ДОП "Легкая атлетика"
рабочая программа

Некипелов Евгений Степанович

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legkaya_atletika.docx71.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ " БИЧУРСКИИ РАЙОН"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"БИЧУРСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА"

РАССМОТРЕНО

 на заседании методического совета

Протокол №______

 от «____»________ 2020   года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Бичурской ДЮСШ

________ В.И.Никонов

Приказ №___

от «___» ___________2020   года

Дополнительная общеразвивающая программа

по виду спорта: «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»

Срок реализации программы: 1год

Возраст детей:  8-17лет

Составитель программы: Некипелов Е.С.,

учитель физической культуры высшей категории

Бичура, 2020г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Дополнительная общеобразовательная программа по виду спорта «Легкая атлетика» муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Бичурская ДЮСШ» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.202 года №273-ФЗ;
  • Федеральный закон «О  физической культуре и спорте в РФ»( с изменениями и дополнениями) от 14.02.2007№329-ФЗ;
  • Приказом  Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013г №730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;
  • Приказом министерства спорта Российской Федерации от 12.09.203№731 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»;
  • Приказ Министерства спорта Российской Федерации от27.12.2013"1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуре и спорта»;
  • Распоряжение Правительства  РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 4 .07.2014г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3.1.72-14 «Санитарно-эпидеологические требования к  устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР полегкой атлетике.

    Направленность дополнительной общеразвивающей программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» имеет физкультурно – спортивную направленность. Обучение по программе направлено на формирование у детей культуры ЗОЖ, развитие атлетических способностей, улучшение физического и эмоционального состояния, развитие мотивации к спорту высоких достижений.

    Новизна программы. Данная программа разработана с учётом принципов самоактуализации, индивидуализации, доступности и результативности.

Физическое воспитание обучающихся в общеобразовательном учреждении и учреждении дополнительного образования детей представляет собой единую систему, составными частями которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

    Актуальность данной программы обусловлена тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе не обеспечивает необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся. Этот факт требует увеличения их двигательной активности, а также расширения внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, цель которой – заложить фундамент крепкого здоровья молодого поколения нашей страны, в соответствии с государственными национальными проектами «Здоровье» и «Спорт».      Цель дополнительной общеразвивающей программы:

    Создание условий для развития физических качеств и способностей, укрепления здоровья и формирования у воспитанников потребности в здоровом образе жизни и интереса к физической культуре и спорту.

     Общеразвивающая   программа  по легкой атлетике предполагает решение следующих основных задач:

  • привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом;
  • содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья обучающихся;
  • формирование у обучающихся стойкого интереса к занятию спортом и ведению здорового образа жизни;
  • развитие физических качеств: силы, гибкости, быстроты, выносливости, координационных   способностей;
  • овладение техники выполнения обширного комплекса физических упражнений;
  • воспитание волевых и морально-этических качеств  личности.
  • приобретение навыков контроля состояния здоровья и физической работоспособности.

Общие задачи

1 год обучения

Обучающие

  • Освоить знания о физической культуре и спорте, роли и формировании здорового образа жизни.
  • Обучить умению использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях физической культурой.
  • Обучить навыкам выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применять их в игровой и соревновательной деятельности.

Развивающие

  • Развивать двигательную активность за счет направленного воспитания основных физических качеств и физических способностей;
  • Развивать позитивное отношение к занятиям физической культурой, спортивным играм.
  • Способствовать развитию основных волевых качеств личности: выдержки, осознанного поведения.
  • Совершенствовать моторику, двигательные функции, силу и быстроту действий.
  • Развивать спортивные качества и потенциал учащихся, их познавательную активность.

Воспитывающие

  • Воспитать ценностное отношение к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей.
  • Воспитать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
  • Содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни;
  • содействовать формированию умения работать в команде;
  • воспитывать настойчивость и аккуратность в учебе и работе.
  • Развивать коммуникативные навыки, внимание и уважение к окружающим, терпимость к иному мнению.
  • способствовать формированию патриотических чувств.

 Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы заключаются в том, что занимаясь по данной программе, учащиеся получают основы знаний и практические умения для дальнейшего обучения в группах начальной подготовки в ДЮСШ по предпрофессиональной программе или программе спортивной подготовки отделения легкой атлетики. Программа направлена на формирование физической культуры личности, приобщение к спортивным достижениям российских спортсменов, общечеловеческим ценностям; дает учащимся возможность поближе познакомиться с историей и развитием  спорта и физической культуры России, достижениями и традициями наших спортсменов. Спортивная и общеразвивающая  направленность на занятиях по легкой атлетике прививает и развивает патриотические чувства, воспитывает терпение, мужество, взаимовыручку, сдержанность, благоразумие,  заботливость.

Здоровьесберегающая функция. Систематические занятия по легкой атлетике оказывают на организм учащихся всесторонне влияние, повышает общий уровень двигательной активности, совершенствует функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие, содействует занятости учащихся во внеурочное время, укреплению самодисциплины и самоорганизованности, проявлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Прогностичность программы состоит в воспитании, обучении, развитии выносливости, чувства товарищества, ответственности за себя и всю команду, доброжелательное отношение к товарищам по команде и соперникам, тактичность, сдержанность.

      Характеристика программы

     Тип – дополнительная общеразвивающая программа

     Направленность – физкультурно-спортивная

   Организационно-педагогическая основа обучения

    Сроки реализации программы

   Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, 180 часов в год.

    Условия приёма детей в коллектив

   Любой ученик может быть зачислен в учебную группу на основании заявлений родителей (законных представителей учащихся). Зачисление проводится в начале учебного года. В учебную группу принимаются учащиеся, допущенные врачом к занятиям физической культурой.

 

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Дидактико-методическое

обеспечение

  • Видео и аудиоаппаратура
  • Компьютер
  • Сканер
  • Проектор
  • Ксерокс
  • Принтер
  • Спортивный зал
  • Стадион, спортивная площадка
  • Тренажеры

  • Учебные пособия
  • Плакаты
  • Электронные носители

Рекомендуемое расписание занятий

     Занятия учебных групп проводятся: три раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом.
    Наполняемость группы составляет 20 человек.

Формы и режим занятий

 

    Годовой учебный план программы по легкой атлетике рассчитан на 30 недель. Основной формой проведения занятий является групповая тренировка продолжительностью 2 академических часа 6 часов в неделю (3 раза в неделю по 2 часа каждое занятие). Основными формами также являются теоретические занятия, медицинский контроль, восстановительные мероприятия.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

  • оздоровление, физическое и психическое развитие учащихся;
  • укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; приобретение жизненно важных двигательных навыков и умений;
  • закалка, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды: развитие компенсаторных функций организма, снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • умение применять полученные знания о физической культуре и спорте в формировании здорового образа жизни и в самостоятельных занятиях;
  •  комплектование групп начальной подготовки по легкой атлетике.

В результате освоения содержания программного материала обучающиеся будут:

Знать и иметь представление:

  • о физической подготовке и её связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
  • о физической нагрузке и способах её регулирования;
  • о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
  • знать простейшие правила проведения соревнований по легкой атлетике;
  • знать правила подвижных игр;
  • способы закаливания организма

Уметь:

  • выполнять гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия в спортивных играх;
  • осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
  • подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
  • играть в различные подвижные игры; - соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
  • оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, лёгких ушибах и потёртостях.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
  • включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

Формы подведения итогов:

  • Наблюдения тренера-преподавателя за учащимися во время занятий: общая культура, аккуратность, содержание в порядке инвентаря и личных вещей, реакция на замечания и поощрения, выполнение санитарных норм и правил техники безопасности, трудолюбие, коммуникабельность.
  • Формы занятий при подведении итогов: соревнования, зачеты, игры, эстафеты.
  • Выполнение норм по общей физической подготовке: внутренние соревнования, контрольные тесты.
  • Ведение документации при подведении итогов: протоколы контрольных нормативов, протоколы соревнований.

     

                    Методическое обеспечение программы

Используемые педагогические технологии и методы при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса

№ п/п

Раздел

Цель

Технологии

Методы, приёмы

1.

Развитие легкой атлетики  в России

Овладение учащимися знаний о развитии и возникновения легкой атлетики

Слайдовая презентация, занятие-презентация,

 Объяснение, демонстрация, соревновательный,

игровой, объяснительно-иллюстративный

2.

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях

Ознакомление с основными гигиеническими  сведениями и мерами безопасности на занятиях.  

Слайдовая презентация, занятие-презентация, занятие-соревнование, работа в парах, в группах

Объяснение, демонстрация, соревновательный,

игровой, объяснительно-иллюстративный

3.

Оборудование мест занятий

Формирование специальных знаний по предмету.

Занятие-презентация, занятие-соревнование, работа в парах, в группах.

Объяснение, демонстрация, соревновательный,

игровой, объяснительно-иллюстративный

4.

Виды легкой атлетики

Формирование специальных знаний по предмету.

Занятие-презентация, занятие-соревнование, работа в парах, в группах.

Объяснение, демонстрация, соревновательный,

игровой, объяснительно-иллюстративный

5.

Общая и специальная физическая подготовка

Формирование специальных знаний по предмету.

Занятие-презентация, занятие-соревнование, работа в парах, в группах.

Объяснение, демонстрация, соревновательный,

игровой, объяснительно-иллюстративный

6.

Основы техники и тактики занятий по легкой атлетике

Формирование специальных знаний по предмету.

Занятие-презентация, занятие-соревнование, работа в парах, в группах.

Объяснение, демонстрация, соревновательный метод,

игровой, объяснительно-иллюстративный

7.

Контрольные  тесты и соревнования

Формирование специальных знаний по предмету.

Занятие-презентация, занятие-соревнование, работа в парах, в группах.

Объяснение, демонстрация, соревновательный,

игровой, объяснительно-иллюстративный

8.

Тестирование

Формирование специальных знаний по предмету.

Занятие-презентация, занятие-соревнование, работа в парах, в группах.

Объяснение, демонстрация, соревновательный,

игровой, объяснительно-иллюстративный

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Общее количество часов

Теория

Практика

Форма аттестации, контроля

1.

Теоретическая подготовка. Вводное занятие. Нормы безопасного поведения. История развития легкой атлетики. Гигиена, закаливание. Режим дня и тренировочных занятий, отдыха, питание. Оказание первой медицинской помощи. Вредные привычки и их влияние на здоровье

Самоконтроль. Как стать сильным, быстрым, ловким.

6

6

0

Опрос, тест.

2.

Общая физическая подготовка

Выносливость. Быстрота. Гибкость. Сила. Ловкость. Подвижные игры

82

0

82

Сдача нормативов

3.

 Специальная физическая подготовка.

Скоростно-силовая подготовка. Специальная выносливость. Специальная сила.

34

0

34

Сдача нормативов

4.

Техническая подготовка. Бег. Прыжки в длину.

24

0

24

Сдача нормативов

5.

Тактическая подготовка. Бег. Прыжки в длину.

12

0

12

Сдача нормативов

6.

Психологическая подготовка

6

0

6

Сдача нормативов

7.

Контрольно-переводные испытания

6

0

6

Сдача нормативов

8.

Контрольные игры и соревнования

10

0

10

Участие в соревнованиях, анализ.

Итого:

180

6

174

                                                          Календарный учебный график

Продолжительность учебного года:  

начало учебного года по программе одного года обучения –  1 октября, окончание учебного года – 31 мая.

Количество учебных недель – 34, всего 8 месяцев обучения.

Сроки летних каникул - с 01 июня по 31 августа.

Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.

