Рабочая программа воспитательной работы.7 класс
рабочая программа (7 класс)

Александрова Татьяна Анатольевна

Программа содержит подробный материал планирования воспитательной работы в 7 классе для обучающихся с у/о в условиях школы-интерната.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\рабочий\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\006.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа  по воспитательной работе  для  7 класса школы-интерната  составлена   на основе  авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов  под редакцией Е.Д.Худенко  и в соответствии с современными требованиями  ФГОС.

Воспитательная программа на 2022-2023 учебный год является составной частью системы воспитательной работы в школе-интернате и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания. Программа составлена с учетом социально-воспитательных стандартов, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 12-14 лет,  их интересов и потребностей, на основе, проводимой в школе внеклассной работы.

Принципы воспитательной системы.

        Принцип толерантности. Каждый человек по сути своей прекрасен, хотя его поведение, его отношение к себе и окружающим может быть ошибочным. И задача педагога видится не в том, чтобы бороться с учеником, как обычно делается, а в том, чтобы изучать его особенности, его ошибки, отклонения в поведении и помогать человеку исправить их.

        Принцип сочетания фронтального и индивидуального подхода в воспитании. Коллективно проделанные учащимися творческие дела решают важные задачи сплочения коллектива, эмоционального признания значимости, принадлежности к коллективу, формирует умение взаимодействовать с другими. Но не менее значима индивидуальная воспитательная деятельность педагога.

        Принцип ведущей роли воспитательного воздействия. 

     В ходе учебного процесса 90 % всего воспитательного времени ученик находится на уроке или в интернате, занимается деятельностью, связанной с уроками, с учебным предметом. Поэтому огромная воспитательная нагрузка ложится на воспитателей, и от того, как они умеют, способны и хотят реализовать на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания в значительной степени зависит успех воспитания в целом.

        Принцип значимости семейного воспитания и повышения роли и ответственности родителей за воспитание собственных детей, и задача школы – помочь им в этом.

        Принцип положительного влияния и поддержки ребёнка.

       Принцип постоянства педагогических требований.

Направления воспитательной работы в 7 классе.

В основу отбора содержательных блоков воспитательного процесса положены мотивы и ведущие виды деятельности.

Для учащихся 7 класса основными являются следующие мотивы:

  • потребность занять своё место в коллективе;
  • ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого!);
  • стремление к взрослости, самостоятельности;
  • стремление выйти за рамки школы-интерната, приобщиться к жизнедеятельности взрослых (неудовлетворённость этого стремления создаёт у школьников конфликт с окружающими, с самим собой).

При этом у учащихся 7 класса не сформированы (либо слабо сформированы):

  1. стремления соответствовать своим представлениям о лидере;
  2. потребность в личностном развитии в соответствии с требованиями коллектива;
  3. потребность в личностной самооценке.

Таким образом, работа педагогов должна быть направлена на формирование и развитие мотивов, которые «западают». Если не сконцентрировать свои усилия на данном этапе, то нарушится созданная в предыдущих классах система отношений с окружающим миром, что приведёт к «затормаживанию» развития индивидуальности.

Ведущие виды деятельности:

  1. не скучная и не однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него учебная деятельность;
  2. разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей;
  3. интимно-личное общение.

Однако, как свидетельствует практический опыт работы, у школьников данного возраста искажены представления о ведущих видах деятельности:

  • общение со сверстниками не всегда предусматривает выполнение «кодекса товарищества» - доминирующего и организующего мотива поведения подростка;
  • интимно-личное общение не предусматривает воспитанниками умения получать удовлетворение от общения, быть положительно значимым в чьих-то глазах.

В 7 классе воспитательная работа планируется по соответствующим направлениям:

  1.   «Будь здоров!».

Не каждому человеку дано быть здоровым в полном смысле этого слова. Следовательно, необходимо довести до сознания воспитанников постулат о том, что здоровье - самое главное в жизни любого человека.

При работе по данному направлению делается акцент:

  • на продолжение овладения системой знаний, умений и навыков в области строения тела человека;
  • воспитание потребности в бережном отношении к своему здоровью;
  • формирование представлений о возможностях традиционного лекарственного и нетрадиционного оздоровления и лечения организма;
  • формирование знаний о свойствах лечебных трав;
  • основы полового воспитания;
  • формирование научно обоснованных взглядов на роль и возможности физической культуры в развитии человека;
  • тренировку силы воли, физическое совершенствование;
  • формирование представления о полноценном, сбалансированном и здоровом питании, здоровом образе жизни. 

Основной целью работы по созданию условий для безопасного жизнеобеспечения является развитие навыков ориентированного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях. В настоящее время остро встают проблемы: терроризма, насилия и прочих неправомерных поступков.

При работе по данному направлению необходимо акцентировать внимание на развитии умений программировать свои действия и поступки с учётом сложившихся обстоятельств. Педагогу, работающему с подростками, важно разнообразить сюжетные ситуации, которые будут ненавязчиво обучать детей выстраивать алгоритмы решений различных житейских проблем. Задачи:

  • ориентирование учащихся в различных жизненных ситуациях;
  • расширение и закрепление навыков безопасного поведения;
  • осмысление принципов отношений к окружающим, основанных на доброжелательности и уважении.

     

 2.      «Моё Отечество.  Мой дом. Моя семья».

С одной стороны, совершенно понятно, что эффективность воспитательной работы зависит от глубины и степени доверительности отношений между подростком и классным руководителем, воспитателем. С другой стороны, возраст учащихся 5-8 классов - это время созревания личности человека, требующее особого такта в построении взаимоотношений с ним. Необходимы такие методы воспитательной работы, реализация которых в групповых формах была бы одновременно адресована каждому отдельно взятому подростку.

