Социально-творческий проект школьного самоуправления "Шаг в будущее"
проект (5, 6, 7, 8 класс)

Пашина Мария Михайловна

Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Самоуправлению присущи определенные функции:

  • адаптационная (обеспечение личности некоторой гармонии  взаимоотношений в коллективе);
  • интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей, родителей; сферное объединение культурных норм различных наук);
  • рефлексия и прогнозирование (определение перспектив на основе диагностики);
  • ввод в управленческую культуру (учить жить в будущем!)

 

Актуальность: в современной школе необходим новый подход к воспитанию личности. Одним из механизмов является детское самоуправление, с помощью которого можно внедрять различные социокультурные проекты.

Мы предлагаем социально-творческий проект «Шаг в будущее»

 

Цель: создание воспитательного пространства школы, с помощью которого происходит формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

 

Задачи:

1. Формирование модели «социально-активная личность».

2.Предоставить учащимся возможность участвовать в управлении школы через деятельность органов ученического самоуправления и детскую организацию имени Ульяны Громовой..

3. Развитие сотрудничества между младшими и старшими школьниками, между       школьниками и учителями, между педагогами и родителями, родителями и учениками. 

4. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

5. Развитие творческих и лидерских способностей.

6. Развитие умения писать проекты.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовская область

Пичаевский район

МБОУ «Пичаевская СОШ»

СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ШКОЛЬНОГО САМОМОУПРАВЛЕНИЯ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

     Автор:

                                           Пашина Мария Михайловна,

                       Старший вожатый

с. Пичаево, 2022 г.

                                                               

ВВЕДЕНИЕ

                                                                                                  Перед тобой открыты все дороги

                                                                                               Перед тобой открыты все пути

   Ведь в жизни сделать надо много

                                                                                                  Лишь сделай шаг, всё впереди…

Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Самоуправлению присущи определенные функции:

  • адаптационная (обеспечение личности некоторой гармонии  взаимоотношений в коллективе);
  • интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей, родителей; сферное объединение культурных норм различных наук);
  • рефлексия и прогнозирование (определение перспектив на основе диагностики);
  • ввод в управленческую культуру (учить жить в будущем!)

Актуальность: в современной школе необходим новый подход к воспитанию личности. Одним из механизмов является детское самоуправление, с помощью которого можно внедрять различные социокультурные проекты.

Мы предлагаем социально-творческий проект «Шаг в будущее»

Цель: создание воспитательного пространства школы, с помощью которого происходит формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

Задачи: 

1. Формирование модели «социально-активная личность».

2.Предоставить учащимся возможность участвовать в управлении школы через деятельность органов ученического самоуправления и детскую организацию имени Ульяны Громовой..

3. Развитие сотрудничества между младшими и старшими школьниками, между       школьниками и учителями, между педагогами и родителями, родителями и учениками.  

4. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

5. Развитие творческих и лидерских способностей.

6. Развитие умения писать проекты.

На основе данной цели выдвинута рабочая гипотеза: целенаправленное воспитательное воздействие на учащихся с помощью институтов семьи и школы  будет способствовать формированию социально-активной личности, способной адаптироваться в современном мире.

 Социально-творческий проект основан на принципах:

- индивидуальности (личностно ориентированном подходе);

- деятельностного подхода (через систему мероприятий, дел, акций учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка);

- творчества (каждое дело, занятие, в т.ч. создание проекта, модели, участие в мероприятии художественно-эстетического направления и т.д., - творчество ученика, коллектива учащихся, педагогов);

- разновозрастного единства (существующая система ученического самоуправления обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов);

- открытости системы (совместная работа школы, семьи, других социальных партнёров направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей)

Способы и методы создания проекта:

  1. Анализ литературы и теоретическое обоснование проблемы.
  2. Педагогическое наблюдение.
  3. Социологические методы – беседы, анкетирование, интервьюирование   учащихся, педагогов.
  4. Статистическая обработка полученных материалов:  результатов анкет и интервью с последующим анализом.

5) Консультации со специалистами: заместитель директора по ВР МБОУ «Пичаевская СОШ» Лазутина Ирина Евгеньевна.

