Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Зотова Надежда Анатольевна

 Внеклассное мероприятие посвященное Дню снятия блокады Ленинграда расчитано на учеников 2 - 9 классов. 

Цели и задачи:
- расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
- воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
- формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
- пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;
- формировать активную жизненную позицию.

 

- познакомить обучающихся с жизнью людей во время блокады Ленинграда, с их героическими поступками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.

Цели и задачи:
- расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
- воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
- формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
- пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;
- формировать активную жизненную позицию.

- познакомить обучающихся с жизнью людей во время блокады Ленинграда, с их героическими поступками

Ход мероприятия

Музыка № 1 «От героев былых времен».

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые учителя, гости и учащиеся!

Сегодня мы собрались отметить невероятно важное и значимое событие не только для одного города, но и для всей страны – 76 годовщину со дня полного снятия блокады с Ленинграда. Каждый год 27 января мы  отмечаем великий день - День освобождения Ленинграда от фашистской Блокады. Это одна из самых трагических и печальных страниц истории города, только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде был битвой за собственную жизнь, битвой за Ленинград . Сумеем ли мы, не знающие войны, понять всё, что выстрадали ленинградцы? Как выстояли ленинградцы эти суровые, страшные блокадные дни? 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы.

Давайте вернёмся мыслью назад и попытаемся пережить вместе с ленинградцами хотя бы малую толику тех почти 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом.

МИНИАТЮРА. Лето. Дети играют
Дети играют на сцене (кто-то в мяч /лучше надувной большой/, кто – в бадминтон , кто – с игрушкой. 

Музыка 2. Звучит сирена. Дети замирают, опускают игрушки, с тревогой смотрят вверх.  

Музыка 3. Звучит голос Левитана о начале войны:

Музыка 4. Звучит песня «Вставай, страна огромная!» 

Ведущий: 22 июня 1941 г. Началась великая отечественная война.  Дети с игрушками уходят.

Музыка 5. (СЛАЙД)  «МЫ ЭХО» фон 8 сентября 1941 г. вероломные враги окружили Ленинград    Город был осаждён. Тысячи людей остались без еды, работы и средств к существованию. Началась блокада Ленинграда… Но как бы ни были страшны ежедневные бомбёжки, не они стали главной бедой для осаждённого города. Голод - вот что ожидало непокорных защитников Ленинграда! 

 Длился этот ужас 900 дней….это почти 3 года! Смерть входила во все дома. Тысячи ленинградцев погибли от голода.  Это время – одно из самых жутких в истории Отечества. 

Значение слова блокада. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

- окружение города, крепости, армии и т.п. войсками противника с целью не 
дать возможности оказать помощь окруженным извне и тем самым принудить их к 
сдаче или прекращению военных действий. 

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Все дороги, связывающие Ленинград со страной, перерезаны. Город оказался в блокадном кольце, а в нем – 2 миллиона 544 тысячи жителей. Все жители Ленинграда встали на защиту своего города. Советские люди не желали отдавать этот город врагу

Выходят дети в строгих одеждах читают стихи.

1 –й чтец  

Музыка Моцарт        
 «Фото блокадного Ленинграда» (СЛАЙД)        
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад.

2-чтец

 БЛОКАДА! Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…

3- й чтец

И стук метронома, и скрежет, и грохот вдали,
И город наш мирный, и Летнего сада ограда ,
На всех языках, в лексиконах земли:
Война, Ленинград, сорок первый, Блокада!

 Кинохроника БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Ведущий: Ежедневные налёты вражеской авиации и многочасовые обстрелы города артиллерией стали настоящим бедствием для ленинградцев. После одной из таких бомбёжек была уничтожена самая крупная продовольственная база города – Бадаевские склады. В городе стало не хватать продуктов питания. А с ноябрьскими морозами в город пришёл голод, страшный голод! Война шла везде и везде умирали люди. Но от голода и холода умирали только в Ленинграде. Умирали по дороге на работу, в очереди за хлебом, умирали в своих холодных постелях, не имея сил встать и так 900 дней и ночей.

музыка 6. Рахманинов «Нежность» фон

Выходят девочки (8-9 кл) со свечами в рукахЧитают стихи 

1й чтец

Чёрное дуло блокадной ночи...
Холодно, 
холодно, 
холодно очень...