Время неумолимо движется вперёд, изменяются люди, общество, законы. Осознавая это, дети «теряются» в современном мире. Основным ориентиром здесь становится патриотическое, экономическое и правовое воспитание.

Назначение этого блока воспитательной работы является:

  • знакомство с истоками национальной культуры;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности;
  • основы правового просвещения;
  • основы экономической грамотности.

 3.     Творческое развитие.

Основная цель работы по данному направлению - развитие навыков творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций как основы социальной реабилитации воспитанников.

Особое внимание здесь должно быть уделено работе кружка «Творческая мастерская», созданию условий для развития способностей в декоративно-прикладном творчестве на занятиях по интересам, игротерапии, музыкотерапии, библиотерапии как системе по формированию межличностных отношений, позитивно-эмоционального отношения подростка ко взрослому, по улучшению его психического самочувствия. Игры-драматизации, творческие конкурсы, телесно ориентированные психотехники (игры- танцы, музыкально-игровая импровизация) - всё это призвано корригировать эмоциональную сферу воспитанников, снять эмоциональную зажатость и напряжение, тем самым способствовать развитию детей.

Работа по данному направлению должна строиться в тесном контакте с психологом и способствовать:

  • развитию самостоятельного творческого мышления;
  • импровизации, в основе которой телесно ориентированные психотехники;
  • игротерапии, библиотерапии, музыкотерапии как условий моделирования социальных взаимоотношений. Также развитие творческих способностей воспитанников данного возраста подразумевает:
  1. приобщение - создание условий, обеспечивающих каждой группе подростков или отдельно взятому ребёнку возможность лучше познать себя и окружающих;
  2. ознакомление детей с произведениями искусства и их создателями или культурными центрами на основе договорённости либо с помощью формального контакта;
  3. творческое самовыражение - самовыражение, инициатива и чувство ответственности на основе обеспечения взаимодействия детей с окружающей средой.
  1.  «Основы экологии и краеведения»

 Воспитание экологической  культуры предполагает:

- пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе;

- освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных;

-  приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ,

- формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое, формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среду обитания на первое место.

Эколого-краеведческое воспитание включает в себя изучение учащимися природы родного края в различных аспектах: биологических, исторических, географических, антропогенных, эстетических, гигиенических. Они получают не только теоретические знания, но выполняют практические, поисково-исследовательские, творческие и проектные задания. Особый интерес для детей представляют различные походы и экскурсии, выполнение заданий по экологии и краеведению. Они узнают об интересных фактах, легендах, связанных с историей местных родников и речек, сами принимают непосредственное  участие в оздоровлении природы родного края. Дети участвуют в работе  трудового десанта школы-интерната, помогают в уборке территории, очистке родников от мусора и т.п.

  1. «Этикет и культура общения» 

Исходя из того, что в данном возрасте «западают» основные мотивы - стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере, требования коллектива для школьников не являются важным фактором личностного развития - вся работа по данному направлению должна быть сконцентрирована:

  • на становление личностной позиции «Я - сам», «Я и другие», воспитание ответственности за свои поступки;
  • обучение пониманию воспитанниками ценности своего существования;
  • воспитание интереса к самому себе, привитие желания самосовершенствоваться;
  • развитие основ личностной самооценки.

При работе по этому направлению воспитателю необходимо развивать общие психологические компетентности у ребёнка:

  • умения сочувствовать другим, оказывать поддержку, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, а также умения нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других;
  • углубление сфер применения правил этикета в повседневной жизни;
  • привитие знаний и навыков культуры поведения и общения с людьми;
  • формирование умений выражать оценку поступков вслух, обосновывать своё суждение;
  • воспитание сознательного отношения к своим поступкам;
  • осознание учащимися себя как самостоятельной личности, части коллектива, части общества.

Основной вектор стратегии нравственного воспитания направлен не на осознание своих качеств и переживаний и не на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другими.

Л. С. Выготский в своих трудах неоднократно подчёркивал, что «морально поступает тот, кто не знает, что он поступает морально».

Развитие навыков общения является первостепенной задачей. Если не начать работу своевременно, то любые последующие усилия приведут «в никуда». А поскольку не будет «построен прочный фундамент», то и, следовательно, «здание разрушится».

  1. «Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание»

Трудовое обучение является главным предметом в школе-интернате. Как известно, обучение и воспитание должны идти «рука об руку». Поэтому в этой возрастной группе трудовое воспитание должно быть направлено:

  • на отработку трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;
  • формирование (совершенствование) опыта самостоятельных действий в бытовых процессах, способствующих развитию самоуважения, чувства собственного достоинства;
  • формирование общественно значимых мотивов труда;
  • воспитание важных личностных качеств: ответственности, заботливости, бережливости, привычки к волевому усилию;
  • овладение элементарными профессиональными умениями (в связи с выбранным профилем) и ознакомление с профессиями;
  • охрану природы.

      7.       «Мои права. Мои обязанности»

С самого начала образования группы воспитанников ведется системная работа по правовому воспитанию и по профилактике правонарушений. Её цель - дать учащимся знания, как вести себя в ситуациях, требующих правильного выбора того или иного поступка. В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:

- формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;

- целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры;

- формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;

- определение уровня правовой и политической культуры учащихся и их отношение к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми  проблемами;

- проведение анализа полученных данных и анализ своей деятельности;

- взаимодействие работы Совета профилактики школы-интерната, социального педагога, воспитателя, родителей и классного руководителя по выявлению и предупреждению правонарушений;

В сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому обучению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений.  Поэтому часто широко используются нетрадиционные формы занятий, в том числе методики деловых и ролевых игр, занятия – практикумы, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации». Обучение должно базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.

