Урок патриотизма "«И я люблю тебя так сильно, моя берёзовая Родина!».
план-конспект урока (7 класс)

Шайхутдинова Алия Фанавиевна

Урок патриотизма предназначен для учеников основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tvorchestvu_a.doc337.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Ялгыз-Нарат МР Татышлинский район РБ

Урок патриотизма

«И я люблю тебя так сильно, моя берёзовая Родина!».

                                                                                   Работа советника директора

                                                                         по воспитательной работе МБОУ                                       СОШ с.Ялгыз-Нарат  МР   Татышлинский

                                            район РБ Шайхутдиновой А.Ф.

Урок патриотизма.

Тема: «И я люблю тебя так сильно, моя берёзовая Родина!».

  Сопоставительный анализ двух стихотворений А.К.Атнабаева «Молодая берёза» и Н.М.Рубцова «Берёзы».

Цели:

  1. Знакомство с поэтом-земляком, с гордостью Татышлинского района Республики Башкортостан А. Атнабаевым.
  2. Познакомить   со стихотворением Атнабаева «Молодая берёза»;
  3. Сопоставить   со стихотворением Рубцова «Берёзы»;  
  4. Развитие устной связной речи, памяти, мышления;
  5. Воспитание патриотических  чувств, любви к природе и матерям.

Форма урока: сопоставительный анализ

Литература: А.Атнабаев «Я пришел украсить эту землю…», Уфа «Китап», 2003 г.,  А.Атнабаев  Сборник стихотворений, Уфа «Китап»1970г., А.Атнабаев «Любовь моя, тоска моя», Уфа «Китап», 1969г. Н.М.Рубцов Сборник стихотворений, Москва «Просвещение», 1958г., Газеты «Кызыл тан», «Татышлинский вестник», «Башкирия».

Оборудование и ТСО: портреты поэтов, иллюстрации, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация по теме, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

                                                               Воспоминаньями о детстве,

                                                              Растет берёза, по сей день…

                                                                                                   А.Атнабаев.

                                                                                         

1.Сообщение темы урока.

Учитель:

В творчестве каждого поэта оставляет неизгладимый след край, где он вырос, родился… Если Лев  Николаевич Толстой признавал невозможным представить Россию без Ясной Поляны, Тургенев – без Орловщины, то Ангам Атнабаев- народный поэт Башкортостана, не представлял ее без Татышлинского района, села Старый Курдым.

Пусть его имя не известно читателям всей России, но он внес неоценимый вклад в художественную литературу нашей республики.  

     Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся замечательным башкирским писателем  Ангамом Касимовичем Атнабаевым. Прочитаем и анализируем стихотворение «Молодая берёза» и сопоставим со стихотворением Н.М. Рубцова «Берёзы».

2.Составление и заполнение таблицы.

Учитель:

Сейчас вы послушаете о поэте информацию, и записываете то, что было уже известно, и что является для вас новизной. А дома вы заполните хронологическую таблицу по творчеству Н.М.Рубцова.

Известное -

Новизна +

 

А.К.Атнабаев  родился 23 февраля 1928 г. в деревне Ст. Курдым, Татышлинского района республики Башкортостан.

 После окончания Курдымской средней школы, с 1943 по 1951 года он становится одним из ее преподавателей.

      В 1951 году после окончания школы работал литературным сотрудником, затем заведующим отделом в редакции республиканской газеты «Кызыл тан». Многие годы исполняет обязанности заместителя редактора республиканского сатирического журнала «Хэнэк» («Вилы»).

     Ангам Атнабаев пришел в литературу в 50-е годы. В 1958 году вышел его первый поэтический сборник «Разговор с сердцем». Вслед за первой книгой появились и новые: «Встреча с молодостью» (1961), «Я обращаюсь к тебе» (1963), «Любовь моя, тоска моя» (1968), «Дорога сердца» (1971), «Ты всегда со мной» (1972), «Годы оставляют песни» (1975), «Мелодии колокольчика» (1978) и другие.

