Казачьи игрища
проект

Назарук Нелля Ивановна

спортивное мероприяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий25.68 КБ

Предварительный просмотр:



Ход мероприятия.

Дети в казачьих костюмах и гости входят в зал.
Слайд с изображением видов города, природы - На экране виды города, шахтёрские терриконы, изображение реки, вербы над водой.
Станичники (ведут разговор под тихую музыку):

Здесь я учился ходить по земле,
Крепко держаться в казачьем седле,
Здесь я следил за полётом орла,
С первой дороги, что в школу вела.

В стайке акаций, за сонным прудом,
Светится окнами отчий мой дом,
Краю степному, с разбегом дорог,
Сердце своё я оставил в залог.
(В. Боковой)

Появляются ведущие. Им на встречу под музыку выходят казачка и казак с «хлебом - солью.

Казак: Здорово дневали, земляки! (гости отвечают «Слава, Богу!»)
Казачка: Здравствуйте, люди добрые! Если величать, так на пороге встречать!

Казак: Ой, гости милые, заход(ь)т(я), Хлеб - соль от нас примит(я),

Казачка: Ой, да слово доброе скажите, своё слово ласковое нам.
(подают хлеб ведущим)
1 ведущий: Мира вам и добра, (кланяются и принимают хлеб)
2ведущий: Чтобы станица ваша веселья и радости была полна.

Казак: Спасибо, гости д(а)р(а)гие, за слова добрые, речи славные, честь, оказанную нам. (обращаясь к гостям) Г(а)спода старики, покорнейше пр(а)шу занять почетные места.
2 ведущий: представляет почётных гостей.

1 ведущий: Собрались мы на Обливской земле, во казачьей стороне. Казаки! А скажите мне, кто это такие - казаки? Слайд казаки

(дети отвечают: Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов).

2 ведущий: А поведайте мне, ребята, (Вопросы к детям) почему наш край Донским называют? (Ответы детей)


Песня казачья в исполнении детского вокального коллектива

1 ведущий: Да! Казаки умеют петь! Послушай, как поют люди, и поймешь, как и чем они живут.
Казачка: Казаки свои песни не поют(ь), они их играют(ь). Казаки так и говорят(ь): «Я тебе сыграю песню, и ты сразу всё поймешь, что к чему».
1 ведущий: - А скажите, казачата, на берегу какой реки вы живете? (ответ: Северский Донец).

2 ведущий: В центральной части Ростовской области на восточной оконечности Донецкого кряжа, на берегах самого крупного притока Дона - Северского Донца - белый город стоит, а в устье реки Донец впадают реки Калитва и Лихая. Слайд с изображением рек.

1 ведущий: Исторически сложилось так, что в нашей степи селились люди отовсюду. Донцы принимали всех, не спрашивая, кто какого рода-племени. У нас в посёлке со дня его основания живут наследники казаков.

2 ведущий: Мы живём, учимся и работаем, чувствуем казачий дух станицы, храним традиции и понимаем, что любимый город - это мы все вместе!

Слайд Юбилей посёлка
Мы вместе: в станице и посёлке, в горе и в радости, в трудах праведных и веселье! Представляю наших участников! Сегодня у нас семейные команды в составе…
(обращаясь к казаку и казачке, ко всем гостям) И сейчас начинается Гульба!
1 ведущий: А что значит слово «Гульба», кто знает?

(ответы детей) В казачьем говоре есть два слова, обозначающих праздник: гульба - это эпизоды весёлых праздников и ритуалов. А вот беседой в старину называли время отдыха, прием гостей с застольем

1 ведущий: Сегодня мы гулять будем, Песни петь и танцевать, Мудрость, ловкость проявлять, Миром праведно судить, По заповедям чести жить.
Станичники:
1 станичник: - Да, казаки удивительный народ. Они всегда жили по законам чести и добра.
2 станичник: - А казачьи заповеди гласят:
Появляется Слайд «Заповеди казаков». (Отвечают дети, участники команд)
1. Казаком нужно родиться!
2. Казаком нужно стать!
3. Казаком нужно быть!
4. Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя.
6. Будь равно добр и открыт со всеми. Помни, по тебе судят о казачестве!
7. Храни достоинство, но не гордись!
8. Служи Господу через служение народу своему!
9. Помни: Душа твоя принадлежит только Богу, Жизнь - народу, Честь - никому!
10. Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю!
11. Помни: воля - не своеволие, лихость - не разбой, а доблесть - не жестокость!
12. Храбрые - всегда добрые, потому как они сильные!
13. Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, и станет он скор и справедлив!
14. Будь свободен душою, но страсти держи в оковах, да не овладеют они сердцем твоим, да не ввергнут в пучину беззакония!
15. Никогда не воюй со слабейшим! Сразив врага, будь милостив!
16. Слава тебе - Господи, что мы - казаки!