Основные пути реализации программы.

Направления

Пути реализации

«Будь здоров!»

  • Деятельность в соответствии с программой «Будь здоров!»;
  • Регулярное проведение Дней здоровья
  • Работа спортивных секций и кружков;
  •  Проведение медико-педагогических акций;
  • Сезонная витаминизация детей;
  • Проведение углубленных медицинских осмотров детей специалистами;
  •  Проведение  профилактики вредных привычек и заболеваний;
  • Устные журналы
  •  Конкурсы рисунков и плакатов
  • Проведение уроков Здоровья;
  • Проведение занятий ОБЖ

 «Моё Отечество.  Мой дом. Моя семья».

 

  • Проведение Недель  патриотического и правового  воспитания;
  • Проведение недели «Земля предков»;
  • Проведение акции «Ветеран живет рядом»;
  • Оформление информационного пространства (стенды, уголки)
  • Организация экскурсий в местный краеведческий музей им. В.П. Мосолова., музей г. Й – Ола.
  • Знакомство со знаменательными и памятными датами по М- Турекскому району на 2021-2022гг
  • Организация чтений художественной литературы по теме: « РМЭ в годы ВОВ»
  • Организация месячника по патриотической и физкультурно-оздоровительной работе.
  • Проведение встреч школьников с   заслуженными людьми нашей местности, ветеранами Труда

Творческое развитие

  • Организация общешкольного кружка «Музыкальная радуга»;
  • Участие в концертах, фестивалях, конкурсах (школьных, районных,
  • Организация занятий по интересам
  • Организация кружковой работы по развитию творческих способностей воспитанников
  • Организация «Мастера - класса» по развитию творчества детей
  • Участие в республиканских, общероссийских конкурсов, в том числе по декоративно-прикладному творчеству
  • Организация «Недели искусства»

«Основы экологии и краеведения»

  • Работа кружков данного направления;
  • Экскурсии в природу;
  • Проведение акций «Береги природу»;
  • Проведение недели « Природе руку протяни»;
  • Проведение урока-похода;
  • Участие в республиканском конкурсе агитационных плакатов: «Защитим лес!»
  • Сотрудничество с лесничеством.

«Этикет и культура общения»

  • Проведение общешкольных акций;
  • Проведение уроков культуры;
  • Проведение вечеров отдыха, дней именинника;
  • Встречи с представителями органов местного самоуправления, органов внутренних дел, социальных служб;
  • Индивидуальные консультации педагога – психолога,   социального педагога.
  • Организация традиционных мероприятий школы нравственно-этического характера
  • Знакомство с истоками формирования марийской  культуры
  • Организация «Школы общения», «Школы хороших манер».
  • Организация проведения предметной недели, посвящённой Недели детской книги

«Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание»

  • Проведение встреч с представителями разных профессий;
  • Проведение занятий по профориентации;
  • Оформление стендов со сменной информацией; выпуск информационных бюллетеней;
  • Проведение экскурсий
  • Организация выставок, устных журналов, КТД, конкурсов;
  • Оказание шефской помощи старшеклассников к учащимся младших классов;
  • Организация ОПТ, дежурств воспитанников;
  • Индивидуальные консультации педагога – психолога,   социального педагога;
  • Организация совместной работы социальной службы и представителей ГОУ НПО

«Мои права. Мои обязанности».

  • Организация правовых часов
  • Организация  предметной Недели права.
  • Организация круглых столов по обсуждению проблем правового воспитания,
  • Организация круглых столов для старшеклассников  с приглашением инспекторов ПДН
  • Создание информационного стенда «Твои права. Твои обязанности»

  Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в воспитательном процессе специальных методов и приёмов:

методы стимулирования (убеждение, соревнование, поощрение, наказание);

метод организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, внушение, инструктаж);

проблемно-ситуативные методы;

метод стимулирования;

метод руководства.

  Программа  предусматривает разнообразные формы проведения воспитательных занятий:

 беседа, диспут, лекция, викторина, конкурс, игра (деловая, интеллектуальная, ролевая), заочное путешествие, брейн – ринг, акции,  диалог, наблюдения, классные часы, занятия – практикумы, экскурсии, тематические праздники и вечера, устные журналы, дискуссии,конкурсы, киносеансы,  соревнования, тренинги, родительские собрания в различных формах, встречи с интересными людьми, использование компьютерных  технологий, создание презентаций, оформление выставок.

  Используются следующие средства воспитания – это различные виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи, игрушки, произведения материальной и духовной культуры, дидактический материал, природа, ИКТ.

Формы и методы работы по данному направлению самые разнообразные, направлены на продумывание организации такого отдыха, который способствовал бы отвлечению ребёнка от его повседневных проблем. Важно только правильно спланировать работу, наполнить её яркими зрелищными мероприятиями, обменами, поездками, походами, соревнованиями, шутками, играми.

 Программа направлена на оказание комплексной помощи воспитанникам 6 класса.

 Результат предполагаемой помощи будет способствовать более успешной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта в общество.

Цель программы.

Создание условий для саморазвития и самореализации личности воспитанника, его успешной социализации в общество,  для развития эстетического, нравственного воспитания, укрепления и сохранения здоровья,  развития сохранных анализаторов учащихся посредством занятий, игр, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи программы.

  • Помощь обучающимся  в усвоении образовательных программ;
  • Развитие всесторонне развитой личности;
  • Развитие коммуникативных способностей, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;
  • Развитие познавательных и мыслительных  процессов и интересов личности, пространственного воображения, творческих способностей;
  • Развитие сознательного отношения к своему здоровью. Укрепление здоровья воспитанников и закрепление  навыков личной гигиены;
  • Развитие основных нравственных  качеств личности ребенка;
  • Формирование полезных привычек;
  • Воспитание силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости;
  • Воспитание чувство коллективизма.

 Задачи воспитательной работы.

  • Продолжить учебную, воспитательную и коррекционную работу в тесном сотрудничестве с родителями и классными руководителями.
  • Обратить особое внимание на укрепление дисциплины в группе.
  • Следить за физическим здоровьем и эмоциональным состоянием детей в тесном сотрудничестве с медицинским  работником, социальным педагогом, педагогом-психологом  школы – интерната.
  •  Работать над созданием дружного коллектива.
  • Защищать интересы и права воспитанников.
  • Создавать благоприятные условия для развития личности, самоутверждения каждого воспитанника, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей

Сроки реализации Программы:  2022-2023 учебный год

Нормативно – правовое обеспечение воспитательного процесса в 7 классе

1. Конвенция о правах ребёнка (13.06.1990)

2. Конституция РФ (от 30.12.2008г. №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ)

3. Закон Российской Федерации от 29.12.2014 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»

5. Закон Российской Федерации № 120-ФЗ  от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

6 Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016г. № ВК-1788/07 « Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Критерии сформированности навыков поведения у воспитанников среднего школьного возраста.

Воспитанники должны осознавать свое «Я» на личностном и социальном уровнях; у них должны быть сформированы основы психологической компетентности.

  • Имеет начальные представления и навыки коммуникативного поведения: человек – существо социальное; есть разные способы общения; владеет навыками речевого общения в различных ситуациях;  умеет использовать жесты, интонацию, мимику для выражения своих желаний и просьб; умеет вести диалог, беседу; знает, что такое конфликт и как его избежать. Знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице. Знает, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку.
  • Повышен уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления (эти навыки и умения проверяются специальными тестами, и результаты сравнивают с начальными показателями).
  • Сформирована убежденность в ответственности за свое здоровье.
  • Владеет навыками личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ, ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой, содержать сое рабочее место, шкаф, спальню в аккуратном состоянии. Владеет навыками уборки класса, спальни, игровой комнаты, столовой.
  • Развиты начальные механизмы творческого воображения: может описать ощущения при прослушивании музыки, нарисовать настроение, придумать и сделать подарок.
  • Сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и умений: умеет играть с игрушками, в настольную игру, знает технологию поведения на уроке, при самоподготовке, умеет выполнять элементарные работы по дому: убирать, гладить, ухаживать за растениями.

Основные итоги воспитательной работы в плане социализации школьников среднего возраста:

становление и развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в обществе, формирование «чувства взрослости».

     Работа, организуемая воспитателем, направлена на  воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, Мы учим ребят делить радости и неудачи на всех, стремимся привить чувства товарищества, взаимопомощи и понимания, чтобы наши дети росли в атмосфере искреннего уважения и сотрудничества.

Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка.

Содержание программы и ожидаемые результаты.

1. «Будь здоров!»

Цели и задачи:

  • Формирование у у/о школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.
  • Развитие познавательной активности у/о школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
  • Воспитание у у/о школьников потребностей к здоровому образу жизни

При решении задач обучения, развития и воспитания, учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

Учащиеся должны знать:

- причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;

- способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания.

Учащиеся должны уметь:

- использовать полученные знания на практике;

- соблюдать правила личной гигиены;

-критически относится к употреблению табака и алкоголя.

  1. «Моё Отечество.  Мой дом. Моя семья»

Основная цель данного направления: формирование основ патриотизма  (воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

Воспитательные цели:

  • Сформировать у детей представления о понятии «Родина».
  • Познакомить с традиционными народными праздниками и обычаями.
  • Сформировать представления о собственном «Я», «Я» и мой дом», «Я» и мои родные», «Я» и мое имя».
  • Научить детей устанавливать простые родственные связи между людьми, животными.
  • Сориентировать детей на гармоничные взаимодействия всех поколений в семье (дети, бабушки, родители).
  • приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры.

В результате учащиеся должны: 

знать:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;

-роль каждого члена семьи в ее жизни;

-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

-состояние здоровья членов семьи;

-материальное положение семьи;

-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

-круг знакомств семьи;

-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);

-семейный этикет;

-свои права и свои семейные обязанности;

-Символику родной страны, РМЭ

-  Основные исторические даты и  события РМЭ.

-  Имена людей, прославивших Россию, родной край.


уметь:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;-понимать и прощать,

сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-составить родословную семьи, вести семейную летопись;

-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих детей и внуков;

-разумно пользоваться своими правами в семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;

-строить взаимоотношения с родными и близкими людьми, общаться с ними на уровне культуры

отношений и общения;

-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;

-вести здоровый образ жизни;

-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена семьи

в частности;

-создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни семьи;

-организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;

-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека способами;

-делать приятное своим родным и близким. 

  1. Творческое развитие

Цели: 

  •  развитие  навыка самостоятельного творческого мышления, развитие эстетического вкуса; 
  •  формирование нравственных представлений;
  • развитие чувства прекрасного на основе восприятия окружающего мира, эмоциональной отзывчивости к искусству;
  • развитие навыка самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций как основа социальной реабилитации воспитанников.

