Классный час "История шахмат"
классный час (5 класс)

Пётр Иванов Владимирович

Данный материал поможет учащимся лучше познакомиться с историей шахмат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_istoriya_shahmat.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Таушкасинская СОШ им. Г. Т. Прокопьева» Цивильского района Чувашской Республики

                                                                                               

 

 

 

 

Классный час

 « История шахмат»

 

 

 

 

 

Составил: учитель истории и обществознания,

руководитель шахматного кружка «Ладья»

Иванов Пётр Владимирович

 

 

Таушкасы 2022 

Цель.

Развитие шахматного образования и воспитание у них интереса и любви к этой игре. 

Задачи:

·                   образовательная – расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность школьника, учить ориентироваться на плоскости.

·                   воспитательная – вырабатывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер; работать над формированием патриотических чувств, посредством знакомства с чемпионами села и школы.

                   развивающая развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; способствовать активизации мыслительной деятельности школьника;

·                   физическая – чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровым, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

 

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Форма проведения: классный час

Оборудование и материалы: мультимедийная доска (слайды, фотографии), фотостенд «Шахматисты нашей школы», выставка литературы, шахматы.

 

1.     Организационный момент.

Вопрос.  Название какой игры в переводе с персидского означает «Властитель умер»?

 Подсказка – загадка. Вся в квадратах – белых, черных –
Деревянная доска,

А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,

Коротают вечера 

Люди думая играют-

Интересная игра      (Шахматы)

 

Тема мероприятия

 - Я хочу наше мероприятие начать с этой цитаты

 «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» 

Рауль Капабланка.

2.     Информация:

 

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Польза игры в шахматы значительна и многогранна, это отмечали многие выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.

В процессе занятия шахматами идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек, не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций.  

Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию.

Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. 

При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Шахматы появились в Индии приблизительно в 570 году нашей эры. Через арабов игра попала в Европу, но еще раньше, через Среднюю Азию, — в Киевскую Русь. Известны былины, в которых Добрыня Никитич сражается в шахматы с царем Калином, а Садко — с морским царем. Наверное, не случайно, из тринадцати официальных чемпионов мира восемь — наши с вами соотечественники. А первым чемпионом мира стал в 1866 году уроженец Праги, живший в то время в Лондоне.

Отечественные чемпионы мира по шахматам (произносят участники мероприятия)

Александр Александрович Алехин — ЧМ с 1927 по 1935 г.г. и с 1937 по 1946 г.г.
Михаил Моисеевич Ботвинник — ЧМ с 1948 по 1957 г.г., с 1958 по 1960 г.г. и с 1961 по 1963 г.г.
Василий Васильевич Смыслов — ЧМ с 1957 по 1958 г.г.
Михаил Нехемьевич Таль — ЧМ с 1960 по 1961 г.г.
Борис Васильевич Спасский — ЧМ с 1969 по 1972 г.г.
Анатолий Евгеньевич Карпов — ЧМ с 1975 по 1985 г.г
Гарри Кимович Каспаров — ЧМ с 1985 по 1993 г.г.

 

Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и не удивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить. , когда индусский царь познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных положений в ней.

Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.

 

Загадки о шахматных фигурах

1. Фигура эта так упряма, 
Что из угла идёт лишь прямо. 
Ходить умеет по вертикали 
И ещё по горизонтали. 
Ферзь

2. Хоть важная фигура - трусливая натура, 
И ходит лишь на клеточку одну. 
Других фигур работа - лишь на него охота. 
Его поймаю и закончу я игру. 
Король

 

3. Этот воин очень смелый, 
Чуть ладью вчера не съел он. 
По диагонали строго ходит, 
Порядок на доске наводит. 
Слон

 

4. В начале боя встали в ряд 
Все восемь маленьких солдат. 
Когда свой первый ход свершают, 
То через клеточку шагают, 
Потом по клеточке одной 
Едят врагов лишь по косой. 
Они назад не отступают, 
И в бой их первыми бросают. 
Пешка

 

5. Его травой кормить не надо. 
Он любит буквой "Г" ходить. 
Пусть пешки встали плотным рядом, 
Вперёд он сможет проскочить. 
Конь

 

6. Фигура важная и сильная. 
Всегда в красивом платье стильном. 
Захочет, так пойдёт по вертикали. 
Ну, а захочет, так и по горизонтали. 
Её ходы не просто угадать - 
И по диагонали может пошагать. 
Ферзь

 

6. Стою на самом краю
Путь откроют – пойду.
Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу. Ладья

 

«Викторина».

1. Как называется игровое шахматное поле?                      доска

2. Какое количество клеток на шахматной доске?                  64
3. Какая шахматная фигура ходит по диагонали?               слон
4. Какие фигуры учавствуют в рокировке?                          король и ладья

5. Назовите книгу, в которой главная героиня путешествует по шахматной доске и становится королевой.                                           «Алиса в Зазеркалье»                           
6. Не только шахматная фигура, но город России на реке Тобол.        (Тура.)

7. Когда отмечается Международный день шахмат?

а) 22 июня;                                             б) 20 июля;

в) 10 ноября;                                          г) 12 декабря. 

 

8. Что можно сказать о шахматисте?

а) Ходит сидя;                                       б) Бежит лёжа;

в) Ползает стоя;                                     г) Плывёт летая.

 

9.  Назовите настоящую «шахматную» фамилию писателя Алексея Максимовича Горького.

а) Конев;                                                 б) Слонов;

в) Пешков;                                             г) Королёв.

 

10. Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв предыдущего чемпиона?

а) Отобрал корону;                             б) Свергнул с трона;

в) Вырвал мантию;                               г) Выхватил скипетр.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ШАХМАТЫ

Визитка авторов сайта...

«Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»

Конспект интегрированного занятия   по шахматам и ИЗО  с использованием  компьютерных технологий.  Для детей 5 лет  Знакомство с  шахматной фигурой «король», c...

Рабочая программа + КТП внеурочной деятельности "Шахматы"

СамоанализВнеурочной деятельности учителя дополнительного образования Седип Э.Э.Внеурочную деятельность осуществляю ежегодно, как начала работать учителем. В начале это были кружки, элективные курсы, ...

Фильм "IV Первенство класса по шахматам".

                    Представляю Вам свой фильм, посвященный шахматному первенству класса. Оно проходит в классе ежегодно в первой четверти. Сна...

Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...

Первенство города по шахматам среди детей до 8 лет (сценарий)

Сценарий  проведения открытия и церемонии награжденияпервенства города по шахматам среди детей до 8 лет   28, 29 января 2012 г.      город Осинники, Кемеровска...

Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы

В статье рассматривается польза занятия шахматами....