Рабочая программа читательского клуба " В мире современной литературы"
рабочая программа (7 класс)

Галкович  Оксана Вячеславовна

Программа читательског клуба в рамках внеурочной деятельности  направлена  на развитие читательской грамотности подростка через изучение  современной литературы 21 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_chitatelskogo_kluba.docx48.88 КБ

Предварительный просмотр:

станица Ильинская Новопокровский район Краснодарский край

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя    общеобразовательная школа № 16 имени Г.К. Жукова станицы Ильинской муниципального образования Новопокровский район

(наименование образовательной организации)

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                              решение педсовета протокол № _

                                                                                              от _________                 2021года

                                                                                              Председатель педсовета

____________/ГорбуноваВ.И./

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

        

Читательского клуба « В мире современной литературы»

в рамках внеурочной деятельности

Направление:  социально-гуманитарное

Срок реализации  программы: 1 год

Количество часов: 34 часа, 1 раз в неделю

Возрастная  категория: от  12 до 14 лет

Форма обучения: очная

Вид  программы: модифицированная

Авторы программы: Еорова Светлана Николаевна

                                   Галкович Оксана Вячеславовна

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

  Программа литературного клуба «В мире современной литературы» в рамках внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования соответствии с Законом « Об образовании» и направлена на развитие читательской грамотности подростка через изучение современной литературы как русских, так  и зарубежных писателей, отвечающих потребностям  учащихся. В программу добавлен региональный кубанский компонент согласно выбранным разделам.                

Направленность программы

Программа имеет социально-гуманитарную  направленность

Актуальность программы

  Современное общество является информационным. Чтение — одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной информации. Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой новые задачи. ФГОС  выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию, а для этого необходимо развивать у учащихся читательскую грамотность.

    Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Программа по литературе не предусматривает изучение в общеобразовательной школе современной литературы 21 века, которая была бы актуальна для  подростков, в связи с этим падает интерес к осмысленному чтению.

    Для решения данной проблемы  создана программа читательского клуба  для учащихся 7 – 9 классов «В мире современной литературы»  

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации  данной программы, позволят учащимся не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений над художественным словом. Целесообразность программы связана с возможностью через литературоведческий анализ художественного текста именно современной  литературы сделать учеников участниками своеобразного диалога между человеком и книгой, требующего усердия, работы ума и сердца и даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли ни единственная задача искусства.

     Сегодня очень важно научить школьников элементарным навыкам работы с информацией: поиском, анализом, обработкой, хранением, использованием и применением информации в максимально рациональной форме. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.

Педагогическая целесообразность.

Клуб как форма организации внеурочной деятельности школьников имеет большие педагогические возможности. Клуб – форма организации досуга, в рамках которой формируется потребность в культурных формах организации отдыха, снимаются личностные напряжения, удовлетворяются эмоциональные и информационно-познавательные потребности. Он имеет своей целью включать школьников в разнообразную деятельность, направленную на становление личностных компетенций и удовлетворение социальных потребностей. При этом ранее приобретённые навыки литературоведческого анализа будут углубляться и совершенствоваться. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

  Развитие умений смыслового чтения у школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую и нравственную составляющую. Формирование этих навыков легло в основу программы курса внеурочной деятельности « В мире современной литературы»

  По структуре занятие состоит из трех основных блоков:

1.     Вступительная беседа.

2.     Собственно чтение.

3.     Беседа после чтения и творческие задания.

   Последовательность блоков может варьироваться.

  Чтение одного произведения можно разделить на несколько встреч. Каждая    складывается из тех же блоков: вступительная беседа, чтение, беседа о прочитанном и творческие задания.

  Формы проведения занятий: беседы; практические занятия «Творение слова»; конкурсы; викторины; библиотечные занятия; защита проектов.

Перечень упражнений, используемый на занятиях, включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.

 Методы и приёмы: активные: работа с книгой, с интернет - ресурсами, научной литературой, компьютером; пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; эвристический.

  Итогом работы является театрализация сказочных сюжетов, мини – спектакль, защита мини-проектов. 

  Перспективность программы заключается в возможности разработки аналогичных программ внеурочной деятельности для учащихся 10-11 классов с соблюдением принципа преемственности обучения, что позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого  удовлетворения каждого ребенка

                               

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

            Цель  программы клуба « В  мире современной литературы»:

  • расширение читательского кругозора учащихся, воспитание эстетического вкуса, развитие индивидуальных способностей каждого ученика.

     Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • вызвать интерес к современной литературе, пробудить в учащихся потребность к самостоятельному чтению;
  • формирование читательской грамотности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования школьников - смысловое чтение) и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • формирование первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных произведений современной литературы;
  • формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
  • развитие таких читательских действий, как поиск информации, систематизация, сопоставление, анализ и   обобщение имеющейся в тексте  информации, ее интерпретация;
  • обогащение нравственного опыта  школьников (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор);
  • создание условий для освоения коммуникативной культуры: умению высказывать оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать свою деятельность;
  • написание различных видов письменных работ по прочитанным произведениям: отзыв, рецензия, эссе.
  • участие в различных литературных конкурсах, повышающих интерес к чтению.

МЕСТО ЧИТАТЕЛЬСКОГО КЛУБА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа разработана для обучающихся 7-9 классов.  В группу принимаются учащиеся в возрасте 12-14 лет в начале учебного года. При наличии организационно-педагогических условий возможен добор учащихся  в группу в течение учебного года. На изучение курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Обучение ведется в смешанной группе. Продолжительность занятия – 40 минут. Срок реализации программы 1год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Я читатель? Я читатель!

Раздел1 Уроки дружбы

Мариам Петросян «Дом, в котором…». Яркое и своеобразное описание замкнутого социума, его характерных особенностей, нюансов адаптации новичка в сложившемся коллективе на примере интерната для детей - инвалидов. Фантастические мотивы произведения.

Тамара Михеева  «Янка». Образ главной героини. Ее стремление разобраться в своих чувствах и  отношениях с людьми.

Р. Дж. Паласио «Чудо». Тема дружбы и доброты, принятие себя таким, какой ты есть. Образ пятиклассника Августа.

Луис Сашар.  Краткая биографическая справка. Повесть «Ямы» (1998). Смысл заглавия. Система образов. Тема дружбы как спасения от одиночества.

Кубань. Лёвин С. А. На берегу безымянной реки.

 Раздел 2 Первая любовь

Федерико Рафинелли «Правдивая история». «Жуткая» сказка о любви клоуна Федерико и красавицы Надиры. Как среди жестокости и страха сохранить настоящее чувство?

Отношения Федерико и Надиры.  Можно ли верить, что дружба и любовь спасут мир?

Тамара Михеева «Островитяне»

Светлана Варфоломеева « Машка как символ веры». "Затертые" буднями вечные ценности - любовь, дружба, верность, мужество и стойкость, умение прощать, верить и надеяться на лучшее.

Джон Грин. « Виноваты звёзды» История о двух влюблённых - Хейзел и Огастуса. Испытания любви.

Кубань. Любовь в поэзии современных кубанских поэтов.

Раздел 3 Полюби учиться!

Евгения Пастернак, Андрей Жвалевский. Повесть «Я хочу в школу!». Образ школы мечты. Роль учителя в формировании личности ребенка. Учение с мучением или учение с увлечением. Стойкость в преодолении трудностей.

Наталия Волкова. «Разноцветный снег».

Анна Коростелёва «Школа в Кармартене». Волшебная школа, населенная обычными людьми и мифологическими персонажами.

Роланд Смит. Краткая биографическая справка. Повесть «Пик». Символический смысл заглавия. Проблема взросления в повести. Преодоление трудностей.

Кубань. Работа со сборником « Писатели Кубани детям»

4 Раздел     На пути к успеху

Дарья Варденбург  «Правило 69 для толстой чайки». Как несмотря ни на что добиться своей мечты и справиться с трудностями?

Юлия Кузнецова «Первая работа». Образ главной героини, стремящейся к своей мечте.

Дина Сабитова. Повесть «Три твоих имени». Драматизм судьбы главной героини. Образы семьи и детского дома в повести.

Дина Сабитова. Повесть «Три твоих имени». Система рассказчиков в произведении. Вариативность судьбы главной героини. Открытый финал произведения.

Жестокость и доброта людей в повести Дины Сабитовой « Три твоих имени».

Роланд Смит «Пик». Символический смысл заглавия. Проблема взросления в повести. Преодоление трудностей.

Кубань. А. Новожилова « Я против!»

5 Раздел Отношения с родителями

Д. Сабитова. «Где нет зимы». Смысл названия повести. Система рассказчиков. Фантастические элементы в произведении и их роль. История семьи в истории страны. Мотивы сиротства и одиночества ребенка. Традиции и новаторство.

