Мотивация к обучению
учебно-методический материал

Уфимцева, Дубовицкая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_k_obucheniyu.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация обучающихся к предмету

ДИАГНОСТИКА  МОТИВАЦИОННОЙ  СФЕРЫ   УЧ-СЯ

/ Уфимцева Л.П. /

            1  часть:  Определение   мотивов   учебной  деятельности.

   Цель:   Выявить  отдельные  мотивы  учебной  деятельности.

   Выводы:  Если  тестируемый  выбирает  утверждения:

 

      А)  1; 7; 11 – это  соответствует  познавательному  мотиву;

      Б)   социальному   мотиву  соответствуют  следующие  утверждения:

                                        а)  –  3; 4  – широкий  социальный  мотив  (СМ);

                                        б)  –  6;10 – узкий  социальный  мотив  (СМ);

                                        в)  –  2 ; 9 – избегание   неприятностей;

                               г)  –  5 ; 8 – ориентация   на  одобрение.  

(Можно  анализировать  1 часть  отдельно  от  2 части  или  в  сочетании со  2  частью).

                                 Аналитический  бланк  опроса № 1

Ф.И.О.

Познавательный

мотив

Социальный   мотив  (СМ)

Выводы

Широкий

СМ

Узкий

СМ

Избегание

неприятностей

Ориентация

на  одобрен.

1

7

11

3

4

6

10

2

9

5

8

                             

АНКЕТА – 1

Инструкция:  Внимательно  прочитай  анкету  и  подчеркни  только  те  пункты,  которые  соответствуют  твоим  стремлениям  и  желаниям.

Помни, что  можно  подчеркнуть  не  более  трёх  пунктов.

      1.   Учусь  потому  что  на  уроках  интересно.

      2.   Учусь  потому  что,  ругают  за  плохие  отметки.

  1. Учусь  потому  что  хочу  больше  знать.

  1. Учусь  потому, чтобы  было  легко  работать.

  1. Учусь  потому,  чтобы  доставить  радость  родителям.

  1. Учусь  потому,  чтобы  не  отставать  от  товарищей.

  1. Учусь  потому  что,  нравится  учиться.

  1. Учусь  потому  что,  хвалит  учитель  за  хорошие  успехи.

  1. Учусь  потому  что,  родители  наказывают  за « 2 ».

    10.   Учусь  потому  что  за  хорошую  учёбу,  ставят  в  пример  другим.

    11.   Учусь  потому  что  узнаю  много  нового.             

2  часть:  Отношение  к  учению.

     Цель:  Определить  общее  отношение  к  школе, к  учению.

   Выводы:  Все  ответы  на  вопросы  и  информация  о  характере  отношения

                    к  школе  отметить  «+» или  « – ».  Определить  доминирование  

                    учебных  или  внеучебных  интересов;  отметить  наличие  или  

                   отсутствие  «–»  переживаний  в  школе.

Сочетание  этих  трёх  характеристик  определяет  уровень  отношения  к  школе,  к  ученью:

     3  уровня:      ---  высокий  (общее  отношение  к  школе «+»;  доминирует    

                                  познавательный  интерес;  отсутствуют  « – » переживания).

                     

                           ---  средний  (при  общем  «+» отношении  к  школе  и  доминировании

                                 учебных, познавательных  интересов  всё  же   выявляются  области  

                                 «–»   переживаний.

                          ---  низкий  (общее «–»  отношение  к  школе;  доминирует  внеучебный  

                                интерес;  наличие  «–»   переживаний.

(Можно  анализировать  2  часть  отдельно  от  1  части  или  в  сочетании  с  1  частью).

Аналитический    бланк   опроса  №2

Ф.И.О.

Общее  отношение   к  школе    

                     Интересы

                 Переживания

                Выводы

( уровни)

«+»

« – »

Учебный

Вне -

учебный

ЕСТЬ

НЕТ

                                         

АНКЕТА – 2

Инструкция:  Внимательно  прочитай  анкету  (можно  под  диктовку)  и  ответь  на  вопросы.

  1. Что  ты  считаешь  самым  важным  в  школе? Почему?

  1. Какой  день  недели  ты  любишь  больше  всего?  Почему?

  1. Что  в  школе  для  тебя  самое  интересное?

  1. Чем  бы  ты  хотел  заниматься,  придя  из  школы?

                  5)   Что  в  школе  для  тебя  самое  не  интересное?

                  6)   А что  для  тебя  самое  неприятное  в  школе  и  почему?

ОБЩИЕ  ВЫВОДЫ   О   ФОРМИРОВАНИИ   УЧЕБНОЙ   МОТИВАЦИИ

                                                                    / Проводится  по  анкете – 1   и  анкете – 2 /

Общий  вывод  о  формировании  учебной  мотивации  делается  на  основе

анализа  взаимосвязи  общего  отношения  к  школе  (анкета – 2)  и сформированности  учебных  мотивов  (анкета – 1).

Высокий  уровень: ---   высокий  уровень  общего  отношения  к  ученью,  

                                         к  школе;  преобладание  познавательных  мотивов

                                         ученья.

Средний  уровень:  ---   средний  уровень  общего  отношения  к  ученью,

                                         к  школе; преобладание  социальных  мотивов ученья.

 

Низкий  уровень:   ---    низкий  уровень  общего  отношения  к  ученью,

                                         к  школе, преобладание  социальных  мотивов  ученья  

                                        ( в основном  мотивов  избегания  и   непринятия).

                             

                        Общий  (сводный)  бланк  по  анкете –1  и  анкете –2 .  

Ф.И.О.

Уровень  обще

го  отношения

к  обучению

Позна-

ватель-

ный

мотив

Социальный  мотив

Общие

выводы

высокий

сред

ний

низкий

широ-

кий

узкий

избегание

непр-стей

одоб-

рение

 

Целью диагностического обследования – оценка уровня школьной мотивации учащихся.

С помощью методики изучения школьной мотивации мы смогли выявить уровень заинтересованности учащихся учебой в школе.

2018/2019 учебный год входная

6Б класс

Количество учащихся (%)

Высокий уровень школьной мотивации

3 (16,5%)

Средний уровень школьной мотивации

12 (67%)

Низкая школьная мотивация

3 (16,5%)

Всего учащихся

18

2018/2019 учебный год итоговая

6 Б класс

Количество учащихся (%)

Высокий уровень школьной мотивации

4 (22 %)

Средний уровень школьной мотивации

12 (67%)

Низкая школьная мотивация

2 (11)

Всего учащихся

18

2019/2020 учебный год входная

7 Б класс

Количество учащихся (%)

Высокий уровень школьной мотивации

4 (27%)

Средний уровень школьной мотивации

8 (53%)

Низкая школьная мотивация

3(20%)

Всего учащихся

15

2019/2020 учебный год итоговая

7 Б класс

Количество учащихся (%)

Высокий уровень школьной мотивации

4 (27%)

Средний уровень школьной мотивации

10 (67%)

Низкая школьная мотивация

1(6%)

Всего учащихся

15

Методика диагностики направленности учебной мотивации

(по Дубовицкой Т.Д.)

        Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении в различных творческих объединениях (студиях, секциях)

Общая характеристика методики.

Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде + и – записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика используется со всеми категориями обучающихся, начиная с 12-летнего возраста.

Инструкция

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите своё отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно (++); пожалуй, верно (+); пожалуй, неверно (-),

неверно (--).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Благодарим за участие в опросе.

1. Занятие данным видом деятельности даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Заниматься данным видом деятельности мне интересно, и я хочу знать о нём как можно больше.

3. Занимаясь данным видом деятельности мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному виду деятельности мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует педагог.

5. Трудности, возникающие при занятии видом деятельности, делают его для меня ещё более увлекательным.

6. При изучении данного вида деятельности кроме книг и журналов, рекомендованных педагогом, самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному виду деятельности можно было бы не изучать.

8. Если что-то не получается по данному виду деятельности, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9. На занятиях у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем педагога.

11. Изучаемый материал с интересом обсуждаю в свободное время (в школе, дома) со своими одноклассниками, друзьями.

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания, не люблю, когда мне подсказывают.

13. По возможности стараюсь попросить кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания являются ценными и по возможности нужно знать об изучаемом виде деятельности как можно больше.

15. Оценка для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен(а), то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с видом деятельности, которым я занимаюсь в творческом объединении (студии, секции).

18. Данный вид деятельности даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю занятия в творческом объединении (студии, секции), то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то не посещал бы творческое объединение студию, секцию), но родители меня заставляют его посещать.

Обработка результатов.

Подсчёт показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ:

Да

1

2

5

6

8

11

12

14

17

19

Нет

3

4

7

9

10

13

15

16

18

20

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации

6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации

15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Для качественного анализа результатов вопросы разделены на следующие группы:

1. Ценность знаний – положительные ответы по суждениям 1,11,14,17 (максимальное количество баллов 8).

2. Самостоятельность в виде деятельности – положительные ответы по суждениям 6,8,12 (максимальное количество баллов 6).

3. Пассивность – положительные ответы по суждениям 7,10,13 (максимальное количество баллов 6)

4. Трудность в изучении вида деятельности – положительный ответ по суждению 18 (максимальное количество баллов 2)

5. Интерес к виду деятельности – положительные ответы по суждениям 2,5,19 (максимальное количество баллов 6)

6. Негативное отношение к занятиям – положительные ответы по суждениям 3,4,9 (максимальное количество баллов 6)

7. Негативное отношение к виду деятельности – положительные ответы по суждениям 15,16,20 (максимальное количество баллов 6).

Степень данных проявлений: 0 - 25% - низкая

30%-70% - средняя

75%-100% - высокая

Знак результата, полученный при суммировании баллов, показывает наличие или отсутствие данных проявлений.

Бланк ответов (Ф.И. ______________________________________________)

Наименование учебного предмета 1

Наименование учебного предмета 2

Наименование учебного предмета 3

Наименование учебного предмета 4

Наименование учебного предмета 5

2020/2021 учебный год входная

8Б класс

Количество учащихся (%)

Высокий уровень школьной мотивации

0

Средний уровень школьной мотивации

75%

Низкая школьная мотивация

25%

Всего учащихся

12

2020/2021 учебный год итоговая

8Б класс

Количество учащихся (%)

Высокий уровень школьной мотивации

0

Средний уровень школьной мотивации

50%

Низкая школьная мотивация

50%

Всего учащихся

12

2021/2022 учебный год входная

9 Б класс

Количество учащихся (%)

Высокий уровень школьной мотивации

0

Средний уровень школьной мотивации

100%

Низкая школьная мотивация

0

Всего учащихся

12

2021/2022 учебный год итоговая

9 Б класс

Количество учащихся (%)

Высокий уровень школьной мотивации

0

Средний уровень школьной мотивации

67%

Низкая школьная мотивация

33%

Всего учащихся

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении

Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...

Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе

Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...

презентация "Современные технологии электронного обучения в формировании положительной мотивации к обучению"

Презентация на решение проблемы:"формирование положительных мотивов к изучению предмета с помощью современных технологий электронного обучения"Активное использование в учебном процессе совре...

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии математике. Мотивация к обучению и способы ее повышения. Из опыта работы.

Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они  (программы) содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня  общеобр...

фОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЕМ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

quot;Музыкальное воспитание-это тне воспитание музыканта, а, прежде всего. воспитание ЧЕЛОВЕКА."     В.А.  Сухомлинский....

Метод проблемного обучения при формировании положительной мотивации к обучению на уроках физики

Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию.Эта цель может быт...