Образовательная программа "Школьная театральная студия KinderART»
рабочая программа (5 класс)

Михайлова Светлана Борисовна

Программа "Школьная театральная студия KinderART" разработана с целью приобщения учащихся к театральной деятельности средствами иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_teatr.docx73.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя школа №1 р.п. Кузоватово

Кузоватовского района Ульяновской области

РАССМОТРЕНО                                                                                  СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

на заседании педсовета                                                                     Заместитель директора по ВР                                                                                                                 Директор МБОУ СШ №1 р.п. Кузоватово

Протокол №  1                                                                                       ____________   Н.Н. Ходжабекянц                                                                                                        _____________  О.Н.Мартьянова

от « 30»  августа 2022 года                                                                     « 30 » августа  2022 г.                                                                                                                     Приказ № 130/3     от « 30»  августа 2022 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Школьный театр KinderART»

Кузоватово 2022 год

Пояснительная записка

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Школьный театр KinderART» (далее - Программа), предусмотрена для оказания образовательных услуг на базе образовательной организации. 

         

Уровень освоения программы  "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

           Направленность (профиль) программы – художественная.

     Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. 

          Дополнительность программы 

При создании программы учитывался тот факт, что театр – это синтез многих видов искусств: литературы, музыки, живописи, танца, пластики. В процессе обучения обучающиеся получают обширные и глубокие знания в этих областях, а также прорабатывают умения.

Подобных программ в общем образовании нет. Программа расширяет  и дополняет знания в общеобразовательной организации по таким  предметным областям как литература, история, музыка, иностранные языки, а также предполагает интеграцию этих областей.

        Адресат программы - обучающиеся: 10-15 лет. 

Объем программы: 68 учебных часов.

Формы обучения и виды занятий.

Форма обучения - очная, с использованием ресурсов электронного обучения, при необходимости использование дистанционных технологий.

Основными формами организации образовательного процесса являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая.

Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, учебный показ, репетиция, дистанционное обучение, спектакль, просмотр спектакля с последующим обсуждением, дискуссия, экскурсия,, проектная деятельность.

В процессе обучения используются следующие методы:

 Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.

Словесный - рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным материалом.

    Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц), просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д.

Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным.

Срок освоения программы:  1 год (68 часов)

Режим занятий групповые, проводятся 1 раз в неделю, по 2 часа .

Количество обучающихся в группе: 12-15 человек

Цель: Формирование и развитие творческих способностей учащихся средствами театрального искусства.

Задачи:

Образовательные:

-  формирование знаний об истории театрального искусства, о малых театральных формах;

-   формирование представления о структуре театра, его основных профессиях;

-   ознакомление с видами и жанрами театрального искусства ;

- формирование знаний об основных видах исполнительского искусства, законах художественного чтения, понятиях текст, подтекст;

-  формирование знаний о  театральном этюде,  театральной игре;

-  обучение этапам работы над произведением;

- формирование знаний в области актерского мастерства, речевой пластики ,сценической речи и культуры;

- обучение принципам  создания литературной композиции и литературного монтажа;

- обучение законам сценического действия;

Развивающие:

-  развитие  интереса к театральному искусству;

- развитие познавательных процессов: внимания, сценического воображения, памяти, образного и логического мышления;

- развитие речевых характеристик голоса: правильного дыхания, артикуляции, дикции, силы голоса, мышечной свободы, фантазии, пластики;

-  развитие языка жестов, движений и чувств;

  -  развитие творческих и организаторских способностей;

  -  развитие  познавательных интересов, самостоятельности мышления.

                                                                                                                                                 

 Воспитательные:                        

-  приобщение к духовным и культурным ценностям мировой культуры и искусства;

-  воспитание эстетического вкуса;

- формирование у детей и подростков нравственного отношения к окружающему  миру, нравственных качеств личности;

- формирование адекватной оценки окружающих, самооценки, уверенности в себе.                         

Планируемые результаты

Личностные:

- умение свободно ориентироваться в мировой культуре и искусстве;

- умение оценивать прекрасное в искусстве и всей окружающей действительности;

- осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/не успеха;

- умение адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, уважать себя и других;

- Метапредметные:

Обучающиеся будут уметь:

- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- создавать точные и убедительные образы;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;

Предметные результаты:

У обучающиеся будут сформированы знания :

- знания об истории театрального искусства, жанрах, малых театральных формах ;

- представления о театральных профессиях;

- знания о основных видах исполнительского искусства, законах художественного чтения, понятиях текст, подтекст;

- знания о  театральном этюде,  театральной игре;

- основные базовые знания в области актерского мастерства, речевой пластики  сценической речи и культуры;

Будут сформированы умения:

- выразительно читать и правильно интонировать;

- читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;

- использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;

- использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;

- ориентироваться в сценическом пространстве;

- выполнять простые действия на сцене;

- произвольно удерживать внимание на заданном объекте;

- создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ

- выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение;

- ориентироваться в содержании текста ,понимать целостный слысл простого текста;

- взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;

Содержание программы

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

Опрос, анкетирование 

2.

