

1

11.01

Огневая подготовка 6 часов

18.

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.

1

18.01

19.

Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова.

1

25.01

20.

Неполная разборка и сборка АКМ

1

01.02

21.

Неполная разборка и сборка АКМ

1

08.02

22.

Чистка, уход за оружием

1

15.02

23.

Меры безопасности при стрельбе из стрелкового оружия

1

22.02

Участие в общешкольных мероприятиях военно-патриотической направленности 3 часа

24.

Участие в спортивных мероприятиях посвящённых Дню защитника Отечества. Выпуск стенгазеты.

1

01.03

25.

Участие в вахте памяти выпуск стенгазеты ко Дню Победы

1

15.03

26.

Участие в мероприятии посвящённом Дню пограничника

1

29.03

Первая медицинская помощь 4 часа

27.

Виды травм, классификация

1

05.04

28.

Основы первой медицинской помощи при ранениях и травмах. 

1

12.04

29.

Правила наложения повязок. Оказание помощи при ранениях и травмах

1

19.04

30.

Остановка кровотечения

1

26.04

Подготовка компьютерной презентации по истории Вооруженных Сил России 2 часов

31.

Сбор, анализ, оформление информации по военной тематике. 

1

05.05

32.

Представление и защита подготовленных компьютерных презентаций.

1

17.05

Итоговая конференция по истории Российской армии 2 часа

33.

Подведение итогов занятий по курсу. Подготовка конференции, посвящённой истории Российской армии.

1

24.05

34.

Проведение конференции. Оформление выставки рисунков и работ по курсу.

1

26.05

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...