Интеллектуальная игра по химии "СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» для учащихся 9-х классов
план-конспект

Трегубенко Инна Алексеевна

Оборудование: изображение подковы – символа викторины, песочные часы, камертон, табло, мешочек с бочонками, призы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021_nedelya_himii.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

 «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» для учащихся 9-х классов.

Оборудование: изображение подковы – символа викторины, песочные часы, камертон, табло, мешочек с бочонками, призы.

ХОД ВИКТОРИНЫ:

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать Вас сегодня на химической викторине «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ». Госпожа удача дается в руки, увы, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, найти и не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 9-х классов. Громкие им  аплодисменты!

(Участники игры занимают свои места)

Представление жюри и команд.

1-ый конкурс «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»

Команды за определенный промежуток времени должны дать как можно больше правильных ответов. Время можно проследить по песочным часам. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Вопросы команде 1

1. Самый легкийгаз                                                                                      водород

2. Какой металл жидкий при обычных условиях                                       ртуть

3. Газ, образующийся во время грозы                                                         озон

4. Самое распространенное в природе химическое соединение              вода

5. Основной компонент воздуха                                                                  азот

6. Аллотропное видоизменение углерода, самое твердое прочное        алмаз                                                                          

7. Газ, выделяемый растениями в процессе фотосинтеза                        кислород

8. Этот металл используют служители церкви для получения святой воды     серебро

9. Недостаток этого элемента приводит к заболевания сердца, содержится в изюме    калий                                            

10. Отрицательный ион                                                                               анион

11. Произношение мышьяка                                                                   асреникум

12. Самый активный металл                                                                   литий

13. Раствор хлороводорода в воде                                                     соляная кислота

14. Соли азотной кислоты (название)                                                 нитраты

15. Цвет фенолфталеина в щелочи                                                    малиновый

16. Мельчайшая частица вещества                                                     молекула

17. Соли угольной кислоты                                                                 карбонаты

18. Вещества, растворы которых проводят электрический ток      электролиты

19. Благородный металл                                                                         золото

20. Курорты Белокуриха, Нилова Пустынь используют лечебное

      действие самого тяжелого газа                                                       радона

Вопросы команде 2

1. Самый распространенный на Земле элемент                                кислород

2. Металл, вызывающий «лихорадку»                                               золото

3. Какой камень искали алхимики                                                      философский

4. Заряженная частица, в которую превращается атом                       ион

5. Самый легкий металл                                                                      литий

6. Соли серной кислоты (название)                                                  сульфаты

7. Какой металл назван металлом будущего                                    алюминий

8. Какой металл можно растереть в ступке                                       сурьма

9. Вращается вокруг ядра                                                                 электрон

10. Жидкий металл                                                                             ртуть

11. От какого дождя гибнут растения                                            кислотного

12. Аллотропное видоизменение кислорода                                  озон

13. Каким металлом можно писать на листке бумаги                    свинцом

14. Самый активный неметалл                                                          фтор

15. Металл, в нити накаливания в лампочке                                  вольфрам

16. Положительный ион                                                                    катион

17. Легкий газ, которым наполняют воздушные шарики               гелий

18.  В каком молоке не содержится молока                                    известковом

19. На каком минерале находят отпечатки раковин

 доисторических моллюсков                                                              известняк, мел

20. Курорты Черного моря основаны на лечебном действии

 газа с запахом тухлых яиц                                                                сероводорода

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первого конкурса.

2-ой конкурс «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами. Ведущий зачитывает соответствующий вопрос. После короткого (30 с) обсуждения команда дает ответ. Правильный ответ- 2 балла.

1. Какое твердое водородное соединение и в огне не горит и в воде не тонет? (Вода, лед)

2. С какой планетой связывали наши предки железо?    (С Марсом)

3. Что называют «черным золотом»? (Нефть)

4. Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (Много соли)

5. Какой взрывчатый газ долгое время использовали для наполнения дирижаблей?  (Водород).

6. Какой элемент назван в честь части света? ( В честь части света назван элемент европий).

7. Какая  кислота называется «маслом»?   (В технике и в промышленности серную кислоту называют «купоросным маслом»).

  1. В каком растении много йода?  (В морской капусте, в ламинарии).

