Падение на бок в дзюдо и самбо. История одной ошибки.
статья (5 класс)

Эта статья не столько об истории одной распространённой ошибки при выполнении падения на бок, сколько о двух разных подходах к процессу познания. Рассматриваемая ошибка столь незначительна и малозаметна, что во время своего возникновения правильно было бы определить её как неточность. В первом случае она была устранена и теоретически, и практически, хотя для этого потребовалось большое количество времени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.padenie_na_bok_-_v_nabor_wecompress.com_.doc659.5 КБ

Предварительный просмотр:

Падение на бок в дзюдо и самбо. История одной ошибки.

Авторы-составители:

Изрец М.Л., тренер-преподаватель МАУДО ДЮСШ №6 г.Тамбов,

Безрукова О.П., заместитель директора по учебно-воспитательной работе  МАУДО ДЮСШ №6 г.Тамбов

Эта статья не столько об истории одной распространённой ошибки при выполнении падения на бок, сколько о двух разных подходах к процессу познания. Рассматриваемая ошибка столь незначительна и малозаметна, что во время своего возникновения правильно было бы определить её как неточность. В первом случае она была устранена и теоретически, и практически, хотя для этого потребовалось большое количество времени.

 Во втором случае её не заметили. Неточность, упорно воспроизводимая более сотни лет в учебниках и пособиях, это теоретическая ошибка. На практике её удаётся избегать в силу того, что так выполнять падение просто неудобно и небезопасно.

Опираясь на письменные источники можно увидеть, как выполнялось падение на бок в дзюдо в начале двадцатого века. На фото из книги [1] (рис. 1) падение на бок после броска основателя дзюдо Кано Дзигоро выполняет Ямасита Есиаки (первый 10-й дан Кодокан дзюдо). Падение выполняется на правый бок при этом правая нога согнута в колене под прямым углом, а левая располагается впереди правой. Такой способ выполнения падения на бок считался правильным долгое время. Позднее японцы признают его ошибочным.

Рис.1. Падение на бок после броска (Tori: Kano Jigoro, Uke: Yamashita Yoshiaki) [1]

Такэда Асадзиро, обладатель 7-го дана по дзюдо, в своём руководстве по дзюдо [2] (рис. 2) описывает технику выполнения падения на бок кувырком следующим образом: «Переворачиваясь вперёд направо, через правое плечо, ударяют левой рукой. В этот момент правая нога сгибается в колене, правой ступнёй ударяют по полу, левая подгибается, ударяясь о пол внешней частью коленного сгиба, а пятка касается зада»[1].

Рис. 2. Падение на бок кувырком (иллюстрация из книги [2]) 

По данным А.М. Горбылёва (к.и.н., доцент кафедры истории и культуры Японии института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова) переводы этих книг с японского языка были в личной специальной библиотеке Василия Сергеевича Ощепкова – подлинного основателя современного самбо. Василий Сергеевич получил из рук основателя школы Кодокан дзюдо Кано Дзигоро 1-ый дан, окончив обучение в Кодокане 15 июня 1913 г., а 4 октября 1917 г. — 2-й дан.  Василий Ощепков стал первым русским и четвёртым европейцем, получившим мастерскую степень по дзюдо в токийском Кодокане.

В. С. Ощепков был родоначальником борьбы самбо в СССР, которая есть не что иное, как спортивная часть системы дзюудо (так Василий Сергеевич произносил это слово) Ощепкова.

Спортивная родословная любого дзюдоиста и самбиста родом из СССР так или иначе ведёт к В.С. Ощепкову. Президент России В.В. Путин начал заниматься самбо и дзюдо у Анатолия Соломоновича Рахлина, который в 1952 году пришёл в секцию самбо Ленинградского Дворца пионеров к тренеру Сергею Васильевичу Дашкевичу одному из основоположников ленинградского дзюдо, обучавшегося у В. С. Ощепкова.

В ночь с 1 на 2 октября 1937 года Ощепков был арестован по безосновательному обвинению в шпионаже в пользу Японии, а 10 октября в 18.55 Василий Сергеевич умер в Бутырской тюрьме. Это трагическое событие стало поворотным в истории отечественного дзюдо, которое изменило своё название превратившись из борьбы вольного стиля дзюудо сначала в борьбу вольного стиля, затем в вольную борьбу (не путать с американской вольной борьбой), и наконец вторая Всесоюзная конференция специалистов вольной борьбы, состоявшаяся в марте 1947 г. в Ленинграде, «под давлением абсолютного большинства динамовцев во главе с Харлампиевым приняла решение переименовать вольную борьбу в «борьбу самбо», дав ощепковскому дзюудо то название, которое сохраняется за ним по сей день» [2].

