Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Копилка идей»
методическая разработка

Программа курса внеурочной деятельности «Этика и этикет» ориентирована на учащихся 5-9 кадетских классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Йошкар-Олы»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Этика и этикет»

(общекультурное направление)

для учащихся 5-9 классов

Составитель:

Панкова И.В.

учитель технологии

Йошкар-Ола

        2022        

Содержание

1. Пояснительная записка        3

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности        5

3. Содержание курса внеурочной деятельности        6

4. Тематическое планирование        9

5. Список литературы        14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Этика и этикет» ориентирована на учащихся 5-9 кадетских классов и реализуется на основании следующих документов:

        - Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

        - Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

        - Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

        - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

                - Учебного плана работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г.Йошкар-Олы».

Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно-образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной системе образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в обществе. Исходя из этого, следует обозначить важные положения, которые следует учесть:

  1. Необходимость в подготовке высоконравственного поколения для общества.
  2. Способствовать формированию личности подростка, способного оказывать противодействие негативному влиянию из внешней среды.
  3. Дать необходимую базу духовно-нравственных знаний для формирования норм поведения и определённых действий в обществе.

Таким образом, реализация программы общекультурного направления актуальна и важна в рамках современного общества с учётом ряда существующих в нём проблем, таких как деидеологизация и антидуховность. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования программа общекультурного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

  • патриотические чувства гражданина России;
  • гражданская идентификация;
  • общечеловеческие ценности;
  • социальная солидарность;
  • нравственное самосовершенствование.

Программа «Этика и этикет» будет реализована в течение 5 лет. Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:

  • 5 класс – «Как быть хорошим человеком»;

        «Личные качества человека»;

        «Я и мои близкие»;

        «Правила поведения. Школьный этикет» (34 часа);

  • 6 класс – «Нравственные обязанности»;

        «Нравственные обязанности. Основные правила морали»;

        «Нравственные дела и поступки человека»;

        «Правила поведения. Этикет общения» (34 часа);

  • 7 класс – «Нравственные отношения человека»;

        «Общегражданский этикет»;

        «Другие и я»;

        «Введение в эстетику» (34 часа);

  • 8 класс – «Этикет в нашей жизни»;

        «Этикет в одежде»;

        «Из истории костюма»;

        «Эстетика искусства» (34 часа);

  • 9 класс – «Этикет в нашей жизни»;

        «Международный этикет»;

        «Столовый этикет»;

        «Эстетика искусства» (34 часа).

Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым обучающиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной, личностно и общественно значимой практической деятельности.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам внеурочной деятельности, тематический план, календарно-тематическое планирование, содержание программы.

Цель: создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения. 

Задачи:

  1. Воспитывать уважение к культурному многообразию российского общества как важнейшему национальному достоянию.
  2. Прививать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению.
  3. Воспитывать толерантность у обучающихся.
  4. Развивать способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.
  5. Развивать готовность к нравственному поведению, культуру и этику взаимоотношений с окружающим миром.
  6. Развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности.
  7. Развивать твёрдую личностную позицию в социуме и лидерские качества, применяя их в процессе деятельности.

Программа реализует поставленные задачи с учётом следующих принципов:

  1. Личностно-ориентированный: учёт возрастных особенностей развития личности обучающегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
  2. Принцип демократизации: предоставление участникам педагогического процесса определённых свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся.
  3. Принцип разнообразия деятельности: реализуется посредством организации разнообразной деятельности обучающихся.
  4. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
  5. Принцип личностной обусловленности: личность человека определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно взаимодействует (педагог – ученик). В процессе развития происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта.

При составлении программы учтены психологические особенности обучающихся, включая их гендерные, эмоционально-личностные особенности, а также уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сфер.

Методы, используемые при проведении занятий:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа со справочной литературой);
  • наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений, таблиц, фильмов);
  • практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда и экспериментов, упражнений);
  • метод изложения материала, а также проверка знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);
  • метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой);
  • репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);
  • эвристический;
  • проблемный.

Особенностью программы является интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Программа определяет минимальный объём содержания внеурочной деятельности, оставляя возможность дополнения её вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературы), обществознание и естествознание (уроки истории, обществознания, биологии), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии).