3-ий конкурс – конкурс капитанов «ОТВЕТЫ ДУЭТОМ»

1. Воздушная оболочка Земли                                                                  атмосфера

2. Переход твердого вещества в газообразное                                        возгонка

3. Латинское название водорода                                                            гидрогениум

4. Итальянский ученый, открывший один из газовых законов                 Авогадро

5. Главный элемент атомной энергетики                                                       уран

6. Элемент, укрепляющий зубную эмаль                                                   кальций

7. Родина пороха                                                                                            Китай

8. В каком виде встречается золото в природе                                      самородном

9. Почему натрий хранят под слоем керосина                                        окисляется

10. Закон сохранения массы вещества открыл                                        Ломоносов

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первых трех конкурсов. В это время ведущий проводит викторину для болельщиков.

ВОПРОСЫ БОЛЕЛЬЩИКАМ

1. Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона Бонапарта?  (мышьяк)

2. Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)

3. Какой металл используют юные пиротехники? (магний)

4. Какой элемент назван в честь России? (рутений)

5. При Петре I вручалась медаль за пьянство. Из чего она была сделана?   (из чугуна)

                                                                                                 

4-ый конкурс «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»

1. Открытие этого широко используемого в медицине препарата приписывается коту. По милой кошачьей привычке он ухитрился запрыгнуть на стол в самое неподходящее время и опрокинул пробирки со смесью серной кислоты и железа с настоем водорослей. Все это, пролилось на пол, где и перемешалось. Над столом мгновенно поднялось фиолетовое облако, что в свою очередь, заинтересовало хозяина кота, химика Куртуа. Он начал изучать свойства получившегося вещества, и оказалось, что свойства – то почти волшебные. О каком веществе идет речь?   (Ответ: йод, открыл французский химик –технолог Б.Куртуа в 1811г).

2. Гамбургский купец Хеннинг Бранд, пытаясь найти философский камень, выделил в 1669 г. Это вещество…Бранд прокаливал с песком и углем сухой остаток от выпаривания мочи. Нагревание получившегося продукта без доступа воздуха приводило к образованию белой пыли, медленно оседавшей на дно сосуда и светившейся в темноте.  Что это за вещество? (Белый фосфор).

3. В IV веке до нашей эры войска Александра Македонского вторглись в Индию. На берегах реки в Индии. В войсках разразилась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний, которая, как ни странно, не затронула ни одного из военноначальников. Оказалось, что простые воины пользовались оловянной посудой, а их командиры – посудой из этого химического элемента.

 Тогда и вспомнили, что персидский царь Кир II Великий во время военных походов приказывал хранить питьевую воду в сосудах из этого вещества. Много позже римские легионеры стали носить панцири, наколенники из него же. О каком элементе идет речь? (Серебро).

4. В 1903 году в американском штате Канзас из нефтяной скважины забил фонтан газа. К изумлению нефтяников, газ оказался негорючим. Новая встреча с ним пришлась на годы Первой мировой войны. В немецкий дирижабль, сбрасывающий бомбы на Лондон, попал зажигательный снаряд, но дирижабль не вспыхнул.  Медленно истекая газом, он улетел прочь. Секретные службы Англии переполошились: до этого немецкие дирижабли взрывались от попадания снарядов, так как были наполнены водородом. Эксперты-химики вспомнили, что задолго до войны немецкие пароходы зачем-то везли в качестве балласта монацитовый песок из Индии и Бразилии. В монацитовом песке, который долгое время являлся главным содержащим его сырьем, содержится радиоактивный элемент торий, при распаде которго образуется этот газ, по плотности уступающий только водороду, но имеет перед водородом преимущество: он не горюч и химически инертен. (Гелий).

5. Его первооткрывателем оказался шведский аптекарь Карл Шееле, химическая интуиция которого была поистине поразительной. В 32 года он был удостоен звания члена Стокгольмской академии наук, хотя был всего лишь аптекарским помощником.Шееле описал свой опыт, выполненный в 1774 году:»Я поместил смесь черной магнезии с муриевой кислотойв реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом, окрасившим его в желтый цвет: газ имел желто-зеленый цвет, пронзительный запах». В 1812 году французский химик Гей-Люссак дал этому газу современное название которое в переводе с греческого означает желто-зеленый. (Хлор).