2 ведущий: Сейчас мы проведём конкурс «Казаки – народ удалый» А поведайте-ка нам, казачата: "Кто же главный у казаков?" –
(ответ детей)
«Атама́н (предводитель, начальник) — старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или вообще старший в деле. По одной из версий, слово происходит от тюркского слова «ата» — «отец»или «дед» с личным окончанием «ман», мужчина».

Станичники:
Ай, да на Дону казаки – други гуляли,
Казаки – други гуляли, атамана выбирали.
1 ведущий: На нашем «гульбище» мы выбираем гулёбного атамана, самого ловкого, озорного. Есть среди вас такие? Предлагайте казаки!
Казачка: Я предлагаю в атаманы победителя игры!
Казак: Так ли господа старики? Так ли честное казачество?
Гости: Любо!
1 ведущий: Казачьи игры и забавы - Появляется слайд игра
(Каждая команда – семья рассказывает о своей игре). Расскажи, что ты знаешь об этой игре. Как называется? Правила игры.
1 семейная Команда: Давайте поиграем в Ладышки или Бабки. В разных местах называлась игра поразному.
Ладышки – это камни плоские, округлённые или квадратные; Бабки - кости крупных животных. Эта игра считалась самой любимой у казаков. В игре развивалась меткость. Казаки могли попасть в цель на очень большом расстоянии.
Вместо камешков и косточек мы возьмем мяч. Поставим кегли на некотором расстоянии в ряд. Бросаем мяч, стараясь попасть в кегли. Победит тот, кто сделает меньше промахов.
2 семейная Команда: Мы хотим рассказать об игре «Балдовка». Балдовка – деревянный молоток, которым глушили рыбу. А детвора балдовкой гоняла тряпичный мяч зимой на льду. «Усю зиму толька и играли в балдовку!» - так любили вспоминать старики своё детство. Мы возьмем клюшку и постараемся сбить теннисным мячом кегли. Посмотрим, кто из нас самый меткий стрелок! (папы и деды катящимся мячом должны сбить 5 кеглей)
3 семейная Команда: А вот проверим, какие вы ловкие да проворные! Игра – эстафета на скорость и ловкость «Пластуны»
«Пласту́н (происходит от пласт, ползти, ползать) — изначально так называли в XIX — начале XX веков пеших казаков из особых подразделений, несших сторожевую и разведывательную службу».

(ставят два стула с колокольчиками, под которыми командам надо проползти, не задев колокольчик)
Казак: Победителем становится Н. Любо ли вам, станичники, видеть Н. атаманом?
Все: Любо! Любо!
Казачка (обращаясь к присутствующим гостям): Так ли господа старики? Так ли честное казачество? Вот, атаман, занимай свое место почетное. (Атаман садится на видное место)
2 ведущий: Донские выражения певучи и искромётны, но звучат они сегодня всё реже. Современный русский человек не всегда может понять их смысл. Давайте вместе попробуем определить, что они значат.
1 ведущий: Итак, переходим к основным конкурсам нашей программы. Следующий конкурс называется «Мысль быстра – казакам сестра».
На этом испытании казаки должны блеснуть своими знаниями из истории казачества, казачьего говора. Переведите донские выражения на современный русский язык. Вопросы задаются каждой команде отдельно

Задания на знание диалекта
1. повора́чиваеться, как сом у ве́нтере - делать что-либо лениво, вяло, быть неповоротливым
2. ходи́ть как белоры́бица - медленно, степенно двигается
3. смушшилася мая сердца смутилось мое сердце.
4. лянь, ляньте суды посмотрите сюда
5. ей станишники, иде вдêти? Станичники, куда идёте?
Казак: А сейчас вы услышите красивую казачью песню, которую многие из нас знают в исполнении своих бабушек. "Молодая - молода". Исполняют педагоги ЦВР
Звучит песня.
1 ведущий: Красивая песня, правда? А сейчас следующий конкурс. «Пословица недаром молвится».
Задание: На Дону бытовало много пословиц и поговорок, в которых отражены законы казачьей вольницы.
Предлагаем казакам закончить их.
Командиры от каждой семейной команды вытягивают из шапки карточки для каждого, участник игры читает незаконченную пословицу, находит пару, все по очереди отвечают).
Чужая сторона и без ветра сушит.
Авось да как-нибудь до добра не доведут.
Бог не без милости, а казак не без доли.
Без запевалы песня не играется.
Бой - святое дело, иди на врага смело.
Без смелости не возьмешь крепости.