 Продолжительность занятий для учащихся – 45 минут. Перерыв между занятиями составляет 10 минут.

Промежуточная аттестация учащихся проводится с 21 по 31  декабря 2020года, с 23 по 31 мая 2021 года.

Учебно-тематическое планирование занятий СОГ-1

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

6час

Физическая культура и спорт в России.

1

Состояние и развитие легкой атлетики в России

1

Воспитание нравственных и волевых качеств  спортсмена. Гигиенические требования к  занимающимся спортом

1

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Режим дня и тренировочных занятий, отдыха, питание.  

1

Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте. Общая характеристика спортивной подготовки.

1

Физические способности и физическая подготовка. Спортивные соревнования

1

2

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

174час

2.1

Общая физическая подготовка (ОФП)

82час

Строевые упражнения

2

Гимнастические упражнения

4

Акробатические упражнения

5

Упражнения для развития силы

10

Упражнения для развития быстроты

12

Упражнения для развития гибкости

10

Упражнения для развития ловкости

10

Упражнения типа «полоса препятствий»

8

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств

8

Спортивные игры

8

Подвижные игры

5

2.2

Специальная физическая подготовка (СФП)

34час

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести.

10

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска.

8

Упражнения для развития игровой ловкости.

7

Упражнения для развития специальной выносливости.

7

2.3

Техническая подготовка

24час

Соревновательные упражнения

12

Специальные упражнения

12

2.4

Тактическая подготовка

12час

2.5

Игровая подготовка

10час

2.6

Психологическая подготовка

6час

2.7

Контрольно-переводные испытания

6час

3

Участие в соревнованиях

10час

В соответствии с планом работы ДЮСШ

Содержание программы

Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно на тренировке; она связана с физической, технико – тактической, моральной и волевой подготовкой, как элемент практических занятий.

Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность, вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме.

Контроль за усвоением знаний проводится в виде опроса. В этом случае преподаватель обычно должен проверить у обучающихся наличие системы знаний, выяснить  какие элементы системы не усвоены. Лучше всего проверку знаний проводить в форме опросов или беседы. Эта форма контроля наиболее эффективна. Периодически контроль может проводиться при подготовке к соревнованиям (по знанию положений правил соревнования, правил поведения, этики и морали, тактике и др.).

  Темы:

1. История развития легкой атлетики.

2. Нормы безопасного поведения.

3. Гигиена, закаливание.

4. Режим дня и тренировочных занятий, отдыха, питание.

5. Вредные привычки и их влияние на здоровье

6. Самоконтроль.

7. Оказание первой медицинской помощи.

8. Как стать сильным, быстрым, ловким. С чего начинали спортивные звезды (желательно присутствие родителей).

Общая и специальная физическая подготовка

   Одно из основных условий достижения высоких результатов - единство общей и специальной физической подготовки спортсмена, а также их рациональное соотношение.

Принцип неразрывности ОФП и СФП: ни одну из них нельзя исключить из содержания тренировки без ущерба для достижения высокого спортивного результата.

Взаимообусловленность содержания ОФП и СФП: содержание СФП зависит от тех предпосылок, которые создаются ОФП, а содержание последней приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации.

    Под общей физической подготовленностью понимают физическое состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуются высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом. ОФП способствует укреплению здоровья, совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы, ловкости).

    Средствами ОФП легкоатлета являются: основная гимнастика, подвижные и спортивные игры, кроссы, упражнения со спортивным инвентарем и оборудованием. Общая физическая подготовка направлена на гармоническое развитие различных функциональных систем, мышечных групп, расширения двигательного опыта, создание базы для успешного развития специальной подготовки.

            Упражнения по общей физической подготовке:

Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.

Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, утяжелителями, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей). Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.

Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажёрах.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.

Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелазанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра.

Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.

Подвижные игры.

Обычные салочки. Один из играющих — водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого осалит (дотронется ладонью) водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. Когда все пойманы, игра начинается снова. Существует другой, бесконечный вариант игры: тот, кого осалит водящий, сам становится водящим, а водящий, наоборот, становится простым игроком. Иногда по согласованию игроков вводится дополнительное правило: водящий не имеет права осаливать того, кто до этого осалил его самого.

Круговые салочки. Играющие становятся по кругу (3 круга на площадке, если много народу, то распределить по всем трем кругам). По сигналу все бегут по кругу друг за другом. Если кто-то кого-то догонит и осалит, тот выходит из игры. Неожиданно дается громкий сигнал. При этом все должны повернуться и бежать в противоположную сторону, стараясь осалить бегущего впереди. Выигрывают те, кого не смогли осалить.

Колдунчики. Игроки делятся на две неравные команды: «колдуны» (примерно 1/3 игроков) и «убегающие» (2/3). Если колдун запятнает убегающего, он его «заколдовывает» — тот возвращается в то место, где его запятнали, и встаёт неподвижно. «Расколдовать» его может кто-то из убегающих, коснувшись заколдованного рукой. Колдуны выигрывают, когда заколдовывают всех, убегающие — когда за отведённое время не дали колдунам это сделать. Если участников игры больше 10-15ти человек, часто используют цветные повязки или ленточки для обозначения водящих и убегающих.

Вышибалы. Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Играющие разбиваются на две команды. Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда. Задача вторых – не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь. Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя шесть раз. Если мяч отскакивал от земли и попадал в игрока, это не считалось. Место выбитых игроков занимали другие члены команды. Когда выбивали всех – команды менялись местами.

Гуси–Лебеди. На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая "гусятник". По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2-3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки - это "гора". Все играющие находятся в "гусятнике" - "гуси". За горой очерчивается круг "логово", в котором размещаются 2 "волка". По сигналу - "гуси - лебеди, в поле", "гуси" идут в "поле" и там гуляют. По сигналу "гуси - лебеди домой, волк за дальней горой", "гуси" бегут к скамейкам в "гусятник". Из-за "горы" выбегают "волки" и догоняют "гусей". Выигрывают игроки, ни разу не пойманные.

Поймай мяч. В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей. По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч. Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

Третий лишний. Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два ведущих: один убегает, другой - догоняет. Убегающий спасаясь от преследования, берет за руку одного из пары. Тогда тот, кто остался, стает лишним – убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.

3.2.2. Специальная физическая подготовка

Упражнения по специальной физической подготовке:

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и с перемещением. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка.

Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).

Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.

Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная). 

           Оценивая результаты в отдельных видах физической подготовки, тренер- преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности и биологический возраст легкоатлетов и устранять недостатки с помощью индивидуальных заданий.

                                                            Техническая подготовка

         В процессе тренировок юные спортсмены начинают знакомство с технической стороной видов лёгкой атлетики:

- бег на короткие, средние и длинные дистанции;

- барьерный бег;

- прыжки в длину. 

На этом этапе необходимо:

- создать общее представление о двигательном действии и установку

на овладение им;

- научить частям (фазам или элементам) техники действия, не освоенным ранее;

- предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники.

Процесс обучение техники строится следующим образом:

- рассказ;

- показ;

- опробование.

      Техническая подготовка- это процесс обучения основы техники действий выбранного вида в легкой атлетике.

     Правильно организованный тренировочный процесс позволяет овладеть современной техникой легкоатлетических упражнений.

   Техника - это наиболее рациональный, эффективный способ выполнения упражнений для достижения наилучшего результата. Сущность ее состоит в том, что спортсмен разумно использует свои способности для решения двигательной задачи. Техника проявляется как в форме, так и во внутреннем содержании движений. Форма характеризуется направлением движений, их амплитудой, скоростью, ритмом. Содержание - целью действий, деятельностью центральной нервной системы, напряжением и расслаблением мышц, волевыми усилиями и т.д.

