Внеклассное мероприятие на тему "По страницам блокадного Ленинграда"
классный час (11 класс)

Абдуллина Роза Вялитовна

Цели и задачи: Обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своей страны. Показать мужество, боль и героизм жителей блокадного Ленинграда. Воспитывать чувства патриотизма, гордости и уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях блокады и восстановившему страну в послевоенный период.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему "По страницам блокадного Ленинграда"

Разработчик – классный руководитель 11 группы Абдуллина Р.В.

Цели и задачи: Обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своей страны. Показать мужество, боль и героизм жителей блокадного Ленинграда. Воспитывать чувства патриотизма, гордости и уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях блокады и восстановившему страну в послевоенный период.

Предварительная подготовка: привлекаются учащиеся 1 курса ГБПОУ СО «ДАЛ», презентация, стихи и песни о блокадном Ленинграде; компьютер;  проектор; экран.

План (страницы): 1) Враг у ворот. 2) В осаждённом Ленинграде. 3) Дети блокадного города. 4) И музы не молчали….

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя:

Добрый день старшеклассники и гости.  Наша встреча  посвящена одному из самых страшных событий Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Наш урок памяти называется «По страницам блокадного Ленинграда».

Представление гостей: главный библиотекарь Библиотеки Семейного чтения;  руководитель клуба Ветеранов «Радуга».

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда.  

Ведущий 1.  Стоит над Невой город большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт – Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. История знает немало примеров героической обороны городов. Но легенды седой старины и трагические страницы прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была почти 900-дневная оборона осаждённого Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий 2.  Ленинград. Невская твердыня. О разном рассказывают его монументы и памятники, названия улиц, площадей, набережных. Многие из них подобны шрамам, оставшимся от суровых испытаний и кровопролитных сражений. Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противником была смерть, а её союзники – голод, жажда, холод, тьма … блокада. Годы идут, но прошлого не уносят: герои тех лет и сегодня с нами. Обратимся же к ним и вместе с ними проживём, хотя бы мысленно, те бесконечно долгие 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом и самопожертвованием во имя Победы.   

Первая страница «Враг у ворот».          

Ведущий 3.  К началу сентября 1941 года ценой огромных потерь гитлеровские войска вышли на ближние подступы к городу и блокировали его с суши. Организаторы защиты Ленинграда быстро расставили тысячи людей на участки обороны города. Одни направились в ряды народного ополчения, на строительство оборонительных рубежей, в госпитали, другие на фабрики и заводы. Люди работали по 12-14 часов в сутки. До октября 1941 года из Ленинграда вывезли 96 предприятий, эвакуировали музеи, театры, но жители не допускали и мысли, что немцы могут подойти к самому городу.

Ведущий 1. Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград в течение первых трёх недель войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». Но триумфальное шествие не состоялось. Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. Гитлер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым. Но, увы, не удалось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя»,– цинично твердил он. Враг рассчитывал, что голодающие, мёрзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но это не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

Музыкальный номер.

Вторая страница «В осаждённом Ленинграде».  

 Ведущий 2. 30 августа железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. К этому времени там находилось свыше 2,5 мил. жителей, среди которых были женщины, старики и дети. Сообщение Ленинграда со страной поддерживалось только по Ладожскому озеру, а запасы продовольствия в городе были ничтожны. Захватив пригороды, немецко-фашистские войска непрерывно обстреливали город и подвергали  бомбёжкам с воздуха. 8 сентября 1941 года для ленинградцев наступил один из самых чёрных дней. Сомкнулось блокадное кольцо. Почти 900 дней (с 8 сентября 1941г. – по 27 января 1944г.)  Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни блокады. Вся страна помогала мужественным защитникам города.

Ведущий 3. По льду Ладожского озера была проложена трасса. И 13 ноября 1941 года, когда лёд стал, по ней отправился коннотранспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянули даже пустые сани. Часть повозок  в пути проваливалась под лёд, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны шли по льду под постоянными бомбёжками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти», но позднее появилось и другое название – «Дорога жизни». Перевозки через Ладогу достигли необходимого размаха не сразу, и хлебную порцию снижали, она составляла 250 граммов (для рабочих) и 125 граммов (для всех) в сутки.          

Ведущий 1. (На фоне слайда кусочек хлеба) Именно так выглядел этот тяжёлый, сырой кусочек.

Сто двадцать пять блокадных грамм,
С огнём и кровью пополам.