6. Это вещество обладает способность растворять многие металлы, образуя с ними сплавы – амальгамы. Золото очень легко растворяется в нем, образуя золотую амальгаму. Таким образом был позолочен купол Исаакиевского собора – памятника архитектуры, созданного 1818-1857гг. в Петербурге по проекту Огюста Монферрана. Свыше 100 кг золота было нанесено амальгамацией на медные листы, из которых выполнен гигантский (диаметром около 26 метров) купол этого собора. Легкий синевато-зеленый дымок паров струился над куполом и, казалось, исчезал бесследно, но он успел отравить рабочих, занимавшихся позолотой. Люди погибали в страшных муках. По свидетельству современников, золочение купола стоило жизни 60 рабочим. О каком элементе идет речь? (Ртуть).

7. Как снять скорлупу с яйца, не разбивая ее? ( Снять скорлупу с яйца можно при помощи соляной кислоты. Скорлупа в основном состоит из карбоната кальция, который легко взаимодействует с соляной кислотой. Стоит положить яйцо на которое время в стакан с соляной кислотой, как вся скорлупа растворится).

8. Что такая царская водка и почему она так называется?(1 объем азотной кислоты и 3 объема соляной кислоты. «Царская водка» растворяет все металлы, даже золото).

9.В заливе Кара-Богаз-Гола при температуре воды +5 на дне выпадает белый осадок соли, а выше этой температуры осадок исчезает. Чем это можно объяснить?  (При +5 в заливе Кара-Богаз-Гол выпадает осадок сернокислого натрия потому, что при этой температуре раствор становится насыщенным. При более высокой температуре соль растворяется больше).

10.Первенство открытия этого химического элемента принадлежит китайскому ученому VIII в. Мао-хао, который за 1000 лет до А. Лавуазье установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание (Кислород).

        

  1. Какой металл в  десятки тысяч раз дороже золота?  (Дороже золота в десятки тысяч раз металл радий. Радий был открыт в 1898г. П. Кюри М. Склодовской).
  1. Какой элемент ценится во много раз дороже золота, а когда платят деньги за то, чтобы удалить этот элемент? ( Элемент, который стоит дороже золота, - это углерод (алмаз), а когда углерод откладывается в дымоходах в виде сажи, то от такого углерода избавляются, платя деньги трубочистам).
  1. На большом интендантском складе, где хранились солдатские пуговицы, вместо пуговиц обнаружили серую труху. Из какого металла были изготовлены пуговицы? (Олово – при низкой температуре превращается в рыхлый серый порошок).
  1. Химический элемент, совпадающий с названием простейшего морского животного. Чем объяснить сходство их названий? (Элемент – актиний. Актиния – лучеподобное морское животное. Элемент назван так, за способность испускать лучи).
  1. Выдающий французский химик, родившийся в Париже. Доказал сложность состава воздуха и воды. Правильно объяснил процессы горения, обжига металлов и дыхания с участием в них кислорода. (Антуан Лавуазье).
  1. Этот гениальный химик XIX века родился в Тобольске. В его биографии есть примечательный факт: в 1887 г. один на аэростате он поднялся выше облаков наблюдать солнечное затмение, а приземлился в другой губернии. Суеверные люди подумали, что это снизошел на землю всевышний (Д.И.Менделеев).

5-ый конкурс «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

Команды заранее готовят вопросы противникам. Задают вопросы по очереди.

Подведение итогов. Награждение.

10 кл

Внеклассное мероприятие по химии "Счастливый случай"


Данное мероприятие можно проводить в рамках недели химии в 10-х классах. Оно вызывает большой интерес у ребят и запоминается на долгое время. В кабинете  заранее вывешиваются юмористические «химические» плакаты, на доске записывается название игры «Счастливый случай».

Цель: формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии.

ХОД ИГРЫ

Класс делится на две команды, каждая придумывает своё название.

Гейм 1. «Дальше, дальше»

За 1 минуту (по песочным часам) команда должна дать как можно больше верных ответов, если ответ не знает, то говорит дальше. За каждый верный ответ присуждается 1 балл.

