Обучающее занятие "Наши привычки"
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс)

Зарубина Алла Александровна

Пропаганда здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_privychki.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

«НАШИ ПРИВЫЧКИ»

Цели:

- Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека
- Формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;
- Учить активным приёмам ведения здорового образа жизни;
- Пропаганда здорового образа жизни; 
- Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

Сегодня, тема нашего занятия “ Привычки”.

 Давайте мы сначала вспомним, что такое привычка и как она возникает? (ответы детей).

Привычка  - хорошо усвоенное действие, в выполнении которого человек испытывает постоянную потребность. Это действие осуществляется всегда в определенных условиях (зарядка по утрам, ужин в 18.30 и т.д.)

Привычка возникает после многократного повторения одного и того же действия - когда оно перестает требовать волевых и познавательных усилий.

При этом важен становится не столько результат, сколько сам процесс, вызывающий какие-либо положительные переживания.

Привычки бывают самые разные: хорошие и очень вредные. Хорошие привычки помогают нам стать лучше, а вредные привычки наоборот мешают нам.

Отгадайте загадки о вредных и полезных привычках.


1. Я люблю покушать сытно,

Много, вкусно, аппетитно.

Ем я всё и без разбора.

Потому, что я …

(обжора).

2. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

(Мыло.)

3. Ну, а я ленив и скучен,

Я с платочком не разлучен.

Не люблю играть и петь,

Мне бы лучше пореветь.

Главный нытик я из класса,

А зовут меня все…

(плакса).

4. Не люблю я, братцы, мыться,

С мылом, щёткой не дружу.

Вот поэтому, ребята,

Вечно грязный я хожу.

И сейчас не потому ли

Назовут меня…

(грязнулей) 


5.  Вот такой забавный случай!

Поселилась в ванной туча:

Дождик льётся с потолка

Мне на спину и бока.

Дождик тёплый, подогретый,

На полу не видно луж…

Все ребята любят …

(душ).

  
6. Если будешь ты стремиться

Распорядок выполнять –

Будешь лучше ты учиться,

Лучше будешь отдыхать.

- Какая вредная привычка мешает нам выполнять распорядок дня и соблюдать режим?

(Лень.)


7. Честно я скажу ребятам:

Быть опрятным, аккуратным

Очень трудно… Самому

Сам не знаю, почему.

Вещи всюду я бросаю

И найти их не могу.

Что схвачу, в том и бегу.

Где штаны? А где рубаха?

Я не знаю. Я - …

(неряха)

Предлагаю вам вспомнить все привычки – полезные и вредные.

А помогут мне в этом два птенчика.

Мы будем перечислять свои хорошие и плохие привычки, и добавлять птенчикам перышки. (Проводится игра)

Примерный перечень полезных привычек


Чистить зубы
Умываться
Принимать душ (ванну)
Соблюдать режим дня
Правильно питаться (есть фрукты, овощи, пить соки)
Регулярно убираться в квартире
 Заниматься физкультурой и спортом
Делать ежедневную зарядку
Гулять на свежем воздухе
Больше двигаться
Проветривать комнату
Учиться новому
Мыть руки
Закаливать организм
Читать книги

(в хвостик птичкам воспитатель вставляет перышки желтого, красного, зеленого, оранжевого цветов).


Примерный перечень вредных привычек


Курение
Пить спиртные напитки
Принимать наркотики
Вести малоподвижный образ жизни
Переедать 
Недоедать (увлекаться диетами)
Смотреть много часов телевизор (сидеть за компьютером, играть в игры на мобильном)
Бесцельно тратить время
Питаться в Макдоналдсе
Грызть ногти
Использовать в речи слова-паразиты
Поздно ложиться спать
Ковырять в носу; 
Грызть карандаш или ручку; 
Мотать ногой во время разговора; 

Токсикомания

Игровая зависимость

 

 (в хвостик к птичкам воспитатель вставляет перышки черного цвета).

Что же у нас получилось? Первый птенчик стал красивым и нарядным, а второй птенчик “нарядился” в черные не красивые перышки.

Скажите, ребята, кому из вас удалось избавиться от какой-нибудь вредной привычки? (ответы детей). А как вы думаете, легче избавляться от них или лучше вредные привычки не приобретать?

 А сейчас мы с вами немного поиграем. Возьмите фломастер и листок бумаги. Напишите на нем одну вашу вредную привычку. Теперь сомните свои листки, сделаем с вами мяч.

Игра называется: “Комок неприятностей”

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Дает детям мяч и комок из бумаги. Дети кидают друг другу мячик, одновременно по кругу передают комок бумаги.

(Игра длиться недолго, т.к. дети не успевают следить и за мячом, и за комком).

Вывод: комок сбил нас с ритма. Это наши вредные привычки, которые, сбивают нас с ритма жизни.

Вы все здесь присутствующие не маленькие дети. Вы подростки, а некоторые уже совершеннолетние люди. Поэтому мы сегодня остановимся на таких вредных привычках, как курение, алкоголизм, наркомания и игромании.