Азбука театра

9

3

6

Тест, игра

3.

Техника сценической речи

6

6

Упражнения, игры

4

Художественное чтение

6

6

Упражнения, развивающая  игра

5.

Основы актерской грамотности

8

8

Наблюдение, опрос

6.

Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры.

10

10

Наблюдение, упражнения

7.

Ритмопластика

8

8

Наблюдение, упражнения

8

Спектакль.

22

4

18

Сценическое действие

9

Итоговое занятие

2

2

Показ моноспектаклей обучающимися

Итого:

72

8

64

Содержание учебного плана.

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1ч)

Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности.

2.АЗБУКА ТЕАТРА(9ч)

Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Виды и формы театра. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Правила поведения в театре. Театральный этикет.

Практическая часть. Игра «Театр, а люди в нем актеры». Посвящение в «театральные зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками или записывать названия спектаклей. Просмотр спектаклей разного жанра. Выполнение творческих заданий. Экскурсия в закулисье театра. Структура театра и его основные профессии.

3.ТЕХНИКА СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ (6ч)

Теоретическая часть. Дыхание. Дыхательная гимнастика. Артикуляция. Дикция.

Практическая часть. Упражнения по сценической речи. Игры в соответствии с возрастными интересами.

ДЫХАНИЕ

Упражнения на

- соединение дыхания и движения (например, гусиный шаг, пол горит, ритмические шаги, координация движений и т.п.);

- одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами образов (например,

фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю комаров, рисую портрет и т.п.);

- речевые упражнения на активизацию коммуникативных навыков (например, парные упражнения – согреть дыханием партнера, перебросить воображаемые мячики и т.п.).

АРТИКУЛЯЦИЯ

Упражнения  на:

- развитие мышц языка,  губы и нижняя челюсть находятся в покое);

- координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;

- координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой (например, движение языка противоположно движению и темпу движения рук, плюс к этому движение зрачков и т.п.).

ДИКЦИЯ

 Речевые упражнения на

-активизацию коммуникативных навыков (например, давать творческие парные задания – диалог из простых и сложных звукосочетаний);

-ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогах с различным словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.).

Индивидуальные стихи и парные этюды с использованием упражнений по дикции и дыханию.

Варианты упражнений в методическом пособии-практикуме «Культура и техника речи», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.

 

4.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ(6ч)

Практическая часть. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Чтение вслух литературного произведения и его разбор. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Развитие навыка логического анализа текста на материале народных и литературных сказок.

Восстановление хода сказки по одному из эпизодов (игры в «Угадайку», узнавание сказки по рисунку, по фразе).

Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Анализ текста.

5.ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ(8ч)

Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие сценического внимания. Развитие фантазии с помощью переноса в нереальные миры.

Этюды на тему, фантазии на тему картин.

Упражнения на коллективные действия: «Повтори позу», «Опаздывающее зеркало», «Фигуры» и т.д.

Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета. Создание и развитие сказочной ситуации на основе реального действия («…я пошел в магазин и вдруг…»).

Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и того же действия, но с различными задачами; одной и той же задачи, но в разных предлагаемых обстоятельствах. Например, открыть дверь, чтобы проветрилась комната, чтобы услышать разговор в коридоре, чтобы напугать кого-либо; собирать листья – в солнечную погоду, под дождем, под снегом и т.д.

Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».

Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово – Носорог. Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н». Затем вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.

Варианты упражнений  в методическом пособии-практикуме «Основы актёрского мастерства», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.

6.ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ(10ч)

Практическая часть.  Упражнения на предлагаемые обстоятельства. Игры-инсценировки, игры-превращения, сюжетные игры.

Упражнения: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый дом/город, хочу понять, кто здесь живёт и т.д. Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств (жарко, вдруг пошёл дождь, подул ветер, стало холодно, налетела вьюга и т.д.).

Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды по картинам художников.

Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам.

7.РИТМОПЛАСТИКА(8ч)

Теоретическая часть. Мышечная свобода. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения.  Произношение текста в движении.

Понятия:

- точки зала (сцены);

- круг, колонна, линия (шеренга);

- темпы: быстро, медленно, умеренно.

Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку).

Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей

(ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Приседания, игра с мячом, бег, бег с произношением цифр, ритмические игры. Удар теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка; бег по залу в сочетании с активными выдохами на «пф»; счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.).

Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация на музыку разного характера.

Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности

(ритмичности, музыкальности, координации движений).

Упражнения на координацию движений и ощущения тела в пространстве при произнесении диалога. Речевое взаимодействие. Такт, музыкальная фраза, акценты, сильная и слабая доля. Правильная техника дыхания.

Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку).

 

Координационные упражнения для рук, выполняемые в одной, двух, трех плоскостях и со сменой плоскостей:

-последовательные движения;

- одновременно разнонаправленные, то есть выполняемые одновременно двумя руками в разных направлениях с одновременной работой неодноименных мышц — движения

с асимметричной координацией из асимметричных исходных положений.

Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические.

Варианты упражнений и рекомендации по коррекции смотрите в методическом пособии- практикуме «Ритмика и сценические движения», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.

8.Спектакль(22ч)

Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Создание сценария. Согласование действий, отработка логического соединения текста и движения. Темпоритм.

Практическая часть. Разучивание текстов. Выразительное чтение, расстановка ударений в тексте. Упражнения на согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Оформление помещения. Обсуждение и изготовление декораций, костюмов, реквизита, программок. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки. Постановка света. Сводная репетиция. Генеральная репетиция.

11.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2ч)

Практическая часть. Творческий отчёт. Показ моноспектакля, инсценировок или проведение мероприятия. Обсуждение. Рефлексия.

Подведение итогов. Анализ работы.

Тематичекое планирование

N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

1.

1.Вводное занятие  Инструктаж по технике безопасности.

2

урок-беседа

Опрос. анкетирование

2

2.Азбука театра

 История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Виды и формы театра.

2

теоретическая

Тест «Какой я зритель»

3.

Правила поведения в театре. Театральный этикет

2

практическая

Игра «Театр, а люди в нем актеры»

4.

Общее представление о видах и жанрах театрального искусства.

2

практическая

Просмотр спектаклей разного жанра

5.

Экскурсия в закулисье театра. Структура театра и его основные профессии.

2

практическая

Выполнение творческих заданий

6.

3.Техника сценической речи

Дыхание. Дыхательная гимнастика

2

практическая

Наблюдение Выполнение заданий

7.

Артикуляция. Работа над артикуляцией

2

практическая

Наблюдение Выполнение заданий

8.

Дикция. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.

2

практическая

Наблюдение Выполнение заданий. Декламировани е скороговорок и чистоговорок.

9.

4.Художественное чтение

Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Законы художественного чтения.

2

практическая

Опрос

10.

Темп речи. Интонация.

2

практическая

Выразительное чтение. Анализ текста.

11.

Понятие текста и подтекста фразы

2

практическая

Сочинение сказки по схеме

12.

Основы актерской грамотности 

Сценическое внимание.

2

практическая

Наблюдение. Выполнение заданий

13.

Сценическое воображение и фантазия

2

практическая

Наблюдение. Выполнение заданий

14.

Сценическое действие

2

практическая

Этюды на взаимодействие с партнером и реквизитом.

15.

Задача и чувства

2

практическая

Этюды на взаимодействие с партнером и реквизитом.

16.

Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры

Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах

2

практическая

Наблюдение.

Опрос Выполнение заданий

17.

Понятие «театральная игра».

2

практическая

Наблюдение.

Выполнение заданий

18.

Значение игры в театральном искусстве.

2

практическая

Общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

19.

Воображение и вера в вымысел.

2

практическая

Общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

20.

Язык жестов, движений и чувств

2

практическая

Общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

21.

Ритмопластика Мышечная свобода

2

практическая

Наблюдение Выполнение упражнений

22.

Жесты и пластика

2

практическая

Наблюдение Выполнение упражнений

23.

Музыка и пластический образ

2

практическая

Наблюдение Выполнение упражнений

24.

Произношение текста в движении

2

практическая

Наблюдение Выполнение упражнений

25.

Спектакль

Обсуждение идеи (сюжета). Выбор произведения. Чтение.

2

теоретическая

Опрос, выразительное чтение

26.

Создание сценария. Осмысление сюжета, определение жанра произведения.

2

теоретическая

Наблюдение Выполнение упражнений и заданий

27.

Согласование действий, отработка логического соединения текста и движения.

2

практическая

Выполнение  упражнений и заданий

28.

Разбор мезансцен. Темпоритм. Работа с монологами.

2

практическая

Выполнение  упражнений и заданий

29.

Обсуждение и изготовление декораций, костюмов.

2

практическая

Оформление

30.

Обсуждение и изготовление реквизита, программок

2

практическая

Оформление

31.

Оформление помещения (декорации, плакаты, газеты, афиши)

2

практическая

Оформление

32.

Музыкальное оформление моноспектаклей. Постановка света.

2

практическая

Выбор музыки и света

33.

Репетиция моноспектакля

2

практическая

Повторение роли

34.

Выступление

2

практическая

Показ моноспектаклей

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"

Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участ...

Программа кружка "Театральной студии" и презентация Театрально-литературного салона

Программа кружка «Театральная студия» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на поз...

Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка».

   Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка» является авторской. Программа имеет художественную  направленность. Новизна...

Образовательная программа для вокально-театральной студии "ВОКАЛИЗ"

Образовательная программа по вокалу для вокально-театральной студии ВОКАЛИЗ Руководитель Педагог ДО РОдионова А.А. 3 года обучения....

Театральная деятельность, рабочая программа для театральной студии для 5-6 классов

     Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательн...

Театральная студия на французском языке.Титульный лист. Дополнительная общеобразовательная программа (образовательная модифицированная).

Театральная студия на французском языке.Титульный лист дополнительной общеобразовательной программы заверенный руководителем, директором гимназии №405....