Методическая разработка занятия "Знакомство с библиотекой"
методическая разработка

Черных Алла Григорьевна

Методическая разработка  "Знакомство с библиотекой" можно использовать при проведении  занятия для учащихся 1 классов. В ходе данного мероприятия предусмотен показ слайдов презентации.

Такое занятие можно провести в рамках праздников "Посвящение в читатели" или "Праздник Букваря".

Заранее оформленная библиотечная книжная выставка "Волшебная страна - библиотека", способствует продвижению чтения, повышает интерес к книге.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Библиотечное занятие «Знакомство с библиотекой»

для учащихся 1 класса

Педагог-библиотекарь ГБОУ общеобразовательной школы № 220

Калининского района Санкт-Петербурга

Черных Алла Григорьевна

Здравствуйте, ребята!

Вам нравится наша школа? Вы уже все уголки здания исследовали?

Сегодня вы пришли на занятие, в новое для вас помещение, в котором ни разу не бывали, где вас окружают ваши друзья – книги.

Вы наверняка знаете, как называется это помещение? Верно, библиотека. А точнее библиотечно-информационный центр (позднее мы уточним, почему так называется). А зачем вы сюда пришли, с какой целью?

Да, цель нашего занятия: познакомиться с библиотекой. Для достижения цели мы будем решать следующие задачи, т е искать ответы на вопросы:

Что такое библиотека?

Всегда ли библиотеки были такими?

Как устроена наша школьная библиотека?

Как стать читателем нашей школьной библиотеки?

Каковы правила библиотеки?

Таким образом, давайте сформулируем тему занятия: «Знакомство с библиотекой».

Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они помогают нам совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека.

Что же такое библиотека?  Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг?

Все книги библиотеки – это библиотечный фонд. Он состоит учебников и художественной литературы.

Учебники выдаются вам в бесплатное пользование на 1 учебный год. Художественная литература может выдаваться на дом, но не вся. Некоторые из книг – можно почитать только в библиотеке.

Наша библиотека состоит из трёх частей: книгохранилище (отдельное помещение) и совмещённый абонемент с читальным залом.  

На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас заведён читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).

В читальном зале (на переменах, после уроков) можно использовать для работы и почитать: словари, энциклопедии, редкие книги и имеющиеся в библиотеке единичные экземпляры.          

На отдельных стеллажах мы оформляем книжные выставки (показать). В данный момент это: «Книги для волшебного зимнего чтения», «Чудесная страна - библиотека», «Книги – юбиляры», «Была война…Была – победа», «900 дней мужества. Блокада и ее герои»

Всегда ли библиотеки имели привычный нам вид: стеллажи, на полках расставлены книги? Предлагаю посмотреть видеофрагмент: «История библиотек»

 В БИЦ выделено пространство с мультимедийным оборудованием – для проведение различных мероприятий и встреч.

Для использования книг в нетрадиционном формате – электронном, можно воспользоваться 2 компьютерами, находящимися в Информационной зоне нашей библиотека. В случае необходимости, найденную в сети Интернет информацию (в небольшом количестве), можно распечатать на принтере или скопировать на Ваш съёмный носитель.

В библиотеке есть наушники, для того, чтобы, не мешая другим, можно было послушать аудиокнигу.

Кто понял, почему помещение, в которое вы сегодня пришли называется библиотечно-информационный центр? Да, это не просто хранилище книг, это место работы с информацией на различных носителях, место для поиска информации в сети Интернет, место для встреч и проведения мероприятий, оборудованное компьютерами и мультимедийным оборудованием. Это – формат современной библиотеки!

Благодаря этому современному оборудованию, мы имеем возможность посмотреть видео и прослушать фрагмент книги, стоящей у нас на выставочном стеллаже (показать) «Лев в библиотеке».

Какое слово повторяется несколько раз? Правило! Почему это важно для библиотеки? Бывают случаи, когда нарушаются правила? Например, сегодня!

Библиотека – это целая огромная страна, живущая по своим правилам, которые, чтобы не нарушать права всех жителей этой страны, должны соблюдаться!

Вы знакомы с этими правилами, т к уже – второклассники. Сейчас мы их просто вместе повторим! Предлагаю игру «Да-нетка» или «Верите ли вы…». Я читаю предложение, а Вы говорите «верю» или, если правило не правильное – «Не верю!» (Приложение 1).

На сайте нашей школы есть страница «Библиотека». Там можно найти информацию о режиме работы библиотеки, «Правила пользования библиотекой» и др. документы, список учебников по классам, анонс конкурсов и проектов. В социальной сети ВК, есть страничка БИЦ, где можно найти информацию о библиотеках Калининского района и города Санкт-Петербург, а также о мероприятиях, проводимых в них, ссылки на страницы, где можно послушать или скачать электронные книги, а также аннотации на некоторые книги и узнать о книгах-новинках.

Вам в детстве родители читали сказки? А Вы сами их читаете? А Вы любите сказки? Сказки любят все! А вы их знаете? Вот мы сейчас и посмотрим, как вы их знаете. 

Предлагаю вам игру «Найди свою пару!». Однажды, в старой библиотеке, когда библиотекарь расставлял книги, из них выпали страницы. Помогите страничкам и сказочным героям вернуться в свои книги. Для того одним учащимся я раздаю – картинки с изображением обложки книжки-сказки, а другим учащимся – строки или стихи из сказок. Те учащиеся, у кого картинки с обложками книг – сидят на местах. Те, у кого строки или стихи из сказок – ищут книгу, откуда они «выпали». Образовавшиеся пары – садятся вместе. Тем, кто не «нашёлся» -учитель зачитывает текст, и дети помогают им найти свою пару.

Ну вот. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. Тем, кому было сложно, приглашаем в нашу библиотеку – почитать эти сказки. Те, кто с предложенными сказки уже хорошо знаком, приглашаем почитать другие сказки.

Для того, чтобы быть полноправными читателями школьной библиотеки, надо дать КЛЯТВУ и получить удостоверение!

Произнесете клятву читателя и с этой минуты станете читателями нашей школьной библиотеки

Чтоб расти и развиваться,

Чтобы многое узнать,

Хочу я стать читателем

и библиотеку посещать

Клянусь библиотекарю

Я книгу уважать

Бережно к ней относиться

Библиотечные правила соблюдать

Каждому ученику вручается «Удостоверение читателя»

Предлагается посмотреть музыкальный клип о библиотеке «Сказочная страна»!

 А теперь давайте посмотрим, достигли ли мы поставленной в начале занятия цели? На какие вопросы мы нашли ответы в ходе нашего занятия? Что нового узнали? Понравилось ли наше занятие? Что больше всего запомнилось? Кто уже решил прийти в следующую среду в библиотеку?

Спасибо всем! Рада была знакомству с вами! До свидания! До новых встреч!

Приложение 1

Правила обращения с книгой 

Книга — это источник знаний. Из книг мы узнаём о прошлом человечества, о достижениях науки и культуры, об особенностях обычаев и нравов других народов, об увлекательных путешествиях и приключениях, о талантливых людях.

Библиотечными книгами пользуются многие ученики. Поэтому, чтобы и после вас книгу могли читать другие, обращайтесь с ней бережно:

  • не мните страницы книги (тем более не вырывайте их), не загибайте уголки страниц, не делайте в книгах подчеркиваний, пометок;
  • не перегибайте книгу - она может рассыпаться на отдельные листочки.
  • не делайте заметок на полях книги; ничего не подчёркивайте, ничего не пишите и не рисуйте на её страницах;
  • листайте книгу осторожно, стараясь не повредить её; не бросайте книгу;
  • относитесь к библиотечным книгам так же бережно, как к своим собственным.
  • не вкладывайте в книги карандаши и ручки, при чтении книг пользуйся закладкой.
  • не читайте во время еды -  на страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • не разбрасывай книги – вы можете их потерять.

Правила пользования библиотекой 

  • в библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • выключите свой мобильный телефон; если вам надо позвонить, выйдите в коридор;
  • старайтесь аккуратно двигать стул, когда встаёте; не шумите, когда достаёте свои вещи из сумки или, когда собираетесь домой;
  • сидите прямо, не разваливайтесь на стуле; читая, старайтесь не наклонять голову слишком низко: так вы сохраните правильную осанку и хорошее зрение.
  • бережно относитесь к библиотечному оборудованию, инвентарю;
  • взятые домой книги возвращайте в библиотеку вовремя;
  • книги в библиотеке надо ставить на то место, где вы их взяли.
  • единичные книги выдаются только для работы в читальном зале, одновременно 1-3.
  • не выносить книги за пределы библиотеки, если они не записаны в читательский формуляр;
  • убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки;
  • заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными;
  • полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения в общеобразовательном учреждении.
  • на дом книги на абонементе выдаются на 2 недели, в случае острой необходимости – можно прийти в библиотеку для продления срока пользования
  • работа с компьютером участников образовательного процесса производится с разрешения сотрудника библиотеки и под его контролем, не более двух человек одновременно;


Приложение 2

Определите, из какой сказки слова или о какой сказке говорится.

  1. У отца был мальчик странный,

Необычный деревянный.