Казачка: Наши гости, детский Образцовый хореографический коллектив «Островок», руководитель Голданова И., исполнят танец "Трава, моя трава",
Гулёбный атаман:- Будя. Будя, казаки! Поплясали на славу! (обращается к Казаку)
А ну, сыграем нашу! Кум, девчат зови.

1 ведущий: На Дону девчата есть, что не можно глаз отвесть.
А как песню заиграют, ноги сами в пляс идут.
А вот и они к нам идут и песню за собой ведут.

Песни: "Казачка моя", Исполняет детский хореографический коллектив под рук. Л. Суриковой.
2 ведущий: Казаки всегда отличались смекалкой, умением выйти из любой ситуации. Посмотрим, справитесь со следующим заданием!
Задание: каждая команда – семья получает стакан «кабашных», т.е. тыквенных, семечек. За 30 секунд посчитать их. Кто первый сообразит, победит в конкурсе
(команды должны, не считая, сказать: «дюже много» или «тьма – тьмуща»)

Казак: Молодцы! На славу потрудились!

2 ведущий: Сейчас Викторина «Слово острое, что шашка казака». Слайд с изображением корзины, плетёной ложки.
Каждая семья – команда получает задание: объяснить значение выделенных слов
Ведущие читают отрывки из романа Вл. Фоменко «Память земли»
1. « - Это я в Ростове, на толчке, за сапетку груш выменяла, - довольная вниманием невестки, объясняла Фрянчиха…»
1 Семья: (отвечает)Толчок – небольшой рынок. Сапетка – корзина хозяйственная из прутьев ивы, корзина слегка скрипит, т.е. сопит

2. « - Ах, ах, - заквохтала Меланья Матвеевна, бросая бережно с сита мелкие варенички. Сваренные вареники Ульяна вынула (ответ детей) челбой, сплетёной из тальника…
2Семья: (отвечает): Челба — большая разливная ложка. Тальник – однолетний прут ивы корзиночной
1 ведущий: Ой, молодцы какие! Всё - то знают!
2 ведущий: В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет». Для нас корни – это история и нашей семьи, вот почему мы снова и снова обращаемся к своей истории, к своим корням.
1 ведущий: В казачьей среде существовал древний обычай. Каждому человеку давали прозвище (кличку) в зависимости от его внешнего облика, характера, запоминающегося поступка или ремесла.
Казак: Да! (За)место фамилий (за)всегда спрашивают(ь): (и)чей ты, (и)чей он.

2 ведущий: Конкурс «Откуда фамилии казачьи пошли». Людей с фамилиями Бондаренко, Бондарчук, Бочкарёв объединяет профессия их предков. Какая, как вы думаете? (бочки делали деревянные)
Да, бочки ценились у казаков! Рыбы всегда ловили много, засаливали, сами кормились, торговали, меняли…
1 ведущий: Говорят фамилии точно всех троих –
Мастера по дереву были предки их.

Как называется профессия мастера? Ответы детей. Слайд Бондарь
2 ведущий: А теперь послушаем, что вы узнали о своей фамилии!
Домашнее задание представляет семейная команда Бородиных.
Семейная команда: Наша фамилия Бородины произошла от названия племени Бродники - наших казачьих предков, которые жили в районе Караул – горы, на реке Донец уже в первой половине XVI в. В Арабских летописях VIII в. их ещё называли Сакалибами, белым славянским народом. Бродники носили бороду, переправляли волоком через сушу суда на приспособлениях, похожих на огромные сани.