    За плодотворную творческую деятельность А.Атнабаеву была присуждена республиканская премия имени Г.Саляма и звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и БАССР.

    В 1997 году А.Атнабаев был удостоен звания народного поэта Башкортостана        

3.Чтение и сопоставительный  анализ стихотворений  А.К.Атнабаева «Молодая берёзка» и Н.М.Рубцова «Берёзы».

Учитель:

Берёза – любимое дерево каждого народа. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. Пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не сочеталось с такими восторженными словами, как берёза. Интерес к этому дереву можно проследить в устном народном творчестве, а чаще всего - в русской поэзии, где берёза поселилась давно, прочно,  кажется, навсегда.

Оба стихотворения написаны в 1957 году. Символом выражения  чувства в стихотворениях является берёза. Стихотворение Н.Рубцова  «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой.

В стихотворении А. Атнабаева  «Молодая березка» описывается большая материнская любовь по отношению к своему ребёнку  – молодой березке. Она все время находится под защитой своей матери. Что бы не случилось, мать готова в любых условиях, в любой обстановке огородить своего ребенка, дать ему силы, подбодрить, взлелеять в трудные минуты.  Она дает ему и тепло, и воду, и тень. А молодая берёзка чувствует себя уверенной рядом со своей матерью. Лирический  герой, увидев такую картину, вспоминает свое детство. В детстве мы не замечаем горести и утраты. В стихотворении молодая берёза тоже не замечает горя, так как рядом с матерью мы все находимся в окружении нежности, любви и безопасности.

Зная, что Н.М. Рубцов воспитывался в детском доме, читатель часто отождествляет автора и лирического героя этого произведения, полагая, что поэт наделяет лирического героя собственной биографией. Заветная могила мамы существовала тоже только лишь в поэтическом воображении автора, так как на самом деле Н.М. Рубцов не знал, где похоронена мать: она умерла в Вологде во время эпидемии в годы войны и похоронена была в братской могиле где-то на окраине города. Н.М. Рубцов всю жизнь пытался представить себе эту дорогую для его сердца могилу, расположенную где-то за рекой или под березами.

4. Звучит песня «Ак кайын» (слова А.Атнабаева).        

Если в стихотворении А.К. Атнабаева описывается, как уже проходят весенние дни, то у Н.М. Рубцова в стихотворении  «Берёзы» показана грустная картина осени. Пришла весна, но молодая берёза даже не думает распускать свои листья, разнеживаясь и ласкаясь к матери. Они радуются, играют и берёзы счастливы, что они вместе. А у Рубцова берёзы  грустные, строгие. С этими берёзами связаны грустные воспоминания о родителях. Есть маленький такой уголек, который светит любовью, и от этого станет радостно, но больно. Наряду с листопадом — центральным образом звучащего мира — в этом стихотворении важен элегический настрой лирического героя, противоречивость чувств которого Н.М. Рубцов подчеркивает при помощи контрастных сопоставлений («Станет как-то радостно и больно»).

5. Работа  в группах. Определите, какая рифма, звукопись в стихотворениях поэтов.

Комментарий. Работу выполняют в группах. У каждого на парте есть раздаточный материал: 1)Рифма и размер стиха «Молодая берёза». 2)Звукопись в стихотворении А.Атнабаева.3)Рифма и размер стиха «Берёзы».4)Звукопись в стихотворении Н.М.Рубцова.

 

Н.М.Рубцов  не боится традиционной рифмы «березы — слезы». В тексте стихотворения эта рифма выполняет важную функцию, образуя кольцевую композицию. Н.М. Рубцов в первой строфе даже два раза использует модель («березы — слезы» и «берез—    слез»), но рифма от этого не выглядит навязчивой, а лишь усиливает музыкальное звучание стихотворения.

 Стихотворение А.Атнабаева  «Молодая берёза» написано  тоже кольцевой рифмой, что усиливает колорит движения.