Этот ломтик, эту тёмно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40% состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесина. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Голод не только отнимал физические силы. Дистрофия – тяжёлая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей.   

Ведущий 2. Невозможно переоценить трудовую доблесть ленинградцев. Люди недосыпали, недоедали, но выполняли поставленные перед ними задачи. Кировский завод оказался в опасной близости от немецких войск. Защищая родной город и завод, тысячи рабочих, днём и ночью возводили укрепления. На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Завод бомбили, в цехах рвались снаряды, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки и прямо направлялись на фронт.          

Ведущий 3. В ноябре 1942 года, в тяжёлые дни блокады, производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц. Воины и население прилагали все усилия к тому, чтобы не допустить врага в Ленинград. На тот случай, если всё же удалось бы ворваться в город, был разработан план уничтожения войск противника и Ленинграда. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы и по сигналу взлетели бы на воздух – груды камней и железа обрушились бы на головы фашистов, завалы преградили бы путь их танкам. Гражданское население было готово к уличным боям. Пример ленинградцев подтверждает, что успешный отпор врагу зависит не только от армии, но и от участия в борьбе всего народа.                                                                                

Чтец:

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.

Третья страница «Дети блокадного города».

Ведущая 1. О детях блокадного Ленинграда нам расскажет библиотекарь.

Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино. 28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк: “Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все".

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников. Было много и других детей, которые разделили судьбу Тани Савичевой. Из письма Тани Богдановой отцу на фронт: «Дорогой папочка! Я знаю, что вам тяжело будет слышать о моей смерти, да и мне помирать сильно не хотелось, но ничего не поделаешь. Сильно старалась поддержать меня мамочка, она даже отрывала от себя кусочек хлеба. 8 апреля она меня одела и вынесла на руках во двор на солнышко. Дорогой папочка! Вы сильно не расстраивайтесь. Я лежу и каждый день жду Вас, а когда забудусь, Вы мне начинаете казаться». Это письмо было опубликовано в конце 1981 года в «Ленинградской Правде». Вспоминает школьница Лариса Северская. «Мы школьники дежурили на крышах, оказывали первую помощь. В городе не стало света, не стало воды, начались сильные морозы, не прекращались бомбёжки. Кругом люди падали от истощения, дети просили, есть, а мы, школьники, впрягались в саночки и ездили на Неву за водой для семей бойцов, где были маленькие дети. Везёшь воду под обстрелом, а пока её довезёшь, она замёрзнет, а разогреть нечем. Мы ходили, искали щепки, обломки досок возле разрушенных домов. Почти все наши ребята работали в госпиталях, а ещё мы помогали разбирать почту, в глазах рябило, кажется – сейчас упадёшь, но какая была радость, когда жильцы шли в домоуправление и получали письма от родных с фронта».

Музыкальный номер.

Четвёртая страница «И музы не молчали….  »  

Ведущая 1. Слово предоставляется руководитель клуба Ветеранов «Радуга».

Писатели, артисты, музыканты, художники своим оружием – оружием литературы и искусства, своим дарованием помогали громить врага. Они выступали перед рабочими в цехах заводов, в воинских частях, на передовой, они читали свои произведения, звавшие к Победе. Вера Инбер, писатель и поэтесса читала свой дневник «Почти три года», которые писала стынущими пальцами при свете коптилки под вой сирены и разрыв снарядов в осаждённом городе. В своих рассказах о ленинградских детях  писала, о муке, из которой пекли те самые 125 граммов хлеба. Ни на один день не прекращала работу крупнейшая библиотека страны – Государственная публичная библиотека им. Салтыкова – Щедрина. Поэт Н. Тихонов среди очерков, рассказов, обращений, воззваний, листовок, стихов, плакатов каждый месяц на страницах газеты «Красная Звезда» печатал отчёт о положении в городе.

«Враг силой не мог нас осилить, нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России, в полон ленинградцев забрать.
Такого во веке не будет на Невском святом берегу,
Рабочие русские люди умрут, не сдадутся врагу».
Н. Тихонов.

Работало Ленинградское радио, которое предоставляло свой эфир известным писателям и поэтам. По радио звучали стихи Анны Ахматовой, Ольги Бергольц. Хорошо о ленинградцах сказал старый казахский поэт Джамбул Джабаев: 

Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
К вам в стальную ломится дверь,
Словно вечность, проголодав,
Обезумевший от потерь,
Многоголовый, жадный удав… 
Сдохнет он у ваших застав!
Без зубов и без чешуи
Будет в корчах шипеть змея,
Будут снова петь соловьи,
Будет вольной наша земля.

Композитор Дмитрий Шостакович, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии создал в осаждённом Ленинграде могучую симфонию грядущей Победы над врагом. 7-я симфония прозвучала в холодном, нетопленном помещении Ленинградской консерватории, дирижировал Е. Мравинский. Слушали и бойцы, приехавшие в город  с передовой, слушали и рабочие, все, кто смог придти, приехать в консерваторию, не для наслаждения, а для того чтобы услышать призыв к Победе, почувствовать веру в Великую Победу. Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но, ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода, болезней, бомбёжек около 1 млн. ленинградцев. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище. Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.

Чтец:  Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?

Ведущий 1. Предлагаю почтить память всех погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания.

Музыкальный номер.  

Ведущий 1. Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождала она. Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей жизни, быть достойными их. Желаем всем добра и мира. Наше мероприятие окончено. Благодарим наших гостей за сотрудничество с нами.

16.07.2014


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок мужества «По страницам блокадного Ленинграда»

Слайд 2

18 января 2021 года исполнилось 78 лет со Дня прорыва советскими войсками блокады города Ленинграда от немецко-фашистских войск . Но, сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг воинов, освобождавших город, ленинградцев останется образцом беспримерного мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.

Слайд 3

27 января во всех городах нашей страны пройдут мероприятия, посвященные 78-летней годовщине снятия блокады Ленинграда в 1944 году , одним из важных моментов которых станет минута молчания в память о воинах, погибших во время сражений за освобождение Ленинграда, а также жителей города, проявивших невероятное мужество и стойкость во время блокады.

Слайд 4

Над Ленинградом - смертная угроза... Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слёзы, Что называлось страхом и мольбой. Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад, И если завтра будут баррикады, - Мы не покинем наших баррикад. И женщины с бойцами встанут рядом, И дети нам патроны поднесут, И надо всеми нами зацветут Старинные знамёна Петрограда. (Ольга Берггольц ) Ольга Федоровна Берггольц

Слайд 5

С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. С 8 сентября 1941, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 872-дневная блокада Ленинграда .

Слайд 6

В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей ), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены ( только на 1-2 месяца ). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А. Е. Бадаева .

Слайд 7

За первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев . Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода .

Слайд 8

В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. Вспоминает Галина Павловна Вишневская . (Отрывок из книги “Галина”). “Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…

Слайд 9

Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей. В Ленинграде были созданы детские дома, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел. Ленинградцы знают примеры исключительного мужества и героизма, проявленного женщинами - работниками детских домов во время опасности. "Утром в Красногвардейском районе начался интенсивный обстрел участка, где были расположены ясли №165. Заведующая вместе с воспитательницей и санитаркой под огнём стали выносить детей в укрытие. Обстрел был так силён и опасность, угрожавшая детям, была настолько велика, что женщины, чтобы успеть унести всех детей в укрытие, укладывали по нескольку ребят в одеяло и так кучками выносили. Артиллерийским снарядом выбило все рамы и внутренние перегородки тех домиков, в которых были расположены ясли. Но все дети - их было сто семьдесят - были спасены"

Слайд 10

Юные пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный . Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться. В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда" .

Слайд 11

Стоит у дороги из камня цветок, Он символ трагедии, символ печали, Непрожитых жизней, надежд и тревог. Тела истощались, глаза потухали, И смех оборвался и голос умолк… Он – память погибшим, он – гимн пережившим Весь ужас тех страшных «девятисот». Сердца замирали в надежде и страхе: Недетские горести выпали им – И тем, кто не выжил, и тем, кто остался; И памятник мертвым, и память живым. Уж стали седыми «блокадные дети», Прошло полстолетья, а сердце болит. И памятник этот, на постаменте, Живым об ушедших забыть не велит. (Савченко Лидия Михайловна, будучи ребенком, пережила блокаду Ленинграда).

Слайд 12

Этот дневник 11-летней школьницы-ленинградки Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Таня Савичева в 6 лет и в 11 лет (справа) с племянницей Машей Путиловской за несколько дней до начала войны, июнь 1941

Слайд 13

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.». «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Слайд 14

В следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось : ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.

Слайд 15

18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом . К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.

Слайд 16

В январе 1944 года блокада была полностью снята . В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась. 27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.

Слайд 17

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе . В суровые дни блокады умерли от голода сотни тысяч ленинградцев. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал . Это самое памятное место Санкт-Петербурга. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц – «Никто не забыт, ничто не забыто»

Слайд 18

8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой»

Слайд 19

Викторина «Блокада Ленинграда»

Слайд 20

1. Назовите хронологические рамки блокады Ленинграда 8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г.

Слайд 21

2. Назовите имя и фамилию девочки, дневник которой не позволяет нам забыть все ужасы блокады Ленинграда. Таня Савичева

Слайд 22

3. Назовите фамилию композитора, который написал в блокадном Ленинграде 7-ю симфонию. Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Слайд 23

4. По какому озеру проходила «дорога жизни»? Ладожское озеро

Слайд 24

5. Блокада Ленинграда длилась : А) 365 дней; Б) 872 дня; В) 950 дней.

Слайд 25

6. Как назывались склады с продовольствием, которые были уничтожены в первые дни блокады? А) Ленинградские; Б) Синявинские ; В) Ладожские; Г) Бадаевские .

Слайд 26

7. «Дорога жизни» шла по: А) Неве; Б) Ладоге; В) Дону; Г) Волге .

Слайд 27

8.Печальным символом блокадного Ленинграда стал(и): А) подвиг панфиловцев; Б) дом Павлова; В) звук метронома; Г) Холмские ворота.

Слайд 28

9. Одним из обвинительных документов против фашистских преступников на Нюрнбергском процессе был: А) дневник Зои Космодемьянской; Б) дневник Ульяны Громовой; В) дневник Ольги Берггольц ; Г) дневник Тани Савичевой.

Слайд 29

10. Кладбище Ленинграда, где захоронены сотни блокадников: А) Пискарёвское; Б) Васильевское; В) Новодевичье; Г) Александровское.

Слайд 30

11. «Ленинградской» симфонией называется: А) симфония №7 Д.Шостаковича; Б) симфония №1 П.Чайковского ; В) симфония №2 С.Рахманинова; Г) симфония №8 Л.Бетховена.

Слайд 31

12. К поэтам блокадного Ленинграда относятся: А) О.Берггольц ; Б) В.Маяковский; В) А.Ахматова; Г) М.Цветаева.

Слайд 32

13. Какой период блокады был самым тяжёлым для населения? А) лето 1941 г.; Б) зима 1941-1942 гг ; В) осень 1942 г; Г) зима 1942-1943 гг.

Слайд 33

14. Что называлось «зажигалкой» в Ленинграде? А) летящий в небе самолет; Б) пожар на предприятии; В) фейерверк в честь победы; Г) зажигательная бомба .

Слайд 34

15. Плацдарм на левом берегу реки Невы – А) Невская Дубровка; Б) «Дорога жизни»; В) «Невский пятачок»; Г) «Дорога победы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-беседа по внеклассному чтению в 6 классе: «Блокадный Ленинград и ленинградцы».

В последнее время в средствах массовой информации мало уделяется внимания данной теме. Далеко не все ученики знают суть подвига города Ленинграда и его жителей.Задача учителя помочь учащимся ощутить с...

Внеклассное мероприятие "Мы помним твой подвиг, Ленинград."

Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к  историческому прошлому своего народа на примере подвигов,  совершенных в годы Великой Отечественной войны.Задачи:расширить знания де...

Конструкт внеклассного мероприятия устный журнал "Дети блокадного Ленинграда"

Проведение данного мероприятия формирует патриотизм, гражданскую позицию каждого школьника. Рассказывает о подвиге детей блокадного Ленинграда....

Сценарий "По страницам блокадного Ленинграда"

Идея создания театрализованной экскурссии для ребят, посвященной Блокаде Ленинграда, была взята неспроста. Наша школа была госпиталем, в то нелегкое время. В Музее истории школы, сохранились письма, в...

"Страницы блокадного Ленинграда"

Сценарий к Уроку Памяти "Страницы блокадного Ленинграда"...

Конспект внеклассного мероприятия "Дни и ночи блокадного Ленинграда"

Конспект внеклассного мероприятия разработан на основе "Блокадной книги" Даниила Гранина и Алеся Адамовича. в ходе проведения мероприятия ребята знакомятся не только с историями людей блокад...