Конспект классного часа в 6 классе Дети блокадного Ленинграда
классный час (6 класс)

Владимирова Светлана Михайловна

Классный час посвящен детям блокадного Ленинграда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дети блокадного Ленинграда27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дети блокадного Ленинграда

Цель: способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, за свой народ через историческое прошлое нашей страны.

Задачи: 

  1. Познакомить ребят с понятием «блокада»;
  2. Способствовать развитию патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за свою страну и за свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны в сопровождении музыкальных произведений и литературы.

Предварительная подготовка:

- подбор литературы по теме;

- разработка конспекта классного часа;

- подготовка раздаточного материала;

- подготовка наглядного материала (презентация);

- подготовка технического обеспечения.

Оснащение: компьютер, экран, раздаточный материал.

Ход классного часа

Этапы классного час

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продолжительность

Организационный момент

Актуализа

ция.

Вступительное слово:

Добрый день уважаемые гости, дорогие ребят! Нашу встречу я хотела бы начать с небольшого видеофрагмента.

Видеофрагмент

Стихотворение (под мелодию «17 мгновений весны»)

Стихотворения О Ленинграде

   Я говорю с тобой под свист снарядов,

   Угрюмым заревом озарена.

   Я говорю с тобой из Ленинграда,

   Страна моя, печальная страна.

   Над Ленинградом – смертная угроза…

   Бессонны ночи, тяжек день любой.

   Но мы забыли, что такое слезы,

   Что называлось страхом и мольбой.

Приветствуют учителя

Смотрят видеофрагмент

Слушают стихотворение

3 мин.

Постановка проб

лемы.

Как вы думаете, чему будет посвящена наша встреча?

 А сейчас есть такой город?

- А что такое блокада?

-Вы знаете, что такое кольцо? У кольца нет выхода. Ленинград был заблокирован, был в кольце.

- А сколько длилась эта Блокада? Когда? (слайд 4)

08.09.1941 г.- 27.01.1944 г.

- Сколько лет назад была блокада Ленинграда?  (82 года назад)

(Войне, локаде Ленинграда)

Санкт-П.

Блокада – это плен (военные действия, направленные на изоляцию неприятельского объекта путём пресечения его внешних связей.

2 мин.

Вывод

цели

- Ребята, как давно было это событие. Столько лет прошло. А мы все вспоминаем. А почему нужно к этому возвращаться? Почему это нужно знать и помнить?

- К сожалению, по сегодняшний день наблюдаем военные действия. Рушатся города и села, гибнут невинные люди и дети. Чтоб не повторять ошибки прошлого, нужно помнить уроки истории нашей страны, поэтому мы возвращаемся к историческим событиям.

- Потому что в наше время тоже идут войны, гибнут мирные жители, дети.

1 мин.

Работа в группах

- И чтоб не черствели сердца наших ребят, чтобы мы вновь испытали гордость за свой народ, за нашу страну, мы с вами попробуем представить материал для устного журнала «Дети блокадного Ленинграда» для ваших же сверстников. Я предлагаю вам следующие рубрики:

- Жизнь школы в блокадном Ленинграде;

- Искусство в блокадном Ленинграде;

- Хлеб Ленинграда.

- Вы сейчас представите материал на всеобщее обозрение.

Делятся на 3 группы (заранее)

-(получают задания,

 занимаются поиском информации по заданным темам

4 мин.

Выступление детей по рубрикам

- Нашу встречу мы посвящаем мужеству и отваге, трудолюбию и самоотверженности, героизму и непреклонности тех, кто выстоял, выжил, не смирился, не встал на колени перед врагом – защитникам Ленинграда.

Вашему вниманию представляем устный журнал и первую рубрику.

Вывод 1-й рубрики: ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девочка руки протянула,

Уснула,
А оказалось - умерла...
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)

Даже в таких суровых условиях дети стремились получать знания. Они не только занимались учебой, но еще и занимались искусством. Как раз об этом наша следующая рубрика: Искусство в блокадном Ленинграде….

