Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса
статья по русскому языку по теме

 

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного обучающегося – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация образовательного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучающихся, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа обучающихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. 

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучающихся, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Усиление роли самостоятельной работы означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у обучающегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов, заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. 

Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, открывают богатейшие возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

Выбор или разработка технологии преподавания конкретного вопроса осуществляются преподавателем на основе его личных убеждений, и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad.docx58.28 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного обучающегося – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация образовательного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучающихся, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа обучающихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. 

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучающихся, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Усиление роли самостоятельной работы означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у обучающегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов, заставляет учебные заведения пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. 

Разработка новых методов и приёмов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, открывают богатейшие возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

Выбор или разработка технологии преподавания конкретного вопроса осуществляются преподавателем на основе его личных убеждений, и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Актуальность проблемы:

Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса

Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание преподавателей, является рабочая тетрадь.

Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуальности, появляется возможность реализации перспективных методов обучения.

Актуальность рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки на уроках с возможностью выявить направления движения формирования мыслительной деятельности.

Практическая значимость заключается в применении рабочей тетради для облегчения освоения учебной дисциплины и в её личностно-формирующей ориентации.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО 2009 г.) ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательность, владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать. Формирование такой личности предполагает наличие у неё познавательной самостоятельности.

Отечественными учеными подробно исследованы вопросы, связанные с проблемой выяснения сущности познавательной самостоятельности. Так, Б.П. Есиповым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, П.И. Пидкасистым, Н.А. Половниковой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и другими познавательная самостоятельность рассматривается как интегративное качество личности, которое проявляется в стремлении к активной познавательной деятельности, в умении ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самооценку ее результатов, в умении наиболее оптимально решать учебно-познавательные задачи.

В тоже время такие авторы, как Э.И. Александрова, М.А. Байтова, А.В. Белошистая, Г.В. Бельтюкова, Н.Я. Виленкин, В.А. Далингер, ОА. Ивашова, Н.Б. Истомина, Л.Г. Петерсон и др. говорят о важности развития познавательной самостоятельности учеников. Так, например, А.Г. Мордкович пишет «теперь учитель должен учить искать и находить новые знания, ...учить жить собственным умом, учить умению учиться самостоятельно».

В последнее время количество издаваемых рабочих тетрадей по математике для начальной школы заметно увеличилось. Большинство из них предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся с целью закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий (М.И. Моро, М.А. Байтова, Г.В. Бельтюкова, СИ. Волкова, СВ. Степанова и др.), для совершенствования умений и формирования прочных вычислительных навыков (И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, СН. Кормишина и др.).

Несмотря на особые возможности рабочей тетради по математике для младших школьников в решении проблемы развития познавательной самостоятельности школьников и на всё увеличивающуюся их популярность в современном образовательном процессе, специальные исследования по данному виду учебных пособий не проводились.

Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается противоречием между необходимостью развития познавательной самостоятельности младших школьников и большим потенциалом обучения

математике для ее развития, с одной стороны, и, с другой стороны, недостаточной разработанностью рабочих тетрадей, способствующих развитию познавательной самостоятельности в процессе обучения математике.

Это противоречие определило проблему исследования, которая состоит в поиске путей совершенствования средств обучения математике, направленных на развитие познавательной самостоятельности младших школьников.

Исходя из проблемы исследования, сформулирована тема: «Рабочая тетрадь как средство развития познавательной самостоятельности при обучении математике младших школьников».

Важность дидактических функций средств обучения делает актуальной проблему комплексного обеспечения ими процесса обучения. 

Отсюда возникает необходимость разработки и создания совокупности средств обучения к учебной программе дисциплины, к каждой теме и учебному занятию. В связи с этим остро встаёт вопрос о нехватке дидактических средств на уроках теоретического обучения.

Указанных недостатков можно избежать, если организовать процесс изучения дисциплины  «Технология столярных, плотничных, стекольных и паркетных работ», используя комплексный подход к проблеме.

А именно: рассмотреть разработку рабочей тетради как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы обучающихся. 

Это позволит:

  1. иметь возможность логически излагать материал, отслеживать  причинно-следственные связи данной дисциплины;
  2. формировать политехнические основы знаний для преемственного перехода  от учебно-познавательной и учебно-практической деятельности к деятельности профессиональной;
  3. реализовать принцип опережающей подготовки:  с одной стороны - это возможность приобретения дополнительных знаний за счет сэкономленного

Разработка рабочей тетради

Одним из важных средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и обучающихся, является рабочая тетрадь.