Содержание внеурочной и внешкольной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления обучающихся о нравственных основах поведения в обществе и создаёт условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.     

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОВЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.

Личностные результаты обучения включают в себя:

  • развитие интереса;
  • действие нравственно-эстетического оценивания (что такое хорошо, что такое плохо);
  • формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
  • формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;
  • формирование желаний выполнять действия;
  • использование фантазии, воображения при выполнении задания.

Метапредметные результаты обучения включают в себя:

регулятивные 

  • введение правил;
  • разный вид деятельности.

Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.

познавательные 

  • формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;
  • формирование знаний о нравственных обязанностей;
  • формирование знаний об общей культуры человека: этика, эстетика, этикет.

 коммуникативные 

  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
  • формирование умения слушать и вступать в диалог;
  • формирование умения в постановке вопросов;
  • умение строить устный рассказ;
  • формирование умений работать в парах, малых группах.

Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; комментируют принесенные фотографии, иллюстрации; рассказывают о своих близких, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о семейных праздниках, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.

Предметные результаты обучения:

  • усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
  • владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего эстетического образования. Иметь представление о понятиях: эстетика искусства, эстетика повседневной жизни, хороший поступок, плохой поступок, правила поведения, личные качества человека, закон, обязанность, ответственность. Знание: значения ключевых слов, раскрывающих курс: этика, эстетика, общегражданский этикет, устав школы, основные понятия морали, нравственные дела и поступки.
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
  • овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы организации внеурочной деятельности:  

  1. Беседа.
  2. Дискуссия.
  3. Ролевая игра.
  4. Путешествие.
  5. КВН.
  6. Самостоятельная работа (составление текстов, исправление ошибок, работа над словарями, работа по карточкам).
  7. Составление диалогов и монологов.
  8. Игровые занятия, которые повышают познавательный интерес учащихся.

5 класс – 34 часа 

Как быть хорошим человеком? 

Понятие общей культуры человека. Этика. Эстетика. Этикет. Как быть хорошим человеком? Хороший человек, кто он? Наши чувства и поступки. Завтрашний характер – в сегодняшнем поступке. Каким человеком быть нельзя? Что такое равнодушие? Главное не кем быть, а каким быть! Умение быть доброжелательным и приветливым.

Личные качества человека 

Что такое личные качества человека? Этика отношений к окружающим. Вежливость и уважение. Добро и зло. Добро и доброта. Доброта и красота. Что мы знаем о себе? Расскажи мне обо мне. Индивидуальная характеристика личных качеств школьника.

Я и мои близкие 

Кто они, близкие мне люди? Чего от меня ждут близкие люди? Моя семья. Герб моей семьи.  Профессии нашей семьи. Семейные праздники и традиции. Дворянское воспитание в России. Хороший тон в семье. Правила поведения в семье. Порядок в доме. Домашняя одежда. Наши четвероногие друзья.

Правила поведения. Школьный этикет 

Поведение – основа общения. Устав школы – основа поведения. Школьный этикет: основные понятия. Этикет на уроке и вне его. Правила личной гигиены. Физическая форма. Жевательная резинка: польза или вред. Этикет         общения. Искусство межличностных отношений.

6 класс – 34 часа 

Нравственные обязанности 

Этика. Что такое нравственные обязанности? Какие у нас обязанности? От чего зависит поведение? Поступки – это поведение. Требовательность к себе. Ответственность за свои поведение, дела и поступки.

Нравственные обязанности. Основные понятия морали 

Верность слову и обещанию. Точность и обязательность. Обязанности ученика. Честь и достоинство. Кодекс рыцарской чести. Честность и справедливость. Нравственные обязанности семьи. Как уважать родителей? Не быть равнодушным.

Нравственные дела и поступки человека 

Совесть – это понимание добра и зла. Совесть – внутренний контролер человека. Что такое долг? Что такое чуткость? Как быть заботливым и чутким? Как быть предупредительным? Не быть равнодушным. Добро и зло в жизни людей. Добро и зло в сказках и мифах народов мира. Кому тяжелее жить – доброму или злому?