В официальном печатном органе ВСФК СССР, РСФСР и Наркомата здравоохранения журнале «Физкультура и социалистическое строительство» в номерах с 4 по 12 от 1932 г. публиковалась работа Василия Сергеевича Ощепкова «Организационно-методические указания по дзюу-до» [3]. Это первая в СССР публикация о теории, технике и методике дзюдо. На рисунках (прорисовки по фотографиям) В.С. Ощепков бросает ассистента (предположительно Ф.И. Жамкова) (рис.3), который выполняет падение на бок скрещивая ноги в соответствии с техникой, принятой тогда в дзюдо.

Рис.3. Падение на бок после броска [3]

В вышедшем в 1943 году в Америке руководстве лейтенанта-полковника Р.Э. Хэнли [4], предназначенном для быстрого и простого обучения методам защиты военнослужащих корпуса морской пехоты США, падение на бок кувырком через плечо ничем не отличается от принятых в дзю-дзюцу и дзюдо образцов (рис. 4). Видимо в то время правильность такого выполнения самостраховки всё ещё не подвергается сомнению.  

В Советском Союзе после окончания Великой Отечественной войны ответственность за развитие самбо в оборонно-спортивном отделе центрального совета «Динамо» возлагается на ученика В.С. Ощепкова А.А. Харлампиева. Всё чему научился А.А. Харлампиев у Василия Сергеевича стало основой для его дальнейшей профессиональной деятельности. В программе от 1946 года по самбо для сотрудников МВД-МГБ (как, впрочем, и во всех своих дальнейших работах) он без изменения воспроизводит технику самостраховки в том числе и падение на бок со скрещенными ногами (рис. 5 - 6) [5, 6]. Так и будет этот способ выполнения падения на бок кочевать из издания в издание по самбо и рукопашному без изменений до наших дней (рис.7 - 10) [7-10].

Рис.4. Падение на бок кувырком [4]

Рис.5. Иллюстрации из программы от 1946 года по самбо для сотрудников МВД-МГБ [5]

Падение на бок: Изучение конечного положения при падении на бок. Ложитесь на левый бок. Левую ногу, согнутую в колене, подтяните к груди, правую — поставьте ступнёй на ковёр возле левой голени.

Падение через палку на бок.

Кувырок по диагонали

Рис.6. Иллюстрации из книги Харлампиева А.А. «Самбо. Часть 1. Борьба самбо» [6]

Перекат на левый и правый бок из положения лёжа на спине.

Кувырок через палку на левый бок.

Рис.7. Иллюстрации из учебно-методического пособия по САМБО (самозащита без оружия) [7]

Паднение на бок

Кувырок через шест

Рис.8. Иллюстрации из книги А.Б.Турина Самбо. Учебно-наглядное пособие» [8]

Паднение на бок

Кувырок через плечо

Рис.9. Иллюстрации из книги В.М. Андреева «Самбо. Для служебного пользования» [9]

Военный дважды краснознамённый институт физической культуры под редакцией профессора генерал-майора Ю. Т. Чихачёва издаёт учебник по рукопашному бою [10] (рис. 10), в котором с чисто военной точностью и с одобрения Совета Института повторяется ошибка в выполнении самостраховки при падении на бок - скрещивание ног.

Кувырок вперед через плечо. Стать на правое колено и, пропуская правую руку между ног ладонью вниз, поставить правое (левое) плечо на землю; голову отвести к левому плечу, а подбородок прижать к груди; оттолкнувшись ногами, сделать перекат по диагонали спины с правого плеча в направлении левой ягодицы и занять положение на левом боку. В конечном положении левая нога согнута, а правая находится впереди на всей ступне.

Падение на бок. Тело должно принять конечное положение лежа на боку так, чтобы одна нога, согнутая в коленном и тазобедренном суставах, лежа на земле наружной поверхностью голени и бедра, вторая стояла перед ней на всей ступне, а рука, выполнявшая упреждающий удар, находилась на земле в 15—25 см от колена.

Падение на бок кувырком вперед через палку, шест и руку партнера.

Рис.10. Иллюстрации из книги «Рукопашный бой» [10]

В пособиях Шулики Юрия Александровича, доктора педагогических наук, профессора, мастера спорта СССР по самбо, с 1988 по 2006 год возглавлявшего кафедру борьбы и комплексных единоборств Кубанского госуниверситета физкультуры, спорта и туризма тиражируется всё та же ошибка. Юрий Александрович в своих изданиях по греко-римской борьбе и дзюдо описывает правила самостраховки при падении на бок (рис. 11 - 12) [11-12]. 

Можно было бы не останавливать внимание на этих работах, а просто поставить их в один ряд с другими примерами не вполне тщательного отношения к предмету изучения, если бы не одно обстоятельство.

Падение на бок через шест.

Падение на бок через плечо из положения стойки на правом колене.

Падение на бок кувырком через шест.

Падение на бок кувырком, держась за руку партнера.

Рис.11. Иллюстрации из [11-12]

В одном из изданий по дзюдо (рис. 12), вышедшем в 2006 году одновременно с пособием того же автора по греко-римской борьбе, приведены примеры падения на бок с пояснением: «Ниже иллюстрируются основные приемы самостраховки по данным Г. Пархомовича (1993) (рис. 8.5.1, 8.5.2). Преимущественные ссылки на данный источник связаны с тем, что в нём представлена ортодоксальная версия классического дзюдо» [3].

Я привожу эти иллюстрации (см. рис.12), правда взяты они М.Ю. Шуликой не у Пархомовича, а из пособия «Дзю-до. Сокр. пер. с японского В. И. Силина», написанного японскими специалистами. Я буду на него ссылаться ниже и можно будет сравнить рисунки, их легко узнать. В дзюдо отказались от ошибочной техники выполнения падения на бок, что хорошо показано на рисунках, взятых Ю.А. Шуликой из японского источника. Кроме того, на рисунке, обозначенном как «Ошибки в самостраховке, приводящие к травмам» под буквой «г» указано, что скрещивание ног является именно такой ошибкой. Вот это обстоятельство я и имел ввиду.

Один и тот же автор (д.пед.н.) в двух своих одновременных изданиях по одному и тому же вопросу высказывается диаметрально противоположно. То, что в одном издании считается правильным, в другом является примером, иллюстрирующим ошибку. Более того тот же автор в методическом пособии «Борьба дзюдо для начинающих» 2006 года издания в четвёртой главе, параграфе 4.5 описывает самостраховку по Харлампиеву (т.е. с ошибкой (см. рис. 6)) и тут же себя опровергает всё теми же рисунками из японского издания в переводе Силина, привычно указывая, что взяты они у Пархомовича [4].

Падение на бок из положения стоя

Падение на бок кувырком вперед

Ошибки в самостраховке, приводящие к травмам

Рис.12. Иллюстрации из [13]

Ошибка незначительна, но «история» её показательна. Может потому японские дзюдоисты и обладают эталонной техникой, что у них едины теория и практика? Понятно, что в этом сыграли роль и многовековые традиции японского дзю-дзюцу, и отношение к дзюдо как к национальному достоянию. У нас же всё начиналось с одного человека. Удивительно как много успел сделать Василий Сергеевич Ощепков за столь короткое время для развития советского самбо и рукопашного боя, но ответственность за дальнейшее развитие его наследия лежит на приемниках. Научно-методические разработки должны служить опорой в обучении, а не средством для получения учёных степеней и званий.

Как уже отмечалось выше, теоретики самбо так и не обратили внимания на эту ошибку при выполнении падения на бок. В более современных руководствах по самбо книге Е.Я. Гаткина «об одной из самых эффективных систем рукопашного боя – самбо» и методике В.С. Гарника для студентов и преподавателей физической культуры и тренеров по борьбе самбо (рис. 13,14) техника выполнения падения на бок остаётся такой же архаичной, как и в позапрошлом столетии [14, 15].

Кувырок через плечо

Рис.13. Иллюстрации из [14] 

Падение на бок

Кувырок через плечо

Рис.14. Иллюстрации из [15] 

В то время как советское искусство борьбы в одежде развиваясь в глубочайшей изоляции достигает заметных успехов, его японский первоисточник школа Кодокан дзюдо, благодаря техникам дзю-дзюцу в сочетании с теориями Кано Дзигоро, уверенно прокладывала путь к выдающемуся положению в мире боевых искусств. Современное дзюдо является наивысшей точкой развития ряда техник традиционного дзю-дзюцу. В том числе это относится и к технике выполнения приёмов самостраховки, что и является предметом рассмотрения в данной статье.