Объясняя новый материал, решая с обучающимися производственные  задачи, преподаватель  не может быть уверен в том, что все обучающиеся  производят именно те операции, которые нужны, производят их так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в ту систему, которая требуется.
Говоря иначе, сегодня преподаватель не имеет возможности достаточно полно управлять течением и формированием мыслительной деятельности обучающихся.
           Однако обеспечить успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля за течением этих процессов. 

 Основными источниками знаний педагога о ходе усвоения обучающимися  технических знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени; по отношению к каждому обучающемуся такой опрос носит эпизодический характер. 
           Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабочей тетради, или сами рабочие тетради. 
Для таких тетрадей разрабатываются специальные типы заданий - упражнений (составление алгоритмов). 

Их специфика состоит в том, что, выполняя такие задания, обучающиеся  расчленяют весь процесс мышления на отдельные операции. 
Задания построены так, что, работая над ними, обучающийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется на месте, где была совершена.

  В качестве операций, которые необходимо выполнить обучающимся при формировании технологических понятий, применяются:

  1. Операционное определение технологических понятий;
  2. Вычерчивание принципиальных технологических схем.

Перечисленные выше комплексные операции взяты за основу разработки рабочей тетради.

 Для контроля уровня сформированности знаний, рабочая тетрадь включает содержание задач или проблемные вопросы.

Работа обучающихся  над определениями формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устройства, задают ориентировочную основу деятельности, построение графиков, диаграмм, формируют исполнительские действия.
           И, наконец, решение задач, формулировка вывода  определяют уровень сформированности знаний и умений обучающихся

 Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности обучающихся во всём объёме рабочей тетради на протяжении изучения, переходят в метод учебной работы. 
          Роль обучения повышается в условиях самостоятельности обучающихся. 
Когда обучающийся сам продумал материал, применил теорию на практике, 
оценил изученные вопросы, выработал свое отношение к ним, усвоенные выводы приобретают личностный смысл, становятся идейными и профессиональными убеждениями. Самостоятельность обеспечивается главным образом методикой обучения, именно методика способна заставить обучающихся  думать, творчески подходить к решению тех или иных вопросов, вырабатывать самостоятельные взгляды. 

Как обеспечить успешность процесса формирования у обучающихся  выделенных умений? Для этого необходимо соблюдать диалектические условия: организовывать учебную деятельность, направленную на самостоятельный поиск и выделение обучающимися состава обобщенных диагностических задач, ориентированных на формирование выделенных умений и реализуемых поэтапно. Однако преподавателю недостаточно иметь программу знаний и операций. 
          Важно наличие эффективных средств, которые обеспечили бы надежное формирование у обучающихся  необходимых систем знаний и операций.
В настоящее время у большинства педагогов таких эффективных средств практически нет. Объясняя новый материал, проводя тренировочные упражнения, преподаватель не может быть уверен, что все обучающиеся  производят именно те операции, которые необходимы, осуществляют их так, как нужно, и что эти операции складываются у них именно в ту систему, которая требуется. 
           Одним из средств, которые с одной стороны, обеспечивали бы пооперационное формирование мыслительных процессов обучающихся, а с другой – давали бы преподавателю возможность получать подробную информацию о каждом из этапов формирования данных процессов, и на основе этого осуществляется пооперационный контроль, являются рабочие тетради. 
           Для того чтобы научить обучающихся думать, рассуждать, недостаточно ознакомить их с операциями, которые надо производить в том или ином случае, а также требовать, чтобы они их выполняли. Необходимо создать такие условия, так организовать обучение, чтобы обучающийся  в процессе усвоения знаний и тренировки, обязательно осуществлял нужные операции, чтобы он не мог уйти от решения задачи.  

Благодаря рабочим тетрадям преподаватель может какую-то часть работы по контролю, диагностике и исправлению обнаруженных недостатков в мыслительной деятельности отдельных обучающихся  провести прямо на уроке. 
Так при пооперационной отработке мыслительных процессов формирование интеллектуальных навыков идет быстрее, легче, с меньшим количеством ошибок, то появляется возможность значительно сократить объем домашних заданий и добиться достаточно хорошего усвоения материала и методов умственной работы прямо на уроке.

Экономия времени преподавателей, простота разработки методов наряду с их высокой эффективностью, объективностью, продуманность и четкая постановка вопросов - таков неполный перечень преимуществ контроля. 
С внедрением в педагогический процесс рабочих тетрадей контроль может осуществляться как индивидуально, так и одновременно всей группой; обучающийся может проходить контроль абсолютно самостоятельно, в любое удобное для него время. Преподавателю достаточно просмотреть запись в тетради.