Правила поведения. Этикет общения 

Этикет. Введение. Хорошие манеры. Правила культуры общения. Формулы вежливого обращения. Этикет приветствия. Правила знакомства. Рукопожатие Умение слушать и слышать собеседника. Правила ведения дискуссии. Ораторское мастерство. Экология речи. Мимика и жесты. Правила успешного общения.

7 класс – 34 часа 

Нравственные отношения человека 

Что значит уважать людей? Личные границы человека. Нравственные качества человека. Как быть уважаемым человеком? Уважение старших – закон жизни людей. Как уважать родителей? Правила взаимоотношений с родителями. Наш класс – коллектив. Манеры в коллективе. Нравственная оценка. Человек среди людей.

Общегражданский этикет 

Основные понятия этикета. Этикет на улице. Этикет во дворе. Этикет на лестнице, при входе и выходе из помещения. Этикет в общественных местах. Поведение в кино. Правила поведения в городском транспорте. Этикет пассажира. Этикет в самолете и поезде. Правила этикета в музее и на экскурсии.

Другие и я 

Может ли человек прожить один? Как вести себя с другими людьми? Как быть предупредительным? Роль дружбы в жизни людей. Правила дружбы. Одноклассник, товарищ, друг. Преданность и предательство. Принципиальность и беспринципность. Добрососедство. Тактичность и деликатность.

Введение в эстетику 

В чем секрет красоты? Виды искусства – единая семья. Внутренний мир человека в художественно-образной         форме.         Трагические         образы         в         искусстве.         Комические художественные образы. Синтез искусств в храме. Правила этикета в храме.

8 класс – 34 часа 

Этикет в нашей жизни 

Что я знаю об этикете? Из истории этикета. Азы народного этикета. История этикета в России. Понятие манер. Культура движений человека. Речевой этикет. Как вести беседу. Телефонный этикет. Мобильный этикет. Электронное письмо. Идем в гости. Хороший гость. Приглашение в гости. Принимаем гостей. Искусство делать и принимать подарки. В гостях на даче.

Этикет в нашей жизни 

Стиль, имидж человека. Внешний вид. Дресс-код. Мужской костюм: деловой и повседневный. Галстук. Стиль юноши. Женский костюм: деловой и торжественный. Женственность и элегантность. Обаяние. Важные мелочи повседневного этикета. Одежда дома. «Профессиональная» одежда.

Из истории костюма 

Краткая история костюма от древности до наших дней. Древнерусский мужской костюм. Древнерусская красавица. Русский костюм петровского времени. Придворная мода XVIII века. Особенности буржуазного костюма первой половины XIX века. Костюм второй половины XIX-начала XX в. Развитие моды в России в XX веке.

Эстетика искусства 

Архитектура, ее язык, особенности, виды. Архитектурные стили разных эпох. Каменная летопись мира. Живопись, ее язык, виды, жанры. Монументальная и станковая живопись. Графика, ее язык, материалы, изобразительные средства, классификация. Станковая, книжная графика. Этикет в библиотеке. Знаешь ли ты изобразительное искусство.

9 класс – 34 часа 

Этикет в нашей жизни 

Театральный этикет. На концерте классической музыки. Этикет в кино. Турпоход и особенности этикета на природе. Этикет в спорте. Зарубежная туристическая поездка. Правила поведения в гостинице. Сувениры из путешествий.

Международный этикет 

Международный этикет. Европейский этикет: Италия, Франция, Испания. Этикет в Англии, Нидерландах, Германии. Американский этикет. Восточный этикет. Япония. Дипломатический этикет. Особенности дипломатического этикета в России.

Столовый этикет 

Столовый этикет. Правила сервировки стола. Столовые приборы. Салфетка. Цветы на столе. Этикет за столом. Что и как едят. Мясо, птица. Рыба, морепродукты. Фрукты, десерт. Напитки на столе. Как заваривать чай. Завтрак. Шведский стол. Фуршет. Традиции русского застолья.

Эстетика искусства 

Скульптура, ее язык, особенности, жанры, материалы. Скульптурные памятники Отечества, мастера русской скульптуры. Викторина. Скульптура. Застывшая музыка.

