Индивидуализация и дифференциация в спорте как средство повышения эффективности тренировочного процесса
статья (5 класс)

Попов Михаил Владимирович

За последние годы наблюдается резкий скачок улучшения результатов в большинстве видов спорта. Прежде всего это связано с выраженным увеличением объёма и интенсивности физических нагрузок, а также с некоторым омоложением занимающихся спортом.

В тоже время  наметилась  ощутимая  тенденция  снижения уровня физической подготовленности и ухудшения  здоровья  детей.  Особенно  остро  эта  проблема  ощущается  в   плане  двигательной  активности.  Перегруженность  школьных  учебных  программ, несбалансированное питание, малоподвижный  образ  жизни  и   другие  факторы  риска  приводят  к  заболеваниям  опорно-двигательного  аппарата,  избыточной  массе  тела  и  другим  заболеваниям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya_i_differentsiatsiya_v_sporte.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация и дифференциация в спорте как средство повышения эффективности тренировочного процесса

Докладчик: Попов М.В., тренер-преподаватель МАУДО ДЮСШ №6

 

За последние годы наблюдается резкий скачок улучшения результатов в большинстве видов спорта. Прежде всего это связано с выраженным увеличением объёма и интенсивности физических нагрузок, а также с некоторым омоложением занимающихся спортом.

В тоже время  наметилась  ощутимая  тенденция  снижения уровня физической подготовленности и ухудшения  здоровья  детей.  Особенно  остро  эта  проблема  ощущается  в   плане  двигательной  активности.  Перегруженность  школьных  учебных  программ, несбалансированное питание, малоподвижный  образ  жизни  и   другие  факторы  риска  приводят  к  заболеваниям  опорно-двигательного  аппарата,  избыточной  массе  тела  и  другим  заболеваниям.

Следует подчеркнуть, что в отличии от взрослого на детский организм при занятиях спортом падает двойная нагрузка, так как перед ним стоят две задачи:  1) обеспечить адаптацию к большим физическим нагрузкам и психоэмоциональным напряжениям и  2) исполнить функцию роста и развития.

При правильной методике тренировки и соблюдении научных педагогических принципов, учитывающих анатомо-физиологические особенности различных возрастных периодов и закономерности развития тех или иных функций у детей, первая задача решается успешно, тем самым значительно способствуя и осуществлению второй. Если при занятиях спортом не учитывать анатомо-физиологических особенностей растущего организма и границ сенситивных периодов в формировании двигательных функций, то это не только будет препятствовать своевременному достижению высоких спортивных результатов, но и может нанести ущерб здоровью юного спортсмена, привести к отклонениям в процессе роста и развития его организма. (Хрущёв С.В. Тренеру о юном спортсмене. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 157 с.)

Уходят в прошлое времена, когда наша отечественная школа была ориентирована на «среднего» ученика, которого в природе вообще не существует. Такой подход можно считать по меньшей мере неправильным, поскольку в пределах одного возрастного периода наблюдаются значительные различия в темпах физического развития, уровне биологической зрелости и в проявлении двигательных возможностей (Т. Артемова, 1998; А.Ф. Артюшенко, 1990; А.С. Голенко, 1986; В.В. Петровский, 1990). Кроме того, недостаточное осознание тренером необходимости дифференцировать задания (по объему или по сложности) может привести к нежелательным последствиям, когда у слабых учащихся складывается хроническое отставание в освоении основного программного материала. Не используя в процессе обучения учащихся дифференцированный подход, учитель в итоге приходит к тому, что для одних задания оказываются явно легкими, а для других учащихся очень трудными. Слабые учащиеся часто не выполняют упражнение не потому, что они не хотят, а потому, что не могут. Отсюда следует, что обучение всех детей по унифицированным программам не может обеспечивать полноценного физического развития учащихся. В этой ситуации дифференцированный подход обеспечивает индивидуальный темп обучения и определяет меру учебной нагрузки в «зоне ближайшего развития» учащегося.

Стандартный подход к занятиям физической культурой, необоснованное применение нагрузок, превышающих уровень физиологических возможностей организма, снижая эффективность педагогического процесса, может нанести ущерб здоровью детей.

Пренебрежение к требованиям, вытекающим из объективных закономерностей анатомо-физиологического развития, приводит к тому, что дети с недостаточным уровнем моторной зрелости не стремятся к дальнейшему совершенствованию, а дети с опережающим развитием утрачивают интерес к нему. Таким образом, можно констатировать, что индивидуальный подход есть важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребёнка. (Н.Е.Ерофеева, Индивидуализация как направление модернизации дошкольного физического воспитания // Теория и практика физ. культуры. 2007, №5).

Под индивидуализацией в теории и методике подготовки спортсменов понимается такое использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), при котором методически правильно учитываются индивидуальные особенности занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития их индивидуальных способностей.

В реальных условиях подготовки спортсменов индивидуализация может осуществляться на различных количественных и качественных уровнях. В связи с этим предлагается различать индивидуализацию групповую и персональную.

