Классный час «Я выбираю профессию»
классный час

Предводителева Елена Викторовна

Методическая  разработка классного часа по профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ya_vybirayu_professiyu.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Я выбираю профессию»

Каждый человек в своей жизни рано или поздно сталкивается с проблемой выбора, и решить ее оказывается очень нелегко.

Если мы обратимся к древу возможностей, то увидим, сколько путей жизненного самоопределения. Но где твой путь? Единственный и верный? Почему так трудно осуществить выбор? Молодому человеку не хватает знаний о профессиях, о требованиях, которые та или иная профессия предъявляет человеку. Не хватает знаний о себе, как о субъекте будущей профессиональной деятельности, умений оценивать свои склонности и способности и соотносить их с теми требованиями, которые профессии предъявляют к личности работающего. Мы надеемся, что сегодняшняя наша встреча поможет ликвидировать некоторые пробелы в этой области.

Вы, наверное, встречали таких людей, которым утром не хочется идти на работу, хотя они далеко не все лодыри и бездельники, многие честно выполняют свои профессиональные обязанности, но для них понедельник - самый тяжелый день. Кое-кто радуется даже болезни (можно побыть дома) или мечтает со вздохом: «Эх, скорей бы на пенсию!». Почему это происходит? В чем причина такого отношения к работе? Или послушайте притчу.

«Щебенку, камни, землю возили в тачках рабочие, возводившие чудо французской средневековой готической архитектуры    Шартрский собор. Одного из них спросили, что он тут делает.

«Не видите, толкаю эту проклятую тачку, чтоб она не ладна была!» Спросили другого.

«Да вот, на кусок хлеба себе зарабатываю» Cnpocили у третьего и услышали в ответ: «Я строю храм!»

Конечно же, причина противоречивого отношения разных людей к одному и тому же виду труда кроется в правильном выборе профессии. Но чем объяснить, почему же так много людей ошибается в этом выборе? Очень трудно выбрать профессию по душе, если не знаешь, какие профессии есть в обществе, каково содержание их труда.

По предмету труда

профессии можно разделить на 5 типов. 

(Информация о типах профессий в приложении)

Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда.

/    знать: гностические профессии. В этих случаях деятельность человека предполагает узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признака, оценивать, исследовать: (контролер /ТУ, корректор /3/, критик 1X1, санитарный врач /Ч/, лаборант /ПУ).

II     изменение свойств, состояния предмета труда: преобразующие. Класс преобразующих профессий широко распространен: столяр /Т/, учитель 141, полевод /Ш, чертежник /3/, реставратор 1X1.

III     изыскательские профессии. Что-то изобрести, придумать, найти новые пути решения.

Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства.

Таких отделов можно назвать четыре:

1.    Профессии, связанные с использованием ручных орудий труда (слесарь, столяр, хирург ...)

2.    Профессии, связанные с использованием машин с ручным или ножным управлением (токарь, машинист крана, швея ...)

3.    Профессии, связанные с использованием автоматизированного оборудования (сталевары, печатники, операторы энергосистем...)

4    Профессии, где основными орудиями труда выступают функциональные средства организма человека (певец, актер ...)

4 группы профессий

>   в бытовых условиях (бухгалтер, контролер, ...),

>   на открытом воздухе (геолог, механизатор, ...),

>   с повышенной моральной ответственностью (учитель, судья, ...)

Предлагается заполнить карту самооценки склонностей (ДДО)

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

Ребятам предлагается, используя метод группой оценки, заполнить следующую таблицу:

Типы профессий

Требования, предъявляемые профессиональному человеку

Человек-техника

Точность, аккуратность, дисциплина, исполнительность, практическое мышление, техническая фантазия, познавательная активность, быстрота реакции

Человек-человек

Умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Устойчивое хорошее настроение, способность мысленно ставить себя на место другого человека, терпение, умение находить общий язык с разными людьми, уравновешенность

Человек-природа

Любовь к природе, творческое мышление, наблюдательность

Человек - знаковая система

Абстрактное мышление, воображение, сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость

Человек -художественный образ

Творческое воображение, трудолюбие, память, способность самоконтроля

Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Другими словами, профпригодность - это гармония человека и его дела.

Выбрать такую профессию, чтоб душа к ней лежала, довольно трудно: и та хороша, и эта, и еще другие. А какую выбрать? Вдруг ошибешься?

Предлагаю обсудить причины типичных ошибок при выборе профессии.

Ролевая игра

1.   Вечер. Семья за столом. Сын или дочь объясняют о своем решении стать шофером или портнихой.

2.   Проблема выбора обсуждается с друзьями или учителем.

Одной из объективных причин неправильного выбора профессии является:

1)  Слабая информированность. Представления о профессиях часто бывает неполным, искаженным.

Источники информации: учителя-предметники, классные руководители, психологический центр, учебно-производственный комбинат, литература, библиотека.

2)  Предубежденность в отношении престижности

профессии. Часто реальная социальная значимость профессии не соответствует ее весомости обществе. Какие ВУЗы, факультеты престижны? Экономический, юридический, медицинский?

Что получиться, если из 10-ти выпускников средней школы один будет инженером, а остальные художниками, девять кинутся в режиссеры, и только один пойдет в политехнический? Конечно, жизнь внесет поправки в эти нереальные планы, но, может быть, разумнее избежать ошибок?

Понятие престижности неустойчивое, ненадежное. Оно, как явление моды -приходит и уходит. Так что оглядка на престижность профессии отнюдь не самый верный принцип выбора. Главное в другом, что для тебя является самым важным в будущем, что ты считаешь совершенно необходимым: размеренную, спокойную работу или, например, постоянные командировки, экспедиции, полевой быт, независимость, самостоятельность в работе, творчество или выполнение четко определенных обязанностей.

3)   Незнание себя, своего здоровья, способностей. Допустим, у человека близорукость, и ему необходимо постоянное ношение очков, то он не сможет освоить целый ряд профессий, которые предъявляют повышенные требования к зрению (монтаж, сборка радиотехнического и электронного оборудования, чертежные и граверные работы, наборщик, печатник, корректор, ювелир, огранщик, монтажник, каменщик, кровельщик, работа на высоте, в запыленных цехах.

4)   Некоторые ребята часто автоматически переносят своп интерес к предмету на будущую профессию.

Люблю химию - стану химиком. Любить решать задачи - и быть учителем математики -разные вещи.

5)   Так лее рискованно личностные симпатии к человеку переносить на профессию. «Буду, как дядя шофером».

6) И совсем недопустимо подавать документы в учебное заведение за компанию с друзьями, одноклассниками. Расплата за такую ошибку - это недовольство, разочарование собой, профессией. И конечно же, сделав выбор, необходимо четко определить пути получения профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Выбираем профессию" для 9-11 классов

Классный час содержит разные формы работы с выпускниками по выбору профессии( соцопрос, тренинги, методику Пряжникова, игры,анкетирования и т. п.)...

Классный час "Выбираем профессии"

В нем содержится материал к классному часу для 10-11 классов по теме выбора профессии....

Классный час "Выбирая профессию – выбираю будущее"

Тема классного часа:  Выбирая профессию – выбираю будущее Ролик  «Ученик лекаря» (притча)  Цель:-формировать информационную основу выбора профессии;- создать условия для форми...

Классный час «Я выбираю профессию»

Резельтат классного часа - составление индивидуальной карты движения к профессии...

Профориентационная работа. Классный час "Выбирая профессию, ты выбираешь будущее"

В настоящее время  вопрос о выборе профессии  весьма актуален, т.к. в будущем подросткам суждено строить новую Россию и жить в ней.Основными задачами методической разработки являются важные ...

Сценарий классного часа "Я выбираю профессию"

Конспект классного часа по профориентации для учащихся...

Классный час "Я выбираю профессию"

Классный час "Я выбираю профессию"...