Искусство театра. Актер и режиссер в театре. Музыка и ее воздействие на человека. Опера как слияние искусств. Балет. Экранные искусства XX века: кино, телевидение. Фотография. Фотографический этикет. Дизайн. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы.

                      

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                        Тематическое планирование    5 класс

№ п/п

Тема раздела

Тема занятия

Кол-во часов

1

Как быть хорошим человеком?

Понятие общей культуры человека.  

1

2

Этика. Эстетика. Этикет. 

1

3

Как быть хорошим человеком? 

1

4

Хороший человек, кто он? Наши чувства и поступки.  

1

5

Завтрашний характер – в сегодняшнем поступке. Каким человеком быть нельзя?

1

6

Что такое равнодушие?  

1

7

Главное не кем быть, а каким быть!  

1

8

Умение быть доброжелательным и приветливым. 

1

9

Личные качества человека

Что такое личные качества человека?

1

10

Этика отношений к окружающим. 

1

11

Вежливость и уважение. 

1

12

Добро и зло.

1

13

Добро и доброта. Доброта и красота.

1

14

Что мы знаем о себе?

1

15

Расскажи мне обо мне.

1

16

Индивидуальная характеристика личных качеств школьника.

1

17

Я и мои близкие

Кто они, близкие мне люди?  

1

18

Чего от меня ждут близкие люди?

1

19

Моя семья. Герб моей семьи.  

1

20

Профессии нашей семьи.  

1

21

Семейные праздники и традиции.  

1

22

Дворянское воспитание в России.  

1

23

Хороший тон в семье.  

1

24

Правила поведения в семье. Порядок в доме.  

1

25

Домашняя одежда.  

1

26

Наши четвероногие друзья.

1

27

Поведение – основа общения.  

 

28

Правила поведения.

Школьный этикет

Устав школы – основа поведения.  

1

29

Школьный этикет: основные понятия.  

1

30

Этикет на уроке и вне его.  

1

31

Правила личной гигиены.  

1

32

Физическая форма.  

1

33

Жевательная резинка: польза или вред.  

1

34

Этикет общения. Искусство межличностных отношений

1

Тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Тема раздела

Тема занятия

Кол-во часов

1

Нравственные обязанности

Этика.  

1

2

Что такое нравственные обязанности? 

1

3

Какие у нас обязанности?

1

4

От чего зависит поведение?

1

5

Поступки – это поведение. 

1

6

Требовательность к себе. 

1

7

Ответственность за свои поведение, дела и поступки.

1

8

Нравственные обязанности. Основные понятия морали

Верность слову и обещанию. 

1

9

Точность и обязательность.

1

10

Обязанности ученика. 

1

11

Честь и достоинство. 

1

12

Кодекс рыцарской чести 

1

13

Честность и справедливость 

1

14

Нравственные обязанности семьи 

1

15

Как уважать родителей?

1

16

Не быть равнодушным.

1

17

 

 

 

 

Нравственные дела и поступки человека

Совесть – это понимание добра и зла.

1

18

Совесть – внутренний

контролер человека.

1

19

Что такое долг?

1

20

Что такое чуткость?

1

21

Как быть заботливым и чутким?

1

22

Как быть предупредительным?

1

23

Не быть равнодушным

1

24

Добро и зло в жизни людей

1

25

Добро и зло в сказках и мифах народов мира

1

26

Кому тяжелее жить – доброму или злому?

1

27

Правила поведения. Этикет общения

Этикет. Введение.

1

28

Хорошие манеры. Правила культуры общения.

1

29

Формулы вежливого обращения. Этикет приветствия.

1

30

Правила знакомства. Рукопожатие

1

31

Умение слушать и слышать собеседника.

1

32

Правила ведения дискуссии. Ораторское мастерство.

1

33

Экология речи. Мимика и жесты.

1

34

Правила успешного общения.

1

 Тематическое планирование 7 класс

№ п/п

Тема раздела

Тема занятия

Кол-во часов

1

Нравственные отношения человека

Что значит уважать людей? 

1

2

Личные границы человека. 

1

3

Нравственные качества человека.