-Вставлена вместо стекла 
картонка...
Вместо соседнего дома – 
воронка...

2й чтец

-Поздно.
А мамы всё нет отчего-то...
Еле живая ушла на работу...
-Есть очень хочется... 
Страшно...
Темно...
-Умер братишка мой... 
Утром...
Давно...

3й чтец

-Вышла вода... 
Не дойти до реки...
Очень устала...
Сил уже никаких... 
-Ниточка жизни натянута тонко...
А на столе –
на отца похоронка... 

Все. Мама, не плачь! Я же с тобою.

Хочешь, секрет я открою? Скоро не будет войны.
Мама, не плачь! Девятого, в среду
Город узнает победу, город дождется весны.

Детям, наравне с взрослыми,  пришлось пережить холод, голод, гибель родных, но они держались и держались до конца, пройдя через весь этот ужас… Ужас, который взрослые назовут страшным, черным словом Блокада.  

Музыка 7. фон Г. Свиридов, к повести Пушкина «Метель»  

Ведущий: Но город не сдавался! С осени 1941 года начался голод.  Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.  20 ноября 1941 года вводится минимальная норма выдачи хлеба: рабочие 250г, а служащие, дети до 12 лет- 125г. Но представьте: это на целый день Самым вкусным, сладким для детей была не конфета, а крошечный кусочек хлеба. (СЛАЙД)

(метроном.) На сцену выходят ученики. Они передают бережно из рук в руки кусочек хлеба.

Вот он кусочек хлеба!

 1-й ученик. Соевой муки 12%    (передает хлеб).

2-й ученик. Пищевой целлюлозы - 10% (передает хлеб).

3-й ученик. Хлопкового жмыха - 12% (передает хлеб)

4-й ученик. Отрубей - 2% (передает хлеб)

5-й ученик. Кукурузной муки - 3% (передает хлеб)

6-й ученик. Ржаной муки - 71%.

Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Наш хлеб по сравнению с блокадным, просто конфета!

Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Хлеб выдавали по карточкам. Блокадная карточка была дороже всего

 (СЛАЙД) Практически хлеб был единственным продуктом питания. Варили и ели все что находили.

Музыка 8 

Чтец 1

Вместо супа – бурда из столярного клея,

Вместо чая – заварка сосновой хвои…

Это б все ничего, только руки  немеют,

Только ноги становятся вдруг не свои.

Чтец 2

Только сердце внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары пойдут невпопад…

 Сердце! Надо стучать, если даже не можешь…

Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград!

Чтец 3

Бейся, сердце, стучи, несмотря на усталость.

Слышишь, город клянется, что враг не пройдет.

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оказалось еще восемьсот.

Музыка 9 « хлеб всему голова» Зима 1941 года оказалась для ленинградцев суровым испытанием  не было ни воды, ни электричества, ни топлива, перестал работать транспорт. Голодные, замерзшие, почти без сил, жители города ходили за водой к рекам и каналам.  Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима, и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах. 
(СЛАЙД) Музыка 10 ФОН

Я в гору саночки толкаю чтец 4

Еще немного и конец

Вода в дороге замерзая

Тяжелой стала как свинец  

Метет колючая пороша  чтец 5

А ветер каменит слезу

Изнемогая словно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

И смерть сама сидит на козлах чтец 6

Упряжкой странною горда  

Как хорошо, что ты замерзла

Святая невская вода.

Когда я поскользнусь под горкой   чтец 7

На той тропинке ледянной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой

(СЛАЙД) Ведущий 1: Ребята в это трудное время не забывали и про учебу. Они с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было холодно, даже замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…
У многих случались голодные обмороки, многие валились с ног от холода и бессилия. Смертность была огромная, дети умирали даже на уроках…

Чтец 1: Девчонка руки протянула, 
И головой - на край стола... 

 Сначала думали - уснула, 
А оказалось - умерла. 

Чтец 2: Её из школы на носилках, 
Домой ребята понесли.
 В ресницах у подруг слезинки,  
То исчезали, то росли. 
Чтец 3: Никто не обронил ни слова. 
Лишь хрипло, сквозь метельный сон 
Учитель выдавил, что снова 
Занятья - после похорон.

 Ведущий:   (СЛАЙД) Посмотрите на фотографию! Кто эта девочка? Знаете, как её зовут? Да, это Таня Савичева. Ребёнок блокадного Ленинграда.

