Методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?»
методическая разработка

Спивак Татьяна Валерьевна

Цель: Повышение правовой грамотности учащихся в сфере антикоррупционного законодательства, формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного стандарта поведения, нетерпимого отношения к любому проявлению коррупции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Внеклассное мероприятие

                                          «Что такое коррупция?».

Цель: Повышение правовой грамотности учащихся в сфере антикоррупционного законодательства, формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного стандарта поведения, нетерпимого отношения к любому проявлению коррупции.

Основные задачи:

- воспитание правового сознания и повышение правовой культуры учащихся;

- формирование убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;

- развитие творческой деятельности учащихся;

- формирование активной гражданской позиции.

                                                       Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

Дети отгадывают загадки. Получают за правильный ответ красный или зелёный кружок и в соответствии с цветом делятся на две команды.  (Загадки написаны на кружочках зелёного  и красного цветов. Дети сами выбирают кружочки с загадками.)  

Этому мальчишке

Доверять нельзя никак:

Что ни скажет язычишко —

Всё неправда, всё не так. (Врун)

Ах, как часто нужно нам

С кем-то чем-то поделиться!

Кто привык всегда скупиться?

                          Кто твердит всегда: «Не дам!»          (Жадина)

Я красавец, я силач,

Я умелец, я лихач,

                     Я отличник, я всезнайка,Реклама 05

        А зовут меня — ....    (Зазнайка)

Что на свете всего быстрее?     (Мысль)

Он боится паука,

Мышь, лягушку и быка,

Он в беде оставит друга,

Лишь бы не было недуга

У него у самого.

Назовите-ка его!     (Трус)

Есть у Радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт:

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

                       Грусть-тоска её боится.         (Улыбка)

Ни на меру, ни на вес,

                   Но у всех людей он есть.          (Ум)

Он привык всегда, везде

                  Думать только о себе.         (Эгоист)

Всё расскажет про ребят:

Кто дерётся, кто кричит...

Только про саму себя

           Не расскажет, промолчит.     (Ябеда)

Все тайное точно становится явным

Пусть кажется ложь для врунишек забавной

Но правда всегда обретает известность

И двигаться к ней помогает нам… (ЧЕСТНОСТЬ)

Когда раздражается кто-то и злится

Внутри него гнев разрушений таится

Творить красоту же ты будешь способен,

Когда абсолютно ты станешь … (СПОКОЕН)

Конфетку за щечку. Печеньку в кармашек!

Вот жадин обычных девиз настоящий.

Но знает природа, и ели, и кедры,

Что нужно делиться, быть добрым и …. (ЩЕДРЫМ)

Не нужно богатства, не нужно и славы,

Не нужно придумывать людям забавы.

Но, чтобы с тобою хотели дружить,

То нужно людей и себя … (ПОЛЮБИТЬ)

У Кости айфон, есть сестра у Полины

Для зависти люди находят причины..

Но каждой проблеме есть в жизни решенье

Спасает от зависти нас – … (УВАЖЕНЬЕ)

Болит голова. От обиды опухла.

Но не перестала планета быть круглой.

От тяжести сами себя исцеляем,

Когда всех обидчиков честно … (ПРОЩАЕМ)

С опытом к нам эта гостья приходит

Много разумных решений приводит

Как после ночи является утро,

Мы поступаем не глупо, а ... (МУДРО)

Одной из самых больших проблем современного мира стала коррупция. Она охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивается с вымогательством, взяточничеством. Коррупция как огромный спрут охватывает весь мир. Неужели ей нельзя противостоять? А если можно, то, как и кто это должен сделать?

2. Актуализация.  Миниатюры.

(В кабинет к доктору вводят призывника)

Служащий военкомата:

Вот отличный призывник,

Карту посмотрите,

Думаю, его в десант вы определите.

Призывник

Доктор, видите ли,  мне

В армию не надо,

Если мед. отвод дадите

Мама будет рада.

(Дает взятку доктору)

(Входит следующий призывник в очках с мамой)

Доктор:

Этот в армию пойдет

Мама:

Как же, доктор, как же

Зрение ведь у него,

Видит он неважно

(Доктор показывает плакат с суммой)

Денег нет, милок, таких,

Мы ведь не богаты

Доктор:

Ну тогда идет служить,

Быть ему солдатом

(в кабинет входит дама, направляющаяся на курорт)

Дама:

Доктор в Данию горит у меня путёвка,

Вы больничный не дадите?

Доктор:

Что вы, мне не ловко….

Дама (предлагая взятку)

Ну, а если доктор ТАК!!!

Доктор:

Это очень много!

Дама:

Для меня это пустяк!

Доктор:

Скатертью дорога!

Больничный получайте,

Здоровье поправляйте!

