Литературно-музыкальная гостиная "Красавица осень"
методическая разработка (8 класс)

Суздальницкая Валентина Григорьевна

В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы поговорить об одном из самых красивых и любимых многими поэтами, художниками и композиторами  времени года – осени.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno-muzykalnaya_g_gostinaya_krasavitsa_osen.docx25.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно - музыкальная гостиная  «Красавица осень»

В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы поговорить об одном из самых красивых и любимых многими поэтами, художниками и композиторами  времени года – осени.

Страница первая. Осень в поэзии.

Ведущий 1:
Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как  осенью.


Ведущий 2:
Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели,
поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветьем, и унылые пейзажи, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни.

Ведущий 1:
"Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени А.С. Пушкин. Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.

Чтец 1:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий 1:
Осень в произведениях русских поэтов многолика и многоцветна. В стихотворении "Есть в осени первоначальной" Тютчев придаёт осенней тишине особую торжественность и прелесть и вместе с тем утверждает естественность происходящего, любуясь осенней тишиной, пустотой полей, мимолётной красотой осенней природы.

Чтец 2:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь,
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ведущий 2:

Художники пишут осень нежной и печальной, грустной и светлой. Но все же осень так нарядна, так празднична. Праздник осени описан в поэме Ивана Бунина «Листопад». Поэт сравнивает лес с теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками. Кроны берез - это желтая резьба, которая особенно выделяется на фоне голубого неба. Весь этот отрывок у А.И.Бунина - жизнерадостный, ободряющий и не верится, что этот лес скоро станет голым и пустым, что это - "последние мгновенья счастья".     

Чтец 3:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Ведущий 2:
Осень! Ты самое лирическое из всех времён года! Пылают спелыми ягодами шиповник, боярышник, рябина. А деревья - сплошной океан золота. Летает в воздухе паутина, и стоит пряный запах уходящего лета. Как хочется, чтобы эта красота была вечной.
Осень вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор. Она заставляет вспомнить и летние дни.

Страница вторая. Краски осени.

Ведущий 1:

 Поэты пишут свои стихи словами, выражая свои чувства, любовь к Родине, природе, а художники создают свои картины красками.

 Исаак Ильич Левитан. “Золотая осень”. Это произведение может быть названо одним из самых поэтических русских пейзажей XIX века. Создавая эту картину, художник подстерег особенно трогательную минуту нашей природы – светлую осень. Березки с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев течет тихий, прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Все предметы, вся природа пронизана ожиданием. Это состояние ожидания по-своему выражают деревья в безветренную погоду. Мы невольно слышим шелест листьев.

Ведущий 2:

Константин Яковлевич Крыжицкий увлекся живописью ещё в детские годы – учился в Киевском реальном училище и одновременно посещал рисовальную школу. В 1877 году Константин поступает в императорскую Академию художеств и через семь лет получает звание классного художника I степени и малую золотую медаль за картину «Дубы».Через пять лет он уже академик и действительный член Академии художеств. Константин Яковлевич много путешествовал, посетил Германию и Францию. В 1900 году работы художника выставляются на Всемирной выставке в Париже, в 1909 – на Международной выставке в Мюнхене. Он писал свои картины не только маслом, но и акварелью, и карандашом.

Ведущий 1

Жуковский Станислав Юлианович — живописец, мастер пейзажа, художник белорусско-польского происхождения, подданный Российской империи. Родился в 1873 году в  Гродненской губернии в семье аристократа, лишенного владений и дворянских прав за участие в Польском восстании 1863 года. Поражение восстания, высылка братьев отца, потеря родовой усадьбы, сложное материальное положение семьи и разбитые надежды — все это повлияло на мировоззрение и душевное состояние художника. В 1892 году Жуковский, вопреки воле отца, отправился в Москву учиться живописи. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. И. Левитана, В. Д. Поленова, В. А. Серова.

 Ведущий 2

Остроухов Илья Семенович — русский художник-пейзажист. Родился в 1858 году в Москве в богатой купеческой семье. Получил прекрасное образование, владел иностранными языками, интересовался многими вопросами естествознания, профессионально музицировал. От природы был чрезвычайно одаренным человеком, в двадцать с небольшим лет стал пробовать себя в живописи, он частным образом брал уроки у известных живописцев. На рубеже 1890-х годов  пишет прекрасные пейзажные картины. "Золотая осень", "Первая зелень", "Сиверко". Павел Михайлович Третьяков, известный меценат и собиратель живописи, посчитал необходимым включить эти полотна художника в свою коллекцию.        

 Страница третья. ЗВУКИ ОСЕНИ.

Ведущий 1

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту.

Ведущий 2

 Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика. Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Ведущий 1

«Времена года»

         Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года. Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а зима — конец пути — старость.

Ведущий 2

История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются — «Времена года». Это цикл концертов Вивальди, оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес П. И. Чайковского (1876), балет А. К. Глазунова (1899).

        «Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времен года» и наоборот (хотя он написал массу других произведений). Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу.

Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны — «Весна грядет!»; играет весь оркестр. Музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь «пение птиц».  Затем гроза. Вивальди в высшей степени изобретательно изображает это явление природы: раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон. Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трех солистов скрипачей. Потом гром  отгремел, и птицы начали снова свое прекрасное пение.

Вторая часть («Сон крестьянина»). Образец поразительного остроумия Вивальди. Мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина.  В мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам же Вивальди поручил изображать лай (или тявканье) собаки, охраняющей сон хозяина.

Третья часть («Танец-пастораль»). В ней Вивальди на небольшом звуковом пространстве удается передать множество оттенков радости.

"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характерных картин для фортепиано. В его образах запечатлены и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

"Охота". Сентябрь. Охота - это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова “охота”, означающего желание, страсть, стремление к чему-то. Охота - очень характерная деталь русского быта XIX века. Охота в России всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.

"Осенняя песнь". Октябрь. “Осенняя песнь” - это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации - вздохи.  Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор.

"На тройке". Ноябрь. Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей - вот символы продолжающейся жизни. Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский.

Ведущий 1

Когда сквозная паутина

 Разносит нити ясных дней

И под окном у селянина

 Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова

 Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

           А. Фет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "И с каждой осенью я расцветаю вновь"

Такая форма   даёт возможность использовать силу воздействия  литературы, в частности поэзии, на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений,  развитие чувства прекра...

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 213 годовщине со дня рождения А.С.Пушкина « И с каждой осенью я расцветаю вновь».

Предлагаю вашему вниманию сценарий школьного праздника, посвященного годовщине со дня рождения А.С.Пушкина. Мероприятие посвящено Болдинскому периоду жизни и творчества поэта. Оно сопровождалось мульт...

Литературно- музыкальная композиция "Наедине с осенью"

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Наедине с осенью......."...

Литературно-музыкальный вечер "Зажигает осень краски"

Материал для проведения осеннего бала...

Литературно-музыкальная гостиная "Осенний вальс"

Сценарий литературного вечера для старшеклассников....

Презентация к литературно-музыкальной композиции "Болдинская осень".

Презентация к литературно-музыкальной композиции "Болдинская осень"....

Литературно-музыкальная программа: "Закружилась осень золотая!" (для уч-ся 7 кл)

Методическая разработка литературно-музыкальной программы «Закружилась в небе осень золотая!» поможет классным руководителям в проведения классного часа....