Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
статья

Новые стандарты поднимают много проблем. Что должно стать главным результатом обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов – применение знаний и умений в реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который владеет универсальным средством – УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx160.15 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий

во внеурочной деятельности

          Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктовано необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

                 Новые стандарты поднимают много проблем. Что должно стать главным результатом обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов – применение знаний и умений в реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который владеет универсальным средством – УУД.

         Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

        Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

        Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить: предметные и метапредметные:

4 группы УУД:

         Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие.

       Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

Главное условие для успешного формирования УУД – включение обучающихся в активную внеурочную деятельность. Опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, организуем внеурочную деятельность (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция).

Как же мы это делаем?

  • не преподносим ученикам новое знание в готовом виде, а организуем

процесс так, чтобы они добывали это знание в собственной учебно-

познавательной деятельности;

  • учитываем возрастные психологические особенности развития детей;
  • создаем доброжелательную атмосферу ;
  • формируем  у учащихся способность к аналитическому выбору и

адекватному принятию решения в ситуации выбора;

  • создаем условия для приобретения учащимися опыта творческой

деятельности.

  • обучаем работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

          Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

         Работу в группах мы начинаем с выработки основных правил:

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие;
  • каждый имеет «право на ошибку».

           Детей привлекает такой вид работы тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать — т.е. действовать естественно, раскованно, «не как на уроке».

        Применяем ИКТ, что позволяет сделать внеурочную деятельность для детей более увлекательной и интересной. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.

       Личностные УУД  формируем задавая вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос, направленный непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…». Стараемся способствовать возникновению личного, эмоционального отношения к изучаемой теме следующими вопросами: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…». Так же можно предложить следующие виды заданий: самооценка события, происшествия; дневники достижений.

        Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога дети формулируют тему и цель занятия.

        Познавательные УУД формируем, побуждая учащихся к действию: «Подумайте », «Выполните задание», «Проанализируйте», «Сделайте вывод..» Задания для формирования познавательных универсальных учебных действий: "найди отличия"; "на что похоже?";  поиск лишнего; "лабиринты";  хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; работа со словарями; составление и распознавание диаграмм.

      Работая над формированием регулятивных УУД, учим конкретным

способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой -либо задачи.      

       С первой минуты занятия учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся:

• целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть занятие? Какие качества нужно проявить, чтобы занятие получилось таким?). Далее учащиеся, разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему занятия.

Например, проводя занятие внеурочной деятельности «Эрудит» по теме «Почему идёт дождь?» перед ребятами ставится проблема.

- А почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помогает нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

- Что я делаю? (Нагреваю воду)

- А что в природе нагревает воду? (Солнце)

- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

- Что мы наблюдаем дальше? (Начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.

- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?

- Проверим, так ли это? (показываю)

- Почему образовались капельки?

- А что произойдёт дальше?

- Почему же идёт дождь?

      Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод. Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе занятия развивались УУД во всех сферах:

личностные (формирование интереса);

регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта);

познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с текстом в тетради);

коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других).

       Задания для формирования регулятивных универсальных учебных действий: "преднамеренные ошибки"; поиск информации в предложенных источниках;  взаимоконтроль; "найди ошибки"; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

       Можно  отметить, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя, поэтому уделяем большое внимание формированию коммуникативных навыков.

Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; "отгадай, о ком говорим"; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);"подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.

 Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия                    (осознание обучающимися всех компонентов учебной деятельности).

- Возьмите свою капельку и поселите её на серую тучку, если вам было скучно на занятии.

- А, если вам было интересно сегодня на занятии, поселите свою капельку на белое облако.

     Для формирования УУД во внеурочной деятельности используем следующие виды работ:

«Соревнование». Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на ватмане. Результаты фиксируются на доске.

Работа с карточками разных цветов и формы

Инсценировка сказок.

Конкурс чтецов.

Творческие задания. Задания творческого характера направлены на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей.

Ребята с удовольствием выполняют такие работы как:

  • придумай свои правила поведения в школе, на природе, на экскурсии, в поездке, при общении с незнакомыми людьми;
  • разгадывание кроссвордов;
  • викторины;
  • сочини стих, небылицу;
  • выполни иллюстрацию к сказке;
  • игровые занятия.

Для анализа своих успехов пользуемся «Лесенкой достижений» с тремя ступеньками (её можно использовать на разных этапах внеурочной деятельности).

1ступенька – всё понял, могу помочь другим.

2 ступенька – понял, но нужно ещё поработать.

3 ступенька – не понял, нужна помощь.

Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения

учитель может им помочь, направить их действия. Главным во внеурочной деятельности становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Анализ мероприятия по формированию универсальных учебных действий в рамках внеурочной деятельности»

Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы во внеурочной деятельности....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ   УНИВЕРСАЛЬНЫХ   УЧЕБНЫХ   ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».

В   Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных  пред...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе

В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...

Формирование универсальных учебных компетенций в урочной и внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных компетенций в урочной и внеурочной деятельности...