Ценностные ориентации современной молодежи.
статья

Многие задают вопрос, а что же такое ценность? Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности – это устойчивое социальное обусловленное избирательное отношение человека к совокупности  материальных и общественных благ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ценностные ориентации современной молодежи»

Герасименко Татьяна Сергеевна,

воспитатель учебного курса ФГКОУ

«Ставропольское президентское кадетское училище»

Реформирование общественной жизни в России 21 века ставит перед научным сообществом новые проблемы, связанные с потребностью изучения реальных процессов, происходящих в молодежной среде. С момента распада Советского союза. Стало прослеживаться нарушение преемственности ценностных идеалов, что привело к непредсказуемости социального действия. Кризис в российском обществе породил особый, не традиционный конфликт поколений.

За предельно короткий исторический период, начиная с периода «перестройки», в общественном сознании феномен «советского человека» трансформировался в многолетний портрет «россиянина». Переход к рыночной экономике привел к отказу от прежней идеологии, а, следовательно, и к изменению ценностной ориентации. Переход к рыночным отношениям привел к дифференциации среди молодежи, к появлению значительных групп обездоленных  к резкому падению жизненного уровня подрастающего поколения к массовой безработице, в том числе и среди специалистов с высшим образованием. Многие противоречия переросли в острые конфликты между ожиданиями молодежи и реальной жизнью. Резко снизились те высоконравственные ценности, которые присутствовали у молодежи советского периода.

Разумеется, ценности могут усваиваться осознанно и неосознанно. В неосознанном случае молодежь  не всегда может понять, почему отдано предпочтение тем или иным ценностям. Тем более – ложным и безнравственным. Они сегодня активно внедряются в сознание подрастающего поколения российскими средствами массовой информации. Причем именно этим же ценностям стараются придать привлекательный вид, с целью усвоения их на образно – эмоциональном уровне. Но часто случается так, что достижение вышеперечисленных целей невозможно имеющимися в обществе легальными средствами.

Многие задают вопрос, а что же такое ценность? Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности – это устойчивое социальное обусловленное избирательное отношение человека к совокупности  материальных и общественных благ.

Жизнь человеку дан природой, культура же создается людьми. Ценности культуры делятся на материальные и духовные. Именно разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного характера: о смысле жизни. Ее подлинных и ложных ценностях, о жизненном оптимизме, в чес состоит действительное счастье человека.

Наиболее часто распространены в сознании молодежи фундаментальные ценности. Это забота о здоровье, о самовыживании, о личной безопасности, о детях, о стариках и т.д. Другие, со сдвигом на сентиментальность любовь, дружба и т.д. приобретаются по мере приобретения личного опыта.

Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность.

Проведенный опрос среди молодежи показал, что в настоящее время в связи со сложной политической ситуацией на первую очередь выходят исторические, патриотические и гражданские ценности, что вполне объяснимо. Таким образом, несформированность ценностного поля, полярность суждений, расплывчатость нравственных  позиций; большая ориентация на материальные блага, нежели на духовные ценности, обуславливает множественность действенного реагирования молодежи  на внешнюю среду. Система ценностей меняется обычно только в кризисные периоды, причем эти изменения касаются в основном структуры ценностей  и отражают изменения приоритетов, вследствие чего одни ценности становятся более значимыми, другие отходят на задний план в развитии и становлении личности.

Итак, современные школьники, студенты задумываются и о материальном благосостоянии, и о духовных ценностях в противовес своим предшественникам, которые в меньшей степени ощущали материальную трудность, но и меньше думали о смысле жизни, которое в значительной степени было определенно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности ценностных ориентаций современного подростка

Целью данного мероприятия являетя - формирование представления о различных ценностных ориентациях и степени их влияния на достижение жизненно-важных целей.Задачи:изучение ценностных ориентаций.отработ...

Курсовая работа по педагогике " Ценностные ориентации современных подростков"

В данной работе рассмотрены теоретические основы ценностных ориентаций современных подростков: сущность понятия «нравственного воспитания» и  пути формирования ценностных ориентаций у подростков....

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

В статье обосновывается необходимость овладения педагогом современными информационными технологиями с целью совершенствования музыкально-образовательного процесса и оптимального формирования музыкальн...

Ценностные ориентации современного школьника

Исследование педагога - психолога на тему "Ценностные ориентации современного школьника"...

"Ценностные ориентации современной молодежи в условиях образовательного учреждения пансионного типа".

Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? С каким духовным багажом они будут преодолевать начавшийся финансовый кризис? Что надо делать, чтобы изм...

Жизненные ориентации современной молодежи

                Изучение жизненных ориентаций, ценностей и потребностей молодежи – благодатная почва для анализа различных аспектов жизни общества ...

Понятие моральных оснований и ценностных ориентаций молодежи

Общественная структура неразрывно связана с принятыми в обществе социальными ценностями и нормами. Изменение социальных структур совпадает со сменой морали. Отсутствие принятой обществом системы норм ...