          Общеизвестно, что знание, которое включается в самостоятельную деятельность обучающегося, усваивается значительно лучше в сравнение с тем, которое сообщается педагогом как готовое. 

Одним из таких предложений является внедрение в учебный процесс так называемых рабочих тетрадей, бесспорно повышающих продуктивность обучения и способствующих решению развивающих задач.

Разделы рабочей тетради следуют логике расположения учебного материала в учебной программе дисциплины «Технология столярных, плотничных, стекольных и паркетных работ» и содержат 9 учебных глав. 

 Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

  1. содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности;
  2. характером (стилем) управления познавательной деятельностью обучающихся;
  3. исходным уровнем подготовленности аудитории;
  4. возрастными особенностями обучающихся;
  5. условиями обучения;
  6. творческими способностями преподавателя.

Предлагаемая мною модель рабочей тетради включает в себя направления:

  1. «Актуализация опорных знаний». Это направление содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти  ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данное направление позволяет сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме.
  2. «Сконструированный конспект», отражающий содержание изучаемого материала.

Сконструированный конспект - своеобразный трафарет лекции, содержащий немые рисунки, схемы, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного.

Он позволяет сосредоточить внимание на основных вопросах темы, прививает навыки конспектирования, развивает образное мышление, повышает эффективность его восприятия обучающимися. Развивает зрительную память, учит мыслить образами. Если обучающийся научился выделять и удерживать в памяти смысловые пункты и располагать их в определенной последовательности, это значит, что он уже чётко представляет себе логическую схему, отражающую структуру материала и можно с уверенностью сказать, что ответ его будет последовательно логичен.

      Использование такой модели (структурированный конспект) не только экономит учебное время, но непроизвольно прививает навыки конспектирования (еще отсутствующие у большинства первокурсников), позволяет сосредоточить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества.

  1. «Самоконтроль».
    Это направление предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку обучающихся, требует умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. 
    Выполнение тренировочных упражнений способствует:
  1. совершенствованию умений самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;
  2. развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся;
  3. воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы обучающихся  не создает перегрузки, а наоборот, вызывает у обучающихся  повышенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает его усвоению и закреплению.

При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Следует отметить, что все задания начинаются побудительными словами. 
Выберите правильный ответ;

Решите задачи;

Выполните задания;

Закончите предложение; 

Проставьте в тексте пропущенные цифры.

Важно отметить, что обучающиеся должны как можно чаще ставить себя в положение исследователей и открывателей, а потому предпочтение следует отдавать заданиям такого рода, как ситуационные задачи, и активнее включать обучающихся в условия реальной ситуации. 

Известно, что задача представляет собой модель реальной ситуации, то есть нечто вроде тренажера, на котором отрабатываются, тренируются определенные умения, связанные с мыслительной деятельностью. А условия реальной ситуации прививают практические навыки наблюдения, эксперимента.

http://nsportal.ru/npo-spo/arkhitektura-i-stroitelstvo/library/innovatsionnyi-proekt-rabochaya-tetrad-kak-sredstvo-razv

Заключение

Самостоятельная работа - важнейшее звено концепции индивидуализации обучения. Предлагаемые задания хотя и одинаковые для всех обучающихся, но вызывают у каждого чувство личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается. 

Процесс выполнения заданий, а также результат могут фиксироваться тут же в материалах. 

Итак, постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. Известно, что усвоение любого материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне. О том, что обучение должно доставлять удовольствие еще в прошлом веке, французский писатель Анатоль Франс образно сказал: «Чтобы переварить знание, нужно поглощать его с аппетитом»

 Проверка знаний позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях.  Проверяя и анализируя знания обучающихся, преподаватель имеет возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения по отдельным разделам учебной программы.

В данной тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение обучающихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение обучающихся  между собой. 
Очень важна и другая причина отсутствия ответов: коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. 

Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.

В целом повышение эффективности обучения, через использование в учебном процессе рабочих тетрадей, достигается в условиях активного привлечения обучающихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.

Рабочие тетради прошли большой путь развития от примитивных комплектов однообразных  заданий и наборов упражнений по образцу до сложных современных дидактических пособий, обеспечивающих проведения широкого спектра форм и видов самостоятельной работы обучающихся на основе научных достижений современной психологии и дидактики.

  Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования: результаты исследования и разработанная методика обучения математике, направленная на развитие познавательной самостоятельности младших школьников с использованием рабочей тетради, внедрены в учебный процесс ГБОУ города Москвы «Гимназия №1558 им. Росалии де Кастро». Созданные учебно-методические материалы используются при проведении занятий в рамках курса методики преподавания начального курса математики в ГБОУ СПО «Педагогический колледж №18 «Митино».

Результаты исследования обсуждались на кафедре естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», научно-методологическом семинаре Института математики и информатики ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», а также на Научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Научное исследование как фактор совершенствования современного педагогического, дошкольного и школьного образования» (Москва, 2009); Общеуниверситетской научно-практической конференции «Год учителя. Университет - столичному учителю» (Москва, 2010). Печатная работа «Развитие познавательной самостоятельности первоклассников при обучении математике» отмечена почетной грамотой лауреата конкурса научно-исследовательских работ среди научно-педагогических работников, аспирантов, соискателей и студентов ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» в номинации «Лучшая научная работа аспиранта» (Москва, 2010).

Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в 8 печатных работах, в том числе в 3 работах в периодических изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Актуальность проблемы:

Важность дидактических функций средств обучения делает актуальной проблему комплексного обеспечения ими процесса обучения. 
Отсюда возникает необходимость разработки и создания совокупности средств обучения к каждой учебной программе предмета, к каждой теме и учебному занятию. В связи с этим остро встаёт вопрос о нехватке дидактических средств на уроках теоретического обучения. 
Указанных недостатков можно избежать, если организовать процесс изучения предмета «Кулинария», используя комплексный подход к проблеме.
А именно: рассмотреть разработку рабочей тетради как средство развития познавательной активности и организации профессиональной самостоятельности работы учащихся. 
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь

Одним из таких предложений является внедрение в учебный процесс так называемых рабочих тетрадей, бесспорно повышающих продуктивность обучения и способствующих решению развивающих задач.
Постоянное развитие общественных потребностей и реформа образования побуждают авторов учебников искать новые пути для реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно значимой, наиболее актуальной становится задача овладения учащимися способами самостоятельного добывания и активного усвоения знания. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у школьников навыков учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний, в любых отраслях науки, по любому предмету.

Изменение целей учебно-воспитательного процесса влечет за собой преобразование содержания образования, средств и методов обучения, требует пересмотра всего учебно-методического комплекса, в том числе и входящих в его состав рабочих тетрадей для школьников. /Интернет/

В связи с переходом к новой образовательной стратегии – стратегии вариативного образования – одной из наиболее актуальных проблем стала подготовка и обеспечение общеобразовательных учреждений качественными, отвечающими современным требованиям дидактическими материалами. В условиях вариативности программ и учебников, их авторского характера, учебно-методический комплекс уже не может быть единственным и универсальным, механически включая в себя весь фонд средств обучения /2, с.205 – 211/.

В связи с этим становится актуальным изучение возможности применения в самостоятельной учебной деятельности школьников наряду с дисциплинами естественно-научного и гуманитарного циклов рабочих тетрадей по мировой художественной культуре (МХК).

Из предложенных анкетой критериев использования рабочих тетрадей на уроках МХК респонденты выбрали следующие:

рабочие тетради облегчают учителю планирование урока (40%);

позволяют сочетать на уроке устную и письменную работу (60%);

избавляют учащихся от большого объема механической работы (20%);

помогают учащимся выделять в тексте наиболее важную и существенную информацию (80%);

способствуют привлечению всего класса к активной познавательной деятельности (100%).

Одним из важнейших условий успешного обучения и развития мыслительной активности учащихся является хорошо продуманная организация их самостоятельной работы. И здесь важная роль принадлежит дидактическим материалам, которые рассматриваются как независимый канал получения информации, дополняющий, обогащающий, индивидуализирующий и систематизирующий знания ученика.

Вот как аргументирует использование рабочих тетрадей на уроках истории Леонид Кацва, один из авторов учебников и рабочих тетрадей по истории России: «Их содержание – это вопросы и задания, ответы на которые могут быть даны на основе внимательной работы с учебными книгами. Тетради значительно расширяют методический аппарат, содержащийся в учебниках. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы помочь школьникам выделить наиболее важное и существенное в учебном тексте… Наряду с вопросами в тетрадях содержатся разнообразные задания. Ученикам предлагается закончить фразу, выбрать вариант ответа и обосновать свой выбор; сформулировать свой вариант ответа, если ни один из приведенных не воспринимается как правильный и полный; подобрать нужные даты; расположить события в хронологическом порядке» /Кацва/.

Благодаря этому дети учатся находить фактический материал (например, даты, имена), выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формулировать ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет.