 В ходе написания проекта проводились консультации со специалистами: заместитель директора по ВР МБОУ «Пичаевская СОШ» Лазутина Ирина Евгеньевна

 Вот выдержки из  интервью:

«Детское самоуправление – одно из важных составляющих воспитательной системы школы. С помощью самоуправления ребята вовлекаются в активную общественную деятельность. Кроме того, они развивают свои творческие и лидерские способности. Не каждый ребёнок способен к хорошей учёбе, но он всегда может себя реализовать в любой другой внеклассной деятельности. К тому же работа детского самоуправления адаптирует ребёнка во взрослую жизнь. После школы ребята становятся студентами, а некоторые начинают работать, поэтому им необходимо быть готовыми к новому этапу жизни. Я считаю, что данный проект поможет активизировать работу детского самоуправления и окажет влияние на формирование социально-активной личности», - так считает  заместитель директора по ВР МБОУ «Пичаевская СОШ» Лазутина Ирина Евгеньевна.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Место проведения: МБОУ «Пичаевская СОШ»

Сроки проведения: в течение одного календарного года (2022-2023 учебный год)

Целевая группа: учащиеся школы 1-11 классов

Материально-техническое обеспечение:

- учебные кабинеты,

- актовый зал,

- вожатская,

- компьютерный и мультимедийный кабинеты,

- спортивный зал,

- библиотека,

- медпункт,

- школьный стадион,

- канцелярские товары и расходные материалы,

- грамоты, дипломы,

- призы,

- костюмы,

- школьный автобус,

- техническое оснащение (звуковая аппаратура, компьютеры, ноутбук, принтер, копировальная техника, медиапроектор, интерактивная доска, камера, фотоаппарат)

Кадровое обеспечение:

- лидеры детской организации имени Ульяны Громовой (5-8 классы), совет старшеклассников (9-11 классы),

- педагогический коллектив,

- родители,

- внешний социум (специалисты центра занятости,  методисты ЦРТДиЮ и другие).

Информационное обеспечение: размещение информации на сайтах школы,  в школьной газете «Школьный Олимп» и по необходимости в средствах массовой информации.

Финансирование: проект будет осуществляться  с помощью проведения учащимися школьной ярмарки.

СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА:

Проект основан на моделировании образа социально-активной личности.

Какой должна быть социально-активная личность?

  • Каждая характеристика личности ассоциируется с месяцем, в течение которого проводятся несколько ключевых мероприятий, воспитывающих ту или черту характера личности.
  • В начале года оформляется творческая план-сетка с основными мероприятиями. На специальном стенде в течение года творчески оформляется модель «Социально-активная личность» по ходу реализации проекта.

Перспективный план мероприятий, реализуемый в ходе

социально-творческого проекта «Шаг в будущее»

Сентябрь

Общение

Октябрь

Право

Ноябрь

Здоровый образ жизни

1. Круглый стол на тему «Школьное самоуправление». Перспективы на будущий учебный год.»

Среди 5 – 11 классов

2. Посвящение в Совет Актива всех новых лидеров.

Среди 5 – 11 классов;

3. Игра по станциям «Мы вместе». Цель: сплочение коллектива, выявление лидерских способностей отдельно взятой личности, знакомство, общение. Для Совета Актива

4. Специальное собрание для 1 – 4 классов. Цель: ознакомление с понятием детского самоуправления. Назначение шефства старшими классами.

1.Тематическая игра «Я имею право».

Цель: ознакомление учащихся со своими основными правами и обязанностями.

Среди 7 – 8 классов.

2. Анкетирование среди учащихся «Что мы знаем о правах?». Среди 5 – 11 классов.

3. Дискуссионный клуб «Правовое общество». Цель: беседа, развитие дискуссии об обществе. Среди 5 – 11 классов.

4. Лекторий на тему: «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних». (С приглашением инспектора ОПДН). Среди 1 – 11 классов.

1. Школьная агитбригада «Молодёжь за здоровый образ жизни».

Участники: 8 – 11 классов.

2. Игра по станциям «Быть здоровым – это стильно!». Среди 3 – 4 классов;

3. Интеллектуальная игра «Основы ЗОЖ». Среди 5-6 классов.

4. Проведение семинаров – тренингов команды волонтёров «Юный патриот».