Кроме того, автор широко использует для придания мелодичности звучанию произведения приемы создания звукописи: ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград с ветром и с дождем шумел, как улей,  вот такой же желтый листопад»), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей»),  повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы,  когда листья падают с берез»).  В стихотворении «Молодая берёза» преобладает тоже ассонанс «а», «о», «у», что подчеркивает ритмичность и мелодичность ( в словах: весна, вода, радость, буря, детство и другие). Звуковые удвоения, повторы на уровне синтаксиса имеются ( если жара, если буря).

6.Составление кластера.

                                                                 радость

                                   мать                         Берёза           родина

                              детство                     любовь              слёзы

7.Коллективная работа (определение тропов и фигуры речи).

Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчества поэта с миром природы. Это подчеркивает и метафора («ветер хмурых дней»), и состояние лирического героя, который вдумчиво вслушивается в шум листопада (эпитет - жёлтый листопад, описывающий грусть героя, сравнение - шумел, как улей, значит - горестно, тоскливо). Шум берез напоминает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого живого существа в мир иной. Уже первая строка произведения, которой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер. Образ лирического героя выдвигается при этом на передний план. Эту же предельную искренность подчеркивает в последней строфе стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только любовь к родной природе, но и глубину патриотического чувства.

Очень много изобразительно – выразительных средств  можно найти в стихотворении «Молодая берёза» А.Атнабаева. Эпитеты, которые придают красочность словам таким, как «нежные ветки», « большая радость», олицетворения наделяют признаками одушевленности, например,   берёзы веселятся, играют, смеются, шепчутся,  мать даёт питьевую воду и другие. Лирический герой очень любит свой родной край, он любуется красотой природы. Особенно ему дороги эти белые берёзы, которые напоминают детские годы. Но в детстве мы не замечаем горя и трудности, благодаря нашим матерям, которые нас защищают от этих невзгод. Матери всегда жертвуют собой ради  своих детей. И эту любовь хотел донести до нас Ангам Касимович Атнабаев.

8.Работа в парах (по вариантам). Составление синквейна на тему: «Берёза». Первый вариант по «берёзе Рубцова», а второй вариант по « берёзе Атнабаева».

Ученики:

1 вариант

Берёзы

Шумные, грустные

Шумят, горюют, слезятся

Берёзы над могилами -

Воспоминания.

2 вариант

Берёза

Молодая, радостная

Ласкается,  играет, смеется

Мать всегда рядом -

Счастливое детство!

9.Домашнее задание: выучить стихотворение «Молодая берёза». Найдите примеры звукописи в других стихотворениях  поэта А.Атнабаева.

10.Рефлексия.

-Какова идея в стихотворениях, чему учат нас авторы?

-Чему вы научились на уроке?

-Попробуйте написать свое стихотворение.

11.Вывод.

Сопоставляя эти два замечательных стихотворения, мы пришли к выводу, что для поэтов образ берёзы является символом верности к чувствам нашим дорогим родителям, нашему родному краю и беззаветному детству.

Берёза. Нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе человека. Поэты всегда будут прославлять в своих стихах берёзу. Где бы  ни росла берёза  – всюду приносит людям радость и свет. Берёза – символ нашей Родины.

Приложение.

                    

                                         

                                  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

Литературный вечер «Люблю тебя, родина, кроткая…», посвящённый творчеству С. А. Есенина.

Литературный вечер "Люблю тебя, родина кроткая..." посвящён творчеству С. А. Есенина. Плоть от плоти русского народа, Есенин стал подлинным народным художником слова, «всем существом поэта» ...

О,РУСЬ,ПОКОЙНЫЙ УГОЛОК, ТЕБЯ ЛЮБЛЮ,ТЕБЕ И ВЕРУЮ

Презентация была создана на конкурс  "Моя малая Родина"...

"Люблю тебя,Родина кроткая" ( праздник поэзии для школьников)

Внеклассное мероприятие - поэтический праздник для учащихся 7_9 классов. Жизнь и творчество С.А. Есенина...

«И я люблю тебя так сильно, моя берёзовая Родина!».

Сопоставительный анализ двух стихотворений А.К.Атнабаева «Молодая берёза» и Н.М.Рубцова «Берёзы»....