По словам Г.В.Пичугиной, автора статьи «Образовательная область «Технология»: каким быть учебнику», напечатанной в журнале «Педагогика», «обязательным средством обучения выступает рабочая тетрадь проекта, представляющая систему познавательно – трудовых заданий различного типа, объема и сложности, выполнение которых способствует формированию целостного представления о конкретном процессе, приобретению необходимых знаний и умений. Именно рабочая тетрадь служит стержневым компонентом УМК, ведущим способом представления учебного материала» /11/.

Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.
Н. Рерих

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.[1]

Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Биология как учебный предмет не только позволяет составить у обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Термин “универсальные учебные действия” (УУД):

  1. в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  2. в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В своей работе хочу показать, как можно формировать познавтельные универсальные учебные действия на разных этапах урока биологии в 5 классе.

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Общеучебные универсальные действия включают:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  3. структурирование знаний;
  4. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  6. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  7. умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  8. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  9. действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлениемобычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). Номенклатура логических действийвключает:

  1. сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);
  2. опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
  3. анализ - выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;
  4. синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  5. сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
  6. классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  7. обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  8. доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  9. подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  10. вывод следствий;
  11. установление аналогий.

Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий.

В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.

Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа поиска информации в Интернете.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

  1. найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
  2. уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);
  3. поставь вопросы к данному абзацу;
  4. составь суждение по тексту параграфа...;
  5. выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
  6. расскажи по опорным словам (разверни информацию);
  7. заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;
  8. создай таблицу (сверни информацию) по ...;
  9. составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);
  10. составь набор понятий темы...;
  11. составь предложения по теме ..., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;
  12. зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность символов;
  13. составь разные предложения с одним и тем же понятием ....

Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста,актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.

Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:

  1. Запишите тему, выделите ключевые слова.
  2. Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
  3. Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
  4. Приведите примеры.

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:

  1. “найди отличия”;
  2. “на что похоже?”;
  3. поиск лишнего;
  4. “лабиринты”;
  5. “логические цепочки”;
  6. хитроумные решения;
  7. составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
  8. работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
  9. составление и распознавание диаграмм;
  10. работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

Формирование познавательных УУД на разных этапах урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?

Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?

Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?

Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?

УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

2. Формулирование темы урока, постановка цели

В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.

  1. Что же это за существа?
  2. Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?
  3. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
  4. Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

3. Изучение нового материала

  1. Рассмотрите микропрепараты клетки растений и клетки бактерии. Сравните клетки растений и бактерий. В чем их отличие?
  2. Найдите определение в учебнике, как называются клетки, в которых отсутствует ядро?
  3. Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?

УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.

На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).

Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер:

УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму

В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий

В 1 г воды – 6 тысяч бактерий

Почему их так много?

Демонстрация ресурса “Размножение бактерий”

Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий.

УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.

Задание: прочитайте 2 абзац на стр. 41 и подумайте:

Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ?

Откуда получают органические вещества остальные бактерии?

Как называются эти бактерии?

Закончите схему:

УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях

В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но, как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия.

Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий? 

Анимация “Спорообразование у бактерий”

Сделайте вывод о значении спор в жизни бактерий и запишите его в тетрадь.

УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.

4. Контролирующее задание.

Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

  1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что...
  2. Бактерии, имеющие округлую форму называются...
  3. Клетки, в которых отсутствует ядро...
  4. Бактерии размножаются путем...
  5. Бациллами называют бактерии, у которых...
  6. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...

Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) сапротрофы

Г) паразиты

Д) цианобактерии

Е) аэробы

Ж) анаэробы

З) прокариоты

И) эукариоты

К) фотосинтез

1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород

3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ

5) Бактерии, способные к фотосинтезу

6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности.

7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества

8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала.

9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред

10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.

УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я...

2) Больше всего мне понравилось...

3)  Самым интересным сегодня на уроке было...

4)  Самым сложным для меня сегодня было...

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял...

7) Сегодня я научился...

8) Сегодня я задумался....

9) Сегодняшний урок показал мне

10)  На будущее мне надо иметь в виду

УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. В большей степени на этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальных учебных действий.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

На протяжении всего курса обучения русскому языку учитель в соответствии с программой организует систематическую работу по формированию навыков построения развернутых устных высказываний различного типа на лингвистические и свободные темы, по формированию культуры устного ответа. Система типовых упражнений «Устное высказывание» направлена на выработку и совершенствование следующих умений: создавать ответ на основе предлагаемых тезисов, выстраивать текст – рассуждение различной степени развернутости по содержанию данных высказываний (пословиц; эпиграфов; высказываний лингвистов, представленных в упражнениях). Очень важно, чтобы каждый учащийся в течение учебной четверти неоднократно оказался в роли говорящего, произносящего перед всем классом 2-3 минутный ответ.  Так, упр. № 264 нацелено на составление текста о слитном и раздельном написании слов по данному  плану; по упр. № 400 учащимся предлагается составить высказывание о том , как они выбирают книгу для чтения...

