ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: «ЗВУЧИ ЧУВАШСКАЯ ГЛУБИНКА»
статья

Михалькова Татьяна Леонидовна

           Наш родной город Алатырь, находится в Чувашской Республике.  Мы гордимся тем, что родились именно здесь! Чувашия это край многих талантливых людей. Для нас выдающийся земляк современного Алатыря - это Ирина Михайловна Львова, преподаватель русского языка и литературы, известная поэтесса города Алатыря. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihalkova_t.l._statya_konf_atk.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Л. Михалькова

                ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: «ЗВУЧИ ЧУВАШСКАЯ ГЛУБИНКА»

           Введение

           Наш родной город Алатырь, находится в Чувашской Республике.  Мы гордимся тем, что родились именно здесь! Чувашия это край многих талантливых людей. Для нас выдающийся земляк современного Алатыря - это Ирина Михайловна Львова, преподаватель русского языка и литературы, известная поэтесса города Алатыря. Гимн города написан на её стихи.

           Актуальность: решение Президента Чувашии объявить 2022год – Годом выдающихся земляков» подвигло нас провести проект, посвящённый Патриотическому воспитанию обучающихся. Мы видим, как растет популярность профессии педагога в Чувашии, какие яркие и мотивированные абитуриенты приходят в вузы и колледжи, с каким энтузиазмом работают, вливаются в учительскую когорту молодые специалисты, как поддерживают их опытные коллеги и наставники, как развиваются профессиональные конкурсы и как загораются новые педагогические звезды.

            Наш проект: «Звучи Чувашская глубинка», решили проводить в модульной технологии (в этом его научная новизна).

           Цель: создать активный словарь по теме, организовать поисковое пространство по биографии и творчеству выявить главные особенности литературной лексики русского языка, овладеть новой литературной лексикой.

           Задачу обусловили выбранной  целью: провести проект в модульной технологии.
Методы использованные при проведении проекта: частично – поисковый, наглядно-иллюстративный, сравнительный, обобщающий.

           Методы, использованные при проведении проекта: частично – поисковый, наглядно-иллюстративный, сравнительный, обобщающий. Были осуществлены межпредметные связи русского языка с литературой, историей и краеведением.
                                                                  Основная часть

Работа по подготовке проекта проходила по следующим этапам:

1. Подготовительный. Выбор темы проекта.

2. Организация работы. На этом этапе были сформированы группы студентов, а также дифференцированно распределены задания. Более трудные части подготовки (устные сообщения, выполнение докладов в напечатанном виде) были взяты сильными студентами. Те, кто учится менее успешно, занялись подготовкой тематики стендов, презентаций и анкетирования.

3. Завершающий этап. Так как подготовка была длительной, мы обязательно использовали промежуточный контроль. Были проведены дополнительные занятия после уроков с преподавателем английского языка Михальковой Т.Л., чтобы скорректировать работу студентов, оказать помощь в поиске и выборе литературы, редактировать написанный материал. По окончании проекта студенты задокументировали  результаты своего труда - выполнили стенды, электронные презентации, провели анкетирование.
Содержание модуля проекта по теме: «Звучи Чувашская глубинка»

Блок№ 1. Активный словарь по теме

Блок№ 2. Поисковое пространство

Блок№ 3. Дискуссия

Блок№ 4. Презентация проектов

Блок№5. Анкетирование

Блок №6. Вывод

Блок №1. Активный словарь по теме: Архаизмы, Историзмы, Неологизмы, Варваризмы,  Диалектизмы, Жаргонизмы, Просторечие, Синонимы , Антонимы , Эпитет, Троп. К Тропам относятся сравнение, метафора, метонимия, перифраз, синекдоха, гипербола, литота, оксюморон, аллегория, символ, отчасти эпитет.
           Блок №2. Поисковое пространство по теме: «Наш выдающийся земляк – педагог, поэт города Алатырь, Ирина Михайловна Львова».

Исследование решили проводить по трём направлениям:

1 проект: Биография И. М. Львовой;

2 проект: Профессиональная деятельность И.М. Львовой;

3 проект: «Учительский вальс. Разбор стихотворения».

Блок №3. Дискуссия

1.Что такое литературный язык?

Под литературным языком традиционно понимается исторически

сформировавшийся, считающийся образцовым общенациональный язык, обработанный

мастерами слова и учеными.

2. Чем характеризуется литературный язык?

Литературный язык характеризуется рядом признаков:

Архаизмы, Историзмы, Неологизмы, Варваризмы, Диалектизмы, Жаргонизмы, Просторечие, Синонимы, Антонимы, Эпитет, Троп - употребление слов и фраз в переносном, образном смысле.

К Тропам относятся сравнение, метафора, метонимия, перифраз, синекдоха,

гипербола, литота, оксюморон, аллегория, символ, отчасти эпитет. Чем характеризуется стиль поэзии?

1.Размером стихотворения

2.Видом рифмы

Блок №4. Презентация проектов

1 проект: Биография И. М. Львовой.

Ирина Михайловна родилась 17 февраля 1958 года в Алатыре. В 13 лет она осталась сиротой. Директор школы, в которой училась Ирина, взяла девочку на воспитание в свою семью. Со школьных лет Ирина резко выделялась среди сверстников двумя качествами: ярко выраженным литературным талантом и экстраординарной общественной активностью.        Писать стихи девочка начала с 7 лет. За свою жизнь она выпустила более десятка сборников стихов. По крайней мере одно из стихотворений Ирины Михайловны –«Учительский вальс» (точнее, песня, музыку которой написала учительница из Тульской области Валентина Борисовна Буталова) пользуется в нашей стране всенародной популярностью. К сожалению, 22.06.2016, на 59 году жизни, Ирина Михайловна Львова, ушла от нас - замечательный человек, талантливый педагог, поэт. Мне было 11 лет, я тоже училась в гимназии №6, и мы с нетерпением ждали следующий год, в котором она должна была стать нашим преподавателем литературы. Я была свидетелем гражданской панихиды по И.М. Львовой, которая состоялась прямо у здания моей родной гимназии №6. Проститься с Ириной Михайловной пришли коллеги, ученики, друзья, все, кто знал ее. Люди по очереди подходили к микрофону и говорили много хороших слов, и плакали. Плакали, от того, что не успели сказать при жизни многие слова благодарности за её труд. Совсем недавно она радовалась жизни: с учениками, с родителями учеников, которые тоже когда-то были её учениками. Для всех нас это большая и невосполнимая утрата. Мы будем хранить ее светлый образ в своих душах и сердцах.

2 проект: Профессиональная деятельность И.М. Львовой.

Ирина Михайловна окончила филологический факультет Чувашского государственного педагогического института.

Работала организатором внеклассной работы, учителем русского языка и литературы, директором городского Дворца пионеров. С 1995 года она педагог гимназии № 6.

Ирина Михайловна Львова награждена медалью Министерства образования России за победу в российском конкурсе «Мой лучший урок». Имеет почетное звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики». Она обладатель двух Грантов Президента Российской Федерации.

Творческий потенциал этого педагога был неисчерпаем.

3 проект: «Учительский вальс. Разбор стихотворения И. М. Львовой».

Ах, как годы летят, тот поверит, кто спросит.

Начался листопад, приглашает нас в осень.

Снова дел и забот у нас неимоверно.

Вдруг осенней порой начинается год

И зовется учебным.

Время выбрало нас

Зажигать души – свечи

А учительский вальс

Не кончается вечно

Это вам не пустяк – по ночам класс нам снится.

Это надо же так, в свою школу влюбиться,

Где бумаг виражи и программы и планы.

Разумеется, здесь и проходит вся жизнь,

А ведь это не мало.

Сохрани же вас, Бог. И хранит ведь наверно

Пусть в стотысячный раз

Я иду на урок я волнуюсь, как в первый.

Как увижу детей проницательный взгляд

Совершаю открытья.

Значит, это судьба –

Школа, парта, учитель.

Выполнив разбор стихотворения определили, что при написании был использован анапест. Женская рифма. Типы рифмовки: парная, смежная. Силлабо-тоническое слогоударное стихосложение.

Силлабо-тоническое слогоударное стихосложение (греч. syllabe - слог и tonos - ударение)  - разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются исключительно ударные слоги, на слабых - безударные. Основные метры силлабо-тонического стихосложения — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение.

Стихотворение состоит из 4-х строф. Всего 21 строка.

1 строфа-5 строк. Пятистишие.

Рифмы: спросит-осень-неимоверно-год-учебным. Рифмовка: ABCDE.

2 строфа-4 строки. Четверостишие. Рифмы: нас-свечи-вальс-вечно. Рифмовка: отсутствует (белые стихи).

3 строфа-5 строк. Пятистишие. Рифмы: снится- влюбиться-планы-жизнь-мало. Рифмовка: AABCD.

4 строфа- 7строк. Семистишие. Рифмы: наверно-раз-первый-взгляд-открытья- судьба-учитель. Рифмовка: отсутствует (белые стихи).

Количество слов в стихах:110.

Блок №5. Анкетирование

Каждый студент, который участвовал в проекте прошёл анкетирование. Было опрошено 85 студентов.

Предлагаемые ответы: Для 1-4 вопросов: Отлично, Хорошо, Удовлетворительно

Для 5 вопроса: Да, Нет,   Не знаю 

Вопросы анкеты:

1. «Я знаком с литературным творчеством Львовой И.М.?»

Наш опрос дал такие результаты:  55% - Хорошо 25% - Отлично; 20% - Удовлетворительно.
           2. «Я хорошо знаю биографию знаменитого преподавателя русского языка и

литературы Львовой И.М.?»

Анкетируемые ответили так: Отлично – 50%; Хорошо – 35 %; Удовлетворительно- 15 %.

3. «Я запомнил чем характеризуется литературная лексика?»

Ответы на третий вопрос анкеты распределились таким образом.
Отлично  – 60%;  Хорошо – 30 %; Удовлетворительно- 10 %.

4. «Я запомнил виды рифм?»

Анкетируемые ответили так: Отлично  – 30%;  Хорошо – 35 %;Удовлетворительно- 35 %.

5. «Теперь я могу написать собственное стихотворение?»

Анкетируемые ответили так: Да  – 50%;  Нет – 5 %; Не знаю 45 %.

Вывод по анкетированию: Наше анкетирование показало, что студенты нашего колледжа хорошо знакомы с биографией и литературным творчеством И.М. Львовой.  В основном студенты хорошо и отлично запомнили, чем характеризуется литературная лексика. Запомнили  виды рифм. И 50% опрошенных могут написать собственное стихотворение.

Блок № 6 Вывод по модулю проекта: «Звучи Чувашская глубинка».

Такие познавательные, исследовательские проекты, создают огромную мотивацию к изучению языка; формируют научный тип мышления; создают условия для реализации творческих способностей; способствуют повышению уровня владения ИКТ у студентов нашего колледжа, способствуют патриотическому воспитанию.

Заключение. 

Ирины Михайловны известно многим не только в нашем городе, но и во всей России.  Педагог и поэт - первое, что вам скажут о ней. А за этими простыми словами стоит яркая и талантливая личность. Участвуя в многочисленных конкурсах педагогического мастерства,  И.М. Львова запомнилась многим ребятам по всей стране. Ее мастерство – конечно талант. Талант, который развивался всю жизнь  в поиске и труде. Стихи И.М. Львовой печатались во многих центральных газетах и журналах. Они известны в разных уголках России. Творчество Ирины Михайловны было самым большим подарком на городских мероприятиях. Совсем недавно она радовалась жизни: с учениками, с родителями учеников, которые тоже когда-то были её учениками. Для всех алатырцев - это большая и невосполнимая утрата. Мы будем хранить ее светлый образ в своих душах и сердцах. «2022 год – Год выдающихся земляков» и конечно, год нашего земляка: педагога, поэта - И.М. Львовой.


                                                                   Литература

1. Памяти Ирины Михайловны Львовой http://www.rotfront.su/памяти-ирины-михайловны-львовой/
2. Львова Ирина Михайловна Персональный сайт 
http://parnas.do.am/index/0-2 

3. Я живу в вашем доме... https://vk.com/yazhivuvvashemdome

4. Для Вас, учителя! http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=56&id=385797

5. Сообщество памяти Педагога и Поэта  И. М. Львовой «Я живу в вашем доме» https://vk.com/yazhivuvvashemdome 
6.
 Львова, Ирина Михайловна «Оставляю вам на память…»: [стихи] / Ирина Львова. – Чебоксары: Новое время, 2021. – 380 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое Дню рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы

Тема: «Светлое имя И.Я. Яковлева».Цели урока:Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана Яковлевича Яковлева, обогатить и систематизировать изученное.Прививать любовь и уважение к культур...

Звучи, звучи, живая речь Поэта Александра Блока!

Поэтический спектакль о жизни и творчестве А.Блока...

Презентация. Организация проекта по русскому языку. Имена собственные.

Виды исследовательской деятельности по русскому языку. Проект "Имена собственные". Микротопонимы и зоонимы....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА В МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

         Модульная технология предоставляет большие возможности для осуществления основного принципа обучения иностранным языкам, личностную ориентацию учебного процесс...

Проект «Эхо Чернобыля звучит в сердцах моих земляков…»

Автор работы: Калашникова Олеся,ученица 10 классаМБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ». Руководитель: Муруева Р.Д., учитель химии высшей категории, заслуженный учитель Республики Бурятия....

Проект "Дружба, которая звучит" - 2021

Проект "Дружба, которая звучит"...