Методическая разработка "Люди на обочине войны"
методическая разработка (9 класс)

Крумкина Елена Владимировна

Данная методическая разработка представлена в виде сценария для проведения  классного часа, посвящённого Великой Отечественной войне. Предлагается групповая работа с представлением исследовательской работы. Данная разработка будет полезна тклассным руководителям для проведения классных часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Люди на обочине войны

Выполнила

Крумкина Е.В. ,

учитель МБОУ СОШ №14

800x452_WWII_03

Цель:

осмысление истории Великой Отечественной  войны с  общечеловеческих

позиций и формирование патриотизма на примере такой духовно –

нравственной основы, как историческая память.

Задачи:

1. формирование понимания роли и значения Великой Победы в истории России;

2. формирование у подрастающего поколения создания необходимиости

защищать Отечества;

3. воспитание активной гражданской позиции.

Форма проведения:

Презентация  исследовательских проектов.

Необходимое оборудование и материалы:

Проектор и экран, ПК, плакаты для оформления зала.

Подготовительный этап:  за 1 месяц до начала конференции, учитель разбивает обучающихся на 4 групп по 4 человека в каждой. Группам даётся задание подготовить одну из тем: «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда», «Человек в плену: трагедия советских военнопленных», «Проблема коллаборационизма в годы II мировой войны», «Человек в тылу». 5-ая группа формируется на самой конференции, её целью будет задать как минимум по 2 вопроса выступающим и составить 4 синквейна.

     План внеклассного мероприятия:

  1. Вводное слово учителя:  цели и задачи конференции
  2. Исследовательский проект 1-й группы  - «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда».
  3. Исследовательский проект 2-й группы: «Человек в плену: трагедия советских военнопленных»;
  4. Исследовательский проект 3-й группы: «Проблема коллаборационизма в годы II мировой войны».
  5. Исследовательский проект 4-й группы – «Человек в тылу».
  6. Подведение итогов. Анализ синквейнов, составленных на альбомных листах - работа 5-ой группы.

Начало конференции. Вводное слово учителя: цели и задачи конференции.

Уважаемые участники конференции!

        Одна из самых  тяжелых страниц нашей истории – Великая Отечественная война. Советский человек вынес на своих плечах основную тяжесть войны с фашизмом и заплатил  за победу 27 миллионов человеческих жизней (огромные, ни с чем не сравнимые потери). Война унесла жизни миллионов людей и в других странах. Смерть не считалась с тем, кто прав, кто виноват; противоборствующие стороны стремились победить любой ценой, за которой стояла трагедия простого человека на войне: на фронте, в тылу, в плену, в блокаде.

        Целью нашей конференции является попытка посмотреть на войну глазами этого простого человека, по какую сторону фронта он бы ни находился, осмыслить историю войны с общечеловеческих позиций.

         Мы точно знаем, что можем сказать, что советские солдаты сражались и умирали за Отечество, за свой дом поэтому и выиграли войну.        Еще одна малоизученная тема войны – проблема коллаборационизма, которая недостаточно освещена  в нашей исторической литературе. Не секрет, что в годы войны с нацистами в той или иной степени сотрудничало около 1 млн советских граждан.

Мы должны будем разобраться откуда появлялись предатели? Страх? Стратегия выживания? Или неприятие советской системы? Эта проблема также требует осмысления.

         Феномен массового сопротивления советских людей на оккупированных немцами территориях отмечали и наши союзники, и наши враги. Предложенные участниками конференции исследовательские проекты помогут пролить свет на жизнь простых людей, отброшенных на «обочину войны».

«Исследовательский проект 1-й группы.

«Повседневная жизнь блокадного Ленинграда».

Учитель:

Ленинград….. Вот этот город - беспомощный против обстрелов и налётов, искалеченный и израненный, но и руинами, очертывающий свои границы, которые никто не смог переступить. Вот эти люди - опухшие, шатающие, выискивающие крошки хлеба, мучимые голодом и холодом, разучившиеся плакать - но оставшиеся ЛЮДЬМИ. Данную тему нам представит группа №1.

Обучающие (группа из 4-х человек)  выходят к доске со своим проектом:

Представляют презентацию, состоявшую из 4-х частей, каждый обучающийся защищает свою часть.

1)Город (блокада, улицы, дома, магазины).

2)У порога смерти (голод, бомбы, преступность).

3)Люди  (облик, эвакуация, карточки, еда, досуг)

4) Спасение.

Вопросы от 5-ой группы.

Исследовательский проект 2-й группы.

        «Человек в плену: трагедия советских военнопленных».

        Учитель:

Плен – одна из самых мрачных и трагических страниц Великой Отечественной войны. Около 2-х с половиной миллионов немцев и 6 млн. советских солдат познали ужас и унижение плена. В плен попадали – как это случилось с генералом Лукиным, как это случилось с сыном Сталина Яковом Джугашвили, с четырьмя из 28 панфиловцев, сотнями тысяч других – раненые, безоружные.

В плен сдавались, как, например, генерал Власов. В то время как командующий 2-й ударной армией генерал Власов сдался в плен, в районе Вязьмы разыгралась очередная трагедия. Командующий 33-й армией, попавшей в окружение, другой генерал – Ефремов – застрелился,  т.к. предпочел смерть фашистскому плену. И это несмотря на то, что Сталин прислал за ним самолет. Говорят, что немцы салютовали на могиле Ефремова, отдавая дань мужеству врага.

На фронте – не все герои. Были трусы и подлецы; были сломленные и растерявшиеся люди, - всякие. Но  во все времена пленный был человеком без будущего; человеком, постоянным спутником которого является ожидание и страх смерти. Итак, человек в плену – тема нашего разговора.

Обучающие (группа из 4-х человек)  выходят к доске со своим проектом. Представляют презентацию, состоявшую из 2-х частей (каждый участник группы раскрывает часть вопроса).

1)Планы гитлеровской Германии по отношению к советским военнопленным.

2)Судьба советских военнопленных во время и после плена.

Вопросы от 5-ой группы.

Исследовательский проект 3-й группы: «Проблема коллаборационизма в годы II мировой войны.

Учитель:

 В целом, проблема коллаборационизма – очень сложная проблема. И не однозначная. Западные историки подсчитали, что во время войны с нацистами сотрудничало около 1 млн советских людей. Вопрос – по какой причине. Мотивом такого сотрудничества могло быть  просто желание выжить.

Конечно, тот, кто служил в карательных дивизиях или шел служить в полицаи, - преступник и предатель, и ему оправдания быть не может. Хотя Власов и заявлял, что он воюет не за немцев, а против сталинизма, за новую, свободную Россию, тем не менее, в наших глазах он останется предателем Родины. А измена Родине у всех народов и во все времена считалась одним из самых тяжелых преступлений.

Обучающие (группа из 4-х человек)  выходят к доске со своим проектом. Представляют презентацию, состоявшую из 4-х частей (каждый член группы раскрывает  вопрос).

  1. Сотрудничество с врагом.
  2. Власов и его сподвижники.
  3. «Хронология» предательства.
  4. Анализ деятельности власовцев.

Вопросы от 5-ой группы.

Исследовательский проект 4-й группы: «Человек в тылу»

        Учитель: 

Мы привыкли к выражению «трудовой подвиг». Что стоит за этим понятием? Можно ли назвать героем человека, который просто работал в тылу, не на передовой, а на заводах, в поле и т.д.?

 Во многих семьях люди, пережившие войну, иногда говорят, что и в то время они были счастливы. Как вы думаете, можно ли чувствовать себя счастливыми в тех условиях? Что в то время считалось счастьем? На эти вопросы нам даст ответы группа №4.

Обучающие (группа из 4-х человек)  выходят к доске со своим проектом. Представляют презентацию, состоявшую из 4-х частей (каждый участник группы раскрывает  вопрос).

1)Трудовой подвиг русского народа.

2)Борьба за хлеб.

3)Трудовой подвиг женщин и детей.

4)Счастье людей «обочины войны»- материал построен на воспоминаниях родственников обучающихся.

Вопросы от 5-ой группы.

Подведение итогов. Анализ 4 –х  синквейнов, составленных на альбомных листах группой №5

        Учитель:

Подводя итог урока, необходимо отметить, что войну не смогли бы выиграть слепые исполнители воли вождя, а только люди, лично ответственные за судьбы страны. Они выстояли, они победили. И мы в неоплатном долгу перед ними. Война проверила наш народ на прочность, изменила его: люди стали другими.

Работа с синквейнами группы №5.

Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:

1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка - синоним ключевого слова (существительное)

Образец  синквейна обучающихся по теме «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда»:

Ленинградцы.
Живые и мертвые.
Сражались, трудились, надеялись.
900 дней блокады выстояли.
Мужество.

Список использованных источников

  1. Быков А. К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны: [опыт работы по историко-патриотическому воспитанию] // Воспитание школьников. – 2010. - № 5.
  2. Видякин М. В. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр / авт.-сост. и др. – 2-е изд., – Москва, 2010.
  3. Гальцова Е. А. Недаром помнит вся Россия…: внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. авт.-сост. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Дети - герои. Л., 1974.
  5. Жизнь и быт в блокированном Ленинграде. СПб., 2010
  6. Ильин И. От блокады до победы //Нева.2005. №5.
  7. Клуб старшеклассников «Память» отмечает праздник Победы: [опыт клубной работы с подростками] // Воспитание школьников. – 2010. - № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс "Великая Отечественная война в истории России" (лекции, презентации, исторические документы)

Пакет методических материалов для изучения раздела курса истории России 20- начало 21 века по теме  «Ленинградская битва» содержит методическую разработку урока, лекционные материалы для учи...

Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года"

Разработка урока истории для 8 -го класа на тему "Отечественная война 1812 года". Используются различные виды и формы учебной деятельности. Подача материала как лекцией, так и самостоятельное изу...

Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"

Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...

Методическая разработка "Строки, опаленные войной"

Методическая разработка "Строки, опаленные войной"...

Методическая статья. Память о войне.

Данная статья подводит итог работы учителя и учащихся, посвященный памяти  близких, погибших и прошедших Великую Отечественную войну. Что значит для современных школьников память о войне, что они...

методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"

Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...