Устные высказывания учащихся направлены на отработку и совершенствование навыков использования вежливых слов в собственной речи в соответствии с ситуацией. Работа с упражнениями  рубрики « Речевой этикет» позволяет расширять запас этикетных слов и включать их в активный  словарный запас учащихся.

Повышению уровня языковой культуры, обогащению словаря учащихся, помимо «Орфографических минимумов», способствует также следующий вид работ, предлагаемый новым учебником, как письмо по памяти. Мы не можем отрицать, что письмо по памяти - это один из эффективных видов для развития речи, тексты в учебнике интересны в познавательном отношении, часто эмоциональны. Упражнения с пометкой « Письмо по памяти» часто встречаются в учебнике. Это №№ 65, 82, 86, 201, 217, 414 ...К таким упражнениям, как правило, подбираются дополнительные задания, связанные с ключевой единицей курса – текстом.

В учебник включен раздел «Текстоведение», способствующий развитию коммуникативной и языковой компетенций ученика. Основные умения, которые должны быть выработаны при изучении этого раздела — это умение проводить смысловой анализ текста, определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства.

Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительное чтение текста, определение основной мысли, сочинения, изложения), в учебнике предлагаются и другие виды работы:  редактирование текста  (упражнения 559-571, выполняя  эти задания обучающиеся знакомятся с условными обозначениями, которыми пользуются педагоги при проверки экзаменационных работ);  работа с разными видами словарей;  текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).

Каждая страница учебника обеспечивает знакомство с окружающим миром, речевой деятельностью в самых разнообразных проявлениях.  Так в упр. 391 ученики составляют рассказ на тему «  Поход в АПТЕКУ», побывать на космической станции, задать вопросы космонавтам  можно по заданию упр. 392, в упр. 607 необходимо построить словообразовательные пары, используя фотоколлаж о спорте;  по  упр. 648 ребятам предлагается ответить на вопрос: что общего между словами АКВАПАРК, АКВАМОБИЛЬ, АКВАМАРИН.

В учебнике в новом ракурсе представлены и другие разделы, в том числе фонетика, орфоэпия (в упражнениях  40, 48, 81, 89, 629, 809  представлены слова, которые часто встречаются в заданиях мониторингов предметных достижений, в контрольно-измерительных материалах по ГИА, ЕГЭ),  морфемика ( обучающиеся 5 класса начинают работу  с морфемной моделью слова, поморфемным письмом), лексикология, синтаксис, морфология, пунктуация, словообразование (ребята знакомятся с основными способами образования слов в русском языке, с понятием исходной части слова и исходным словом, успешно работают со словариком значения морфем, учатся составлять словообразовательные цепочки и словообразовательные пары слов, в сильном классе предполагается знакомство обучающихся со словообразовательным гнездом).  

С.И. Львова выделяет в самостоятельный раздел, наряду с «Текстоведением», «Культурой речи»  и «Орфографию». Авторы многих учебников этого не делают. А ведь отсутствие системности орфографических знаний рождает непонимание учащимися её места в языке.

Много внимания уделяется вопросам этимологии,  лексикологии. Различные виды словариков представлены в 3 части учебника. Учащиеся, читая задания к упражнениям, самостоятельно открывают и находят необходимую для работы справочную информацию в приложении.  Сам учебник предлагает материал, посвященный истории развития родного языка,  историко-культурным традициям русского народа. Это актуально, поскольку в заданиях ЕГЭ обязательно есть вопросы, касающиеся истории языка и семантики языковых единиц.

Теоретический материал, излагаемый в учебнике, подается с помощью интересных таблиц, дифференцируется по степени сложности. Особенностью учебника является также то, что перед знакомством с теоретическим материалом предлагаются вопросы, которые способствуют развитию  логического, ассоциативного  мышления.

По материалам упражнений в учебнике  идет интенсивная  подготовка учеников  к написанию сочинений по картинам. Благодаря иллюстрациям в третьей части УМК, учащиеся знакомятся с картинами М.А. Врубеля, И.И. Фирсова, В.Д. Поленова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других художников; узнают, что полотна мастеров изобразительного искусства находятся в самых разных картинных галереях нашей страны.

