Рабочая программа "Тимуровские звёздочки"
рабочая программа

Остерова Анна Леонидовна

Рабочая программа школьного волонтерского объединения "Тимуровские звёздочки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_timurovskie_zvyozdochki.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Тимуровские звёздочки» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования (далее - ФГОС ООО).

Сегодня одной из наиболее значимых задач Российской Федерации становится патриотическое воспитание граждан, создание условий для повышения их гражданской ответственности. Дети и молодежь являются той аудиторией, которая больше всего нуждается в современных, интерактивных технологиях, формирующих активную гражданскую позицию. Эффективными формами развития общественных инициатив и гражданственности в российском обществе выступают добровольчество и реализация волонтерских проектов.

Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования личностные
результаты освоения основной образовательной программы должны отражать в том числе  гражданскую позицию молодого человека как активного и ответственного члена российского общества. Добровольчество сегодня — это институт патриотического воспитания и развития общественной, гражданской и социальной активности населения, технология повышения социальной ответственности граждан, метод оказания адресной помощи различным социальным группам.
Школьное добровольчество является фундаментом для становления института волонтерства в России.
 Развитие школьного добровольчества является неотъемлемой частью системы развития добровольчества в России, особенно в сфере воспитания детей и молодежи.
Совершенствование системы школьного добровольчества позволит активизировать участие граждан в жизни общества, сформировать у молодежи бережное отношение к окружающей среде, повысить уровень сплоченности населения при решении социальных проблем, которые невозможно решить с помощью иных инструментов

      В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально- значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне. 

Цель:

Развитие детского волонтёрского движения в школе.

Задачи:

  1. Включать обучающихся в активную школьную жизнь, создать благоприятную атмосферу для их социализации.
  2. Оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
  3. Формировать в детской и юношеской среде навыки социально-ответственного поведения, а также вести пропаганду здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.
  4. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитывать доброту, чуткость, сострадание.
  5. Создавать позитивные установки обучающихся на добровольческую деятельность.
  6. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
  7. Возродить идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.

Рабочая программа внеурочной деятельности волонтёрского движения «Тимуровские звёздочки» составлена с учетом:

- базисного плана МБОУ «Сосьвинская СОШ»

- федерального образовательного стандарта основного общего образования;

Правовой базой для составления программы являются:

•        Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации»;

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 ;

• Конвенция ООН о правах ребенка.

                        Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):

- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;

- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;

- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.

Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Срок освоения программы  курса внеурочной деятельности и

объем учебного времени

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей 11-16 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.

Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности  рассчитан на один год.

Занятие по внеурочной деятельности проходит один раз в неделю по одному часу. Продолжительность занятия – 40 минут.

2. Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.

Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие,  беседа,  участие в акции.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

3. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности «Тимуровские звёздочки». На занятиях используются  общепедагогические методы, к которым относятся:

  • Опросы;
  • Беседы;
  • Уроки добра;
  • Просмотр фильмов;
  • Видеолектории, презентации;
  • Дискуссии;
  • Тренинги;
  • КТД

Направления работы:

  • экологическое 
  • спортивное 
  • патриотическое 
  • социальное 
  • событийное 
  • Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию обучающихся, а также их социализации.

III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты освоения программы «Тимуровские звёздочки» должны отражать:

- духовно-нравственные качества, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы являются в:

-расширении круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтёрскую деятельность;

- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы:

- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;

- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

- формирование толерантности – организация досуга учащихся

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:

- активность участия;

- умение планировать работу волонтёров;

- самостоятельность.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций следующего содержания:

Обучающиеся будут знать:

- о волонтерском движении в России;

- права и обязанности волонтеров;

- основные направления деятельности волонтеров;

- основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

- организовывать и проводить различные мероприятия для

соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

- аргументировано отстаивать свою позицию;

- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

- издавать агитационную печатную продукцию;

- принимать общечеловеческие ценности.

Календарно-тематический план

Месяц

Тема учебного занятия

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеауди

торные

1

2.

Сентябрь

Как стать волонтерам.  Вводный урок. История волонтерства в России.

1

1

Участие в беседе. Просмотр видеоматериалов, обсуждение

2

Сентябрь

Организационное заседание волонтерской команды. Направление волонтерской деятельности. Распределение поручений.

«Что умеет волонтер? Что умеем мы?»

1

1

Составление плана, разработка правил

3

Сентябрь

Права и обязанности

волонтера

1

1

Участие в беседе Просмотр Интернет ресурсов, обсуждение

4

Сентябрь

Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека

1

1

Участие в беседе Изготовление открытки

5

Сентябрь

Поздравление пожилых людей на дому с Днём пожилого человека

1

1

Выступление детей

Участие в беседе Выполнение проекта

"Паспорт

Волонтера"

6

Октябрь

Знакомство с всероссийскими общественными движениями РДШ, «Волонтеры Победы», «Волонтеры Медики».

Регистрация на сайте «Добро»

1

1

Презентация. Просмотр Интернет-ресурсов

7

Октябрь

Разработка визитной карточки  «Тимуровские звёздочки» и

1

1

8

Октябрь

Организация и проведение акции «Подари тепло Солдату»

1

1

Участие в акции. Изготовление объявления. Сбор

9

Октябрь

Всероссийская акция «Письмо солдату»

1

1

Презентация «Урок мужества», беседа по уроку. Написание писем.

10

Ноябрь

Милосердие «Музыка внутри»

1

1

Просмотр фильма, обсуждение.

11

Ноябрь

Изготовление поздравительной открытки и поздравление на дому труженицы тыла

1

1

Изготовление открытки и поздравление на дому.

12

Ноябрь

Личная книжка волонтера

1

1

Подача заявления на оформление книжки

13

Ноябрь

Организация и участие в школьной акции  «Домик для птиц»

1

1

Участие в акции  Развешивание кормушек и кормление птиц

14

Декабрь

Организация и проведение школьной акции «Новогодний подарок для военнослужащих»

1

1

Оформление объявлений. Сбор гуманитарной помощи.

15

Декабрь

Участие в районном конкурсе «Доброволец года»

1

1

Оформление материалов по конкурсу.

16

Декабрь

Изготовление открыток ко Дню инвалида.

1

1

Участие в беседе об инклюзивном воспитании (о детях-инвалидах), о роли волонтёров в помощи детям-инвалидам. Изготовление открыток

17

Декабрь

Всемирный день волонтера.

Просмотр фильма «8 марта»

1

1

Поздравление и выпуск стенда. Просмотр фильма

18

Январь

Организация и проведение акции «Блокадный хлеб»

Участие в беседе, изучение методических рекомендаций по акции.

19

Январь

Акция «Ветеран живет рядом»

1

1

Уборка снега и поднос дров пожилым людям

20

Январь

Акция «Спасибо»

1

1

Организация и проведение школьной акции к Международному дню Спасибо

21

Февраль

Организация и проведение урока Доброты

1

1

Участие в беседе о доброте, о роли этого качества для волонтёра, самооценка и анализ работы

22

Февраль

Акция «Ветеран живет рядом»

1

1

Уборка снега и поднос дров пожилым людям

23

Февраль

Волонтерское занятие «Все, что тебя касается»

1

1

Работа над сплочением коллектива

24

Февраль

Акция «Письмо солдату»

1

1

Изготовление открытки для солдат

25

Март

Участие в школьной акции «День Помощи»

1

1

Кладка дров, уборка территории труженика тыла и пожилых людей

26

Март

Проведение акции «Белый цветок»

1

1

Изготовление и распространение буклетов.

27

Апрель

Акция «День Помощи»

1

1

Кладка дров, уборка территории труженика тыла и пожилых людей

28

Апрель

Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны

1

1

Участие в беседе Изготовление подарка

29

Апрель

Акция «Георгиевская ленточка»

1

1

Распространение и изучение методической рекомендации по акции

30

Апрель

Субботник уборки территории  Обелиска

1

1

Участие в уборке.

31

Май

Поздравление тружеников тыла на дому.

1

1

Поздравление и посещение на дому тружеников тыла

32

Май

Уборка придомовой территории труженика тыла

1

1

Участие в уборке

33

Май

Акция «Солдатская каша»

1

1

Беседа. Участие в акции.