Он имел предлинный нос,

Что за сказка? Вот вопрос? «Золотой ключик».

  1. Был похож на мяч немножко,

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех! «Колобок».

  1. Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов.

Стало множество жильцов. «Теремок».

  1. Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? «Царевна–лягушка». 

  1. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? «Три медведя». 

  1. Ах, ты Петя - простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. «Петушок – Золотой Гребешок». 

  1. По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра. «По щучьему велению»

  1. Ку – ка – ре – ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди лиса, вон! (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»).
  2. Приходи, куманек! Приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! («Лиса и журавль»)
  3. А дорога - далека,

А корзина - нелегка

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

  1. Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то! («Волк и семеро козлят»)

  1. «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно цветочный горшочек. Только она посадила, зернышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан». (Г.Х. Андерсен, «Дюймовочка»)
  2. Он известен, знаменит

Добрый доктор (Айболит)


Отгадайте сказочных персонажей.

  1. Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял.

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет? Золушка

  1. Мама меня очень-очень любила,

Новую шапочку мне подарила.

Бабушке милой гостинцы несу,

Волка я встречу в темном лесу. Красная Шапочка

  1. Он лечит не маленьких детей,

Он лечит птичек и зверей.

И идут к нему лечиться

И корова, и волчица. Доктор Айболит

  1. Он – необычный, странный,

Он – мальчик деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой. Буратино

  1. Она Буратино учила писать,
    И ключ золотой помогала искать.
    Она, девочка-кукла, с большими глазами,
    Как неба лазурного высь, волосами,
    На милом лице — аккуратненький нос.
    Как имя её? Отвечай на вопрос.
    (Мальвина)
  2. Она была подружкой гномов
    И вам, конечно же, знакома.
     Белоснежка
  3. Унесла его лиса

За далёкие леса…

Но придёт на помощь Кот,

Своего дружка спасёт!

Открывай, Лиса, мешок!

Ты свободен, Петушок!

Петя, Петя, Петушок, Золотой / Гребешок / Петушок – золотой гребешок
8. Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? ...
 Лисичка-сестричка

  1. Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. 
    Кем же были эти 
    Маленькие дети? 
    7 козлят
  2. Убежали от грязнули 
    Чашки, ложки и кастрюли. 
    Ищет их она, зовет 
    И в дороге слезы льет. 
    Кто это?
    Федора 
  3. Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).

  1. Перед волком он дрожал,
    От медведя убежал,
    А лисице на зубок
    Все ж попался...
    (Колобок) 
  2. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды бегемота

Вынимал он из болота.

Добротою знаменит,

Это доктор... (Айболит)

  1. Бабусю знает целый свет,

Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Изба её на курьих ножках. (Кто это?) Баба-Яга

15. В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие? («Муха-цокотуха»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование информационных технологий в учебном процессе" - Электронная библиотека сайтов учащихся - дидактическое средство образовательной программы «От странички к Web-сайту»

«Электронная библиотека сайтов учащихся» представляет собой электронный сборник проектов учащихся, выполненных за последние пять лет. Этот электронно-образовательный ресурс (далее ЭОР) может быть испо...

Методическая разработка научно-практического семинара "Первые библиотеки на Руси" (с использованием комплексного анализа текста)

Данный семинар был проведен для библиотекарей с участием учеников 5 класса. На этом семинаре был представлен исторический материал о первых библиотеках на Руси во времена княжения Ярослава Мудрого, а ...

Методическая разработка обучающего семинара по теме "Основные этапы исследовательской работы и использование библиографических ресурсов детских библиотек"

Цель - ознакомить учащихся с основными этапами исследовательской работы, научить пользоваться электронным каталогом фонда библиотеки, проинформировать о конкурсах исследовательских работ различно...

Учебно-методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Создание корпусной библиотеки с помощью Мастера корпуса Pattern Wizard»

В пособии рассмотрен метод создания посадочного места  элемента с помощью Мастера корпуса Pattern Wizard, который не рассматривается при выполнении лабораторных работ по МДК 01.02. Изучив данный ...

Учебно-методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Создание символьной библиотеки с помощью Мастера символов Symbol Wizard»

В пособии рассмотрен метод создания изображения символа элементов с помощью Мастера символов Symbol Wizard, который не рассматривается при выполнении лабораторных работ по МДК 01.02. Изучив данный мет...

Методическая разработка интерактивного занятия в библиотеке «Портреты великих… Д.И.Менделеев»

Методическая разработка «Портреты великих… Д.И.Менделеев» предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин в качестве методических рекомендаций в условиях реализации Ф...