Сценка «Таня Савичева»

Музыка 11.  (метроном)

На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет. (метроном)

Таня Савичева: Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Таких как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: «Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя - это моя сестра. «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

Очень трудно писать слово «умер Лека умер… Умер Лека…»

Голос за кадром: Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.

Таня Савичева

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Голос за кадром: Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек.

Таня Савичева: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»

Голос за кадром: За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка. Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.

Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее. «Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Голос за кадром Ее голос оборвался. Но под сводами ледяной комнаты, как эхо, зазвучали другие голоса, такие же приглушенные, охрипшие:

Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…  Во Всеволожском районе Ленинградской области создан мемориальный комплекс «Цветок жизни», в состав которого входит траурный курган «Дневник Тани Савичевой». (СЛАЙД)

Все уходят

Ведущий: Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. Многим маленьким ленинградцам, сердцем заслонившим Ленинград, уже не суждено будет стать взрослыми. (слайд):

Голодные люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, кисель из столярного клея

Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. (СЛАЙД)

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо по единственной «Дороге жизни» Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой:  Сколько человек спасла от неминуемой гибели эта легендарная ледовая трасса.  По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей – всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек. И сейчас, ребята, мы послушаем песню о Ладоге и посмотрим настоящие кадры военной хроники! музыка 12. ЭХ ЛАДОГА

Ведущий: В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду! 18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Вместе с ними эту победу отмечали все советские люди.

Музыка 13. Звучит фонограмма сообщения Левитана о прорыве блокады Ленинграда

Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен 27 января 1944 года.

( музыка Ленинградцы 14) Стихи читают ученики (о прорыве блокады) (слайд )

1.За залпом залп.
Гремит салют.  
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость      

Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!

2.Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют
С тобой
Пол - Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе –
Салют!            

Сегодня ленинградцы
Плачут...

Музыка 15. Звучат «Грёзы» Шумана. Все участники выходят на сцену. Ведущий: МИНУТА МОЛЧАНИЯ.  Всё меньше остаётся защитников Ленинграда, но живы дети блокады. Не было и, дай бог, никогда больше не будет на земле детей, которым придётся пережить то, что пережили эти дети Колодин Никита

 И память тех, кого так свято чтим,

 Давайте, люди встанем на мгновенье

 И в скорби постоим и помолчим! МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Блокадники будут вспоминать родных и близких, которые покоятся в братских могилах Пискарёвского, Серафимовского, Богословского и других кладбищ города. А в нас, вместе с нашими сердцами, пусть всегда стучит Ленинградский метроном и звук его будет слышен всем последующим поколениям.

Музыка 16(метроном) (СЛАЙД фото Пискаревского кладбища)

Ведущий:   (видеоряд БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА) Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Мы не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знаем, что такое похоронки. Над нами мирное небо над головой, и мы должны его беречь! Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали «За оборону Ленинграда».

В заключение нашего часа общения посвящённого   подвигу  города - героя  Ленинграда,  давайте все вместе споём ещё одну песню. Музыка Аркадия Островского, слова Льва  Ошанина  «Пусть всегда будет солнце» (музыка 17 все участники) Слайд

C:\Users\MGH\Desktop\IMG-20230310-WA0006.jpg

C:\Users\MGH\Desktop\IMG-20230310-WA0013.jpg


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«И шар земной гордится Ленинградом!» (Сценарий мероприятия, посвященного Дню Снятия Блокады города Ленинграда)

«И шар земной гордится Ленинградом!»(Сценарий мероприятия, посвященного Дню Снятия Блокады города Ленинграда)Разработчик – методист, педагог дополнительного образования Матянина Татьяна ИвановнаУчастн...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Данный сценарий мероприятия, посвященного годовщине снятия Блокады Ленинграда направлен на формирование у обучающихся осознания исторического прошлого, формирование представления о роли Ленинграда в В...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады ЛенинградаЦель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Задачи: формирование у обучающихся осознани...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Задачи: формирование у учащихся осознания исторического прошлого, сформировать представление о роли Ленинграда в Великой...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда «Подвиг Ленинграда»

Вам, героическим защитникам Ленинграда, Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду, Всем ныне живущим и павшим смертью храбры...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады ЛенинградаЦель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:- формирование у обучающихся осознания исторического...