звучит музыка «Любо, братцы»
Голос мальчика: «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь!» ( Л. Дербенев)
Всё это так, да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?
Г. И. Кабаев
Юля: - Ребята, айда (идёмте) ко мне в гости! Дети идут с Юлей к столу в центре зала.
Музыка – тише. Бабушка сидит за столом. Подходит Юля..
Юля: - Бабушка! Ты почему одна сидишь?
Бабушка: - Вот, смотрю старые фотографии (перебирает фото.)
Юля: - Можно и я с тобой посижу?
Бабушка: - Садись, внученька, послушай, что я тебе расскажу! Ты родилась в семье казаков Бородиных, твой пра-прадед Иван Иванович Бородин в голодные 30-е годы работал в школе х. Бородинова и сажал бахчу, чтобы кормить учеников арбузами.
Юля (берет в руки медаль): - Я знаю, это орден прадедушки Антона Ивановича. Мне папа рассказывал, что ему посчастливилось вернуться живым с фронта. Несмотря на ранения, он преподавал электротехнику шахтёрам в учебно – курсовом комбинате.
Юля: - Моя прабабушка, Софья Григорьевна, тоже была на фронте связисткой.
Бабушка: - Посмотри, Юлечка, на этой фотографии они ёще молоды, а рядом их сыновья. Вот таким был твой дедушка, Сергей Антонович Бородин, когда ему было столько лет, сколько тебе сейчас!
Юля: - Мой дед, известный в нашем районе детский тренер по футболу. У него тоже есть медаль (берет в руки медаль, читает ) - к 300 – летию города Белая Калитва. Его помнят в нашем посёлке. В этом году прошёл второй турнир по футболу, посвященный его Памяти.
А моя бабушка (обнимает бабушку), Надежда Владимировна, 22 года работает педагогом в ЦВР.
Памятные вещи, семейные реликвии – молчаливые свидетели прошлого моей семьи. Как же они мне дороги! Пойдем, бабушка, все собрались, тебя ждут. Мама приготовила шуруборки по казачьему рецепту. Они с секретом! А секрет простой – готовить шуруборки нужно в керамической посуде! (подает поднос с горшочками почётным гостям) Попробуйте и не пожалеете!
Семейная команда Зубцовы. Зубец - это слово в казачьей народной речи обозначает человека сообразительного, расторопного. Эта черта характера достойно проявилась в играх, вы все это видели!
У Бородиных и Зубцовых очень разносторонние интересы и увлечения. Мы - главные помощники во всех делах не только в нашем объединении, но и в ЦВР. А ещё:
• Занимаемся хореографией в детском коллективе
• Увлекаемся музыкой и рисованием
• Исполняем главные роли в массовых мероприятиях ЦВР
• Принимаем участие в праздниках нашего поселка и города

Семейная команда Чумаковы – Кобелевы.
Чумаки — на Украине так звали поставщиков соли, за которой им приходилось ехать на телегах, запряжённых волами, через казачьи земли к Днепровско-Бугскому лиману. В нашей семье все поколения любят рыбалку и знают секрет вкуснейшей соленой рыбы!
Очень интересное происхождение фамилии Кобелев. Старинное праздничное платье Донских Казачек называлось Кубелёк или Кобелёк. Словом «кобелёк», «кебелёк» тюркские народы называют мотылька, бабочку. Это название платья известно с XI - XIIвв. Платье шили из шелковой ткани, обязательно без воротника, с расширенными книзу рукавами. Застегивалось платье на пуговицы из драгоценных агатов. Когда Казачка поднимала руки кверху, широкие рукава выглядели как крылья мотылька. А в нашей семье все женщины были хорошими портнихами. Мы тоже находим время для занятий рукоделием.

Атаман: (потягиваясь) Кости ломит(ь), засиделис(я)!
Казачка: А хошь, мы т(и)бе так сыграем, что тв(а)и ноги сами в пляс п(а)йдут(ь)? А ну, кагала (т.е. большая компания), выходи!
(Игра на ложках, бубнах, трещётках) выступает ансамбль «Ложкари», руководитель Е. Лозинская

Казак: Хватит, братцы, нам играть. Ой, пора бы честь вам знать!
Казачка: А чтобы праздник наш закончить, надо у гулёбного атамана разрешения спросить. Нехай гутарить! (т.е.пусть говорит)
Казак: Атаман, разрешишь ли ты нам праздник закончить?
Казачка: Долго с нами ты играл и, наверное, устал?
Атаман: Любо! Разрешаю!
Звучит песня «Приходите в наш дом», исполняет Л. Зубцова, казачка в пятом поколении

Казачка: Что ж, пора! Знатная у нас гулянка вышла! Пр(а)щевайте, гости и гостенёчки д(а)р(а)гие! Гостям (за)всегда рады! (ведущие, казачка, казак, станичники кланяются в пояс гостям)
2 ведущий: Ребята! Я надеюсь, что вы всегда будете помнить и гордиться тем, что родились, живете на славной Белокалитвинской земле; будете всегда чтить память Донских казаков, помнить историю нашей малой родины, нашего посёлка, своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно развлекательное познавательное занятие "Картофельные игрища"

Знакомство с историей появления картофеля, эмоциональная разгрузка детей...

Внеклассное мероприятие "Игрища нечистой силы"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-6 классов. Мероприятие можно провести, как в загородном лагере, так и в школе....

Внеклассное мероприятие "Русские игрища"

Организация игр, которые требуют смекалки, находчивости, ловкости....

Славянские игрища

Конспект интегрированного урока по истории и физкультуре для 6 класса....

Сценарий новогоднего классного часа «Новогодние деревенские игрища-22» для учащихся 7 класса

Разработка классного часа, посвященному празднику Новый год....