Умники и умницы
методическая разработка (10 класс)

Саишева Валентина Минлияновна

Игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx46.81 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая игра для старшеклассников «Умники и умницы»


Цели занятия:

  • Методические 
    – закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках математики.
  • Психолого-педагогические 
    – создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и творческих действий;
    – помочь развитию интереса у учащихся к процессу овладения знаниями;
    – повысить общую культуру учащихся;
    – расширить умственный кругозор учащихся, помочь им лучше понять роль математики в общем развитии человека, в истории общества;
    – воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать свои знания не только на уроке, но и на других формах занятий.

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование:

  1. иллюстративный материал: плакаты «Клуб Весёлых Математиков», высказывания о математике и от её роли;
  2. наглядный материал: необходимые карточки для проведения конкурсов, кубики трёх цветов ( зелёные, красные, синие – по два каждого цвета), грамоты победителю и участнику КВМ, листы бумаги для записи ответов.

Продолжительность мероприятия: 40-45 минут.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Формирование команд, выбор капитанов.
  2. Вступительное слово ведущего.
  3. Соревнования:
    1 конкурс. Разминка команд (проверяется избирательность внимания, быстрота мышления).
    2 конкурс. Конкурс шифровальщиков (вычислительные навыки, межпредметные связи с литературой, исторические сведения об единицах измерения длины).
    3 конкурс. Конкурс счётчиков (скорость вычислений, логическое мышление).
    4 конкурс. Конкурс капитанов «Вспомним детство золотое» (умение слушать и слышать, ориентироваться в пространстве).
    5 конкурс. Умеешь ли ты логически мыслить? (умение определять закономерности)
    6 конкурс. Эстафета команд.
  4. Подведение итогов. Награждение.
  5. Фото на память.

Ведущий: О, математика земная, гордись прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.

Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,

Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!

В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.

Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела

Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!


Ведущий. Привет, друзья! Сегодня у нас заседание КВМ. КВМ – соревнование в остроумии и знании.

Чтобы этот КВМ 
Вам по душе пришёлся всем,
Нужно знания иметь прочные
Быть весёлым и находчивым.

Этот КВМ сейчас
Науке посвящается
Что математикой у нас
С любовью называется.

Ведущий.

Она поможет воспитать
такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни всё познать,
Измерить и исчислить.

Ведущий. Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний. Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.

Ведущий. Итак, заседание в КВМ начинается. Участвуют…

команда «Квадрат» из учащихся _________________ классов

У этого квадратика
Все стороны равны.
Ребята этой команды
Дружбой сильны.

Ведущий . И команда «Круг» из учащихся ____________________классов

В кругу друзей
Лучше считать,
Легче решить
И победить!

Ведущий . Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри


_________________________________________________________________________________________________________

Ведущий .

И пусть сильней кипит борьба, 
Острей соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.

1 конкурс. Разминка команд.

А сейчас посмотрим, как команды подготовились, добились ли они слаженности, чёткости

Командам предлагаются карточки:

Каждый участник команды подчёркивает в своей строчке две рядом стоящие цифры, сумма которых равна десяти. Учитывается правильность и скорость выполнения

48756394678831234567

654321987654314216217

456789123456716317461

673829145673491291231

827746757353709880283

637708957497455055335

289763782093824328427

637444666888313451789

321123123543543782382

978786826728676570198


2 конкурс. Конкурс шифровальщиков

Командам предлагаются карточки, на которых записаны примеры. Их необходимо решить, все ответы записать в строчку один за другим и затем каждую цифру заменить буквой по указанному коду.

82 + 56 
198 - 136
136 + 289
146 – 67

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Д

О

Ю

В

Ч

М

К

Й

А

(Ответ: Дюймовочка.)

«Дюйм» –

  1. дольная единица длины в системе английских мер: 1дюйм=1/12 фута = 0,0254м;
  2. русская дометрическая единица длины: 1дюйм=1/28 аршина = 1/12 фута = 10 линиям = 2,54см).

3 конкурс. Конкурс счётчиков.

По одному представителю от команды вписывают в любые клетки квадрата 3х3 в произвольном порядке по очереди цифры от 1 до 9. Затем первый счётчик находит произведение чисел столбцов, второй – строчек. А потом их сумму.

4 конкурс. Конкурс капитанов «Вспомним детство золотое»

Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари и до зари. 
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь весёлым покоряется жюри.

Капитаны получают по три кубика: красного, синего и зелёного цветов и выполняют задания ведущего.

Ведущий.

Построить башню так, чтобы

  • Красный кубик был выше синего, а зелёный между ними. /К, С, З/
  • Зелёный кубик был не нижний и не верхний, а синий выше красного. /С, З, К/
  • Синий кубик был в середине, а красный ниже зелёного. /З, С, К/

Положи кубики в ряд так, чтобы

  • Синий кубик был между красным и зелёным, красный слева от синего. /К, С, З/
  • Красный кубик был правее синего, а зелёный между ними. /С, З, К/
  • Зелёный кубик был в середине, а красный слева от него. /К, З, С/

5 конкурс. Умеешь ли ты логически мыслить?

(т.е. определять логику, закономерности, правила в предложенных заданиях)

Вот пример одного такого задания: Детей Ивана Петровича зовут Вася и Саша.

Ситуация первая: Саша не брат Васе. Кем приходится Саша Васе? (сестрой)

Ситуация вторая: Как будут звать Васю и Сашу, когда они вырастут? (Василий Иванович и Александра Ивановна)

Ситуация третья: Как звали дедушку Васи и Саши? ( Пётр)

6 конкурс. Эстафета команд.

Команды выстраиваются в колонну друг за другом. На доске изображены часы, но вместо цифр на циферблате буквы. Нужно решить примеры, но вместо числового ответа записать букву, соответствующую этому числу на циферблате. В результате у обеих команд должно получиться слово «МОЛОДЦЫ». Эстафетной палочкой будет служить кусок мела.

-35,8 - 47,8=

100,8 : 12,6=

(-4,4-1,5) * (-1)=

3,14 * 2+0,72=


Ведущий.

Вот закончилась игра, 
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в КВМе отличился?

Жюри объявляет результаты встречи. Награждение.

Подводим итог

Ведущий:

Вы сидели и считали,
И, надеюсь, не скучали.
Но закончилась игра –
Расставаться нам пора,
И давайте на прощание
Скажем дружно…

Все. ДО СВИДАНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Умники и умницы в банковском деле

Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...