Групповая индивидуализация предусматривает в подготовке спортсменов учёт наиболее важных факторов, характерных для какой-либо группы занимающихся. Разрабатываемые в этом случае тренировочные программы предназначены для нескольких спортсменов, которые образуют группу, относительно однородную по одному или нескольким признакам (полу, возрасту, квалификации, уровню подготовленности и др.).

Персональная индивидуализация ориентированна на учёт в подготовке спортсмена наиболее значимых личностных особенностей. Персональная индивидуализация в основном используется при тренировке спортсменов высокого класса и касается, прежде всего, индивидуальных особенностей техники выполнения упражнений, режимов работы и отдыха, управления мотивами спортивной деятельности.  Очевидно, что групповая индивидуализация при необходимости обязательно сочетается с персональной: групповые планы в этом случае конкретизируются для каждого спортсмена в соответствии с его индивидуальными особенностями. (Е.П.Врублевский Методические основы индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 2007, №1).

Если на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства предпочтение отдаётся персональной индивидуализации, то на этапе начального обучения, на наш взгляд, более эффективно использование групповой индивидуализации.

Многолетние исследования проблемы индивидуализации спортивного резерва (В.Н.Губа, В.Г.Никитушкин, П.В.Квашук) позволили констатировать, что в юношеском спорте индивидуализация подготовки сопряжена с объективными трудностями. Во-первых, в настоящее время не представляется возможным точно оценить адаптационный резерв организма юного спортсмена; во-вторых, невозможно полностью оградить талантливого юного спортсмена от воздействия социальных факторов, во многом формирующих его психический статус и поведенческие реакции. Таким образом, при обсуждении проблемы совершенствования системы подготовки юных спортсменов более корректно говорить не столько об индивидуальном, сколько о дифференцированном подходе к построению тренировочного процесса. (Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: Автореф. канд. дис. М., 2003).

Ряд исследователей предлагают разделить понятие "дифференциация" на внешнюю и внутреннюю составляющие, определяя внешнюю дифференциацию как своеобразную образовательную систему, позволяющую дифференцировать содержание образования с учетом потребностей и реальных познавательных возможностей обучаемых. Под внутренней дифференциацией понимается специальная организация учебного процесса, которая состоит в применении форм и методов обучения, позволяющих учитывать индивидуально-типологические особенности обучаемых и приводить их к одному и тому же уровню овладения материалом индивидуальными путями. (Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: Автореф. канд. дис. М., 2003).

Таким образом, разработка дифференцированного подхода при занятиях спортом является актуальной и социально значимой. На наш взгляд, данную работу следует начинать в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрастном периоде формируется сфера интересов, мотивов и потребностей, происходит становление двигательных способностей, создаётся фундамент двигательного опыта, закладываются основы функциональных резервов организма. (В.К.Бальсевич, 1995)

Применение дифференцированного подхода при занятиях плаванием на этапе начальной подготовки является одним из рациональных способов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, обеспечивает целостное развитие каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей (Ю.А.Мельникова).

Организация  индивидуального  подхода  при групповой  форме  занятий  в  плавании  осуществляется  путем  распределения  детей  на  несколько  подгрупп,  исходя  из  уровня  технической,  плавательной  и  физической  подготовленности,  двигательной  одаренности,  способностей  переносить  физические  нагрузки  и  др.

Обычно,  работая  с  группой  детей  с  разной  степенью  физической  и  технической  подготовленности,  тренер  ориентируется  на  большинство  учащихся,  на  так  называемых  «середнячков».  Дети,  отстающие  от  других  по  физическим  данным,  или  же  пропустившие  много  занятий  из-за  болезни,  не  могут  выполнять  все  технические  упражнения  правильно,  или  же  быстро  утомляются,  что  часто  является  причиной  нежелания  заниматься  спортом.  В  то  же  время  физически  крепким,  талантливым  детям,  для  того,  чтобы  показывать  на  соревнованиях  хорошие  результаты,  необходимо  давать  на  тренировках  гораздо  большие  объемы  плавания.

Объединение  сильных  спортсменов  в  одну  группу  позволяет  тренеру  значительно  увеличить  объёмы  тренировочных  заданий,  не  боясь  при  этом  нанести  урон  здоровью  более  слабых  в  физическом  отношении  детей,  для  которых  такие  физические  нагрузки  были  бы  непосильными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые технологии как средство повышения эффективности позновательного процесса

Выступление на методическом семинаре.«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса»...

Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного обучающегося – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого ма...

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"

Мастер - класс "Использование интерактивной доски как средства повышения эффективности образовательного процесса"...

Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности познавательного процесса

Вопрос о повышении учебной мотивации стоит сейчас очень остро. Каждый учитель старается соответствовать современным требованиям преподавания своего предмета....

Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса

Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные спо­собы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его...

Повышение эффективности тренировочного процесса пловцов

Проблема повышения эффективности тренировочного процесса спортсменов является одной из важнейших в системе физического воспитания и спорта.  Основываясь на результатах педагогических исследований...