Использование произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению важной социально-языковой функции. Картины, выступая в качестве источника отражения внешнего мира, способствуют сохранению в языковых единицах информации об окружающей человека действительности. В процессе работы над картиной учащиеся находят словесную оболочку найденным и проанализированным фактам культуры. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса обучающихся,  прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу. Работа по картине становится хорошей опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме и позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности.

В  УМК «Русский язык» под редакцией С.И. Львовой, В. В. Львова реализуется идея дифференцированного подхода к обучению: наличие разноуровневого дополнительного материала,  выделенного красным цветом. Такая возможность  дает на уроке найти задания, как для слабых, так и для сильных учащихся.

Особенность УМК - в коммуникативной направленности, текстоориентированном обучении, в интенсивности и последовательности использования современной семантики языка,  что помогает учащимся в работе над анализом и созданием текстов.

 

  

 Рабочая тетрадь как средство достижения учащимися метапредметных результатов образования при обучении русскому языку (  на основе УМК « Русский язык» под редакцией академика РАО Е.А.Быстровой)

Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования ориентирован на становление таких личностных характеристик школьника, как любознательность, владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у школьников навыков учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний, в любых отраслях науки, по любому предмету. Так, например, А.Г. Мордкович пишет «теперь учитель должен учить искать и находить новые знания, ...учить жить собственным умом, учить умению учиться самостоятельно».

Изменение целей учебно-воспитательного процесса влечет за собой преобразование содержания образования, средств и методов обучения, требует пересмотра всего учебно-методического комплекса, в том числе и входящих в его состав рабочих тетрадей для школьников  побуждают авторов учебников искать новые пути для реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании.

В связи с переходом к новой образовательной стратегии – стратегии вариативного образования – одной из наиболее актуальных проблем стала подготовка и обеспечение общеобразовательных учреждений качественными, отвечающими современным требованиям дидактическими материалами.

Но далеко не все учебно- методические комплекты, по которым работают учителя русского языка сейчас, учитывают требования нового стандарта, хотя буквально через 2-3 года, когда основная школа  начнет работать по ФГОСу, каждый педагог должен быть  вооружен методическим инструментарием формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

 С этой проблемой  я столкнулась, когда стала участником апробации УМК «Русский язык» 5-9 классы под редакцией академика РАО Е.А.Быстровой в 2010 году. Учебник заслуживает внимания и в 2012г. он включен в перечень Федеральных  учебных пособий для 5,6 классов. Но в отличие от УМК таких авторов как Львовой С.И, Разумовской М.М.. полностью построенных в соответствии с требованиями ФГОС, не имеет рабочей тетради , которая , по словам Г.В.Пичугиной, автора статьи «Образовательная область «Технология»: каким быть учебнику»,служит стержневым компонентом УМК…»

 

Это противоречие определило проблему исследования, которая состоит в поиске путей совершенствования средств обучения русскому языку, направленных на развитие познавательной самостоятельности  школьников.

Исходя из проблемы исследования, сформулирована тема: «Рабочая тетрадь как средство достижения учащимися метапредметных результатов образования при обучении русскому языку (  на основе УМК « Русский язык» под редакцией академика РАО Е.А.Быстровой)

 Цель: разработать рабочую тетрадь как средство формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

  1. Задания,формирующие познавательные УУД:  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение.

-придумать заголовок,найти предложение, выражающее главную мысль текста;

-определить тип речи и обосновать свой выбор;

- вписать ключевые слова в таблицу, заполнить таблицу, изучив теоретический материал или составить таблиц,схему;

-выписать слова с чередующимися гласными или с  пропущенными буквами, распределив по орфограммам;

- запиши пословицы разных народов о труде и сделай вывод, как в них отражено отношение к труду.

       - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;( например, упражнение 7 в разделе « Язык и речь» ) По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения  используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

  1. поставь вопросы к данному абзацу;
  2. составь суждение по тексту параграфа...;
  3. выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их ;
  4. расскажи по опорным словам (разверни информацию);
  5. заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;
  6. создай таблицу (сверни информацию) по ...;
  7. составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);
  8. составь набор понятий темы...;
  9. составь предложения по теме ..., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;
  10. зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность символов;
  11. составь разные предложения с одним и тем же понятием ....

Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста,актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.

Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:

  1. Запишите тему, выделите ключевые слова.
  2. Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
  3. Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
  4. Приведите примеры.