34

Май

Акция «Письма Победы»

1

1

Изготовление открыток для тружеников тыла, проживающих в Берёзовском районе

35

Май

Участие в поселковом  субботнике.

1

1

Участие в субботнике по уборке улиц, игровых площадок.

Итого: 35 часов

V.ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

№ п/п

Разделы программы

Виды контроля

Форма контроля

1

Мы – волонтеры!

Вводный, текущий, итоговый

Тренинг

Анкетирование

Ведение дневника, книжки волонтеров

2

Участие в благотворительных акциях.

Изготовление поделок

Трудовые дела

Проект

Акции

3

Пропаганда ЗОЖ

Акции

Изготовление буклетов, ромашки, памятки.

Отчет о работе проходит в форме массовых мероприятий, ведения Дневника волонтеров, статей в школьном сообществе ВК, на школьном сайте, фотоотчетов на в сообществе «Волонтеры Победы Берёзовского района», РДШ ХМАО-Югра

VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

I год обучения

Раздел 1. Мы – волонтеры.

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Ведение дневника, книжки волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о зеленых насаждениях, птицах, занимаются уборкой территории.

Раздел 3. Пропаганда ЗОЖ

Обучающиеся помогают в организации и проведении  всероссийского дня бега «Кросс-наций»,   участвуют в спортивных соревнованиях,  проводят игры на переменах для младших ребят, организуют школьные Недели Здоровья,  распространяют памятки, буклеты, тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников.

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

2. Т.Н. Арсеньева, А.В. Коршунова, А.А. Соколов  «Школа волонтера»  5-7 классы, 8-9 классы, рабочая программа, М. Просвещение  2021

3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

4.А.  Алексеевская, А. Бородкин, Ю.С. Белановский  Социальное волонтерство. Теория и практика. Омега-Л, 2016

Сайты Интернет

  1. https://volontery.ru/ 
  2. http://www.volunteer.ru/ 
    Сайт «Добровольцы России»
  3. https://dobro.ru/ 
  4. https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fmyrosmol.ru%2F&cc_key=
  5. https://elkanko.ru/ 
  6. Киноуроки в школах России https://kinouroki.org/ 
  7. https://edu.dobro.ru/upload/uf/b70/b70309fcc9ca33bc719f07ea77c52e06.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования "Использование "звёздочки обдумывания" в проектной деятельности"

Мастер-класс проводился для педагогов нашего Центра детского творчества "Юность" с целью повысить мотивацию  педагогов к овладению   проектной деятельностью.  Педагоги познакомились с и...

ФГОС Тема: «Формирование навыка чтения и создание мотивации перечитывания с разными интонациями. Б. Заходер «Серая Звёздочка».

Конспект урока с презентацией был представлен на заключительной лекции на курсах повышения квалификации ФГОС в г. Славянске-на-Кубани...

Дидактическая игра - соревнование "Найди в лесу звёздочку".

Дидактическая игра - соревнование "Найди в лесу звёздочку" разработана с цедью: совершенствовать навыки  и умения работы с компасом по определению азимута и расстояния до объекта.  Материал ...

Конкурсно-развлекательная программа посвящённая Дню мамы "Наши звёздочки"

Конкурсно-развлекательная программа, посвящённая  Дню мамы "Наши звёздочки".Предлагается презентация под стихотворение о маме (ссылка:https://cloud.mail.ru/public/2bcd89fd6aac/%D0%9C%D0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТИВНЫЕ ЗВЁЗДОЧКИ» (5-6 классы)

Пояснительная запискаНа занятиях по волейболу в рамках внеурочной деятельности  могут заниматься дети, проявившие интерес к этому уникальному виду спорта  в возрасте от 11 до 12 лет (учащиес...

Юбилейная районная выставка Рождественские звёздочки

Юбилейная районная выставка Рождественские звёздочки...

Рабочая программа учителя –дефектолога МКДОУ№4 «Звёздочка»

Рабочая программа учителя –дефектологаМКДОУ№4 «Звёздочка» для детей с ОВЗ...