Вопросы для 1 команды:

  1. Самый распространенный спирт (этиловый);
  2. Маслянистая жидкость, от светло бурого до чёрного цвета с характерным запахом, не растворимая в воде (нефть);
  3. Песок, с которым пьют чай (сахар);
  4. Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса (озон);
  5. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы (иод);
  6. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород (оксиды);
  7. Соль высшей карбоновой кислоты (мыло);
  8. Предельный углеводород, в котором 8 атомов углерода (октан);
  9.  Какая кислота всегда присутствует в желудке? (соляная);
  10.  Кто создал теорию химического строения органических веществ? (А.М.Бутлеров);
  11.  Это вещество содержится в природном газе в максимальном количестве (метан);
  12.  Класс органических веществ, содержащий две двойные связи (алкадиены);
  13.  Установка, в которой происходит перегонка нефти (ректификационная колонна);
  14.  Вода в твёрдом состоянии (лёд, снег);
  15.  Химическая реакция, в результате которой из сложного вещества образуется несколько более простых веществ (разложение).

Вопросы для 2 команды:

  1. Качественная реакция на альдегиды (серебряное зеркало);
  2. Какой суффикс добавляют к названию спиртов? (ол);
  3. Процесс разрушения металлов под действием окружающей среды (коррозия);
  4. Металл, вызывающий «лихорадку» (золото);
  5. Ароматическое  соединение с одни бензольным кольцом (бензол);
  6. Какой металл используют служители церкви для получения святой воды? (серебро);
  7. Вещества, ускоряющие скорость химической реакции, но сами в ней не участвующие (катализаторы);
  8. Предельный углеводород, в котором девять атомов углерода (нонан);
  9. Нехватка этого элемента в организме вызывает анемию (железо);
  10.  Какой единственный металл является жидким? (ртуть);
  11.  Второе название предельных углеводородов (алканы);
  12.  Ацетилен относится к классу (алкины);
  13.  Химически неделимая частица (атом);
  14.  Биологический катализатор (фермент);
  15.  Специально оборудованное помещение  для проведения экспериментов или анализа веществ (лаборатория).

Гейм 2. «Заморочки из бочки»

В колбу помещены свёрнутые листки бумаги с надписями «перевёртышей». От каждой команды поочерёдно подходит один человек и пинцетом достаёт свёрток. Он же разгадывает «перевёртыш», получает 1 балл. Если не отгадал, ему помогает его же команда. Если они не справляются, то разгадать может вторая команда и получить за это балл. Например, «Холодный лёд» – это горячая вода.

1) Звери живут за неметалл.  (Люди гибнут за металл);
2) Разговор – ртуть, крик – платина.  
(Слово – серебро, молчание – золото);
3) Разглаживай металл, пока холодно.  
(Куй железо, пока горячо);
4) Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. 
(Прошёл огонь, воду и медные трубы);
5) Не всё то грязь, что тусклое.  
(Не всё то золото, что блестит);
6) В пустыне саксаул коричневый, на нём из меди обручальное кольцо.  
(У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том)

Гейм 3. «Кот в мешке»

Каждой команде дать карточку с вопросом из «мешка». Команда совместно думает над ответом.

Вопрос 1.

Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его сподвижники. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось его щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”. Собираясь в дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу. Оно и стадо хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обойтись. Оно в воде рождается и в воде умирает. О каком веществе шла речь?   (Соль)

Вопрос 2.

Это сложное вещество обладает уникальными физическими
свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. При электролизе этого соединения образуются два газа в объемном соотношении 1 : 2. Один из газов образован атомами самого распространенного элемента во Вселенной, а другой – атомами самого распространенного элемента на Земле. Это вещество – обязательный участник химических реакций, протекающих в живых организмах. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери отзывался о нем: «...Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь». 
(Вода.)

Гейм 4. «Ты мне я тебе»

Каждый участник по очереди достаёт вопрос из «мешка» и говорит, какому участнику противоположной команды он его задаёт. Если участник другой команды не может ответить, то отвечает тот, кто вопрос доставал и получает 1 балл. Если оба не отвечают, то балл получит та команда, чей участник ответит. И так поочерёдно, по пять  участников.

  1. Какой химический элемент назван в честь России? (рутений, 44);
  2. Как снять скорлупу с яйца, не разбивая его? (поместить в уксусную или соляную кислоту);
  3. Что опаснее в пожарном отношении: бочка, доверху заполненная бензином или же заполненная им не полностью? (В бочке, не полностью заполненной бензином, образуется смесь паров его с воздухом, взрывающаяся даже от искры. Поэтому в пожарном отношении она опаснее бочки, наполненной доверху).
  4. Назовите 8 наименований воды, принятых в метеороологии  (пар, лёд, снег, туман, иней, град, дождь, облака);
  5. Говорят, что человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Правильно ли это? (Человек вдыхает воздух, обогащенный кислородом, а выдыхает воздух, насыщенный углекислым газом).
  6. Какой химический элемент состоит из названий двух животных? (мышьяк);
  7. Что такое антифриз? (водный раствор этиленгликоля, «незамерзайка»);
  8. Назовите молекулярную формулу бензола (С6Н6);
  9. Каким способом можно отличить натуральный шелк от искусственного? (При сжигании нити натурального шелка ощущается запах жженых волос, а сжигание нити искусственного шелка сопровождается появлением запаха бумаги или хлопчатобумажной ткани).
  10.  Почему «царская водка» получила такое название? (она растворяет «Царей» металлов: золото, платину, серебро.

Гейм 5. «Тёмная лошадка»

Каждой команде выдаётся по три склянки с жидкостями (жидкость только на дне). На склянке указаны только номера. По запаху, соблюдая технику безопасности, они должны узнать, что за это вещества:

№1 – этиловый спирт;
№2 – уксусная кислота;
№3 – рассол;
№4 – одеколон;
№5 – ацетон;
№6 – раствор аммиака.

Гейм 6. «Гонка за лидером»

Участник какой команды быстрее и правильно ответит, получает балл.

1). В какой капусте много йода? (морская);
2). Какой драгоценный минерал по шкале твёрдости занимает самое высокое место? (алмаз);
3). От соединения какого металла зависит красный цвет крови? (Fe3+);
4). Вещества, сходные по строению, но отличающиеся на одну или несколько групп СН2? (гомологи);
5). Предельные углеводороды, содержащие только одинарные связи в прямой или разветвлённой цепи? (алканы);
6). Название радикала –СН3? (метил);
7). Газ, поддерживающий горение? (кислород);
8). Наука, изучающая вещества и их превращения (химия);
9). Вещество, которое в Бразилии называют «слёзы дерева» (каучук);
10). Другое название ароматических углеводородов (арены);
11). Год открытия ПЗ Д.И. Менделеевым? (1869);
12). Оксид водорода (вода);
13). Император Наполеон III на банкете велел подать для почтенных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слёз: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой.  Из чего были изготовлены вилки?   (из алюминия);
14). Формула поваренной соли  (NaCl);
15). Предельный углеводород,  в молекуле которого 5 атомов углерода  (пентан);
16). Газ, образующий защитную оболочку Земли?  (озон);
17). Газ, который выделяется при взаимодействии уксусной кислоты с содой?  (углекислый);
18). Растворимые в воде основания  (щёлочи);
19). При неправильном использовании удобрений какие вредные вещества накапливаются в овощах? (нитраты).
20). Какое вещество нужно добавить к каучуку, чтобы получить резину? (серу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по английскому языку для учащихся 5-х классов «Самый умный»

Данный материал представляет собой разработку внеклассного занятия по английскому языку в 5-х классах. Ребята имеют возможность продемонстрировать приобретенные умения и навыки. Игра поможет стимулиро...

презентация интеллектуальной игры "Умники и умницы" для учащихся 6-7 классов

презентация интеллектуальной игры "Умники и умницы" для учащихся 6-7 классов...

Интеллектуальная игра по математике «ТОК» для учащихся 8 - 9 классов

Обобщающий урок-игра по курсу алгебры, геометрии для 8 -го класса. Целью урока является систематизация знаний и умений учащихся по разделам: числовые выражения, алгебраические дроби, умножение и делен...

Игра-викторина "Литературный случай" для учащихся 5-6 класса

Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания; вызвать живой интерес к литературе, слову; Развивать творческие способности школьников....

Интеллектуальная игра по истории Отечества для учащихся 10-11 классов. Исторический марафон.

Командная игра для учащихся 10-11 классов содержит задания для учащихся по истории древней и средневековой Руси, истории Отечества 19-20 века. Может использоваться на уроках по итоговому повторению уч...

Интеллектуальная игра "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" для учащихся 9-11 классов

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" проведена на неделе МО "Естествознания" по физике и математике для учащихся 9-11 классов...