«Я учусь разрешать конфликты»
классный час

Алла Вениаминовна Клещева

Цель: формирование представления о причинах семейных конфликтов и способах их избежать.

Задачи: способствовать формированию представления о конфликтах и способах их решений; способствовать воспитанию бесконфликтного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_uchus_razreshat_konflikty.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Я учусь разрешать конфликты» 

Цель: формирование представления о причинах семейных конфликтов и способах их избежать.

Задачи: способствовать формированию представления о конфликтах и способах их решений; способствовать воспитанию бесконфликтного поведения.

Ход занятия

 Введение понятийного аппарата

 Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

 Соперничество – ситуация, при которой кто-либо стремится превзойти, победить кого-либо другого в чем-либо. Сотрудничество – совместное выполнение работы, совместное участие в решении проблемы или задачи.

Понятие конфликта Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. 

Общение людей - тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и разочарований. К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, лишают покоя и радости, не дают возможности полноценно работать. Чем меньше возникает конфликтов, тем лучше могут найти люди теплые и доверительные отношения.

Для того чтобы нам разобраться в сущности конфликтов, я вам предлагаю нарисовать рисунок «Мое представление о конфликте», затем мы с вами попробуем ответить на следующий вопрос: какое ощущение вы испытывали, пока рисовали? (Упражнение «Мое представление о конфликте»)

Итак, мы выяснили наши внутренние ощущения о том, что такое конфликт. Давайте дадим определение этому понятию. Слово «конфликт» латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций.

 В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, т.е. чтобы одна из сторон начала действовать.

Причины конфликтов бывают самыми разнообразными: неспособность понять другого человека, нетерпимость к мнению других, эгоизм, склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний.

У конфликта, как у любого другого явления, есть свои положительные и отрицательные стороны.

 Я предлагаю вам называть по очереди один «минус» и один «плюс» конфликта. Все ваши варианты я буду фиксировать на доске. (Метод «Мозговой штурм»)

 Информация для педагога

Положительное воздействие конфликта проявляется в следующем: конфликт ускоряет процесс самосознания; под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей; способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств – до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы; приводит к объединению единомышленников; способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты; способствует расстановке приоритетов; играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций; благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении; приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами; благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими. Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем: конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон; он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность; препятствует быстрому осуществлению перемен; приводит к потере поддержки; ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться; вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию; вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу; вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему; в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций; конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению; конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

 Способы решения конфликтов. Предлагается объединиться в три группы: объединиться в три группы: первая – дети, вторая – родители, третья – учителя. В группах вам необходимо найти ответы на следующие вопросы: определить причины, порождающие конфликтную ситуацию; вспомнить конфликтную ситуацию и проиграть ее; предложить варианты решения конфликтной ситуации с позиции той роли, которую вы сейчас исполняете. (Упражнение «Реши проблему»)

А знаете ли вы, какие существуют способы разрешения конфликтов?

 1. «Черепаха» (уклонение). «Черепахи» убегают и прячутся в свой панцирь, чтобы избежать конфликта. Они отказываются от собственных целей и держатся в стороне как от спорных вопросов, изза которых возникает конфликт, так и от людей, причастных к спору. Они считают, что решать конфликт - дело безнадежное. Им легче убежать (физически или психологически) от конфликта, чем встретиться с ним

 2. «Акула» (принуждение). «Акулы» пытаются убедить оппонентов, силой заставить их решать конфликт. Для «акул» главное - собственные цели, а отношения с человеком для них второстепенны. Они любой ценой готовы добиваться своего. Их мало волнует, что они кому-то нравятся. «Акулы» убеждены, что конфликты решаются тогда, когда кто-то побеждает. Они пытаются одержать победу, поражая соперников, нападая внезапно, а также запугивая или угрожая им с позиции силы.

3. «Плюшевый мишка» (сглаживание). Для «мишек» главное - хорошие отношения, а собственные цели не имеют для них большое значение. Они стремятся всем нравиться, чтобы все их любили и ценили.

4. «Лиса» (компромисс). «Лисы» неприхотливы как в своих целях, так и в отношениях с людьми. «Лисы» ищут компромисс. Они жертвуют частью своих притязаний во время конфликта и убеждают другого уступить тоже какой-то частью своих целей. Они ищут такого решения, чтобы обе стороны получили «золотую середину». Они готовы пожертвовать ради достижения согласия для общего блага как часть своих притязаний, так и отношениями. 5. «Сова» (переговоры). «Совы» очень высоко ценят собственные цели и отношения. Они рассматривают конфликт как проблему, которую надо решить, и ищут такое решение, которое удовлетворило и их собственные цели, и цели своей стороны. «Совы» воспринимают конфликты как средство улучшения отношений путем ослабления напряженности между двумя людьми. «Совы» не успокоятся, пока не будет найдено решение, которое бы удовлетворило и их самих, и другого. Попробуйте выбрать оптимальный способ решения конфликтов для себя и постарайтесь объяснить свой выбор.

 Рефлексия

Давайте сейчас пожелаем друг другу стараться избегать конфликтов. Каждое ваше пожелание должно быть персональным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему: "Учимся разрешать конфликты"

Классный час основан на решении проблемы повышения сплочённости класса. Помочь учащимся усвоить понятия «общение», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правила предупре...

Конспект занятия с родителями "Учимся разрешать конфликты"

Данный материал может быть использован при проведении классного собрания с родителями по профилактике конфликтов в семье, по просвещению родителей в вопросах воспитания и взаимодействия с детьми. Пров...

«Учимся разрешать конфликты» ( 8 - 9 классы)

учащиеся должны усвоить правила разрешения конфликта, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты....

Учимся разрешать конфликты

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому взрослые и дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии....

Классный час "Учимся разрешать конфликты"

Классный час "Учимся разрешать конфликты"...

Классный час для пятиклассников «Учимся разрешать конфликты»

Цель: 1.Способствовать формированию  у  учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения...