Программа кружка "Литературное краеведение"
рабочая программа

Шелкунова Валентина Ивановна

Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно - краеведческого материала. Особое место этот курс занимает в духовно- нравственном и экологическом воспитании.

Курс «Литературное краеведение» направлен на создание атмосферы совместной деятельности учителя,  родителей, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

Занятия по литературному краеведению опираются на фольклорный материал, поэтому  уделено внимание  жанрам устного народного творчества.

Литературное  краеведение располагает богатейшими возможностями формирования сознания учеников, воспитывает патриотов, способно вызвать живой интерес к жизни родного края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа

Программа кружка «Литературное краеведение»

Подготовила

Шелкунова Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

 МКОУ Зареченская СОШ.

Заречное 2021

Полное наименование

Дополнительная общеразвивающая программа «Литературное краеведение»

Публичное наименование

Программа кружка «Литературное краеведение» 

Краткое описание

«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно ,чем понять чужие мысли, не зная  языка…Ни поэзия,

ни литература не  существуют сами по себе, они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной  страной. «Д.С.Лихачёв

В наши дни представляется делом   существенной важности

возрождение национальной культуры, отечественных корней, освоения творческого наследия знаменитых земляков.

Организация

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Зареченская средняя общеобразовательная школа

Форма обучения

очная

Продолжительность программы

1 год

Возрастные ограничения

от 10 до 17 лет

Размер группы

до 10  человек

Адрес проведения программы

665032 Иркутская область, Тайшетский район, с. Заречное

 ул. Ленина д. 12

Подробное описание

Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно - краеведческого материала. Особое место этот курс занимает в духовно- нравственном и экологическом воспитании.

Курс «Литературное краеведение» направлен на создание атмосферы совместной деятельности учителя,  родителей на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

Занятия по литературному краеведению опираются на фольклорный материал, поэтому  уделено внимание  жанрам устного народного творчества.

Литературное  краеведение располагает богатейшими возможностями формирования сознания учеников, воспитывает патриотов, способно вызвать живой интерес к жизни родного края.

     

Направленность

краеведческая

Профиль

гуманитарный

Уровни программы

ознакомительный, углублённый

Содержание программы

один год обучения 35 часов

Вводное занятие. Литература и краеведение (количество часов-1)

Общественно- исторический опыт нашего края в устном народном творчестве (количество часов -14)

«Звучи, моя Сибириада!» Творчество поэта Зареченской земли П.М.Гриделёва (количество часов-6)

Лирика поэтов Тайшетской земли» (количество часов -14)

Цель программы

Расширение и углубление жизненного и художественного опыта  обучающихся на материале родного края, его культуры.

Ожидаемый результат

Обучающиеся будут знать:

-содержание изученных произведений писателей;

-биографические данные  о писателях, связанных с Тайшетским районом;

-личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с  нашей областью)

-достижения культуры.

Обучающиеся будут уметь:

-рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;

- грамотно высказывать  и обосновывать в устной и письменной форме своё отношение к прочитанному;

-выступать с докладами и сообщениями, писать отзывы, рецензии, эссе;

- уметь выразительно читать изучаемые произведения в соответствии с  авторским замыслом;

-работать индивидуально и в группе.

Особые условия

не требуются

Преподаватели

Шелкунова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории,   педагог дополнительного образования,

 автор поэмы «История Зареченской земли от времён первых поселений и до наших дней»

Стаж педагогической работы -32 лет

Образование высшее: Иркутский Государственный  Педагогический  институт, учитель русского зыка и литературы.

Курсы повышения квалификации:

ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» программа «Инновационные  и активные методы обучения и воспитания на уроках русского языка»,36 часов,2018 год

Сетевой институт  ДПО программа «Воспитание и обучение детей с ОВЗ в образовательных организациях, методология и  технология реализации  в условиях  введения ФГОС», 72 часа 2018 год

 

материально-техническая база

  1. Справочные материалы
  2. Ресурсы школьной библиотеки (альманахи, книги местных авторов)

3.Презентации  к учебным темам

3М ультимедийное оборудование

описание цены

бесплатное обучение

расписание

название

кружок «Литературное краеведение»

преподаватель

Шелкунова Валентина Ивановна

период обучения ( в текущем году)

сентябрь 2021-май 2022

Приём заявок на следующий год  с

с 20.08 2021

возраст  с    до

от10 до 17 лет

Количество часов в год

35 часов

минимальный размер группы

3 человека

максимальный размер группы

15 человек

дни недели

понедельник

врем начала

16.00

продолжительность занятий

1 час

продолжительность академического часа

40 минут

Раздел1 .Планируемые результаты

Предметные

  •  логичное изложение собранного материала;
  • создание различных по виду творческих работ;
  •  анализ собранного материала;
  • правильно построение текста;
  • осуществление орфографической, пунктуационной, стилистической правки текста;
  • выполнение  презентации в программе POWER  POINT.
  • метапредметные
  • участие в обсуждении исследуемого собранного материала;
  • организация обучения творческой и научно-исследовательской деятельности;
  • развитие кругозора учащихся
  •  работа индивидуально и в группе;
  • формирование творческого отношения к работе;
  • ,

личностные

  • Повышение   культурного уровня
  • развитие культуры речи;
  • возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности.
  • личностный рост школьника
  •  осмысление  места в жизни
  •  приобщение к духовному и культурному наследию земляков

Раздел 2.Содержание программы

Содержание раздела

Виды учебной деятельности

Вводное занятие. Литература и краеведение

лекция  педагога с презентацией

Общественно- исторический опыт нашего края в устном народном творчестве

Житейско-бытовой опыт народа нашего края в пословицах и поговорках.