Давайте послушаем наших ребят. Об алкоголизме нам расскажет …………………

Алкоголизм.

 Очень пагубно и отвратительно пристрастие к алкоголю. «Пить или не пить - быть или не быть» - раскрывая суть данного вопроса, мы должны сделать для себя определенные выводы.

Этиловый спирт широко применяется в различных отраслях промышленности и народного хозяйства. Его используют в качестве растворителя, например, при изготовлении лаков, политур, в ряде химических реакций для синтеза органических красителей, фармакологических препаратов, синтетического каучука. Спирт также обладает дезинфицирующими свойствами, поэтому его используют в медицине и парфюмерии.

Сырой этиловый спирт содержит много примесей, ядовитые сивушные масла. Даже в очищенном путем перегонки в особых аппаратах спирте сохраняется большая доля очень вредных для организма веществ.

Вредное и опасное воздействие алкоголя на человеческий организм очевидно. Так почему же с каждым годом растет в процентном отношении употребление спиртных напитков, а проблема раннего алкоголизма в нашей стране сейчас актуальна как никогда?

 

Самое страшное, что любая молодежная вечеринка, будь то дискотека, день рождения сверстника и далее выпускной бал, не обходятся без горячительных напитков. Можно ли приятно провести время без дополнительных стимуляторов?

  Алкоголь является специфическим нервным ядом, который поражает прежде всего головной мозг.

Спирт способен растворять жиры, которыми так богата ткань головного мозга. Учеными установлена прямая зависимость между концентрацией алкоголя в крови и степенью поражения мозга.

Своим распространением алкоголь обязан наркотическому воздействию на организм. При легкой степени опьянения возникает состояние расслабленности, повышается коммуникабельность, снимается напряжение, исчезает чувство страха; все проблемы, требующие своего неотложного решения, отодвигаются на задний план. Со временем человеку, чтобы испытать подобные ощущения, уже недостаточно легкого опьянения. Дозы принятого алкоголя увеличиваются, сокращаются и интервалы между его употреблением. Привычка расслабиться может быстро перейти в настойчивое влечение к алкоголю. Наступает психическая зависимость, а потом и физическая, которые неотвратимо ведут к деградации личности человека. Алкоголь поражает волю, убивает в человеке личность, стремление к самосовершенствованию и делает его полностью зависимым от обстоятельств.

  • Алкоголь называют “похитителем рассудка”. Слово “алкоголь” означает “одурманивающий”.
  • Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг.
  • Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится психически неуравновешенным.
  • 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения.

Следующая вредная привычка – наркомания. Пожалуйста, ………………..

Наркомания.

  • Наркотики - отрава еще более серьезная, она рассчитана на простаков, которые, привыкнув к ним, не смогут без них жить и станут платить большие деньги, чтобы поскорее умереть.
  • Наркотики нюхают, курят, вкалывают, принимают в виде таблеток. Они моментально попадают в кровь.
  • Наркомания действует своими ядами сильно и быстро - буквально с первого раза человек может стать наркоманом!
  • У человека появляются галлюцинации, кошмары.
  • Наркоманы становятся угрюмыми, злыми, так как все время думают о том, где достать очередную порцию наркотика. Наркоман ради наркотиков готов пойти на любое преступление.
  • Наркоманы – плохие работники, их трудоспособность низкая, они приносят семье большой материальный ущерб, являются причиной несчастных случаев.
  • У наркоманов три пути: тюрьма, психбольница, смерть.
  • Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека. Наркоманы распространяют чаще других СПИД.

Игромания.

•        Игромания - это вредная привычка начинается безобидно - игровые автоматы, компьютерные игры, карты, рулетка. А может закончиться разрушением психики, преступлением, даже самоубийством. Игромания не щадит ни детей, ни взрослых. Даже благоразумные старушки становятся игроманками и заканчивают свою жизнь в голоде и нищете.

И курение. К большому сожалению эта дурная привычка есть у многих наших детей.

Курение. Давайте послушаем ………………………..

Курение, по мнению медиков, это медленное самоубийство. Каждая выкуренная сигарета стоит курящему 15 минут жизни. Согласно многолетним исследованиям ученых, выяснено, что продолжительность жизни курильщика на 5-7 лет меньше, чем у некурящего человека. Курение приводит к таким серьезным заболеваниям, как язва желудка, хронический бронхит, различные заболевания сердца, сосудов и др.

Исследования показали, что при курении, под влиянием высокой температуры, из табака выделяется 30 вредных веществ: никотин, сероводород, аммиак, азот, окись углерода, различные эфирные масла и другие, не менее опасные вещества. Никотин является главным ядом. По своей токсичности он не уступает синильной кислоте. Учеными установлено, что в табачном дыме большое количество радиоактивных элементов, облучающих при курении организм курильщика.