(на сцене отец и дочь)

Отец:

Дочка выросла уже,

Скоро 18, кем работать будешь дочь?

Чем будешь заниматься?

Дочь:

Буду, папа, я врачом!

Папа, купишь мне диплом?

Автор

Папа ей диплом купил,

Он учебу оплатил,

Двойки, незачеты,

Дочь родная, все-таки.

Учитель зачитывает на  слайде цитату Томаса Гоббса:

Коррупция есть корень, из которого

вытекает во все времена и при всяких

соблазнах презрение ко всем законам.

Учитель: О чем же мы сегодня поведём разговор?

(Учащиеся  в командах совещаются и формулируют тему и цель занятия)

- Сформулируйте тему нашего занятия.

-Давайте определимся с целями данной темы.

3. Словарная работа.

УЧИТЕЛЬ: Что  же такое коррупция?  Слайд.

Коррупция (латинский термин «коррупция» (сorruption) происходит от греческого слова, означавшего «грязь») - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. А также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

4.Мозговой штурм.

Задание №1.

Учащимся предлагается вспомнить, что они уже знают о коррупции и составить схему-кластер. Это даст возможность оценить, насколько данная тема актуальна для учащихся.

Раздаточный материал для выполнения задания №1.

1. Преступная продажность должностных лиц, использующих свое служебное положение в целях личного обогащения

2. Подкуп, продажность, взяточничество, практикуемые в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Хотя коррупция рассматривается законодательством многих капиталистических стран как уголовное преступление, на практике она далеко не всегда и не в полной мере наказывается.

3. Продажность                               Примерная схема.

                                 

 

                                             

                                                          

 

вымогательство

продажность                                          правонарушение

КОРРУПЦИЯ

корысть

взяточничество                                      подкуп

Задание №2.

УЧИТЕЛЬ: Давайте рассмотрим несколько ситуаций и ответим на вопрос

                                ЭТО КОРРУПЦИЯ ИЛИ НЕТ?(за каждый правильный ответ команды получают баллы)

1. Водитель, нарушивший правила, чтобы не платить штраф в полном объеме через сбербанк, платит некоторую сумму работнику ГАИ. Сотрудник ГАИ не требует, чтобы платили ему, но от денег не отказывается.

2. Чиновник помогает предприятию или фирме получить выгодный кредит или заключить выгодный контракт. Руководство предприятия или фирмы выплачивает чиновнику определенный процент за содействие.

3. Человек быстрей других продвигается по службе, потому что является родственником или протеже министра или другого высокопоставленного чиновника.

4. Пациент в больнице делает подарки или платит врачу за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач этого не требует, но от денег и подарков не отказывается.

Ключи к проблемному заданию:

1. ВОДИТЕЛЬ, НАРУШИВШИЙ ПРАВИЛА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ШТРАФ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ЧЕРЕЗ СБЕРБАНК, ПЛАТИТ НЕКОТОРУЮ СУММУ СОТРУДНИКУ ГАИ. СОТРУДНИК ГАИ НЕ ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ПЛАТИЛИ ЕМУ, НО ОТ ДЕНЕГ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ.

КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением сотрудник ГАИ нанес вред государству, которое не получило сумму штрафа.

2. ЧИНОВНИК ПОМОГАЕТ ПРЕДПРИЯТИЮ ИЛИ ФИРМЕ ПОЛУЧИТЬ ВЫГОДНЫЙ КРЕДИТ ИЛИ ЗАКЛЮЧИТЬ ВЫГОДНЫЙ КОНТРАКТ. РУКОВОДСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЛИ ФИРМЫ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЧИНОВНИКУ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОЦЕНТ ЗА СОДЕЙСТВИЕ.

КОРРУПЦИЯ, так как в результате злоупотребления служебным положением чиновник нанес вред государству, выразившийся либо в виде завышения суммы контракта, либо в виде занижения процентов по кредиту, либо в виде получения не самого качественного товара .

3. ЧЕЛОВЕК БЫСТРЕЙ ДРУГИХ ПРОДВИГАЕТСЯ ПО СЛУЖБЕ, ПОТОМУ ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РОДСТВЕННИКОМ ИЛИ ПРОТЕЖЕ МИНИСТРА ИЛИ ДРУГОГО ВЫСОКОПОСТАВЛЕННОГО ЧИНОВНИКА.

Согласно Уголовному кодексу РФ это НЕ КОРРУПЦИЯ

4. ПАЦИЕНТ В БОЛЬНИЦЕ ДЕЛАЕТ ПОДАРКИ ИЛИ ПЛАТИТ ВРАЧУ ЗА ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕ ОЧЕРЕДИ. ВРАЧ ЭТОГО НЕ ТРЕБУЕТ, НО ОТ ДЕНЕГ И ПОДАРКОВ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ.