чтение и обсуждение статьи о пословицах

творческое задание-подбор афоризмов

составление диалогов с использованием пословиц

конкурс пословиц

Истоки русских примет. В какие приметы верили наши предки, а в какие - верим мы

.  

интервью со старожилами села

Семейно обрядовая поэзия нашего края.

интервью со старожилами села

История названий предметов домашнего обихода

интервью со старожилами села

Топонимы моего родного края

интервью со старожилами села

Практическое занятие «Пишем очерк об истории названий родного края»

написание очерка

Звучи, моя  Сибириада!» Лирика  П.М. Гриделёва.

П.М.Гриделёв «Гуси-лебеди летели» Лирическая песня для новобранца

знакомство с лирикой поэта

«Стихи мои не для парада..»П.М.Гриделёв о поэзии и о себе»

знакомство с лирикой поэта

«Совесть человека не в наградах..»Тема нравственности в лирике поэта

знакомство с лирикой поэта

Стихи о природе и о любви Русская деревня  

знакомство с лирикой поэта

Практическая работа  «Составление презентации по творчеству поэта» «Любви малиновый наряд..»

составление рукописного сборника (или презентации)

Имена поэтов и писателей на карте нашего края

«Стихов растоптанная  нить..» (поэты-узники Озерлага:А.Жигулин,А.Клещенко,А.Баркова,Ида Наппельбаум,А.Рудаковский)

сообщение по материалам Интернета.составление презентаций

Литературная жизнь современного Тайшета.

Чтение и анализ стихотворений из книги тайшетских поэтов

сообщение по материалам Интернета

Лирика М.Новицкого. Знакомство  со сборником

аналитическое чтение стихотворений поэта из сборника

Стихи И.Шороховой –детям

 

работа с ресурсами школьной библиотеки

Отзыв о любом произведении нашего земляка (по выбору учащихся).

письменная работа

Литературный  клуб  «Бирюсинска»

работа с ресурсами школьной библиотеки

Стихи, ставшие песней. Песни о Тайшете, о Бирюсе

работа с ресурсами школьной библиотеки

Наши ровесники-поэты

работа с интернет-ресурсами

Практическое занятие «Пишем стихи о родном крае»

творческая работа

Итоговое занятие

выступления с проектами

Раздел 3.Учебно-тематический план

тема

Количество часов

1

Вводное занятие «Литература и краеведение»

1

2

Общественно-исторический опыт  нашего края в устном народном творчестве

14

3

Лирика поэтов Тайшетской земли

14

4

«Звучи, моя  Сибириада!» Лирика  П.М. Гриделёва.

6

итого

35 часов

Календарно-тематический план

ТЕМА

Кол-во часов

дата

1

Вводное занятие «Литература и краеведение»

1

06.09

2

Общественно-исторический опыт нашего края в пословицах и поговорках

1

13.09

3

Практическое занятие « Житейско-бытовой опыт народа нашего края в пословицах и поговорках»

1

20.09

4

Семейно обрядовая поэзия нашего края

1

27.09

5

Практическое занятие  «Запись обрядовых песен»

1

04.10

6

» П.М.Гриделёв «Гуси-лебеди летели» Лирическая песня для новобранца

1

11.10

7

Философская лирика П.М.Гриделева «Совесть человека не в наградах..»,»Люди, умные вроде..»»Где с догмами в споре..»  «Кому-то пробил час уже последний..»

1

18.10

8-9

Истоки русских примет. В какие приметы верили наши предки, а в какие - верим мы

2

25.10

08.11

10-11

Русская деревня  История названий предметов домашнего обихода

2

15.11

22.11

12-13

Топонимы моего родного края

2

29.11

0612

14-15

Практическое занятие «Пишем очерк об истории названий родного края»

2

13.12

20.12

Лирика поэтов Тайшетской земли

16-17

 «Стихов растоптанная  нить..» (поэты-узники Озерлага:А.Жигулин,А.Клещенко,А.Баркова,Ида Наппельбаум,А.Рудаковский)

2

27.12

17.12

18

Имена поэтов и писателей на карте нашего края

1

19-20

Лирика М.Новицкого. Знакомство  со сборником

2

21-22

Стихи И.Шороховой -детям

2

23-24

Литературный  клуб  «Бирюсинска»

2

25-26

Стихи, ставшие песней. Песни о Тайшете, о Бирюсе

2

27

Наши ровесники-поэты

1

2829

Практическое занятие «Пишем стихи о родном крае»

2

«Звучи, моя  Сибириада!» Лирика  П.М. Гриделёва.

30

«Стихи мои не для парада..»П.М.Гриделёв о поэзии и о себе»

1

31

«Совесть человека не в наградах..»Тема нравственности в лирике поэта.

1

32

«Любви малиновый наряд..»Стихи о природе и о любви

1

33-34

Практическая работа  «Составление презентации по творчеству поэта»

2

35

Итоговое занятие

1

      Литература:

  1. Литературное краеведение в школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.
  2. Круглов Ю. Г. Фольклорная практика. Пособие для студентов и преподавателей педвузов. М., Просвещение, 1979.
  3. Рыжеволова А. В. Изучение русской литературы и о ее взаимосвязях с родной литературой учащихся. Пособие для учителей. М., Учпедгиз, 1963.
  4. Лепешев И. Я. Литературно-краеведческий кружок. (Из опыта.) Минск,, 2001
  5. Пришвина В. Д. Наш дом. М., Молодая гвардия, 1977
  6. Публикации на литературно-краеведческие темы в журнале "Литература в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Уголок маенький России" (кружковая работа)

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внекл...

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"

учебно- тематическое планирование по краеведению....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Программа "Географическое краеведение"

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...

Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»

Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...

Программа по краеведению "Мой северный край"

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения....