"Страницы блокадного Ленинграда"
классный час по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Анесова Алия Уразгалиевна

Сценарий к Уроку Памяти "Страницы блокадного Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_blokadnogo_leningrada.docx257.43 КБ

Предварительный просмотр:

(Звучит песня «Священная война»)

(Слайд 1) Ангелина: 22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались вглубь страны, уничтожая все на своем пути.

В истории ВОВ много печальных, тяжёлых и просто страшных страниц. Сегодня мы остановимся на одной из них – блокада Ленинграда. 

(Слайд 2)  АБУ: 27 января – День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 год.  

Сегодня у нас серьёзная тема для разговора: мы будем говорить о самых героических и трагических днях Великой Отечественной войны: о блокаде Ленинграда. В истории существования человечества, в истории всех войн, которые были на земле, это единственный город, который вынес такую длительную блокаду. Мы будем говорить об этом, потому что

Не лечит время ран.
Не лечит, – 
Они чем дальше, тем больней. (Т. Ляпин)

(Слайд 3) Ангелина: Будем говорить об этом, потому что очень часто можно услышать:

Опять война, 
Опять блокада, -
А может, нам о них забыть? 
Я слышу иногда:
"Не надо, 
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,

Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна. (Юрий Воронов)

(Слайд 4) АБУ: 8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. С севера город блокировали финские войска.

С этого дня началась Блокада города. Она длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года).

(Слайд 5) Внутри кольца оказались практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта, в кольце Блокады оказалось всё гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч жителей пригорода. Связь с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса — легендарная «Дорога жизни».

(Слайд 6) Ангелина: На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок Ленинград был превращен в город-крепость. С наступлением зимы в городе замерзли водопроводные и канализационные трубы, подошло к концу топливо. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги, но сохранили парки и сады.

Чтец (Фатима)

Деревья, поклонитесь низко людям 
И сохраните память их потом.
Они зимой сжигали все, что было:
Шкафы и двери, стулья и столы,
Но их рука деревьев не рубила.
Сады не знали голоса пилы.

(Слайд 7) Ангелина: Но самым страшным испытанием стал голод…Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда - небольшому кусочку хлеба - 125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады - зимой 1941/1942 г.  Снижение нормы хлеба послужило тому, что многие жители города не смогли пережить этот период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было.

(Слайд 8) АБУ : Рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах.

Блокадный хлеб на 50 процентов состоял из несъедобных примесей, заменявших муку: пищевая целлюлоза, жмых, обойная пыль, выбойки из мешков, хвоя, ржаная мука.

Чтец: (Альбина)

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

           (Слайд 9)   Ангелина:  Сегодня на прилавках магазинов много разных видов хлеба, наверное, поэтому мы не задумываемся о том, будет ли хлеб на нашем столе всегда. И не всегда мы дорожим кусочком. Наш хлеб печётся из муки, в нём нет других вредных, опасных и невкусных примесей. Но мы не должны забывать о том блокадном хлебе в 125 граммов, который  помог выстоять и выжить в Великую Отечественную войну.

             (Слайд 10) АБУ:   Подростки работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Одним из таких молодых рабочих был Федя. Вот что он писал отцу на фронт:

Чтец: (Алексей)  «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. у нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я всё время хочу есть, а мама тоже всё время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов! Остаюсь твой сын, рабочий завода №5 Фёдор Быков.» 

Песня «Ленинградские мальчишки»

         (Слайд 11) Ангелина: Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, уничтожат в них все человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 
Но гитлеровцы просчитались. Этот великолепный, красивейший город показал всему миру, что такое мужество, что такое любовь, что такое ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, которые сильнее холода, голода и войны.

(Слайд 12) АБУ : Страшным приговором фашизму стал дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой на Нюрнбергском процессе. Дневник, в котором всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем легкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом... Страничка на букву «С»...

Чтец (Мадина):

На страницу  Каменно   Легла:   Мама  13 мая  в 7.30 час  утра  1942 г.

Машинально Таня полистала   Свой

Немногословный дневничок.

Все семейство Савичевых встало

Перед нею   Вновь наперечет.

И она,   буквально  по два слова,

Пишет, как она на крайней полосе:

Савичевы  умерли,

И снова: умерли

И добавляет: все.

(С. Смирнов. Сердце и дневник)

(Слайд 13) Ангелина: Однажды девочка подведет страшный итог: “Савичевы умерли все. Осталась одна Таня”. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но 1 июля 1944 года Танечка умерла.

(Слайд 14) АБУ: Известно, что только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. В город везли продовольствие, а обратно детей, стариков, больных раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек. Дорогу эту назвали Дорогой жизни.

Чтец (Жасмина):

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле  

Страшней и радостней дороги.

(Слайд 15) Ангелина: Остались в своём времени, значит, не выросли, не повзрослели, остались навечно юными мальчишками и девчонками. Для нас все эти мальчишки и девчонки живы, потому что жива память о них, потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине.

АБУ: Именно детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник “Цветок жизни”. Текст на памятнике: " Во имя жизни и против войны детям – юным героям Ленинграда 1941-1944". На лепестках этого каменного цветка высечены слова: “Пусть всегда будет солнце!”, а рядом с ними можно увидеть каменные страницы дневника Тани Савичевой.

(Слайд 16) Ангелина: После разгрома фашистских войск на Волгe 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление на самом узком месте блокадного кольца. Через 6 дней кольцо блокады было прорвано. Через год, 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий.

Чтец (Арина):

Мне кажется: когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве по улицам идут,
Как все́ живые. Только не поют.
Не потому, что с нами не хотят,
А потому, что мёртвые молчат.
Мы их не слышим, мы не видим их,
Но мёртвые всегда среди живых.
Идут и смотрят, будто ждут ответ:
Ты этой жизни стоишь или нет?

(Слайд 17) АБУ: За мужество и героизм  городу Ленинграду было присвоено высокое звание: город — герой!

Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой. Очень много ленинградцев не дожили до победы. В память обо всех погибших в  городе поставлены памятники на братских могилах Пискаревского мемориального  кладбища. Над всем мемориалом возвышается величественный монумент Матери-Родины и стена-стела. В центре стены выбиты полные трагизма слова поэтессы Ольги Берггольц.

Чтец (Сарвар):

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своей они защищали тебя,

Ленинград - колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита,

но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт, и ничто не забыто.

Ангелина: Предлагаем вам посмотреть фильм «Один день из жизни Блокадного Ленинграда».

(Слайд 18) Прошу всех встать и почтить память погибших ленинградцев  минутой молчания под стук метронома, который звучал в страшные и трудные годы.

Минута молчания.

Звучит стук метронома.

Годы проходят, уходят люди, которые были свидетелями того страшного периода, уходит история. И только мы способны сохранить память о страшной блокаде, которую победил город Ленинград. Помните! Ради подвига выживших и погибших жителей Ленинграда!

АБУ: На этом наш Урок Памяти подошёл к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Сценарий "По страницам блокадного Ленинграда"

Идея создания театрализованной экскурссии для ребят, посвященной Блокаде Ленинграда, была взята неспроста. Наша школа была госпиталем, в то нелегкое время. В Музее истории школы, сохранились письма, в...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

Внеклассное мероприятие на тему "По страницам блокадного Ленинграда"

Цели и задачи: Обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своей страны. Показать мужество, боль и героизм жителей блокадного Ленинграда. Воспитывать чувства патриотизма, гордости и уважен...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...