Программа работы с одаренными детьми
рабочая программа

Цырендоржиева Наталия Николаевна

Проблема выявления одаренных детей связана не только с изучением, фиксацией признаков одаренности, но и с созданием активной среды как условия проявления и развития способностей ребенка.

Для учителя важно разглядеть среди множества учеников именно тех, кто по-настоящему увлечён биологией, кто обладает сильным характером, и кто готов тратить большое количество времени для достижения поставленных целей. После того, как тип одарённости ребенка определён, можно скорректировать действия для развития или проявления одарённости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»

Программа

 работы с  одаренными детьми

Цырендоржиева Н.Н.,

учитель биологии

2021г.

  1. Пояснительная записка

Изучение нормативных документов позволяет говорить о том, что необходимо научное обоснование понятий «одаренность» и «талант», определение признаков одаренности и выявления категорий одаренности.

Проблема выявления одаренных детей связана не только с изучением, фиксацией признаков одаренности, но и с созданием активной среды как условия проявления и развития способностей ребенка.

Для учителя важно разглядеть среди множества учеников именно тех, кто по-настоящему увлечён биологией, кто обладает сильным характером, и кто готов тратить большое количество времени для достижения поставленных целей. После того, как тип одарённости ребенка определён, можно скорректировать действия для развития или проявления одарённости.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.

Цели работы с одаренными детьми:

  • выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей;
  • самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

Задачи программы:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • организация проектной деятельности;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  • использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;
  • формирование положительной мотивации к учению у учащихся;
  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • успешные выступления на олимпиадах и конкурсах разного уровня;
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.

Результаты по формированию УУД

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
  • извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
  • обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;
  • выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;
  • замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Личностные УУД:

  • основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;
  • чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего

ответственность за судьбу России;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности;

Регулятивные УУД:

  • адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;
  • составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;
  • прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
  • самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
  • находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.

Коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;
  • брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
  1. Описание модели работы с одаренными детьми

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банка данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования и др.).

Направления деятельности:

  • организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;
  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского  уровня;

проведение массовых мероприятий внутри объединения;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;
  • внеурочная деятельность;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
  • проектная деятельность;
  • посещение интеллектуальных и  творческих кружков;
  • интеллектуальные игры, викторины.

  1. Этапы реализации

I этап. Диагностико-прогностический 

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной и внеурочной  работы по предмету.

II этап. Деятельностный

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной и исследовательской  деятельности.

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.

4. Содержание программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

1.1. Исполнение ФГОС НОО  Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785 6 октября 2009 г. № 373
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися.
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских   и международных олимпиадах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

3.2.  Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

  1. План мероприятий на 2021-2022 учебный год


Мероприятия

Сроки

Диагностика одаренных детей

сентябрь - октябрь
ежегодно

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

август, ежегодно

Составление  индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы;
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми;

постоянно

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

в течение года

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

постоянно

Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности.

в течение года

Составление индивидуальных  карт на одаренных детей

в течение года

Организация и проведение школьных олимпиад.

ежегодно согласно графика

Участие в муниципальных, региональных, всероссийских  олимпиадах

  
ежегодно

Проведение  предметной недели

февраль

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

май,
ежегодно

Распространение опыта работы с одаренными детьми

постоянно

Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

Постоянно, по возможности.

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

Ежегодно

  1. Используемая литература


1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
9. 
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа работы с одаренными детьми

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....