К сожалению, я не располагаю достаточным количеством литературы, чтобы точнее установить хронологию эволюции данного способа падения на бок. И всё же, несмотря на это, ход событий вполне понятен.

В руководствах [2] (рис. 2) и [4] (рис. 4) описана техника падения на бок ещё со скрещенными ногами, а в «Руководстве по дзюдо» Э. Дж. Харрисона (1952 г.) приводится падение на бок уже без скрещивания ног [16] (рис. 15).

Эрнест Джон Харрисон английский журналист и писатель был первым европейцем, получившим в 1911 году черный пояс по дзюдо Кодокан. В книге есть предисловие Кюдзо Мифунэ 10-го дана, одного из величайших представителей школы Кодокан дзюдо. В авторском предисловии Э. Дж. Харрисон выражает ему преданность, как своему уважаемому инструктору и большому другу, всемирно известному Мастеру дзюдо, а также с благодарит «своего друга г-на Гандзи Коидзуми, 7-й дан, самого блестящего представителя дзюдо за пределами Японии, являющегося основателем и директором лондонского Будоквай[5], напрямую связаного с токийским Кодоканом и поэтому имеющего возможность поддерживать связь с этим источником технических и теоретических знаний по дзюдо. Читатель может быть уверен, что данное руководство прошло, так сказать, через перегонный куб гораздо более сведущих переводчиков и что методы, выбранные для описания, были подвергнуты бесчисленным испытаниям до их включения в учебную программу по дзюдо».

Рис.15. Иллюстрации из [16] 

В 1958 году на английском языке вышла книга Кюдзо Мифунэ «Канон дзюдо: Принцип и техника», где дается родословная дзюдо, упоминается длинный список исторических источников, людей, школ и стилей [17]. В ней падение на бок кувырком через плечо приводится в современном исполнении т.е. без скрещивания ног (рис.16).

Таким образом хорошо видно, что во временном промежутке между 1929 (Т. Асадзиро «Дзюдо тэбики» (рис. 2)) и 1958 годами произошёл пересмотр техники работы ног при выполнении падения на бок.

Рис. 16. Иллюстрации из [17] 

Подробное описание современной техники падения на бок можно видеть в пособии, написанном лучшими японскими тренерами (Т. Иваи, Т. Кавамура, С. Канэко и др.) и изданным Отделом дзюдо Всеяпонской федерации физического воспитания учащихся старших классов. Пособие служит основным руководством по обучению дзюдо в японских школах. На русский язык книгу перевел мастер спорта СССР по дзюдо, судья всесоюзной категории В. И. Силин (рис. 17) [18] [6].

Следует обратить внимание ещё на одну ошибку на которую указывает рис. 72 (нумерация в пособии [18]). Нельзя сильно сгибать разноимённую ногу (если падение на левый бок, то правую ногу), чтобы избежать опоры на пятку. Выполняя падение на бок со скрещенными ногами и стараясь избежать удара одной ноги об другую, как правило, приходится сильно сгибать впереди стоящую (разноимённую тому боку, на который приходится падение) ногу. На рисунках 1,2,5,6,7,8,9,10,11,13,14 видны обе ошибки. На рисунках 3,4, разноимённая нога при падении вытянута, что создаёт угрозу получения травмы из-за удара ноги об ногу.

В полном объёме, принятая в современном дзюдо техника падения на бок описана в книге Кано Дзигоро «Кодокан дзюдо» [19], являющейся переизданием основополагающего труда по дзюдо, составленного первыми учениками К. Дзигоро в 1956 (рис. 18). Главы 1 (1-5 разделы), 2 (1-5 разделы) и 3 написаны Кано Дзигоро в 1937 году. Описание падения на бок в книге приводится во 2 главе (4 раздел) и это даёт основание предположить, что оно было пересмотрено не позднее 1937 года.

Падение на бок: конечное положение см. на рис. 39 (правый бок). Перекатываясь из этого положения (рис. 40), можно принять положение страховки на левом боку (рис. 41).

Падение на бок кувырком вперед: сгибая колени, наклониться; правую руку как можно больше повернуть внутрь ладонью вниз и поставить около ноги. Помогая слегка левой рукой, сделать мах левой ногой вверх, образуя правой рукой, плечом и спиной полукруг. Кувырком принять конечное положение падения на левый бок, смягчая удар левой рукой (рис. 47—52).

Падение на бок кувырком вперед в движении (падение влево): продвигаясь вперед шагами (аюмиаси), на третий шаг левой ногой вперед поставить левую руку на татами и перекатиться через левое плечо и нижнюю часть правой лопатки (рис. 54—57). Затем, не прерывая движения, как бы слегка волоча левую ногу, правой рукой, которая амортизировала падение, оттолкнуться сильно от татами и вернуться в стойку. Туловище не задерживается на ковре, если сохраняется инерция вращения (рис. 58—60).  

Ошибки в самостраховке:

При падении на бок не рекомендуется скрещивать ноги (рис. 69).

При падении нельзя опираться на пятку (рис. 72).

Рис.17. Иллюстрации в [18]

Ошибка (!)

Рис. 18 а

Рис. 18 б.

Рис.18 (а, б). Иллюстрации из [19]

По мере изучения исторических обстоятельств, связанных с неточностью выполнения самостраховки при падении на бок, закономерно возник вопрос об её истоках. На взгляд автора статьи первопричина рассматриваемой ошибки коренится в одном из двух способов выполнения кувырка через плечо с возвращением в стойку (на рис. 17 – см. рисунки 54-60 из пособия [18], рис. 18 б, рис. 19). В дзюдо данный кувырок через плечо сначала выполнялся так, как это показано на рис.19 т.е. при возвращении в стойку опирались на согнутую в колене ногу (см. The Budokwai Film 1949 //YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=vwjQqjHedwI). Из дзюдо такой способ по наследству перешёл в самбо. В современном айкидо и самбо так этот кувырок и делают. Здесь нет ошибки т.к. согнутая под прямым углом нога не выполняет отбива, а служит опорой при возвращении в стойку. Выполняя кувырок через плечо таким образом легко можно встать на ноги без помощи рук. Очевидно такое положение ног посчитали правильным и при падении на бок с отбивом без инерционного перехода в стойку. Как говорилось ранее, школа Кодокан дзюдо пересмотрела технику работы ног при «глухом» (т.е. требующем отбива) падении на бок, что, по-видимому, отразилось и на технике инерционного кувырка через плечо (на рис. 17 -  см. рисунки 54-60 из пособия [18], рис. 18 б), став заметным отличием дзюдоистского способа его выполнения. Это могло быть сделано для исключения путаницы при обучении технике работы ног во время падений на бок. Умозаключения, приведшие к выводам о взаимосвязи положения ног в инерционном кувырке и при падении на бок под прямым углом, сугубо предположительны ввиду того, что не имеют прямых доказательств, а получены лишь путём обобщения и сравнения имеющихся предпосылок, т.е. связаны отношением строгого логического следования. Оба способа выполнения кувырка через плечо со вставанием на ноги совершенно законны и дополняют друг друга поскольку каждый из них имеет сильные и слабые стороны. Отсюда следует, что во время обучения, для приобретения более совершенного навыка самостраховки, полезно изучать обе разновидности инерционного кувырка через плечо. А вот способ выполнения вертикального, «глухого», падения на бок с отбивом скрещенными ногами архаичен, ошибочен и вреден для здоровья. 

Рис. 19. Кувырок через плечо [20]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Yokoyama, S. Judo Kyohan/ S. Yokoyama, E. Oshima. – Nishodo, 1915.

2. Асадзиро, T. Руководство по дзюдо (Дзюдо тэбики)/ T.Асадзиро. -

Осака, «Киндай Бугэйся», 1929.

3. Ощепков, В.С. Организационно-методические указания по дзюу-до/ В.С. Ощепков. - «Физкультура и социалистическое строительство.  социалистическое строительство», 1932г., №№4-12.

4. Hanley, R.E. Combat Conditioning Manual Jiu Jitsu Defense, Bayonet Defense, Club Defense/ R.E. Hanley. - US marine corp, marine aviation detachement naval training school (aviation), Chicago. 1943.

5. Харлампиев, А.А. Программа и зачетные требования обязательного комплекса боевой и физической подготовки сотрудников МВД—МГБ/ А.А. Харлампиев. - М: ОСО ЦС «Динамо», 1946.

6. Харлампиев, А.А. Самбо. Часть 1. Борьба самбо./ .А. Харлампиев. -М.: Воениздат, 1952.

7. Маркотенко, И.Г. Учебно-методическое пособие по САМБО (самозащита без оружия)/И.Г. Маркотенко. - Издание Управления милиции гор. Риги МВД Латвийской ССР,1949.

