Реализация принципов эстетического воспитания в образовательных учреждениях через организацию общешкольной театральной студии.
статья на тему

Неклюдова Лариса Александровна

научно-методическая сатья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_printsipov_esteticheskogo_vospitaniya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация принципов эстетического воспитания

в образовательных учреждениях

через организацию общешкольной театральной студии.

педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ №339

Невского  района

Санкт-Петербурга

Неклюдова Л.А.

В основе  эстетического воспитания в школе лежит совместная деятельность педагога и обучающегося по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Человек всегда откликается на красоту в природе, предметном мире, искусстве, на эмпатию со стороны оппонента. Большое значение при этом имеют личный опыт, побуждения, стремления, переживания.

Следует отметить, что, так как процесс накопления эстетической культуры сопровождает человека на протяжении всей его жизни, первостепенной задачей педагога при работе со студентами является определение базового уровня эстетической культуры на момент начала работы. Для этого необходимо дифференцировать понятие эстетической культуры на критерии, составляющие ее структуру: театрально-эстетическая мотивация, театрально-эстетические знания, интеллектуально-эмоциональная воспитанность и опыт театрально-эстетической деятельности.

Эстетическую информацию человек получает по многим каналам, это и социальная среда, и предметный окружающий мир, и природные явления, и художественные произведения. Поэтому так важно чтобы выбранная методика могла учитывать и не дублировать информацию полученную человеком из других источников. Дублирование информации возможно лишь в качестве подкрепления уже сложившегося позитивного отношения к эстетике.

По тому, как человек получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, музыкальными или литературными произведениями, рассматривая картины, или через теоретический материал - лекцию), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы молодой человек понял не только содержание или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее эмоциональной окраске.

В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому студенту. Художественная деятельность соответствует различным видам искусства. К используемым при этом средствам можно отнести литературные, музыкальные произведения, живопись, и т. д. Они помогают усвоению разных способов действий, в ходе которых возникает процесс эстетического развития человека. Полученные результаты свидетельствуют о достигнутой цели. Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество.

Чтобы обучение носило развивающий характер, методика должно содержать обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов. К числу таких способов относятся:

- способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе); - способы приобщения к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания;

- способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям; - способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

Таким образом, при решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить эмоциональным восприятием студента, его творческой заинтересованностью. Занятия как организационная форма обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения к материалу и самому творческому процессу.

Эстетический характер влияния театра на обучающихся проявляется в его освобождении от излишней рациональности и прагматичности, демонстрирует движение к обретению нравственного самосознания и культурной идентичности, поскольку театр объединяет эстетическую энергию, творческое вдохновение, этические смыслы, помогающие молодому человеку подняться над противоречиями частностей в реальной жизни.

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать следующие выводы. Главное, в работе по формированию эстетической культуры в студенческой среде, является не только подбор методов диагностики или специальных методических мероприятий, но и понимание того, что сам процесс формирования эстетической культуры не является локальным и ограниченным временными рамками. Данный процесс сопровождает человека на протяжении всей жизни, и во многом зависит от готовности самого человека к принятию данного процесса. Из этого следует, что сущность эстетической культуры человека не в наличии набора стереотипов отношения к красоте, а в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию, переживанию, творчеству.

Наиболее яркое проявление данного процесса нашло свое отражение в театральном искусстве, так как в настоящее время театр это уже не самостоятельная единица, а интегративная, которая имеет огромный опыт, как по формированию эстетического вкуса, так и по созданию определенного стиля жизни.

Воспитательное воздействие театра было подмечено еще в древности, но ему не было придано особой окраски. В наши дни воспитание необходимо рассматривать как фактор успешности личности, как способ возможности творческого и эстетического развития человека. Именно поэтому формирование эстетической культуры с использованием элементов театрального искусства является наиболее актуальным направлением.

Кроме того, для того чтобы появилась возможность говорить о формировании эстетического культуры в студенческой среде необходимо прежде всего установить базовый уровень эстетической культуры через ее критерии, то есть проанализировать основные составляющие данной готовности: театрально-эстетическую мотивацию, театрально-эстетические знания, интеллектуально-эмоциональную воспитанность, опыт театрально-эстетической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"

Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участ...

Реализация принципа наглядности в образовательном процессе

Актуальность исследования обусловлена важностью проблемы повыше­ния эффективности учебной деятельности учащихся; необходимостью создания условий для полноценного проявления и развития личностных ф...

Реализация принципа интеграции в образовательном процессе на примере преподавания русского языка и курса "Основы православной культуры".

В данной статье автор рассуждает о метапредметных связях на уроках русского языка и литературы. Автор утверждает, что академический урок, имея научный потенциал и важность, будет неполноценным, если л...

Образовательная программа для вокально-театральной студии "ВОКАЛИЗ"

Образовательная программа по вокалу для вокально-театральной студии ВОКАЛИЗ Руководитель Педагог ДО РОдионова А.А. 3 года обучения....

Презентация «УМК по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (издательство «Просвещение») как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процессе»

Презентация «УМК по русскому языкуТ.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (издательство «Просвещение»)как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процес...