Вывод 2: какой силой воли надо обладать, чтобы в таких тяжелых условиях наравне со взрослыми выступать перед бойцами. Эти занятия помогали выживать детям.

3-я рубрика – «Блокадный хлеб»

Стихотворение читает Богдан «Странный дуэт» Натальи Болдыревой

Стихотворение читает Марианна «Девочка из блокадного Ленинграда»  Андрея Гуркова

Вывод 3: за время блокады детям Ленинграда пришлось вынести все тяготы наравне со взрослыми.

За годы блокады было ранено 529 детей, в том числе 333 мальчика и 196 девочек, 157 детей умерло от травм.

      Несмотря на такие тяжелейшие условия, дети еще пытались работать: расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

Выступают по своим рубрикам.

- Жизнь школы в блокадном Ленинграде;

- Искусство в блокадном Ленинграде;

- Хлеб Ленинграда.

11 мин.

Рефлексия деятельности

Какие качества проявили ваши сверстники, оказавшиеся в блокадном Ленинграде.

- мужество;

- патрио- тизм;

- доблесть;

- сила воли;

- стремление выжить.

2 мин.

Заключительная часть

Наш классный час подходит к концу. словами Веры Инбер.

- И ежели отныне захотят

Найти слова с понятиями вровень,

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве, проверенном стократ,

О доблести, то скажут: Ленинград,

-  И все сольется в этом слове.

Всем знаменитый ленинградский метроном. Почтим память ДЕТЕЙ ЛЕНИНГРАДА МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.  

Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон. Вырастите, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей, подаривших нам жизнь. 

В наши дни, к сожалению, тоже вспыхивают военные конфликты. По данным ООН на 14 ноября, с начала "спецоперации на Украине" погибли 408 детей и 6 557 мирных жителей -- эти данные не окончательны, во многих регионах, где продолжаются боевые действия подсчет сейчас невозможен.

Из-за бомбардировок и обстрелов повреждено более 2719 учебных заведений, 332 из них разрушены полностью.

Мне хочется показать вам белых журавликов, сложенных из бумаги. Птица с длинной шеей в Китае и Японии вот уже третий век считается символом удачи и долгой жизни. А вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение – символ мира.

Эти журавлики связаны с реальной историей японской девочки Садако Сасаки. 6 августа 1945 года на ее родной город Хиросима была сброшена первая атомная бомба. Она и ее мать попали под радиоактивный «черный дождь». Несмотря на пережитую бомбардировку и послевоенную бедность, Садако росла энергичной и здоровой девочкой. Она увлекалась спортом и бегала быстрее всех в классе. Признаки болезни появились в ноябре 1954 года в возрасте 11 лет. В больнице 18 февраля 1955 поставили диагноз – лейкемия, «атомная болезнь». Ее положили в больницу. По прогнозам врачей, жить ей оставалось не более года. Ее лучший друг Чизуко Хамамато принес ей листок золотистой бумаги и свернул из нее журавля. Он рассказал ей легенду о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов, исполнится. Садако надеялась, что сложит тысячу журавликов и снова станет здоровой.

Садако начала делать журавлей из любой бумаги, которую ей удавалось найти. Она продолжала складывать журавликов до самой смерти 25 октября 1955 года. Она успела сделать 644 журавлика… Но желание выжить не исполнилось. Смерть Садако стала шоком для ее друзей и одноклассников, которые также пережили атомную бомбардировку. Они стали думать об установке памятника ей и всем, умершим в результате ядерного взрыва. Молодые люди собирали деньги со всей Японии. Этот памятник – статуя Садако, держащая в руках журавля – поставлен в Парке Мира в Хиросиме 5 мая 1958 года.