  1. Задания, формирующие коммуникативные УУД: владеть всеми видами речевой деятельности; точно,правильно ,логично и выразительно излагать мысли; соблюдать нормы устной и письменной речи, правила речевого этики

             Особенность рабочей тетради  - в коммуникативной направленности, текстоориентированном обучении. 

         

 

Для успешного формирования  коммуникативных и познавательных УУД  при работе с текстом  поставила перед собой следующие задачи:


1) внедрение  на  уроках  русского  языка  форм  и  методов  работы  с текстом,

способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор    тематического    текстового    материала,     разработка    способов

практической работы с текстом, направленной на развитие навыков 
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых 
единиц.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: 
• комплексная работа с текстом; 
• лингвостилистический анализ текста; 
• «самодиктанты»; 
• сочинение-рассуждение; 
• редактирование текста; 
• различные виды диктантов; 
• интеллектуально-лингвистические упражнения; 
• работа с текстами-миниатюрами;


         В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.  С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.

 Система типовых упражнений «Устное высказывание» направлена на выработку и совершенствование следующих умений: создавать ответ на основе предлагаемых тезисов, выстраивать текст – рассуждение различной степени развернутости по содержанию данных высказываний (пословиц; эпиграфов; высказываний лингвистов, представленных в упражнениях).

Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительное чтение текста, определение основной мысли, сочинения, изложения), в рабочей тетради предлагаются и другие виды работы:  редактирование текста ;  работа с разными видами словарей;  текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).

Использование произведений живописи способствует осуществлению важной социально-языковой функции. Картины, выступая в качестве источника отражения внешнего мира, способствуют сохранению в языковых единицах информации об окружающей человека действительности. В процессе работы над картиной учащиеся находят словесную оболочку найденным и проанализированным фактам культуры. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса обучающихся,  прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу. Работа по картине становится хорошей опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме и позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

  1. Задания, формирующие регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения,ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей;  соотносить свои действия с планируемыми действиями; осуществлять контроль своей деятельности и оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

-подобрать высказывание русских писателей о русском языке,записать или выучить наизусть;

-напиши текст о народных промыслах своего края;

- расскажи об известном памятнике своего края;

          - Контролирующее задание.

                                    Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

 

  Апробация и внедрение результатов исследования

 В 2011-2012 учебном году рабочая тетрадь к УМК « Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой  прошла апробацию  в ходе опытно_ экспериментальной работы и получила положительную рецензию на кафедре русского языка и литературы СГПА имени Зайнаб Биишевой.

 Результаты исследования и разработанная модель рабочей тетради, направленная на развитие познавательной самостоятельности школьников, внедрены в учебный процесс  не только в МОБУ СОШ с.  Первомайское, но и в других школах нашего района, которые обучение русскому языку в этом учебном году ведут по УМК под редакцией Е.А.Быстровой.

 

Результаты исследования обсуждались на районном семинаре учителей русского языка и литературы с проведением мастер- класса; научно-методологическом семинаре Института  развития образования по результатам апробации учебника совместно с представителем издательства « Русское слово» Виноградовой.

 Рабочая тетрадь получила хорошие отклики

Заключение

 

Необходимость формирования УУД   очевидна. И большое значение имеют рабочие тетради, как ?????

Овладение УУД ведёт к формированию  самостоятельности, успешному  владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться»  предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.

 В результате  работы удалось создать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.

 Преподаватель теперь  не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.

Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.          

Достигнуты  важные результаты: на уроках русского языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД. У учащихся отмечается:

  1. высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
  2. повышение интереса к русскому языку и литературе;
  3. прочное и неформальное усвоение знаний;
  4. повышение результативности обучения;
  5. умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
  6. умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
  7. активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

 Эффективность работы подтверждена позитивными результатами итоговой успеваемости (100%), результатами ГИА  по русскому языку, наличием призеров, победителей и лауреатов Олимпиад, научно -  практических конференций, творческих конкурсов  школьного  и городского  уровня, сформированности коммуникативных  и ключевых компетенций  (60 – 70%). Наблюдается позитивная динамика качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

«Тропа знаний » как средство повышения эффективности учебного и воспитательного процесса в школе

Каждому педагогу приходилось сталкиваться с фактом падения успеваемости, потерей интереса к ряду изучаемых предметов, снижением культуры поведения и общения учащихся, нежеланием участвовать...

Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности познавательного процесса

Вопрос о повышении учебной мотивации стоит сейчас очень остро. Каждый учитель старается соответствовать современным требованиям преподавания своего предмета....

Интерактивная доска как средство повышения эффективности учебного процесса

В данном материале показанны некоторые способы использования интерактивной доски на уроках математики....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...