5. Тематический лекторий: «Вредные привычки и способы борьбы с ними». (С приглашением нарколога).

Среди 7-11 классов

Декабрь

Творчество

Январь

«Шаг в будущее».

Переход в новый год!

Февраль

Патриотизм

1. Творческий конкурс «Созвездие талантов».

Среди 1 – 11 классов.

2. Творческий мини – проект «Новогодний ажиотаж».

Среди 1 – 11 классов.

3. Новогоднее представление для старшеклассников «Ночь перед Рождеством».

Среди 8 – 11 классов.

1. Профориентационная игра «Профессия моей мечты». Среди 9 – 10 классов.

2. Конкурс рисунков и плакатов: «Я и моя семья в мире профессий», «Кем я хочу стать». Среди 1 – 11 классов.

3. Конкурс стихов, сочинений, эссе на тему: «Я хочу стать…». Среди 1 – 11 классов.

4. Конкурс мультимедийных презентаций «Нужные профессии». Среди 5 – 11 классов.

5. Дискуссионный клуб между учащимися и родителями «Выбор профессии»

1. Маршрутная игра «Мы – дети России». Среди 5 классов.

2.Встреча – экскурсия с участниками ВОВ в школьной  музейной комнате «История поколений». Среди 7 – 11 классов.

3. День классической музыки.

 4. Конкурс «Суперпарень – 2017». Среди 8 – 11 классов.

5. Конкурс рисунков «Нам дороги эти позабыть нельзя…». Среди  1 – 8 классов.

Март

Интеллект

Апрель

Ответственность

Май

Семья

1. Интеллектуальная игра «Цивилизация». Среди 11 классов.

2.Интеллектуальная игра «Самый умный». Среди 1 – 4 классов.

3. Творческий конкурс «Экспериментальный театр моды». Среди 5 – 8 классов.

4. Круглый стол на тему: «Трудоустройство в современном мире». Среди 8 – 11 классов. (С приглашением специалиста из Центра Занятости).

1. Игра по станциям «ПДД». Среди 1 – 2 классов.

2. Выставка рисунков по теме «Безопасное поведение на воде», «Не играй с огнём», «Внимание, дорога!» Среди 1 – 4 классов.

3. .Лекторий на тему: «Особенности подросткового образа жизни. (Приглашение школьного психолога).

1. Семейная туристическая тропа. Среди 3 – 4 классов.

2. Круглый стол на тему: «Толерантность в наши дни». Среди членов Совета Актива.

3. Семинар – тренинг «Семейные будни». Среди 10 классов.

Июнь

Позитив

Июль

Красота

Август

Дружба

1. Организация трудовой бригады «Позитив». Среди  8-10 классов.

2. Работа волонтёров школы в детском саду «Берёзка»

3. Организация профильного отряда «Лидер».

1. Активный отдых, досуг.

2. Дневник «Мои увлекательные каникулы».

3. Фоторепортаж «Ах, лето…».

1. Встреча с одноклассниками.

2. Проект «1 сентября».

3. Акция «Подарок библиотеке».

Анкетирование на тему «Социально-активная личность»

  1. Что в Вашем понимании означает социально-активная личность?

1.  Это творческая, креативная личность, которая не только может мастерски конструировать уже имеющийся опыт, но и претворять в жизнь самые смелые свои идеи и замыслы. Он созидает и вдохновляет.

2. Человек, который всегда повышает качество своей работы.

3. Человек, который принимает активное участие в деятельности организации, поддерживает её своим делом, мнением, советом.

4. Свой вариант ответа.

2. Каким должен быть по - Вашему мнению настоящий, действительно настоящий лидер?

1. Этот лидер может иногда пожертвовать своим временем, чтобы совершить важное для других и для себя дело.

2. Этот лидер должен день ото дня повышать свою ответственность.

3. Этот лидер всегда рад поделиться своим опытом. Он должен располагать рядом возможностей, практиковать и передавать другим свой опыт, знания, умения, таланты.

4. Этот лидер должен активно относиться не только к обществу, с которым он постоянно взаимодействует, но и, прежде всего, к себе. Он постоянно личностно и профессионально растёт и развивается.

3. Какие, на Ваш взгляд, должны проводиться мероприятия для полного развития социально-активной личности?

