ЧАс общения "Культура и традиции башкирского народа"
классный час (8 класс)

Хисамова Фания Фаузятовна

Час общения "Культура и традиции башкирского народа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аллабердинская средняя общеобразовательная школа»

Оренбургская область Тюльганский район с. Алабердино

Номинация: классный час.

Технологическая карта классного часа

по теме

 «Культура и традиции башкирского народа»

Направление: духовно - нравственное

Составитель: Хисамова Фания Фаузятовна

учитель русского языка и литературы.

2020 год.

Направление  развития и воспитания школьников:__духовно - нравственное

Форма организации внеурочного занятия: час общения в форме КТД.

Тема занятия  «Культура и традиции башкирского народа»

Класс, кол-во детей  7, 8  классы, 8 человек.

 Цель: Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда) .

 Формирование УУД

Предметные:

  • Создавать условия для развития умения эмоционально и осознанно относиться к народной музыке, песням;
  • Продолжить формирование интереса учащихся к  башкирской  народной музыке.                                                                        
  • Развивать художественный вкус и интерес к традициям  башкирской народной  культуры

Метапредметные:

Познавательные:

  • Развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;
  • Приобщить учащихся к миру башкирского  быта, к миру башкирских народных традиций, праздников.                                                                                      
  •  Стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.

  Регулятивные: 

  • способствовать развитию волевых качеств учащихся при включении детей в практическую, творческую деятельность.

 Коммуникативные:

  • Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения  в обсуждении ;
  • Обеспечение условий для формирования собственного отношения к фольклорному произведению;

Личностные:

  • Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому народов России;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие высокой творческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.
  • Воспитать чувство уважения к своему народу и народам других национальностей, на основе изучения национальных культурных традиций, воспитывать уважительное, толерантное отношение к людям; воспитание познавательного интереса, любви к отчему краю.
  • Дать детям ощутить себя наследниками предшествующих поколений.

      Оборудование:

Компьютер, звуковые записи народной музыки, предметы народного быта 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

 Эмоционально-установочный

 Цель этапа:  Организация межличностного взаимодействия,

настрой на работу 

Целеполагание

Открытие нового знания

Работа над понятием юрта.

Башкирский женский костюм.

Башкирский мужской костюм.

Знакомство с традицией празднования

Знакомство с народными инструментами.

Знакомство с народными песнями.

Знакомство с народными танцами.

Знакомство с национальными блюдами башкирского народа.

 

Традиция – почитание старших.

Практическое задание.

Рефлексия

— В чем особенность населения  Оренбургской области? (многонациональное)

— Какие народы проживают?

— Чем народы отличаются друг от друга? (язык, жилище, национальная одежда, быт, религия, кухня, культура)

Мы с вами, дети, живем на Урале.

Холодное небо, прозрачные дали

Громады застывшие скал.

Этому краю недаром дали

Гордое имя – Урал.

Урал – это значит земля Золотая.

Урал – это рек полноводный простор.

Это леса, что как волчьи стаи,

Кольцом окружили подножия гор.

Светом заводов искрятся дали,

Гремят поезда между глыбами скал.

Этому краю недаром дали

Славное имя – Урал.

(В. Николаев)

 Южный Урал - это край привольных степей и лесов, полноводных рек и светлых озер, плодородных равнин и горных массивов, богатых разнообразными полезными ископаемыми.

Здесь живут люди разных национальностей.  Единой братской семьей живут здесь башкиры, русские, татары, чуваши, мордва, удмурты – представители более 100 национальностей.

Сегодня мы поговорим о  культуре и традициях башкирского народа.

-Скажите, для чего нам надо знать традиции и культуру башкирского народа?

- Башкиры называют себя «башкорт»: «баш» - голова, «корт» - волк.

Башкиры известны, как замечательные земледельцы, опытные животноводы. Издавна они пасли стада лошадей и баранов на привольных пастбищах.

Учитель: — А как вы думаете, при кочевом образе жизни какое у них должно быть жилище?  

- Что такое юрты вы знаете?