1

4

Как быть уважаемым человеком?

Уважение старших – закон жизни людей.

1

5

Как уважать родителей? Правила взаимоотношений с родителями. 

1

6

Наш класс – коллектив. Манеры в коллективе. 

1

7

Нравственная оценка. Человек среди людей.

1

8

Общегражданский этикет

Основные понятия этикета. 

1

9

Этикет на улице. 

1

10

Этикет во дворе. 

1

11

Этикет на лестнице, при входе и выходе из помещения 

1

12

Этикет в общественных местах. Поведение в кино. 

1

13

Правила поведения в городском транспорте. Этикет пассажира. 

1

14

Этикет в самолете и поезде. 

1

16

Правила этикета в музее и на экскурсии.

1

17

Другие и я

Может ли человек прожить один?  

1

18

Как вести себя с другими людьми?

1

19

Как быть предупредительным?

1

20

Роль дружбы в жизни людей.  

1

21

Правила дружбы.

1

22

Одноклассник, товарищ, друг

1

23

Преданность и предательство.

1

24

Принципиальность и беспринципность

1

25

Добрососедство

1

26

Тактичность и деликатность.

1

27

Введение в эстетику

В чем секрет красоты?

1

28

Виды искусства – единая семья.

1

29

Внутренний мир человека в художественно- образной форме.

1

30

Трагические образы в искусстве

1

31

Комические художественные образы.

1

32

Синтез искусств в храме.

1

34

Правила этикета в храме.

1

Тематическое планирование 8 класс

№ п/п

Тема раздела

Тема занятия

Кол-во часов

1

 

     

 

Этикет в нашей жизни

 

 

 

 

Что я знаю об этикете? Из истории этикета. 

1

2

Азы народного этикета. История этикета в России. 

1

3

Понятие манер

Культура движений человека.

1

4

Речевой этикет. Как вести беседу.

1

5

Телефонный этикет. Мобильный этикет. Электронное письмо. 

1

6

Идем в гости. Хороший гость. Приглашение в гости. 

1

7

 

Принимаем гостей. Искусство делать и принимать подарки.

1

8

В гостях на даче.

1

9

       

 

Этикет в одежде

 

 

 

Стиль, имидж человека 

1

10

Внешний вид 

1

11

Дресс-код. 

1

12

Мужской костюм:

деловой и повседневный. 

1

13

Галстук. Стиль юноши. 

1

14

Женский костюм:

деловой и торжественный. 

1

15

Женственность и элегантность. Обаяние

1

16

Важные мелочи повседневного этикета

1

17

Одежда дома. «Профессиональная» одежда.

1

18

             

 

Из истории костюма

 

 

Краткая история костюма от древности до наших дней.

1

19

Древнерусский мужской костюм.

1

20

Древнерусская красавица.

1

21

Русский костюм петровского времени.

1

22

Придворная мода XVIII века.

1

23

Особенности буржуазного костюма первой половины XIX века.

1

24

Костюм второй половины XIX - начала XX в

1

25

Развитие моды в России в XX веке.

1

26

           

 

 

Эстетика искусства

 

 

 

 

 

Архитектура, ее язык, особенности, виды.

1

27

Архитектурные стили разных эпох

1

28

Каменная летопись мира.

1

29

Живопись, ее язык, виды, жанры.

1

30

Монументальная и станковая живопись.

1

31

Графика, ее язык, материалы, изобразительные средства, классификация.

1

32

Станковая, книжная графика.

1

33

Этикет в библиотеке.

1

34

Знаешь ли ты изобразительное искусство.

1

Тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Тема раздела

Тема занятия

Кол-во часов

1

 

 

 

Этикет в нашей жизни

 

     

 

        

 

Театральный этикет. На концерте классической музыки 

1

2

Этикет в кино

1

3

Турпоход и особенности этикета на природе. 

1

4

Этикет в спорте.

1

5

Зарубежная туристическая поездка. Правила поведения в гостинице.

1

6

Сувениры из путешествий. 

1

7

       

 

Международный этикет

 

 

 

 

 

Международный этикет.

1

8

Европейский этикет: Италия, Франция, Испания. 