4.  Вы слышите слово «лидер»…Какие ассоциации сразу вызывает у Вас это слово? Сравните, одним словом, лидера с кем-нибудь или с чем-нибудь.

Результаты опросов и анкетирований:

Вопрос № 1

Вопрос № 2

Вопрос № 3

Какие на Ваш взгляд должны проводиться мероприятия для полного развития социально-активной личности?

Большинство учащихся считают, что должен проводиться комплекс различных мероприятий: творческие (музыкальные,  танцевальные, актёрские, КВН), интеллектуально-игровые, спортивные.

Вопрос № 4

Вот  Вы слышите слово «Лидер»…Какие ассоциации у Вас  сразу вызывает это слово?

Сравните одним словом лидера с кем-нибудь или с чем-нибудь.

В.В. Путин

Главный человек

Первый

Лев (гордый лев)

Движение, энергия

Тигр

Народ

Активность

Спортсмен, бегущий впереди всех на высокой горе

Победа

Человек-зверь

Герой

Лучший в определённом обществе

Человек, участвующий во всех мероприятиях и хорошо знающий своё дело

Человек, который в меру может командовать людьми

Лидер

12 голосов

8 голоса

6 голоса

5 голоса

4 голоса

3 голоса

3 голоса

4 голоса

2 голоса

4 голоса

3 голоса

4 голоса

1 голос

5 голоса

3 голоса

1 голос

5 голоса

ВЫВОДЫ: 1) Не все учащиеся полностью представляют что такое «социально- активная личность», никто из опрошенных не смог дать свой вариант ответа;

2) О том, кто такой «лидер» большинство учащихся имеют представление. Однако, социально- активная личность и лидер это не одно и тоже.

3) Большинство учащихся осведомлены о разных направленностях мероприятий и готовы помочь в реализации данного проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- Формирование у учащихся основных представлений о социально- активной личности и способах адаптации в современном обществе.

- Развитие лидерских и творческих способностей.

- Активизация работы детского самоуправления как внутри класса, так и на общешкольном и городском уровнях.

- Содействие формированию у учащихся правильных социальных установок в отношении здорового образа жизни.

- Содействие формированию у учащихся собственной жизненной позиции и способности противостоять негативному влиянию референтных групп.      

- Развитие умения писать проекты.

- Развитие сотрудничества между учащимися разных возрастов, педагогов и родителей.

- Подтверждение рабочей гипотезы: целенаправленное воспитательное воздействие на                         учащихся с помощью институтов семьи и школы  будет способствовать формированию социально-активной личности, способной адаптироваться в современном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вишневская С.Ю., Либерман А.А., Патракеева В.А., Репина О.К. Создание развивающего пространства для подростков (методическое пособие). М.: Сентябрь, 2005.
  2. Классному руководителю о воспитательной системе класса. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  3. Научно – методический журнал «Классный руководитель». М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
  4. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка социально-творческого проекта "The ABC Party"

Краткое описание  проекта, сценарий праздниа "Прощание с английской азбукой", стихи и презентация "The ABC Zoo Game"....

Социально-творческие проекты видеостудии как одна из форм внеурочной деятельности

Создание социокультурной среды, в которой педагог, используя метод социально-значимых творческих проектов и ставя перед детьми конкретные креативные и дидактические задачи,может достичь нужных результ...

Социально-творческий проект "Мы ВАС любим!", посвященный 8 марта

Социально-творческий проект "Мы ВАС любим!" посвящен 8 марта, Конечной целью проекта было видеопоздравление, создание праздничной атмосферы в коллективе. проект состоял из двух самостоятельных частей....

Проект школьного театра исторической реконструкции "Исторический театр - развитие,гармония,будущее"

Проект содержит программу работы школьного театра. Работа получила гранд, в данное время в нашей школе идет реализация проекта....

Опыты и эксперименты. "Социально-творческий проект "Молодежь изменяет мир.Граффити"

Опыт реализации проектов для школьной молодежи показал,что благодаря самостоятельным инициативам молодежи  могут решаться многие социальные вопросы. Они помогают молодым людям приобрести опыт и ж...

Социально-творческий проект "Родом из детства"

Проект  социально-творческий. Изготовление шкатулок из открыток....