Опыт формирования качеств гражданина-патриота в воспитательной деятельности.
статья

Ярославцева Людмила Валерьевна

Говоря о проблемах современного воспитания, следует отметить, что таких проблем много, и они многоаспекты и разноплановны. При этом воспитательный процесс, обращенный к личности ребенка, всегда индивидуален, всегда личностен, и воспитание каждого ребенка-это огромный труд. Во много он усложняется, когда общество оказывается на грани перемен. Сегодня на первый план вышла необходимость воспитания гражданина-патриота России. В статье приводится материал о формитровании патриотического сознания, основываясь на личном опыте работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт формирования качеств гражданина-патриота в воспитательной деятельности.

          Говоря о проблемах современного воспитания, следует отметить, что таких проблем много, и они многоаспекты и разноплановны. При этом воспитательный процесс, обращенный к личности ребенка, всегда индивидуален, всегда личностен, и воспитание каждого ребенка-это огромный труд. Во много он усложняется, когда общество оказывается на грани перемен. Сегодня на первый план вышла необходимость воспитания гражданина-патриота России. И причиной тому масса проблем, от решения которых зависит будущее страны:

  • информационная война, которая ведется против России на протяжении последних лет;
  • появление большого количества молодежных субкультур и течений, которые имеют мало общего с историей нашей Родины;
  • формирование новых ценностей, многие из которых не соответствуют традициям России.

          Почему мы ставим во главе всего именно гражданско-патриотическое воспитание? Потому что человек, который уважает свою Родину, близких ему людей, никогда не совершит противоправных действий, будет заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, будет трудиться на благо своего Отечества. Иными словами, воспитывая патриота, мы одновременно решаем практически все воспитательные задачи, стоящие перед школой в настоящее время. В Федеральных Государственных стандартах второго поколения предусматривается решение ряда задач, одной из которых является включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия. Таким образом, на уровне государственной политики было признано, что  именно в школе закладываются основы формирования будущих граждан нашей страны.

         Для решения поставленных задач в школе разработана программа воспитательной работы «Гражданин. Патриот. Лидер», одной из задач которой является формирование гражданских качеств личности. Данная программа охватывает все направления воспитательной работы, позволяя действовать в системе.

Большую роль в реализации гражданско-патриотического воспитания играет  юнармейское движение. В 2017 году школа стала пилотной площадкой для развития юнармейского движения в Менделеевском муниципальном районе. На сегодня  в школе функционирует два юнармейских отряда: старшее и среднее звено.  В 2019 году юнармейскому отряду школы было присвоено имя учителя школы, ветерана ВОВ Георгиевского В.В.  Ежегодно юнармейцы становятся победителями муниципального смотра строя и песни, посвященного Дню защитника Отечества. Кроме этого, ребята активно занимаются и волонтерской деятельностью. Так, каждый год в мае и октябре члены отряда   организуют уборку  памятников Героям Советского Союза Фролова П.С. и Белоусова В.И., бывшего директора школы Щербакова Д.Г. Члены юнармейского отряда - активные участники всех городских и республиканских мероприятий. Ежегодно ребята выезжают на зональные и республиканские конкурсы и занимают призовые места. В 2018 году - Республиканский конкурс видеороликов «Туган як», победители, 2019 год - республиканский конкурс военно-патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», призеры.

Добиться поставленных целей можно при единении всех субъектов воспитательного процесса. Воспитание человека проходит не только посредством классных часов и мероприятий, а также на уроках и во внеурочной деятельности. На уроках татарского языка большое внимание уделяется культуре и традициям татарского народа. Литература дает возможность осмыслить труды великих русских писателей. Ну и, конечно, уроки истории- это основа патриотического воспитания.

Ключевой фигурой в воспитательном процессе является классный руководитель. Именно классному руководителю приходится исправлять порой ошибки и семейного воспитания, и социума. Формирование патриотизма начинается прежде всего с уважения к истории своей малой Родины, поэтому в начале года обязательно проходят классные часы, посвященные родному городу.  Уже стало хорошей традицией проведение единого урока мужества, посвященного значимым событиям нашей истории: контрнаступление под Москвой,  снятие блокады Ленинграда, Сталинградская битва. Именно по инициативе классных руководителей дети изучают историю своих семей, готовят материал к всероссийской акции «Бессмертный полк».

Учащиеся и педагоги школы принимают активное участие и в общешкольных мероприятиях.

Отрадно знать, что многие акции и проекты инициируются и реализуются  самими ребятами- членами СШС «Максимум». Одним из таких проектов стал проект «Внимая ужасам войны»,  включающий публикацию стихов о Великой Отечественной войне в социальной сети «Вконтаке»- дети сами записывают видео и сами монтируют. Проект «Теория малых дел», направленный на создание системы работы ученических групп через реализацию социально-значимых акций и мероприятий. Данный проект в этом году  стал победителем зонального этапа республиканского конкурса  реализованных социальных проектов «Моя инициатива».

Ежегодно проходят экскурсии по Аллее Героев для младших школьников, также организованных учащимися старшего звена.

В мае накануне Дня Победы уже не первый год проходит масштабная акция «Марш Памяти», в которой задействована вся школа. Более 1000 детей принимают  участие в шествии и митинге, посвященном Великой Победе.

Патриотизм- это уважение и к школе, которая тебя сформировала как личность. И доказательством успешной работы всего педагогического коллектива школы является то, что многие наши выпускники приводят своих детей к своему учителю.  Сегодня в школе обучается 1164 ученика, большая половина которых - это дети наших выпускников. И я рада, что в далеком 1995 году я пришла работать именно в свою школу, к своим учителям.

Воспитание гражданина - это длительный, системный процесс,  требующий огромных усилий, но необходимый. Не случайно М.А.Шолохов сказал правильные слова: «Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать». Огромное спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие этнического и духовного потенциала гражданина – патриота своей страны.

В современных условиях люди живут и действуют в границах нескольких культур. Изучение, сохранение и развитие национальных культур, в том числе культуры хакасов, способствует воспитанию культуры ...

Опыт применения синквейнов в учебной и воспитательной деятельности

На открытом  классном часе  «Здоровая семья - здоровые дети»  в разновозрастной группе 5-6 классов как итог занятия   использовала прием написания синквейна. Писали и ро...

Система самоуправления класса, как одно из направлений воспитательной деятельности, способствующее формированию лидерских качеств гимназиста.

Высший орган самоуправления в классе – классное собрание. Мне очень понравилось, что для работы с классом в Гимназии отведён первый урок по средам, он внесён в расписание. Учитель и ученики могут...

Формирование качеств личности ребенка через учебно-воспитательную деятельность

«Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся через учебно-воспитательную деятельность»....

Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"

Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...

Статья «Формирование личностных УУД в процессе воспитательной деятельности в ГПД».

Огромную роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность. Несмотря на необычайные темпы развития современной науки и техники, развитие СМИ и сети Интернет, школа по-прежнему  явл...