Задачи:

  • Развивать практические умения, элементы художественного исполнительства, фантазию, конструктивное мышление путем приобщения воспитанников к разнообразным жанрам искусства, к культурному наследию общества.
  • Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
  • Развивать эстетические представления на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека.

Уметь:

-  уметь планировать свою работу;

- отстаивать свою точку зрения;

- работать с различными источниками информации.

Знать:

Знать различные инструменты, их возможности, уметь владеть ими.

- основные направления развития художественной культуры;

- сведения о народных декоративно-прикладных ремеслах;

- особенности ИЗО деятельности.

К концу обучения воспитанники будут уметь:      

  1.  Соблюдать правила безопасности труда. Правильно организовывать

рабочее место и поддерживать порядок во время работы.

2. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, сворачивать, скручивать, разрезать на полоски определённого формата. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой.

3. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться предметам окружающего нас предметного мира. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.             

4. «Основы экологии и краеведения»

Формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.

Цели и задачи:

Обучающие:

  • дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научить применять на практике полученные знания;
  • помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
  • Развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в Природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в Природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут Природе полезны.

Воспитывающие:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
  • воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
  • воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.

Воспитанники должны знать и уметь:

-Основы экологических знаний.

-Особенности климата, растительный и животный мир родного края.

-Участвовать в озеленении школы и её территории, различных экологических акциях по охране окружающей среды.

5. «Этикет и культура общения»

Целью изучения курса этики нравственных отношений в7 классе является систематизация этических знаний.

Воспитанники познают, как быть принятыми окружающими людьми. В ходе изучения курса воспитанники учатся преодолевать негативные черты характера: обман, вранье, ложь, развивают положительные качества личности: честность и правдивость, бескорыстность, благодарность. Продолжается индивидуальная работа по самовоспитанию. Курсу присущи системообразующий и обобщающий характер изложений, направленный на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в 5-7классах.

Данное направление в воспитательной работе должно дать воспитанникам:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

        

  1. «Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание»

Цель: Формирование и закрепление трудовых навыков.  Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей.

Задачи:

  • Воспитывать уважение к людям труда, готовить к сознательному выбору профессий.
  • Воспитывать потребность к овладению навыками трудовой деятельности, которыми дети смогут руководствоваться в повседневной жизни.
  • Воспитывать у детей потребности ответственно трудиться для себя и общества.
  • Готовить воспитанников к самообслуживанию и к самостоятельной жизни.
  • Способствовать созданию условий для труда.

Учащиеся должны знать:

- роль трудовой деятельности в жизни человека;

- понятие «труд», «профессия»;

- различные виды профессий;

- правила уборки помещений, ухода за одеждой.

- уважать и ценить труд людей.

Учащиеся должны уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- выполнять элементарную уборку помещения;

- выполнять мелкий ремонт одежды;

- стирать белье;

- ухаживать за комнатными растениями.

- уметь экономно относиться к материалам и рабочему времени;

Беседа на основе личных наблюдений «Мои волосы и уход за ними»

Операция «Ну мусор, погоди!»

  1. «Мои права. Мои обязанности»

Цели: Подготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе. Воспитание чувства любви, интереса к истории Отечества, Малой Родины, своему народу.

Задачи:

  • Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав.
  • Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.
  • Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
  • Овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения.
  • Формирование умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры.
  • Воспитывать любовь к родному краю, к природе и бережное отношение к ней.
  • Формировать у учащихся систему знаний, уважение и интереса к государственным символам России.
  • Усвоение прав и обязанностей, основ национальной культуры.
  • Знакомить с истоками национальной культуры.

Учащиеся должны знать:

- государственную символику Российской Федерации;

-основные права и обязанности граждан Российской Федерации;

- историко-культурное наследие своей страны;

- усвоить правовые нормы своего поведения;

- знать, кто и как защищает права человека;

- уважать права другого человека;

- знать, кто защищает права ребёнка;

Учащиеся должны уметь:

-применять свои знания на практике;

-правильно вести себя в природе, охранять растения и животных.

 - знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав.

План реализации программы составлен в форме таблицы на основе

Календарно-тематического планирования на СЕНТЯБРЬ месяц  

          недели                    

разделы

1 неделя 1,2 сентября приезд детей

2 неделя

3 и 5 недели

4 неделя

Охрана здоровья.

Физическое развитие.

Режим дня. Мои привычки и желания (чз)  6.09

Спортивный час  9.09

 

 «Безопасная дорога в школу» (обж) 12.09

«Пожары, взрывы».(обж) 26.09

 «Сила моего тела» – беседа (чз) 20.09

Спортивный час 23.09

-Проведение инструктажей по охране труда.

- Проведение утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, физкультминуток во внеурочной деятельности.

-Соблюдение правил санитарии и личной гигиены.

Основы гражданского и патриотического воспитания

Правила и нормы поведения; кодекс товарищества.

Нравственно-патриотическая беседа: « Что такое закон?»

Права, обязанности и ответственность подростков (прав.час)  14.09

 «В чем отличие понятия гражданин и человек»

 (прав.час) 28.08

Просмотр телевизионных передач:« Человек и закон»

« Гражданин и закон»

(беседа)

Повторение закона « Об основах системы профилактики безнадзорности о правонарушений несовершеннолетних» - № 120-ФЗ от 24 июня 1999г.);

-Повторение правил поведения для воспитанников на начало учебного года.

Трудовое

воспитание

Создадим уют в своем доме

График дежурств, распределение обязанностей.

Беседа « Поговорим о дежурстве»

« Мои вещи»

( практическое занятие)

-«Красота в моем доме» (стирка штор и тюлей в жилых комнатах)

- Работа по самообслуживанию

- Участие в благоустройстве жилых, игровых комнат.« Операция УЮТ»

-Генеральная уборка игровой и хозяйственной комнат

Основы социализации и общения

Что такое

« Бабье лето?»          (урок общение)

Знакомство с истоками национальной культуры

«Яблоневый Спас и заготовки на зиму».15.09

«Каким должен быть твой сверстник?» нравственно-этическая беседа. 29.09

        

«Роскошь человеческого общения»

Личностное развитие

 «Знаю ли я себя??»

 (чк) 8.09

 

«Деликатность (чк)       22 .09

Экологическое воспитание

Трудовой десант

«Чистый школьный двор» 2.09

Поход – экскурс на р. Ноля «Ах, картошка, картошка! » 9.09

Экскурсия  по пос.Нартас 15.09

Беседа «Приметы Осени» 22.09

-Уход за комнатными растениями. Прогулки на свежем воздухе

-Проведение бесед об охране природы

-Участие в акции «Чистая Земля»

Творческое развитие

Участие  в конкурсе плакатов «Спички…»

Кружок Занятие №1

8.09

Занятие по интересам 9.09

Участие в конкурсе букетов цветов

Кружок занятие №2

22.09

Занятие по интересам

23.09

-Оформление стенда «Семиклассники»,

-Оформление стенда «Гос Символы  страны»

-Подготовка к концерту, посвященному Дню Учителя

Работа с родителями

-Поддерживать связь с родителями путём телефонных переговоров, сотовой связи по поводу явки воспитанников на занятия;

-Проведение классных собраний в классах.

-Работа по профилактике правонарушений с воспитанниками 7 класса

-Проводить профилактические беседы, по необходимости приглашать одного из членов

школьной комиссии по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;

-Активная пропаганда здорового образа жизни 

Работа с документацией

-Заполнение арматурной ведомости класса

-Заполнение журнала по Технике безопасности с воспитанниками 7 класса;

-Заполнение дневников наблюдения

-Диагностика воспитанников  7 класса

Календарно-тематическое планирование на ОКТЯБРЬ

        недели

разделы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Охрана здоровья.

Физическое развитие.

«Ухоженные руки и ноги. Дары природы».

 (чз) 4.10

Спортивный час 7.10

«Радиационно опасные обьекты.» (обж)10.10

 «Хочу быть стройным и сильным. Практическое занятие: разучивание комплекса утренней гимнастики.» (чз)18.10

 Спортивный час 21.10

 Защита населения страны от ЧС (обж) 24.10

Проведение инструктажей по охране труда.

- Проведение утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, физкультминуток во внеурочной деятельности.

-Соблюдение правил санитарии и личной гигиены. 

Основы гражданского и патриотического воспитания

« Закон и свобода» беседа

«Что такое закон?»

 (прав.час)12.10

Уголовный кодекс РФ.( обзорно-то, что касается 14-летних детей).

 

 «Всегда ли законопослушный гражданин является  носителем высоких моральных качеств. ».

 (прав.час) 26.10

Повторение закона « Об основах системы профилактики безнадзорности о правонарушений несовершеннолетних» - № 120-ФЗ от 24 июня 1999г.);

-Повторение правил поведения для воспитанников на период осенних каникул;

Трудовое

воспитание

« Помогаем малышам»

Бережное отношение к школьным и личным вещам (рейд)

Я - ответственный за дежурство, потому что могу с этим справиться

Знакомство с профессией

« Каменщик».

-Участие в трудовом десанте.

 -Работа по самообслуживанию.

-Участие в    «Операции «УЮТ».

–Подготовка помещений к зиме.

Основы социализации и общения

  «Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть»  (чк) 6.09

 «Я- старшеклассник. Могу ли я помочь другому?»

( урок рассуждение)

 «Благодарность». (чк) 20.10

 

«Как уметь принять помощь другого?»

"нравственно- этическая беседа»

Личностное развитие

Вспыльчивость

Час тихого чтения

« Моё поведение и отношение ко мне окружающих».

Внимание.

Экологическое воспитание

-Экскурсия на берег реки Ноля

-Изготовление поделок из бросового природного       материала    для выставки

-Прогулки на свежем воздухе

-Беседа «Погода и самочувствие человека»

-Уход за комнатными растениями

Творческое развитие

Кружок Занятие №3 6.10

Занятие по интересам 7.10

Кружок Занятие № 4 20.10

Занятие по интересам 21.10

Работа с родителями

-Поддерживать связь с родителями путём телефонных переговоров, сотовой связи по поводу явки воспитанников на занятия;

-Проведение классных собраний в классах.

-Работа по профилактике правонарушений с воспитанниками 7 класса

-Проводить профилактические беседы, по необходимости приглашать одного из членов

школьной комиссии по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;

-Активная пропаганда здорового образа жизни 

Работа с документацией

-Заполнение журнала по Технике безопасности с воспитанниками 7 класса на время осенних каникул;

-Заполнение дневников наблюдения

-Диагностика воспитанников  7 класса

        

Календарно-тематическое планирование на НОЯБРЬ

        недели

разделы

1 неделя

каникулы

2 неделя

3 и 5 недели

4 неделя

Охрана здоровья.

Физическое развитие.

 Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.  (обж)   7. 11

Лекарства и организм (чз) 15.11

 Спортивный час 18.11

Почему люди попадают в больницы? (чз) 29.11

Спортивный час 2.12

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения (обж) 21.11

- Проведение инструктажей по охране труда.

- Проведение утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, физкультминуток во внеурочной деятельности.

- Соблюдение правил санитарии и личной гигиены.

Основы гражданско-правового и патриотического воспитания

 Основные обязанности гражданина (прав.час) 9.11

Что такое уголовная ответственность? (беседа)

Забота о своих гражданах-главная обязанность гражданина (прав.час)  23.11

Повторение закона « Об основах системы профилактики безнадзорности о правонарушений несовершеннолетних» - № 120-ФЗ от 24 июня 1999г.).

Трудовое

воспитание

Трудовой десант «Тайна». Цель: умение самостоятельно находить объект   работы, планировать свою деятельность.

-Участие в трудовом десанте на  территории школы,

-Участие в    «Операции «УЮТ».

-Работа по самообслуживанию.

-Уход за комнатными растениями зимой

Основы социализации и общения

Надежды и радости сегодняшнего дня (чк)15.11

 Дискуссия. Человек может все?!

(чк) 29.11

Личностное развитие (по программе « Человек среди людей»)

От каких недостатков   ты бы хотел избавиться? Диалог

Час тихого чтения

Мышление и мыслительные операции. Информационный час

Экологическое воспитание

( по программе « Человек и природа»)

-Участие в акции «Наш чистый школьный двор»

-Уход за комнатными растениями

-Прогулки на свежем воздухе

-Проведение беседы о бережном отношении окружающей среды.

-Участие в акции «Чистая Земля»

Творческое развитие

Кружок Занятие №5 17.11

Занятие по интересам 18.11

-Участие в конкурсе рисунков, посвященному дню Республики  Марий Эл

Работа с родителями

-Поддерживать связь с родителями путём телефонных переговоров, сотовой связи по поводу явки воспитанников на занятия;

-Проведение классных собраний в классах.

-Работа по профилактике правонарушений с воспитанниками 7 класса

-Проводить профилактические беседы, по необходимости приглашать одного из членов

школьной комиссии по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;

-Активная пропаганда здорового образа жизни 

Работа с документацией

-Заполнение журнала по Технике безопасности с воспитанниками 9 класса;

-Заполнение дневников наблюдения

-Диагностика воспитанников  7 класса

Календарно-тематическое планирование на ДЕКАБРЬ

                недели

разделы

1 и 5  недели

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Охрана здоровья.

Физическое развитие.

 Красота и здоровье. Спорт и тренировки (чз) 1.12

Спортивный час 2.12

(чз) 29.12

Спортивный час 30.12

 Правила безопасного поведения населения при землетрясении.  (обж) 5.12

Внешний облик наркомана (чз)15.12

Спортивный час 16.12

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.  (обж) 19.12

- Проведение инструктажей по охране труда.

- Проведение утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, физкультминуток во внеурочной деятельности.

- Соблюдение правил санитарии и личной гигиены.

Основы гражданского и патриотического воспитания

Честь. Нравственный облик человека

День конституции. А надо ли соблюдать законы?  (прав.час) 7.12

 Как отмечают Новый год в разных странах.

Мужество, трусость,  чувство Родины. (прав.час) 21.12

Повторение закона « Об основах системы профилактики безнадзорности о правонарушений несовершеннолетних» - № 120-ФЗ от 24 июня 1999г.).

-Повторение правил поведения для воспитанников на время зимних каникул.

Трудовое

воспитание

-Создадим уют в своем доме!

-Оформление стенда в игровой «С наступающим Новым годом!»

-«Красота в моем доме» (оформление игровой по-новогоднему)

-Генеральная уборка игровой и хозяйственной комнат.

Иждивенчество и его последствия (беседа)

.

Основы социализации и общения

Воля (чк) 29.12

Зависть  (чк)13.12

Личностное развитие

Трудно ли помогать инвалидам ?  Беседа

Кто в доме хозяин? Беседа

Экологическое воспитание

-Участие в акции «Наш чистый школьный двор»

-Прогулки на свежем воздухе

-Проведение бесед об охране природы

- Участие в акции «Чистая Земля»

-Зимующие перелетные птицы»(беседа)

-Поход-экскурс в зимний лес

Творческое развитие

Кружок Занятие №6 1.12 Занятие по    интересам  2.12

Кружок Занятие №8 29.12

Кружок Занятие №7 15.12

 Занятие по          интересам 16.12

-Подготовка к новогодним праздникам и представлениям,  разучивание новых песен, танцев и стихов.

Работа с родителями

-Поддерживать связь с родителями путём телефонных переговоров, сотовой связи по поводу явки воспитанников на занятия;

-Проведение классных собраний в классах.

-Работа по профилактике правонарушений с воспитанниками 9 класса

-Проводить профилактические беседы, по необходимости приглашать одного из членов

школьной комиссии по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;

-Активная пропаганда здорового образа жизни 

Работа с документацией

-Заполнение журнала по Технике безопасности с воспитанниками 7 класса на время зимних каникул;

-Заполнение дневников наблюдения

-Диагностика воспитанников  7 класса

Мониторинг воспитательной работы в группе

   Уровень социализации детей в школе-интернате в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. В свою очередь это предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения. Результаты такого исследования позволяют корректировать основные отклонения в развитии личности каждого ребенка, применять эффективные формы педагогического воздействия в воспитательном процессе.

   Для того, чтобы коррекционная работа имела действенный характер, воспитатель должен четко представлять себе воспитательную траекторию, обозначить цель ее достижения и спрогнозировать результат.

   Разработанные критерии оценки уровня воспитанности и социализации для детей трех возрастных групп -10, 13,16 лет, включают в себя наблюдение; исследование, апробирование разнообразных форм и методов работы с детьми, которые представлены по разделам: личностное развитие, межличностные отношения, санитарно-гигиенические навыки, профессиональная ориентация, основы безопасности и жизнеобеспечения.

   Диагностика проводится по определенным методикам, в том числе методикам С. Розенцвейга, А. Беллак, С.Беллак, Рене Жиля. Доступными и приемлемыми явились диагностические методы: наблюдение, устный опрос, анкетирование, заполнение таблицы, решение тестовых задач.

Санитарно-гигиенические навыки.

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

К 14 годам:        

1. Применять доступные приемы закаливания организма.

2. Пользоваться косметическими средствами (кремами, дезодорантами, лосьонами и т.д.)

3. Стирать и гладить свою одежду.

4. Пользоваться приемами депиляции.

5. Владеть навыками интимной гигиены.

   Для контроля санитарно-гигиенических навыков используется метод наблюдения, позволяющий сделать вывод о приобретенных санитарно-гигиенических навыках и умениях детей разных возрастных групп, наметить план дальнейшей индивидуальной работы с детьми.

Личностное развитие.

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

К 14 годам:

1. Понимать свой статус гражданина.

2. Ориентироваться в понятиях «долг», «ответственность», «свобода».

3.Правильно использовать способы самовыражения.

4. Владеть навыками адекватного социального поведения:

- выполнять правила общепринятых норм этикета;

- Владеть основными формами речевого общения.

5. Ставить цель и находить пути ее реализации.

   При исследовании личностного развития воспитанников используются различные приемы: наблюдение; анализ и решение ситуативных задач; анкетирование; письменный опрос. Именно многообразие приемов позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о развивающейся личности. Ситуативные задания дают возможность определить степень осознанности детьми своих и чужих поступков и действий, тестовые задачи – умение воспитанников анализировать и классифицировать эти поступки. Анкеты-опросники дополняют итоги наблюдений.

Межличностные отношения.

Воспитанник школы-интерната должен уметь:

К 14 годам:

1. Самостоятельно регулировать свои отношения с окружающими.

2. Избегать конфликтных ситуаций.

3. Выбирать стиль общения с окружающими в зависимости от ситуации (официальный, дружеский, партнерский и т.д.).

4. Определять настроение партнера по общению.

5. Строить интимно-личностные отношения.

   Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя прежде всего коррекцию недостатков характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе игр детей и различных видов их контактов. Для целостного представления о поведении детей при их общении можно использовать результаты исследований по опросным листам, анкетам, тематическим таблицам.

Профессиональная ориентация.

К 14 годам воспитанник должен:

  1. Понимать необходимость приобретения профессии.
  2. Быть ориентированным в профессии, доступной его статусу.
  3. Знать основы производственных отношений.

Индивидуальная и групповая работа с родителями:

Целевые ориентации:

1.Достигать взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.

2. Проводить совместную работу по воспитанию детей, работу над повышением педагогических знаний родителей.

3.Повышать активность родителей в участии жизни группы, школы.

Основные дела:

Посещение семей  ребят группы с целью обследования условий проживания детей дома, и нужд семьи.

выяснения проблем

Проведение индивидуальных бесед с родителями (опекунами)   с целью выяснения некоторых особенностей в развитии детей произошедшие за летние каникулы, особенностях возраста и методах подхода к воспитанию,  беседы о безнадзорности и правонарушениях.

Привлечение родителей к организации и участию досуговой деятельности их детей, к жизни группы, школы (помощь в проведении турслета, чаепитий, групповых праздников, ремонта класса т.д.)

Индивидуальная беседа  о  строгом контроле за посещаемостью  учебных занятий.

Проведение совместно с классным руководителем  родительских собраний и консультаций для родителей.

Список литературы.

  1. Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 37-41.
  2. Воронкова В. В. «Обучение и воспитание во вспомогательной школе».
  3. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. «Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии».
  4. Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. - № 8. – С. 16-18.
  5. Н. Е., Нитюков В. Ю., Савченко А. П. «Новые технологии воспитательного процесса».
  6. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. Пособие для воспитателей и учителей. 2-е издание М, АРКТИ, 2006г.
  7. Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога».
  8. Худенко Е. Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме».
  9. Худенко Е.Д. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2011. – 311с.
  10. Худенко Е.Д. – М.: АРКТИ, 2007. – 312с.
  11. Хуторский А.В. Как обучать творчеству? Дополнительное образование - №1, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы на 2013-2014 год в группе 6 класса

Рабочая программа с циклограммой на 2013-2014 учебный год. Работа по теме "Основы здорового образа жизни."...

Рабочая программа воспитательной работы "Становление" 9 "А" класс

Особую важность воспитательной работы с данным контингентом детей приобретает «выращивание» личности гуманной, толерантной, деятельностной, способной достичь успехов в жизни. Профессиональный долг кла...

Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися воспитанниками 9 класса

Данная программа разработана на основе:Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционная) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Минис...

Рабочая программа воспитательной работы с учащимися начальных классов СКОШ VIII вида

Основная задача школы – интерната состоит в формировании личности. Невозможно вооружить ребёнка умениями читать, писать, считать без воспитания. Направления воспитательной работы детей с ограниченными...

Рабочая программа воспитательной работы 8 «б» класса на 2015-2017гг. «Нравственное воспитание. Я – человек. Я – личность».

Представленная программа рассматривает стратегию развития и усовершенствование классного ученического самоуправления в классе....

Рабочая программа воспитательной работы в 7 классе.

Структура документа Рабочая программа воспитательной работы включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки выпускников...