Первая сигарета, выкуренная с друзьями, может превратиться во вредную привычку, которая со временем выльется в пагубное для здоровья пристрастие, в никотиновую зависимость.


……………………………………………
Органы дыхания.
Табачный дым поступает в организм курильщика через органы дыхания. Компоненты, находящиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая ее воспаление. Появляется мучительный кашель. Голосовые связки, расположенные в дыхательных путях, также воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хриплым, а затем сиплым.
В легких при курении постепенно скапливается табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани легкого, снижается их эластичность, накапливается слизь, происходит вздутие легких, значительно ослабевает дыхание.

Наглядный пример различия между легкими курильщика и легкими человека, который не курит.


Нервная система.
При курении возникают изменения в нервной системе, обусловленные прежде всего действием никотина.
Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время эти клетки, устав, затормаживаются, снижают свою деятельность.
Кроме того, углекислый газ, соединяясь с гемоглобином, лишает его возможности усваивать кислород и снабжать им органы и ткани. Нарушается питание головного мозга, следствием чего является ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение общей эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость глаз, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число совершаемых ошибок.


…………………………………….
Сердце.
Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно: учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению тяжелых заболеваний сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляется головная боль, отеки и боль в нижних конечностях, ощущение тяжести при ходьбе.

Органы пищеварения.
Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, трескается эмаль ( защитный покров зубов), открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развиваются гастрит, язвенная болезнь. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний.

Воспитатель. Ко всему сказанному, хотелось бы добавить, что по сравнению со взрослым ваш организм не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов. От действия табачных веществ ваш организм менее защищен. Поэтому курящие школьники отстают в физическом и умственном развитии. Курящие ученики в сравнении с некурящими более нервны, рассеянны, чаще не успевают в учебе. Чем раньше начинает курить ребенок, тем его организм оказывается более ранимым, а наносимый курением ущерб более выраженным, в особенности для организма девочки, будущей матери.

 

По мнению медиков:

  • 1 сигарета сокращает жизнь – на 15 минут;
  • 1 пачка сигарет - на 5 часов;
  • Тот, кто курит 1 год, теряет 3 месяца жизни;
  • Кто курит 4 года, теряет 1 год жизни;
  • Кто курит 20 лет, 5 лет.

Пословицы и поговорки о вреде курения:

1. Кто курит табак, тот себе враг.

2. Лучше знаться с дураком, чем с табаком.

3. Если хочешь долго жить, брось курить.

4. Курение – дурное влечение.

Смысл у всех этих пословиц и поговорок один – КУРИТЬ ВРЕДНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!!!!

Ну и прежде чем мы подведем итог нашего занятия, проведем  упражнение.

  1. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Я сейчас начну говорить вам: «Поменяйтесь местами, те кто…» и, если это будет относиться к вам, вы быстро встанете со своих мест и займете любое освободившееся место.

Итак, начнем: « Поменяйтесь местами те, кто, заботится о своем здоровье.

-Поменяйтесь местами те, у кого есть близкие и родные люди.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть братья и сестры.

- Поменяйтесь местами те, кто хочет быть успешным человеком.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть заветная мечта.

- Поменяйтесь местами те, кто хочет быть независимым?

  1. Ребята, я заметила, что многие из вас хотят быть независимыми людьми. А что вы понимаете под словосочетанием «независимый человек»? Подберите, пожалуйста, несколько похожих слов к слову «независимый».

- В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «независимый» определяется как самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный. А чтобы не быть в подчинении, не нужно быть заложником вредных привычек.

 Как же нам защитить себя от названных пороков, которые вредят здоровью?

 Для этого нужно выполнять  три правила:

  • Не скучать, найти себе занятие по душе;
  • Узнавать мир и интересных людей;
  • Ни в коем случае не употреблять спиртное и наркотики.

Ну, а если вы все же попали в плен какой-то вредной привычке, старайтесь избавиться от нее изо всех сил. И если вам это удастся, вы - настоящий герой. Как сказал древний китайский мудрец Лао-То: «Тот, кто может победить другого, - силен, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могуществен».

Благодарю всех за внимание. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика пагубных привычек среди обучающихся школы

Данная работа содержит отчет о работе школы по профилактике пагубных привычек среди обучающихся....

«Профилактика вредных привычек и воспитание здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида коррекционной школы».

Жизнь и здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. Серьёзной проблемой нашего времени является состояние здоровья детей и подростков. Учитывая то, что...

Учебно-методическое пособие. Программа позитивного развития личности "Профилактика вредных привычек и зависимостей у обучающихся"

Учебно-методическое пособие представляет собой программу позитивного развития личности.  Материал пособия  позволит преподавателю последовательно решать задачи по искоренению вредных привыче...

Цикл классных часов для обучающихся начальной школы «Воспитание здоровых привычек»

цикл классных часов для обучающихся начальной школы «Воспитание здоровых привычек»...

«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

laquo;РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»...

Работа по профилактике вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ обучающихся

Профилактика вредных привычек и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся....