Математическая игра - путешествие "По волнам математики"
план-конспект занятия (5, 6 класс)

Яблоновская Ирина Александровна

Внеклассное мероприятие, командное соревнование между учащимися 5 - 6 классов, которое можно провести в рамках Недели математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математическая игра – путешествие «По волнам математики»

Цели: заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в интересную работу, способствовать расширению кругозора учащихся.

В игре участвуют 3 команды (5 – 6 классы)

Состав команды: капитан, штурман, лоцман, радист,  врач, кок, юнга. Остальные учащиеся класса - болельщики.

Формирование команды: команда формируется перед началом игры с помощью вопросов, задаваемых командам.

Ведущий.

1. Кто самый высокий в вашей команде? Самый высокий – капитан.

Вопрос капитану. Кому бы ты дал списать контрольную работу, зная наверняка, что учитель поставит ему за это два?      Это будет штурман.

2. Вопрос штурману. Кому из ребят он доверяет как самому себе? Выбирается лоцман.

3. Вопрос лоцману. Кому  можно доверить любую тайну? Выбирается радист.

4. Вопрос радисту. Кто самый добрый? Он будет врачом.

5. Вопрос врачу. Кто самый нежадный?  Самый не жадный будет коком.

6. Вопрос коку. Кто самый ловкий, самый находчивый, самый весёлый? Это юнга.

    Команда сформирована. Отправляемся в путешествие, но не  в обычное, а морское и математическое. И чтобы путешествие  прошло успешно, все члены команды должны быть готовы к любым ситуациям, т.е. должны обладать специальными знаниями. Вам будут предложены задания, отвечает тот, кому они предназначены, но команда может помогать в решении, потому, что вы одна команда и девиз нашей игры «Один за всех и все за одного». Каждое задание оценивается 5 баллами. Ответы и решения записываем на карточке. Поднимаем сигнальный флажок, если ответ на предложенные задания готов. Жюри фиксирует в путевом журнале степень выполнения заданий и проставляет очки. Ведущий поясняет задания и показывает  правильные решения, чтобы путешествие продолжалось.

Задания капитанам.

1 вопрос капитанам.

Ученица хотела купить в магазине 9 тетрадей, несколько блокнотов по 6 р. Каждый и три карандаша. Продавец выписал ей чек на 58 р. Взглянув на чек, ученица сразу же сказала продавцу, что он ошибся. Продавец удивился, как могла ученица так быстро найти ошибку. Как могла ученица, только взглянув на чек, найти ошибку?

Ответ: Сумма покупки должна делиться на 3.

2 вопрос капитанам.

В классе 36 человек. Мальчиков из них на 2 человека больше, чем девочек. Сколько в классе мальчиков и девочек?

Ответ: х + х + 2 = 36, 2х = 36 – 2 = 34, х =17                    17 девочек, 19 мальчиков.

Задания лоцманам.

1 вопрос лоцманам.

Каждая спичка имеет длину 4 см 5 мм. Как из 15 спичек сложить метр?

Ответ:  МЕТР

2 вопрос лоцманам.

К берегу подошли 30 солдат. У того же берега была лодка и в ней двое ребят. Как переправить на другой берег весь отряд, если в лодке могут плыть или двое ребят, или один солдат?

Ответ. Сначала едут двое ребят, один остается на другом берегу, а второй возвращается назад. Один солдат переезжает, первый мальчик возвращается и т.д.

Задания радистам.

1 вопрос радистам.

Акитаметам – ацирац куан, акитемфира – ацирац икитаметам.

                                                                                     (Карл Гаусс)

Ответ. Математика – царица наук, арифметика – царица математики.

2 вопрос радистам.

Расстояние между двумя телеграфными столбами равно 50 м. Сколько телеграфных столбов нужно установить на расстоянии 500 м.

Ответ. 1 + 10 = 11 (1 в начале)

Задания врачам.

1 вопрос врачу.

45 + 29 = 71. Равенство неверное. Попробуй-ка исправить это равенство в одно мгновение.

Ответ. 45 + 26 = 71.

2 вопрос врачу. 

Как от куска ленты в 2/3м отрезать полметра, не имея при этом под руками метра?

Ответ. Сложим ленту пополам 2/3 : 2 = 1/3, затем еще пополам  1/3 : 2 = 1/6

а)2/3 – 1/6 =1/2  б) 1/3 + 1/6 =  3/6 = 1/2

Задания штурманам.