На постаменте статуи написано: «Это наш крик. Это наша молитва. Мир во всем мире». В 1990 году памятник Садако установлен в Парке Мира в Сиэтле в США. Статуя в натуральную величину также изображает девочку с бумажным журавликом в руках. На постаменте написано: «Садако Сасаки. Дитя мира. Она подарила нам бумажного журавлика, символизирующего наше стремление к миру во всем мире».

Смысл древней легенды состоит в том, чтобы подарить 1000 фигурок окружающим, разделить с ними радость творчества и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее…

Я тоже в честь нашей встречи хочу подарить всем по журавлику и пожелать мира во всем мире.

Звучит песня «Журавлик»

2 мин


Приложение 1

Жизнь школы во время блокады Ленинграда

В первые месяцы войны сотни тысяч ленинградских детей были эвакуированы вглубь страны. Но с блокадой Ленинграда массовая эвакуация прекратилась, поэтому в осажденном городе осталось около 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста.

Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Но в 39 ленинградских школах педагоги и ученики решили продолжить учебу. Это было равносильно подвигу. Страшный голод косил население города, не было электричества, встали трамваи, замерз водопровод. Однако пульс школьной жизни, хотя и слабо, но продолжал биться. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычно тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Урок продолжался 20-25 минут – больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941/42 годов, ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками».

В январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в эти дни, когда население города страшно голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было сказочным, волшебным праздником. Одна из учениц писала: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Все жадно ели суп-лапшу, кашу, хлеб и желе и были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти»

Дети фронту

Из воспоминаний первоклассников 138 школы.

     В начале зимы 1942-1943 года нам объявили: фронту нужны бутылки. все отчетливо осознавали, что значит в военном деле обычная бутылка. каждый мальчишка был готов с такой бутылкой идти в атаку на вражеский танк, чтобы собственной рукой поджечь ненавистного фашиста. бутылки с горючей смесью – то же самое, что гранаты, применяемые против танков, для поджога вражеской техники, складов, мостов. вскоре в проходе в первом этаже школы громоздились громадные корзины, ящики и корыта с пустыми бутылками. грузовичок-полуторка увез на завод полкузова наших бутылок, чтобы потом снабдить бойцов и партизан необходимым оружием.

 И мы радовались, что хоть немного, да помогли фронту.


Приложение 2

Искусство в блокадном Ленинграде

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не подетски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Приложение 2

Хлеб Ленинграда СОСТАВ ХЛЕБА

Главной проблемой осажденного Ленинграда был голод. Служащие, иждивенцы и дети получали в период с 20 ноября по 25 декабря только 125 граммов хлеба в день. Рабочим полагалось 250 граммов хлеба, а личному составу пожарных команд, военизированной охраны и ремесленных училищ – 300 граммов.

8 сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады. 7 ноября – муки осталось на 8 дней, крупы – на 9 дней, 13 ноября – уже четвертое снижение норм выдачи хлеба: рабочим стали отпускать по 250 г. Хлеба; служащим и иждивенцам – по 125 г. Хлеб был липким, водянистым, с примесью опилок и целлюлозы. Половина пищи была несъедобной, желудок заполнялся суррогатами, многие ели бумагу, клейстер, штукатурку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект классного часа. 9 класс

Помимо того, что я преподаю русский язык и литературу, я ещё являюсь классным руководителем. Классные часы провожу на родном, татарском языке, так как школа  национальная. Данный материал предлаг...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий классного часа "Дети блокадного Ленинграда"

Посвящено снятию блокады Ленинграда...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Методическая разработка классного часа "Дети блокадного Ленинграда".

Сценарий классного часа  предназначен для детей 6-7 класса в рамках духовно-патриотического воспитания обучающихся....

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

классный час "Дети блокадного Ленинграда"

История блокады Ленинграда  актуальна и в наши дни. 27 января 2018 года исполнилось 74 года со дня полного освобождения Ленинграда. Это важная дата для нашего народа. В истории нет подвига, ...