Сообщение ученика 1:

Юрта – это переносное жилище башкир, самое древнее и универсальное. Теплая в стужу, прохладная в жару. Остов юрты легко разбирался и за короткое время устанавливался вновь. Остов юрты состоял из четырех-шести деревянных складных решеток, которые ставили по кругу. К ним прикреплялась конусообразная крыша, образуемая из деревянных тонких жердочек. Сверху юрта покрывалась пятью-семью кошмами (войлоком). Вещи в юрте располагались вдоль стен, оставляя свободную середину. В центре находилось место для очага. Пол юрты застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами. Пространство юрты наполнялось различными предметами. На стенах развешивали воинское снаряжение, конскую упряжь, праздничную одежду.

Учитель: — Национальные особенности проявляются не только в языке, в убранстве жилища, но и в культуре в целом.

И прежде всего в национальном костюме. Давайте рассмотрим башкирский женский костюм.

Сообщение ученика 2: Башкирский женский костюм состоит из длинного (до щиколотки) платья с закрытым воротничком и длинным рукавом. Платье украшали атласными лентами, узорной аппликацией, вышивкой.

На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. Поверх платья носили кафтан, который называли елян или приталенную безрукавку – камзул.

На ноги в любое время года надевали одну и туже обувь — кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами, которые называются сарык. Посмотрите, как они украшены. Вокруг задника нашивали разноцветное сукно на черном, желтом или зеленом фоне.

Наряд дополнял головной убор. Башкирские женщины носили платок — светлый, красный или в мелкий цветочек. Очень красиво выглядела облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке. Она называется кашмау.

По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте.

Позаботились и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины — в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.

Сообщение ученика 3 (Вадим): Рассмотрим мужской башкирский костюм.

— он состоит из рубахи и штанов. Поверх рубахи надевалась короткая безрукавка, называется камзул или кафтан  или елян. Пожилые мужчины носили широкие и длинные синие, зелёные и красные халаты – бешметы. На голове носили тюбетейки и круглые меховые шапки – бурек. Их шили на бараньем меху и обшивали мехом бобра или лисицы. Мужчинам запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду.

На ноги, как и женщины надевали кожаные башмаки или сапоги. Высокие сапоги называют ичиги. А сапоги сарык вам уже знакомы. Верхней одеждой служил чекмень. Он обязательно подпоясывался.

Учитель: Современные костюмы немного отличаются. Ребята, национальные костюмы теперь носят каждый день? Когда они используются? (во время выступлений, праздников и т. д.)

Учитель: — Кто знает, какие праздники есть у башкир и бывал ли кто на них? (Сабантуй)

У башкирского народа много национальных традиций. Весной, когда заканчиваются на полях посевные работы, башкиры празднуют народный праздник «Сабантуй» Издревле он был в почёте

У татар и у башкир

Духом дружбы он овеян –

Празднует его весь мир! ( Слайды)

-Какие конкурсы проводятся во время сабантуй?

— На праздниках звучат народные инструменты. К ним относятся курай, кубыз, домбра. Самый древний и самобытный инструмент – это курай.

Презентация Сообщение ученика 4:

(исполнение на курае)

- На праздниках можно услышать их любимые мелодичные народные песни.  По характеру мелодии башкирские народные песни делятся на протяжные песни — узун кюй («Урал», «Ямаликай», «Буранбай», «Странник Гайса»), умеренные песни — халмак кюй («Салават», «Кагарман-кантон», «Порт-Артур»), короткие песни — кыска кюй («Кара юрга», «Любизар», «Черемуха»). По содержанию и тематике башкирские народные песни делятся на исторические и семейно-бытовые. В башкирских исторических песнях отразились самые крупные события в жизни народа: присоединение башкир к Русскому государству, башкирские восстания XVIII века против колонизации края и захвата башкирских земель, в том числе крестьянского восстания 1773—1775 гг. под руководством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева, Отечественная война 1812 года, военные походы участием башкир, русско-японская война.

- А теперь мы исполним вам песню «Гульназира»( исполняется песня).

А так же исполняются народные танцы. Перед вами девочки с танцем «Шалуньи».

( танец девочек)

Учитель: Башкирский народ очень гостеприимный. Они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их своими национальными блюдами. Неважно, кого привела судьба к их порогу: званого гостя или незваного, на стол обязательно будет поставлено щедрое праздничное угощение. Гостя встретят с радушием и душевной теплотой. При расставании с гостями у башкир есть замечательная традиция: одаривать гостей небольшими подарками, в знак того, что их приход принес счастье в дом, и предложить им непременно побывать еще раз в гостях.

Основу национальных блюд составляют молочно-мясные блюда.

(Слайды) Учитель: Башкирская кухня. Образ жизни народа способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир: зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях вносило разнообразие в рацион и возможности приготовления пищи. Башкирские блюда отличаются малым количеством классических пряностей: используются только чёрный и красный перец. Особенностью башкирских блюд является и обилие мяса во всех горячих блюдах и закусках. Любовь башкир к конской колбасе «казы» и конскому салу заслуживает отдельного внимания: башкиры любят есть конину с толстыми кусками сала, запивая его бульоном с кислым ҡоротом (кисломолочный продукт), нейтрализующим последствия такого количества жира. Кочевой образ жизни привел к формированию продуктов длительного хранения. Основную массу башкирских блюд составляют отварная, сушеная, вяленая конина, баранина, сушеные ягоды, злаки, мед, кумыс, вишня в топленом масле,  кош теле (хворост)  в дословном переводе – птичьий язык, сухой корот, эремсек и айран – все эти блюда относительно долго хранятся при летней жаре и удобно брать их с собой в дорогу. Считается, что кумыс готовится именно в дороге – сосуд с кобыльим молоком привязывался к седлу и болтался в течение дня.

Одним из древнейших и прославленных башкирских   кушаний является бишбармак. В переводе «пять пальцев».

 Сообщение ученика 5(Аделина)  Бешбармак - это традиционное национальное мясное блюдо, которое характерно для кулинарной традиции тюркоязычных народов. Свое оригинальное название мясное горячее кулинарное изделие бешбармак получило благодаря словосочетанию «беш бармак», что в дословном переводе с тюркского языка означает «пять пальцев» или же «пятерня».

Сообщение ученика 6 (Илюза) Татарское и башкирское национальное блюдо, печёное изделие из дрожжевого, реже пресного теста, с начинкой из картофеля, мяса, как правило баранины, и лука Эчпочмак («треугольник»). Определяющей особенностью блюда является вовсе не его форма, а способ приготовления, при котором начинка в эчпочмак кладётся сырой, в отличие от большинства других подобных изделий.

Сообщение ученика 7(Ансар) Восточная сладость, представляющая собой изделия из теста с мёдом, относящаяся к кухне тюркских народов, особенно в республиках Башкортостан и Татарстан  кондитерское изделие татарской и башкирской кухни; употребляется и соседними с ними народами - русскими южного Урала и казахами северо-западного Казахстана.  Сообщение ученика 8: Беляш — распространённое в России и других странах  блюдо башкирского и татарского происхождения. Беляш представляет собой жареный пирожок из пресного или дрожжевого теста с фаршем или мелко рубленым мясом, с обязательным отверстием сверху.Распространённое в России название беляша происходит от слова бэлиш, которым в татарской и башкирской кухнях называют большой печёный пирог из пресного теста с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с картофелем или в редких случаях с пшеном или рисом, иногда в виде блюда, готовящегося в горшке с «крышкой» из пресного теста. Ближайшим родственником беляша является татарский пирожок перемяч.

Сообщение ученика 9: Тукмас - это традиционное блюдо башкирской кухни. Ни что иное как домашний суп-лапша с курицей. Очень аппетитное блюдо как для будничного обеда, так и для праздничного стола, когда вся семья в сборе!

Учитель: Среди крепких и уважаемых традиций особенно хочется выделить почитание старших. В башкирской семье считаются главными дедушки и бабушки, а самый младший представитель семейства обязан знать имена всех своих предков на семь поколений назад! А семьи, семейный уклад?! Стремление создать семью и обзавестись детишками – мечта любого башкира. Любовь к детям такая же крепкая и безграничная, как почитание предков!

Уральский край, родной простор, красоты…
Куда бы не пошёл не забывай!

- Зачем нам, современным людям, нужно знать традиции своего народа, изучать его особенности и культуру?

- Теперь, мы с вами украсим орнаментом юрту. Элементы башкирского орнамента:

1.Кускар - символ завитых бараньих рогов, трав и плодородия.

2.Сердечко- гостеприимство.

3.Ромб, символизирует жизнь и блага, солнце (солярный знак).

   4.Бегущая волна – символ течения жизни, времени.

   5.Ограда – символ дома, надёжности, безопасности. 

А теперь вы напишете синквейн. Какое слово главное на сегодняшнем уроке? ( башкир) какой? гостеприимный, трудолюбивый, что делал? пасет, угощает, танцует, поет, соревнуется,

Итог урока:

— Чем запомнился или понравился этот урок?

— Чем наш сегодняшний урок отличается от других?

— Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?

Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселье, смех,

Говорим мы «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

Приветствуют учителя и гостей.

(многонациональное)

(язык, жилище, национальная одежда, быт, религия, кухня, культура)

Дети высказывают свое мнение.

(юрты)

Участвуют в беседе, слушают сообщения  своих одноклассников

Узнают о традициях празднования Сабантуй, каргатуй..

Знакомятся с конкурсами сабантуй.( скачки, куряш, бой с мешками, бег в мешках)

Прослушивают игру на курае, просмотр видеоролика игры на кубызе (варгане).

Узнают о башкирских народных песнях.

Исполняют башкирскую народную песню «Гульназира»

Исполняют башкирский народный танец «Шалуньи»

Узнают о традиционных блюдах башкирского народа.

Узнают о традиции башкирского народа – почитание старших.

Оценивают результаты свой деятельности, выбирают соответствующие цвета.

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Предметные УУД

эмоционально рассказывать о юрте.

Регулятивные УУД

Учатся слушать и сопереживать товарищам

Познавательные УУД

Учатся  анализировать услышанное.

Коммуникативные УУД

Высказывать собственное мнение и выслушивать мнение товарищей

Регулятивные УУД

Учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль.

Личностные УУД

Обеспечение высокой творческой активности при выполнении коллективного задания.

Коммуникативные УУД

Создание ситуации для продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом.

Познавательные УУД

Развитие ритмических умений и навыков.

Познавательные УУД

Знакомство с традициями проведения праздника  Сабантуй, каргатуй..

Коммуникативные УУД

Эмоционально и осознанно относиться к народным праздникам.

Коммуникативные УУД

Эмоционально и осознанно относиться к народной музыке.

Регулятивные УУД

Учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль.

Коммуникативные УУД

Эмоционально и осознанно относиться к народной и музыке

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Коммуникативные УУД

Высказывать собственное мнение и выслушивать мнение товарищей

Регулятивные УУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Коммуникативные УУД

Высказывать собственное мнение и выслушивать мнение товарищей

Личностные УУД

Обеспечение высокой творческой активности при выполнении коллективного задания.

Личностные УУД

Дают оценку своего

эмоционального состояния и аргументируют свою позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

Изучение народного искусства и традиций русского народа как средство формирования социальной и творческой активности учащихся в изменяющемся мире

К сегодняшнему дню традиционное народное творчество практически  вышло из употребления. В век научно-технического прогресса деко...

"Салават Юлаев - славный сын башкирского народа". Внеклассное мероприятие.

Ознакомление учащихся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством, ознакомление с произведениями разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя-поэта....

Презентация на тему "Курай-национальный инструмент башкирского народа"

Презентация разработана для использования на уроках развития речи....

ПРОГРАММА “История и культура башкирского народа”

ПРОГРАММА   “История и культура башкирского народа”  способствует гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений,  возрождению и развитию национальных культур, фо...

Традиции башкирского народа

Описываетця обряды башкирского народа. Описовается обряд Нардуган  ...