1

9

Этикет в Англии, Нидерландах, Германии. 

1

10

Американский этикет. 

1

11

Восточный этикет. Япония. 

1

12

Дипломатический этикет. 

1

13

Особенности дипломатического этикета в России

1

14

   

Столовый этикет

 

             

 

         

 

 

Столовый этикет.

1

15

Правила сервировки стола.

1

16

Столовые приборы. Салфетка

1

17

Этикет за столом.

1

18

Что и как едят.

1

19

Мясо, птица. Рыба, морепродукты.

1

Фрукты, десерт

20

 Напитки на столе.

Как заваривать чай

1

21

Завтрак. Шведский стол. Фуршет

1

22

Традиции русского застолья

1

23

             

 

Эстетика искусства

 

 

 

 

 

 

 

Скульптура, ее язык, особенности, жанры,

1

24

Скульптурные памятники

Отечества, мастера русской скульптуры

1

25

Викторина.

1

26

Скульптура.

Застывшая музыка

1

27

 Искусство театра. Актер и режиссер в театре

1

28

Музыка и ее воздействие на человека.  

1

29

Опера как слияние искусств. Балет.

1

30

Экранные искусства XX века: кино, телевидение.

1

31

Фотография.

Фотографический этикет.

1

32

Дизайн. Декоративно-прикладное искусство.

1

33

Декоративно-прикладное искусство

1

34

Народные промыслы.

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Петрова В., Стульник Т., Хомякова И. Азбука нравственности. Методические указания учителям // Сельская школа. 2002. № 1.
  2. Петрова В., Стульник Т., Хомякова И. Азбука нравственности. Методические указания учителю по проведению уроков // Сельская школа. 2002. № 2.
  3. Ахмедьянова А.Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 3. С. 38–42.
  4. Бечиева Х.Э. Будьте добрыми и человечными//Классный руководитель.2009. № 2.
  5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция, принятая участниками конференции // Вестник образования России. 2008. № 5.
  7. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. 2009. № 10.
  8. Гликман И.З. Практический аспект нравственного воспитания // Народное образование. 2010. № 5.
  9. Григорьев Д. Социальное и духовное в воспитании человека // Воспитательная работа в школе. 2009. № 10.
  10. Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России // Воспитание школьников. 2011. № 5.
  11. Жарковская Т.Г. Организация духовно-нравственного образования средствами различных учебных дисциплин // Педагогика. 2008. № 10.
  12. Каршинова Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 6.
  13. Кетова Т.В. Классные часы духовно-нравственной направленности // Начальная школа. 2011. № 9.
  14. Костьянова Е.Ю. Нравственное образование в средней школе: единство воспитывающих и обучающих технологий // Классный руководитель. 2008. № 5.
  15. Селиванова О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся // Воспитание школьников. 2008. № 10.
  16. Соловцова И.А. Духовное воспитание: система понятий //Педагогика. 2008. № 4.
  17. Тельканова Г. Формирование нравственных ценностных ориентаций старшеклассников // Учитель. 2009. № 3.
  18. Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание. 2011. № 1.
  19. Здравый смысл [Электронный ресурс] –

        http://razumru.ru/humanism/journal/53/nik_koz.htm

  1. Этическое воспитание [Электронный ресурс] –

        http://www.etika.narod.ru/liter.htm

  1. В помощь психологу [Электронный ресурс] –

        http://www.psiholognew.com/mlad016.html

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. № 4. С. 78–80.
  2. Барановский Н.А., Матюшкова Т.И., Шавель Ш.А. и др. (науч. ред. Бабосов Е.М.). Свободное время и духовное богатство личности // Минск: Наука и техника. 1983.
  3. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт. 2000.
  4. Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания // Педагогика. 2007.
  5. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург. 1997.
  6. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. М. 1985.
  7. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. 1990. № 12. С. 100–104.
  8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М. 1980.
  9. Философский словарь // под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат. 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Планета идей»

Данная программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство в школе продленного дня» Чарнецкий Я.Я. и программы кружка «Оформитель» Орлова О. Ф.Цель пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская авторских идей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Мастерская авторских идей” – программа художественной направленности. Данная программа направлена на развитие творческог...