Случай пограничен.

Врач принимает деньги / услуги за исполнение служебных обязанностей - коррупция.

Пациент выражает благодарность врачу за внимание, а его действия не предполагают обмена, то это действие не коррупционное.

Задание №3.

 Очень часто коррупцию сравнивают с болезнью. Конечно, у каждого недомогания есть свои причины, которые следует лечить.  Давайте попробуем определить причины коррупции.

 Каждая команда пишет свои ответы на  доске. (Чем больше перечислены причины коррупции, тем больше баллов зарабатывает команда.)

Примерная схема:

Задание№5.

 В России отношение к коррупции, закону нашло отражение во всевозможных пословицах и поговорках, фразах из известных кинофильмов. Ваша задача произнесённые слова перевернуть так, чтобы получилось крылатое выражение или знаменитое высказывание.(за правильный ответ - балл)

- нога ногу чешет (Рука руку моет);

-владей одним долларом и не имей одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей);

- трудящийся имеет право стоять на свободе (Вор должен сидеть в тюрьме);

- с чемоданом или с волей завязывают (От сумы и от тюрьмы не зарекайся);

- на тебя подарком не угодишь (С меня взятки гладки);

- чужая мафия тебя не ценит (Моя милиция меня бережёт);

- давай и забывай (Бери и помни).

После выполнения задания №5, жюри подводит итоги. В это время учитель обращается с заключительным словом к учащимся и предлагает принять участие в дискуссии как участников мероприятия, так и зрителей.

Учитель:

Первым, кто в нашей стране попытался законом ограничить действия любителей «запустить лапу» в государственную казну, стал Иван 3 (1462-1505гг.) Должное внимание борьбе с коррупцией уделял император Петр1 (1682-1725гг.) Так, после многолетнего следствия был обвинѐн в противозаконных действиях и повешен при всѐм честном народе сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова, человека который изобличил Гагарина. Однако государственные мужи, даже под страхом столь мучительной казни, продолжали использовать своѐ служебное положение в целях личной наживы.

В 1845г было издано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» где в статье 372 предусматривалось наказание за лихоимство (принятие чиновником подарков, лично или через посредников, без нарушения обязанностей по службе). В статьях 373-376предусматривалась ответственность за мздоимство, то есть «получение материального подарка для совершения противоправного обязанностям службы деяния»

Российское уголовное уложение 1903г (ст.682) предусматривало ответственность служащих, вступающих в запрещѐнные им по роду службы имущественные сделки. Но это не останавливало. На протяжении всего царствования Романовых коррупция оставалась немалой статьѐй доходов мелких и крупных чиновников.

С распадом СССР коррупция перекочевала в новый демократическийЗадание №4.

Учащимся предлагается составить карту: «Где ты встречался

6. Учитель. Знаменитая фраза Цицерона: «О времена! О нравы!» как нельзя лучше отражает нашу современную действительность. Каковы же типичные явления нашей жизни? Посмотрите на слайд. Здесь перечислены названия статей из журналов, газет: «И диссертации продаются», «Ночной клуб: весело или страшно», «Степень дурака» (кандидатскую на любую тему можно купить) «Тариф на зачѐт», «Папа решает, а Вася сдаѐт» (об экзаменах и о ЕГЭ). Уже по одним заголовкам этих статей можно определенно сказать, что наша действительность такова, что в ней царят власть, деньги, воровство, насилие, коррупция. Да, реалии жизни таковы, что иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравственность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, Вы, ребята, пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно Вам придётся сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии и с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Поэтому мы не должны прятаться от проблем, как будто их нет. Наоборот, мы должны быть готовы бороться с проблемами и побеждать в этой нелегкой борьбе. Поэтому мы и выбрали сегодня для разговора тему, может быть, на первый взгляд, трудную, совсем не детскую; сегодня мы с вами говорили о том, что такое коррупция, как с ней бороться, что можете сделать именно вы, чтобы стала страна процветать. Именно так и называется тема нашего занятия  «Чтобы стала страна процветать...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для средних классов "Мы такие разные"

Игровое мероприятие, посвящённое знакомству с понятием «толерантность» на примерах героев литературных произведений, для учащихся 4-5 классов....

Разработка внеклассного мероприятия «Что такое любовь - своими словами»

раскрыть значение понятия «Любовь»; определить уровень осознания и понимания подростками этого понятия; ознакомить с формированием чувственного и личностного компонентов любви; развить эмоционал...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Такие разные животные»

Данная разработка прежде всего ориентироавна на учащихся 7 кл,. изучающих курс "Животные". Но может так же использоваться для учащихся других возрастных групп,  так как способствует...