Программа внеурочной деятельности "Юнармия" по духовно-нравственному направлению .
рабочая программа (5, 7, 8, 9 класс)

Халюкова Мария Александровна

Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_yunarmii_peresvet.docx324.44 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\HZ$D.975.1641\HZ$D.975.1642\юн.jpg

                                                  Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности “Юноармия” по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юнармия» разработана в соответствии с:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ ;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
  • Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
  • Конституции Российской Федерации, статьи 38, 43.

Данная Программа предназначена для учащихся 5-9 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями и рассчитана на 34часа в год. Время одного занятия – 45 минут. Программа включает в себя два модуля:

1) часы общения;

2) традиционные общешкольные мероприятия (включающие с себя как подготовку к мероприятиям, так и сами мероприятия).

Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность. Занятия могут проводиться в вечернее и каникулярное время.

Форма проведения занятий: групповая.

Возраст занимающихся – 11-15 лет.

Срок реализации Программы – 1 год.

Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования.

Содержание курса  внеурочной деятельности

«Юнармия»

Курс внеурочной деятельности «Юнармия» реализуется в форме военно-патриотического клуба. Виды деятельности: групповые и индивидуальные занятия, теоретические, практические, комбинированные: беседа, инструктаж, тестирование, ОФП и игры.

ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Учебные цели:

Познакомить с сущностью и содержанием воинской деятельности, с основными задачами Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначением видов и родов войск, уяснить роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности, помочь проникнуться чувством уважения к Вооружённым Силам РФ.

В результате изучения раздела программы «Основы военной службы» члены клуба должны

знать:

- необходимость вооружённой защиты Отечества в связи с внешней и внутренней угрозой;

- предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации;

- историю создания уставов Вооружённых сил России;

- Устав внутренней службы;

- обязанности военнослужащих;

- воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания;

- военная присяга;

- историю воинских званий;

- структуру Вооружённых Сил России.

уметь:

- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

- поддерживать уставной воинский порядок;

- различать рода и виды войск;

- применять требования общевоинских уставов при выполнении общих обязанностей военнослужащих;

- точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении внутренней и караульной служб;

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Учебные цели:

Выработать умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы и действия в составе отделений, взводов. Выработка строевой выправки, подтянутости и выносливости. Подготовить подразделения к слаженным действиям в различных строях. Воспитывать дисциплинированность, любовь к традициям Вооружённых Сил, патриотические чувства.

В результате изучения раздела программы «Строевая подготовка» и получения практических навыков в выполнении Строевого устава члены клуба должны

Знать:

- положения Строевого устава Вооружённых Сил РФ в соответствии с его служебным подразделением;

Уметь:

- выполнять обязанности командиров перед строем и в строю;

- уверенно выполнять строевые приёмы на месте и в движении, без оружия и с оружием;

- отдавать воинскую честь;

- выходить и становиться в строй;

- подходить к начальнику и отходить от него;

- правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке;

- организовывать и методически грамотно проводить занятия по строевой подготовке с личным составом отделения.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Учебные цели:

Обучить умелому использованию оружия в различных условиях боевой обстановки. Познакомить с правилами обращения с оружием, его свойствами, назначением, устройством и неполной разборкой. Научить производству меткого выстрела из пв из положения, лёжа по целям, расположенным на известных дальностях. Привить навыки по уходу и сбережению автомата. Дать первоначальные понятия о явлении выстрела и закономерностях полёта пули в воздухе. Воспитывать дисциплинированность, внимательность, смелость.

В результате изучения раздела программы «Огневая подготовка» члены клуба должны

Знать:

- основы и правила стрельбы из стрелкового оружия в различных условиях;

- боевые возможности и устройство изучаемых образцов вооружения;

- содержание и порядок приведения стрелкового оружия в различных условиях;

- боевые возможности и порядок приведения стрелкового оружия в готовность к боевому применению ;

- правила хранения, эксплуатации, сбережения оружия;

- основные положения курса стрельб, меры безопасности при обращении с оружием.

Уметь:

- готовить оружие к стрельбе;

- вести стрельбу из него по неподвижным целям в соответствии с приёмами и правилами;

- анализировать результаты стрельбы;

- корректировать стрельбу и вносить поправки в установку прицела;

- организовать и методически правильно проводить занятия по огневой подготовке с личным составом отделения;

- выполнять нормативы и соблюдать меры безопасности.

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

Учебные цели:

Помочь приобрести необходимые знания и термины для понимания угрожающих жизни состояний. Научить владеть тактикой оказания помощи при несчастных случаях. Упражнять в практическом использовании полученных знаний и навыков в конкретных ситуациях. Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи.

В результате изучения раздела программы «Военно-медицинская подготовка» и получения практических навыков члены клуба должны

знать:

- классификация ран и их причины;

- характеристику различных видов кровотечений и их причины;

- правила и технику остановки кровотечений;

- симптомы солнечного удара, виды ожогов;

- клиническая смерть, искусственная вентиляция лёгких, непрямой массаж сердца;

- характеристику перевязочного материала;

- правила наложения стерильных повязок;

- как оказать первую медицинскую помощь при поражении радиоактивными отравляющими веществами;

уметь:

- оказать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях, переломах, ожогах, солнечном ударе, при поражении радиоактивными и отравляющими веществами;

- накладывать стерильную повязку на любую часть тела;

- обездвиживать повреждённую часть тела;

- делать искусственную вентиляцию лёгких, непрямой массаж сердца;

- переносит пострадавших;

- оказывать неотложную помощь в любых ситуациях, не теряться при этом.

РАДИОЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Учебные цели:

Познакомиться с классификацией средств индивидуальной защиты, их назначением и принципом действия, с простейшими и подручными средствами защиты, правилами эвакуации, устройством фильтрующего противогаза. Отработать навыки защиты органов дыхания и кожи. Помочь уяснить принципы действия и поражающие факторы оружия массового поражения. Учить изготовлять простейшие средства индивидуальной защиты, стрелять и преодолевать полосу препятствий в противогазе.

В результате изучения раздела программы «РХБЗ» члены клуба должны

знать:

- классификацию средств индивидуальной защиты;

- назначение и принцип действия средств индивидуальной защиты, правила пользования ими;

- устройство фильтрующего противогаза;

- принцип действия и поражающие факторы оружия массового поражения, способы защиты от него;

- правила эвакуации;

уметь:

- пользоваться средствами индивидуальной защиты;

- изготовлять простейшие средства индивидуальной защиты;

- стрелять и преодолевать полосу препятствий в противогазе;

- защищать органы дыхания и кожу.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Учебные цели:

Способствовать укреплению здоровья и повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Развивать основные физические качества: быстроту, силу, выносливость, координацию, гибкость. Подготовить к сдаче нормативов по физической подготовке. Воспитывать волю, смелость, дисциплинированность, стремление к более высоким спортивным достижениям.

В результате изучения раздела программы  «Физическая подготовка» члены клуба должны

знать:

- значение двигательной активности и закаливающих процедур для здоровья человека;

- влияние факторов внешней среды на организм человека;

- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

- правила и способы  планирования индивидуальных занятий различной направленности;

уметь:

- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;

- преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия без опоры и с опорой, преодолевать рекомендованную в комплексной программе полосу препятствий;

- выполнять акробатические упражнения;

- подтягиваться на перекладине;

- метать различные по весу и форме снаряды на дальность и на меткость;

- выполнять скоростной бег;

- играть в подвижные и спортивные игры;

- лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног;

- проводить учебную схватку в одном из видов единоборств;

- демонстрировать и применять в спортивной игре или в процессе выполнения специально-комплексного упражнения основные технико-тактические действия

                     Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Юнармия»

I.Личностные:

  • Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
  • Понимание и осознание  моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе  этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
  • Положительный  опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция.
  • Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
  • Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека.
  • Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.
  • Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
  • Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
  • Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.

II. Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
  • умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах);
  • формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
  • демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

Познавательные:

  • умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
  • навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и действий полководцев;
  • анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
  • умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
  • критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных событий;
  • овладение культурой активного использования печатных изданий и интернетресурсами.

Коммуникативные:

  • умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в отряде;
  • приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
  • умение находить общее решение и разрешать конфликты;
  • соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.

III. Предметные (на конец освоения курса):

Обучающиеся научатся:

  • использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения;
  • применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
  • отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают современные СМИ;
  • владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
  • использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий военно-патриотической направленности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием;
  • владеть навыками управления строя;
  • готовить и проводить военно-патриотческие мероприятия для разных целевых аудиторий;
  • участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике разного уровня;
  • готовить  исследовательские работы по истории создания и применения вооружения и военной технике  для участия в конференциях и конкурсах.

IV. Воспитательные результаты:

Результаты внеурочной духовно-нравственной, военно-патриотической и спортивно-оздоровительной деятельности школьников распределяются по  трем  уровням.

 1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности  и  повседневной жизни):

  • приобретение специальных знаний об устройстве стрелкового вооружения, строительстве вооруженных сил,
  • приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • получение начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.
  • приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
  • практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной и строевой подготовки;
  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания
  • формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учёбе и жизни вообще
  • участие в спортивных и военно-патриотических акциях, как в школьном, так и во внешкольном социуме.

Формы достижения  результатов первого уровня: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии, беседы о здоровом образе жизни.

Формы контроля результатов первого уровня: анкетирование.

2. Результаты второго уровня  (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной  реальности в целом):

развитие ценностных отношений школьника

  • к своему здоровью  и здоровью окружающих его людей,
  • к спорту и физкультуре, к природе,
  • к родному Отечеству, его истории и народу,
  • к труду,
  • к другим людям.

Формы достижения результатов второго уровня: участие в жизни отряда, инсценирование, волонтерские десанты, оздоровительные акции, военно-патриотические акции в отряде, в школе и вне школы.

Формы контроля результатов второго уровня: туристический поход

 3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником  опыта  самостоятельного  социального действия )

приобретение  школьником:

  • опыта актуализации спортивно - оздоровительной деятельности в социальном пространстве;
  • опыта заботы о младших и организации  их досуга;
  • опыта волонтерской деятельности ;
  • опыта самообслуживания,  самоорганизации  и организации совместной деятельности с другими школьниками;
  • опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Формы достижения  результатов третьего уровня: исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ), художественные акции, краеведческие экспедиции и слёты, фестивали и конкурсы.

Формы контроля результатов третьего уровня: исследовательские конференции, соревнования и смотры военно-патриотического содержания.

При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов  воспитания и социализации  подростков.

Тематическое планирование.

Направлен-

ность

Тема

Количество часов

Теория

Прак-тика

Всего

Основы знаний «Юнармейца»

Знакомство с деятельностью кружка «Юнармеец».   Техника   безопасности   на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке.

1

1

Итого

1

1

Исторические и боевые традиции Отечества

Государственная и военная символика. Дни воинской славы России. Основные битвы ВОВ, города-герои ВОВ. Символы воинской чести. История, символы и геральдика Самарской области.

1

1

Итого

1

1

Основы военной службы

Почему необходима вооружённая защита Отечества. Внешние и внутренние угрозы. Предназначение Вооружённых Сил РФ

1

 

1

УВС РФ. Устав внутренней службы. История создания. Военная присяга. Воинские звания. История воинских званий.

1

1

Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих Воинское приветствие. Обращение военнослужащих друг другу, к начальникам и старшим. Обращение военнослужащих во внеслужебное время и вне строя обязанности военнослужащих. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания

1

1

Итого

3

3

Строевая подготовка

Строй и его элементы. Обязанности военнослужащего перед построением и в строю, обязанности солдата. КО, КВз.

1

1

2

Строевая стойка и строевые приёмы без оружия. Становись, Разойдись. Ко мне, Смирно. Вольно. Заправиться, Отставить. Гол. Уборы снять, одеть Перестроения. Размыкание, смыкание строя. Повороты на месте

1

2

3

Воинское приветствие, повороты на месте и в движении. Строевые приёмы с оружием

1

1

2

Одиночная строевая подготовка. Выход из строя, подход к начальнику. Доклад. Возвращение в строй. Строевая подготовка в составе отделения, взвода, роты. Строевая песня.

1

1

2

Итого

4

5

9

Огневая подготовка

История создания отечественного оружия. Меры и техника безопасности при проведении стрельб. Инструктаж по ПМБ.

1

 

1

ТТХ автомата Калашникова. Основы АК-74. Изготовка к стрельбе, прицеливание, спуск курка. Сборка-разборка АК-74

1

2

3

Устройство мелкокалиберной винтовки. Правила прицеливания и приемы стрельбы. Основы стрельбы из ПВ, изготовка

1

1

2

Учебная стрельба из ПВ. Сдача норматива по сборке-разборке АК-74

1

1

2

Итого

4

4

8

Военно-медицинская подготовка

Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях

1

1

2

Виды кровотечений и их характеристика . Правила и техника остановки кровотечений

1

1

2

Итого

2

2

4

РХБЗ

Характеристика оружия массового поражения Порядок использования средств индивидуальной защиты. Назначение и устройство фильтрующего противогаза и респиратора. Подбор лицевой части, сборка, проверка исправности, укладка противогаза и респиратора в сумку. Правила пользования противогазом и респиратором. Обучение выполнению нормативов № 1 и 2.

1

 2

3

Итого

1

2

3

Физическая подготовка

Разминка. Развитие выносливости. Развитие силы.

 

2

2

Развитие координационных способностей

 

1

1

Акробатические упражнения

 

1

1

Спортивные игры

 

1

2

Итого

0

5

5

Итого по курсу

16

18

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ духовно-нравственного направления «Святая Русь»

Программа внеурочной деятельности "Святая Русь" разработана в соответствии с требованиями ФГОС и составлена на основе авторской программы Л.Л.Шевченко "Православная культура" для учащихся 5-х классов....

Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления «Познай себя»

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".И...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для учащихся 5-6 классов

Программа внеурочной деятельности "Фольклорные посиделки" для учащихся 5-6 классов совмещает в себе изучение русского фольклора и декоративно-прикладного творчества....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....