8. Турин, А.Б. Самбо. Учебно-наглядное пособие/А.Б.Турин.- М.: Физкультура и спорт, 1965.

9. Андреев, В.М. Самбо. Для служебного пользования/ В.М. Андреев.  – М.: ЦС «Динамо», 1970.

10. Рукопашный бой. Учебник для курсантов и слушателей Института. / Под ред. Чихачева Ю. Т. – МО СССР. Ленинград, 1979.

11. Греко-римская борьба/ И. Иванов, А. С. Кузнецов, Р. В. Самургашев, Ю. А. Шулика. - Феникс. - Ростов-на-Дону, 2004.

12 Греко-римская борьба для начинающих. Учебное пособие/Ю.А. Шулика, В.М. Косухин, В.И. Лещенко [и др.]. - Ростов –на-Дону: Феникс, 2006. — 187 с.

13. Дзюдо. Система и борьба: учебник/ Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев, В.М. Невзоров, Ю.М. Схаляхо. – Феникс. - Ростов на-Дону, 2006.

14.  Гаткин, Е.Я.  Все о самбо/ Е.Я. Гаткин- М.: Аст, 2008 г.

15. Гарник, В.С. САМБО. Методика УТС и самостоятельных занятий. Учебное пособие/В.С. Гарник. - М.: ФГБОУ ВО «Московский Государственный Строительный университет», 2012.

16. Харрисон, Э. Д. «Руководство по дзюдо»/Э. Д. Харрисон. – Лондон: W. FOULSHAM & CO. LTD., 1952.

17. Мифунэ, К. Канон дзюдо: Принцип и техника/К. Мифунэ. – Токио: Сейбундо-Синкоша, 1958.

18. Дзюдо/ Сокр. пер. с япон. В. И. Силина. - М.: «Физкультура и спорт», 1977.

19. Кано, Д. Кодокан дзюдо/Д. Кано. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000.

20. Концепция безопасности в японских боевых искусствах: [сайт]. – 2022. – URL: https://www.spbaikikai.ru/concept/ (дата обращения 30.10.2022).


[1] В переводе, который находился в библиотеке В.С. Ощепкова, а затем А.А. Харлампиева — это место было подчёркнуто (скорее всего А.А. Харлампиевым).

[2] Ларионов А. М. История самбо (самозащиты без оружия) в СССР. Рукопись. Ленинград, 1986, с. 178

[3] Дзюдо. Система и борьба: учебник Автор: Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев, В.М. Невзоров, Ю.М. Схаляхо Изд.: Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.

[4] Компиляция из пособий А.А. Харлампиева и В.И. Силина на тему самостраховки в вышеупомянутых работах принадлежит Ю.А. Шулике. У этих книг коллективный автор, но только имя Ю.А. Шулики неизменно повторяется во всех работах. Его же перу принадлежит и основной, не отличающийся разнообразием, текст этих изданий.

[5] Будоквай. Основан в 1918 г. Гандзи Коидзуми. Это был первый  клуб дзюдо в Европе. Название общества - Будоквай, как комбинация японских слов bu (武) военный, do (道) путь или кодекс, kwai (会) здание или общество / клуб. Это переводится на английский как «Общество боевых искусств».

Будоквай сыграл важную роль в формировании Европейского союза дзюдо. На международной конференции 26 и 28 июля 1948 года, где присутствовали четыре страны с правом голоса: Австрия, Великобритания, Нидерланды и Италия, а также одна страна, не имеющая права голоса, Франция был сформирован Европейский союз дзюдо.

[6] Рисунок 17 данной статьи включает несколько иллюстраций из пособия «Дзюдо» в переводе В.И. Силина, обозначенными № № 39-41, 47-52, 54-55, 69,72, что соответствует номерам рисунков в пособии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "История одного шедевра" по МХК

Презентация по произведению Рафаэля "Сикстинская Мадонна"....

История одного преступления

Презентация содержит материал к уроку "История одного преступления"...

Методическая разработка урока "История одной школы в задачах по математике"

В работе описан авторский урок математики, посвященный истории МОУ "Общеобразовательная гимназия №6" г. Архангельска, которой в 2011 году испольняется 84 года....

Прогулка тов. Жданова (история одной кинонаходки).

В фильме рассказывается история трагической...

Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"

Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей на занятиях борьбы дзюдо и самбо.

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей на занятиях ДЗЮДО Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие физической ...