1 вопрос штурманам.

 Заправить корабль. Бидон, емкость которого 10 л, наполнен керосином. Имеются ещё пустые сосуды в 7 л и 2 л. Как разделить керосин в два сосуда по 5 л каждый?

Ответ: 10 – 7 + 3           7 – 2 = 5           3 + 2 = 5

            1б   2б   1б        2б   3б  2б         1б  3б   1б

2 вопрос штурманам.

Какой сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?

Ответ: 1 +2 = 3  части  24ч : 3 части = 8 часов.

Задания кокам.

1 вопрос кокам.

Требуется поджарить 3 ломтика хлеба. На сковороде умещается лишь два ломтика. На поджаривание ломтика с одной стороны требуется 1 мин. За какое кратчайшее время можно поджарить с двух сторон 3 ломтика?

Ответ 3 мин.

2 вопрос кокам.

На циферблатных весах, которые имеются в продуктовых магазинах, написано: «Разрешается взвешивать от 50 г». Можно ли взвесить на этих весах, не нарушая правил, покупку в 30 и 40 г? Как?

Ответ: Например, кусок мыла взвесить – 100г. Затем к нему добавить покупку.

Задания юнгам.

1 вопрос юнгам.

На какое число нужно разделить два, чтобы получить четыре?

Ответ: 2 : 0,5 = 4

2 вопрос юнгам.

Ребята пилят бревно на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает 1 мин. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 м ?

Ответ. За 4 мин.

Ведущий. В промежутках времени, пока команды выполняют задания, задаем вопросы болельщикам.

1. Кирпич весит 1 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (2 кг)

2. Крышка стола имеет четыре угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у крышки?  (5)

3. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)

4. По столбу высотой 10 м взбирается улитка. За день она поднимается по столбу на 5 м, за ночь опускается на 4 м. Сколько дней ей потребуется, чтобы подняться на вершину столба?

(Ответ: в 1 день  + 5м, ночь – (- 4), всего 1 м вверх. За пять дней улитка   поднимется на  5 м. За шестой – еще 5 м и вершина).

5. В доме семь этажей одинаковой высоты. Во сколько раз лестница на седьмой этаж длиннее, чем лестница на четвертый этаж?

(Ответ: с 1 – го по 7 –ой этажи – 6 пролетов, с 1 – го по 4  - ый этажи – 3 пролета.

6 : 3 = 2, т.е. в 2 раза.

6. Ослица и мул шли вместе, нагруженные мешками равного веса. Ослица жаловалась на тяжесть ноши. Что ты жалуешься? – сказал мул. – Если ты дашь мне один твой мешок, моя ноша станет вдвое больше твоей, а если я тебе дам один свой мешок, наши грузы сравняются». (Ответ: 5 мешков, 7 мешков)  

7. В заглавии каких литературных произведений встречаются названия чисел?

Три поросенка, три мушкетера, 12 стульев.

Ведущий. Наше путешествие подошло к концу. Жюри подводит и объявляет итоги. Команда, набравшая большее количество очков, объявляется победительницей (все участники получают сладкие призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка математической игры: "Путешествие по островам математики"

Разработка внеклассного математического меропрятия: математическая игра: Путешествие по островам математики, где ученики в составе 6-7 команд путешествуют по станциям, проявляют свою смекалку....

Игра: Поле математических чудес « О женщинах – математиках» для учащихся 8 класса

Вступительное слово учителя: Очень часто мы слышим, что математика – наука скучная. Она не скучная – она просто очень серьезная, как и любая другая. Не зря одним из великих людей было сказано: «Предме...

Математическая игра для 5 класса: "Морское путешествие в страну "Математика"

Математическая игра разработана для учащихся 5 класса и  может быть использована на предметной неделе или  уроке занимательной математики. Цели  игры: 1) развивать  логическое мышл...

Математическая игра «Математик-бизнесмен»

Внеклассное мероприятие, расчитанное на учащихся 5-6 классов....

Математическая игра "Самый умный математик"

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов учащегося: восприятия, представлен...

Час занимательной математики (интеллектуальная математическая игра в 8 классе, в формате игры "Брейн-ринг")

Одной из важнейших задач образовательного процесса является формирование у учащихся заинтересованности в приобретении знаний, умения учиться, что даёт возможность пополнять свой кругозор, успешно опер...