Важным условием приобретения того или технического приема является сознательное отношение спортсмена к учебному процессу, осмысливание каждого движения. Не копируя технику чемпионов или рекордсменов, нужно уметь анализировать и научно обосновывать рациональность всех движений.

    Совершенствование техники избранного вида легкой атлетики происходит тем успешнее, чем богаче запас двигательных навыков. Такой запас создается посредством широкого применения различных общеразвивающих и специальных упражнений, спортивных и подвижных игр, упражнений из других видов спорта.

    Процесс овладения техникой и совершенствования в ней непрерывен. Ее изучают как новички, так и мастера спорта международного класса. С повышением уровня развития физических качеств изменяется и техника выполнения упражнения. Эти две стороны подготовленности спортсмена тесно взаимосвязан. В технической подготовке большую роль играют двигательные ощущения, которые позволяют вносить коррекцию в образование или совершенствование навыка. Для контроля за своими движениями можно выполнять упражнения перед зеркалом или использовать технические средства (просмотр кинокольцовок, видео записей; анализ данных срочной информации о динамических и кинематических характеристиках движений).

     Совершенствование техники проводится на учебных занятиях, где одновременно решаются и другие задачи. Упражнениям технического характера отдается предпочтение, но обычно они выполняются в начале занятия, после разминки. Упражнения повторяют, пока изучаемое движение выполняется свободно, без излишних напряжений и искажений. При появлении усталости упражнения для совершенствования техники обычно прекращаются, хотя в некоторых случаях их следует продолжать, так как этого требует выполнение избранного вида легкой атлетики в соревновательных условиях. Интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления работоспособности. Упражнения для совершенствования техники отражены в заданиях для обучения техники бега, прыжков в длину и методики бега.

Психологическая подготовка

Важное значение имеет психологическая подготовка, которая предусматривает формирование личности занимающихся и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности занимающегося и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.

Основными  задачами  психологической подготовки являются:

  • привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;
  • формирование установки на тренировочную деятельность;
  • формирование волевых качеств спортсмена;
  • совершенствование эмоциональных свойств личности;
  • развитие коммуникативных свойств личности;
  • развитие и совершенствование  интеллекта спортсмена.

К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру.

В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей.

Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.

В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.

В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая игровая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.

Восстановительные мероприятия

Многолетняя спортивная подготовка связана с постоянным ростом тренировочных и соревновательных нагрузок, выполнения больших по объему и интенсивности нагрузок и сохранение высокой работоспособности невозможно без использования восстановительных  мероприятий.

В условиях применения больших нагрузок, важное значение  в тренировочном процессе приобретает системность и направленность различных восстановительных средств.

Система восстановительных мероприятий имеет комплексный характер, включает в себя различные средства, при применении которых нужно учитывать возраст, спортивный стаж, квалификацию и индивидуальные (возрастные) особенности спортсменов.

Педагогические средства  восстановления:

-рациональное распределение нагрузок;

  • рациональное построение тренировочного занятия;
  • постепенное возрастание тренировочных нагрузок по объему и интенсивности;
  • разнообразие средств и  методов тренировки;
  • переключение с одного вида спортивной деятельности на другой;
  • чередование тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности;
  • изменение пауз отдыха, их продолжительности;
  • оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на отдельном тренировочном занятии и в отдельном  недельном цикле;
  • оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на этапах годичного цикла;
  • оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок;
  • упражнения для активного отдыха и расслабления;
  • дни профилактического отдыха.

Психологические средства восстановления:

  • создание положительного эмоционального фона тренировки;
  • переключение внимания, мыслей, отвлекающие мероприятия;
  • внушение;
  • психорегулирующая тренировка.

Медико-биологические средства восстановления:

Гигиенические средства:

  • водные процедуры закаливающего характера;
  • душ, теплые ванны;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • рациональные режимы дня и сна, питания;
  • витаминизация;
  • тренировки в благоприятное время суток;

          На спортивно-оздоровительном этапе следует использовать отдельные локальные средства в начале и  в процессе тренировочного занятия. По окончании занятий с малыми и средними нагрузками достаточно использовать  гигиенические процедуры.

Использование восстановительных средств является составной частью тренировочного процесса.  Важное  значение для оптимизации восстановительных  процессов  имеет создание  положительного эмоционального фона.

Воспитательная работа

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивной школе. При этом важным условием успешной работы с юными спортсменами является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена – итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива педагогов.

Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая  представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер-преподаватель, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.

Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома – на все это должен постоянно обращать внимание тренер – преподаватель. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие – способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок. В процессе занятий с юными спортсменами все большее значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

В целях эффективности воспитания тренеру необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. И на этапе предварительной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность, успешное обучение и совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение основ спортивной тренировки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения.

Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена – выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.

Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявления слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсмена, как естественны и колебания его работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.

Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне – в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными соперниками.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Воспитание волевых качеств – одно из важнейших задач в деятельности тренера. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.

                     Требования техники безопасности в процессе реализации программы

Для достижения поставленных целей и задач перед обучающимися необходимо учитывать требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований:

  • проводить тренировочные занятия в соответствии с учебной программой;
  • готовить спортивный зал, предусматривать и устранять возможности получения травмы в спортивном зале;
  • использовать во время проведения тренировки инвентарь, который не может травмировать занимающихся;
  • организовывать занятия так, чтобы исключить возможность травматизма;
  • провести инструктаж занимающихся по технике безопасности;
  • вести журнал учета инструктажа, следить чтобы все ознакомились с Инструкцией и расписались в специальном журнале;
  • проводить занятия  только в специально подготовленных местах (в спортивном, в тренажерном зале);
  • перед занятием выяснить самочувствие занимающихся;
  • приступать к занятиям только после разминки, подготовив мышечно-связочный аппарат и суставы верхних и нижних конечностей к работе.

Система контроля и зачетные требования

    Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с обучающимися на всех этапах многолетней подготовки.

    Основными критериями оценки занимающихся являются - регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объёмов тренировочных нагрузок, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.

   Освоение программы завершается обязательной итоговой аттестацией. При проведении итоговой аттестации учащихся учитывают результаты освоения программы по каждой предметной области.

В учреждении устанавливаются следующие формы итоговой аттестации по каждой предметной области программы:

- теория и методика физической культуры и спорта - зачёт;

-общая физическая подготовка - сдача контрольных нормативов;

- избранный вид спорта - выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта;

- технико-тактическая и психологическая подготовка – соревнования.

    Для проведения промежуточной аттестации в учреждении создаётся комиссия, состав которой утверждается приказом директора. В состав комиссии могут входить - директор, заместители директора, инструктор - методист, тренер-преподаватель. Выпускникам учреждения прошедшим итоговую аттестацию, выдаётся документ установленного образца об освоении программы, заверенный печатью учреждения. Лицам не завершившим обучение, не прошедшим итоговой аттестации выдаётся справка установленного образца об обучении в учреждении.

 Контрольно-переводные нормативные требования

     Контрольно-переводные нормативы обучающиеся сдают при условии перехода на соответствующий этап и год обучения по предпрофессиональной программе или программе спортивной подготовки. Через год тренировочных занятий  в спортивно-оздоровительной группе  обучающиеся на основании сданных контрольных нормативов могут быть зачислены в ГНП или ТГ.

Перевод осуществляется приказом директора на основании решения педагогического совета.

Программа тестирования:

  • Бег 30м.- с высокого старта, сек.
  • Прыжок в длину с места, см- выполняется толчком двух ног от линии. Измерения дальности прыжка осуществляется рулеткой. Дается три попытки.
  • Поднимание туловища из положения лежа на спине (девочки), кол-во раз за 30 сек., - выполняется из исходного положения (ИП): лежа на спине на гимнастическом мате, руки за головой, пальцы сцеплены в «замок», лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу.

  • Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики), кол-во раз - выполняется из положения вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибание рук подборок выше перекладины.

Методические указания по организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

    Упражнения по общей и специальной физической подготовке выполняются в форме. Все беговые и прыжковые упражнения выполняются по правилам соревнований по легкой атлетике.

    Беговые выполняются с высокого старта. Время на старте фиксируется по началу движения. Если выполняется 2-3 попытки, записывается лучший результат. Прыжок в длину с места –прыжок с места толчком двумя ногами. 3-х кратный – прыжок в длину с места: первый толчок двумя ногами последующие - толчком одной ноги, последний - прыжок приземление на обе ноги; оценка по лучшему результату из трёх попыток.

Требования к результатам освоения программы по этапам подготовки

    Результатами освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

В области теории и методики физической культуры и спорта:

- история развития избранного вида спорта;

- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;

- основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;

- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила легкой атлетики, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по легкой атлетике; федеральный стандарт спортивной подготовки по легкой атлетике; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние);

- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;

- гигиенические знания, умения и навыки;

- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;

- основы спортивного питания;

- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;

- требования техники безопасности при занятиях легкой атлетикой.

В области общей и специальной физической подготовки:

- освоение комплексов физических упражнений;

- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий легкой атлетикой;

- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию, воспитанию личностных качеств и нравственных чувств (коллективизм, взаимопомощь).

В области избранного вида спорта:

- овладение основами техники и тактики в легкой атлетике;

- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;

- повышение уровня функциональной подготовленности;

- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;

- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по легкой атлетике.

В области других видов спорта и подвижных игр:

- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх правилами;

- умение развивать профессионально необходимые физические качества в легкой атлетике средствами других видов спорта и подвижных игр;

- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении

упражнений;

- навыки сохранения собственной физической формы.

Перечень информационного обеспечения

     Список литературы:

1. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Лёгкая атлетика - Учебное пособие, 6-е изд. Москва «Академия», 2009.

2. Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера, Москва, 2007.

3. Матвеев Л.П. «Основы лёгкой атлетики» М.: «ФиС», 2006.

4. Мельникова В.М. Психология: Учебник для институтов физической культуры/ Под общ. ред. В.М. Мельникова. - М.: Физкультура и спорт, 2007.

5. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. - М.: Физическая культура, 2010.

6. Нормативные документы, регулирующие работу по физической культуре и спорту и деятельности спортивных школ (4 стр. программы), 2013.

7. Паршиков А.Т., Мильштейн О.А.. Спорт и личность. Методические рекомендации. - М., Советский спорт, 2008.

8. Полищук В. Д. «Использование специальных и подводящих упражнений в тренировочном процессе легкоатлетов» - Киев «Олимпийская литература», 2009.

9. Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

10. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2004.

11. Хоменкова Л.С. « Книга тренера по лёгкой атлетике». 3-е изд. перераб. М.: « ФиС», 2005.

Интернет ресурсы:

1. http://www.minsport.gov.ru/ - Министерство спорта Российской Федерации.

2. http://www.olympic.ru/ - Олимпийский Комитет России.

3. http://www.olympic.org/ - Международный Олимпийский Комитет.

4.http://www.iaaf.org/ - Международная ассоциация легкоатлетических федераций.

5. http://www.rusathletics.com/ - Всероссийская федерация легкой атлетики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по легкой атлетике для 5 класса с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Урок рассчитан на учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Как фактор повышения качества образования, на уроке применяются информационно-коммуникационные технологии. Урок не только обучающий, но ...

Детская легкая атлетика

Детская легкая атлетика...

Технологическая карта проведения урока по лёгкой атлетике для учащихся 5 класса, Тема: Легкая атлетика

Цели:     1.Повторение техники выполнения специальных беговых и прыжковых  упражнений. Развитие координационных и скоростных качеств.           ...

Легкая атлетика. Виды лёгкой атлетики и её роль в современном мире

В презентации представлен материал по теме "Легкая атлетика"...