Юлия Кузнецова «Где папа?» Трогательная история о том, как важно в любых обстоятельствах оставаться семьёй.

Джонатан Фоер.«Жутко громко и запредельно близко». Проблемы произведения.

Джон Бойн.  Краткая биографическая справка. Повесть «Мальчик в полосатой пижаме» Исторический контекст. Мир взрослых и мир детей в повести.

Джон Бойн.  Тема ответственности родителей за судьбу детей. Мотив жестокости.

Тема образования и воспитания в тоталитарном государстве. Экранизация повести.

Кубань. Сергей Левин.  «Вместе с нами по Кубани»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ЧИТАТЕЛЬСКОГО КЛУБА « В МИРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

        Личностные:

  • овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях;
  • развитие ответственности за свои поступки;
  • развитие доброжелательности и  отзывчивости по отношению к окружающим; осознавать роль литературы в жизни людей;
  • анализировать поведение литературных героев;
  • оценивать литературное произведение; объяснять поступки литературных героев, авторскую позицию.

        Метапредметные:

  • овладение навыками чтения произведений  современных писателей; логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
  • умение слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
  •  перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты, пословицы, поговорки, афоризмы;
  • признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

        Предметные:

  • овладение навыками анализа произведения литературы;
  • анализировать литературное произведение, систему образов, композицию, систему повествователей;
  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей литературный произведений, сказочных историй;
  • владеть навыками анализа языковых средств.
  • умение ориентироваться в мире современной литературы, выбирать книги, писать отзывы и рецензии на литературные произведения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

                                                 Тема

Кол-во часов

УУД

1

Вводное занятие. Я читатель? Я читатель!

1

Регулятивные УУД

• Строить свой ответ на заданную тему;

•Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поступкам героев произведений,

-выделять авторскую позицию.

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты, пословицы, поговорки, афоризмы;

Познавательные УУД

•Ориентироваться в литературной системе знаний; использовать литературные термины для анализа произведения;

•Делать предварительный отбор текстового материала для доказательств своего суждения.

•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературные  тексты,  свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на кружке.

•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания: написание отзыва, рецензии, собственного литературного произведения;

сочинять продолжение диалогов разных персонажей литературный произведений, сказочных историй;

  • участвовать в литературных конкурсах и турнирах

Коммуникативные УУД

•Уметь пользоваться навыками литературного  языка:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме.

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

•Совместно договариваться о правилах общения и поведения в клубе

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками;

в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Уроки дружбы

2

Мариам Петросян «Дом, в котором…». Яркое и своеобразное описание замкнутого социума, его характерных особенностей, нюансов адаптации новичка в сложившемся коллективе на примере интерната для детей - инвалидов. Фантастические мотивы произведения.

1

3

Тамара Михеева  «Янка». Образ главной героини. Ее стремление разобраться в своих чувствах и  отношениях с людьми

1

4

Р. Дж. Паласио «Чудо». Тема дружбы и доброты, принятие себя таким, какой ты есть. Образ пятиклассника Августа

1

5

Луис Сашар.  Краткая биографическая справка. Повесть «Ямы» (1998). Смысл заглавия. Система образов. Тема дружбы как спасения от одиночества.

1

6

 Кубань. Лёвин С. А. На берегу безымянной реки.

1

Первая любовь

7

Федерико Рафинелли «Правдивая история». «Жуткая» сказка о любви клоуна Федерико и красавицы Надиры. Как среди жестокости и страха сохранить настоящее чувство?

1

8

Отношения Федерико и Надиры.  Можно ли верить, что дружба и любовь спасут мир?

1

9.

Тамара Михеева «Островитяне»

1

10

Светлана Варфоломеева « Машка как символ веры». "Затертые" буднями вечные ценности - любовь, дружба, верность, мужество и стойкость, умение прощать, верить и надеяться на лучшее.

1

11.

Джон Грин. « Виноваты звёзды» История о двух влюблённых - Хейзел и Огастуса. Испытания любви

1

12

Кубань. Любовь в поэзии современных кубанских поэтов

1

Полюби учиться!

13

Евгения Пастернак, Андрей Жвалевский. Повесть «Я хочу в школу!». Образ школы мечты. Роль учителя в формировании личности ребенка. Учение с мучением или учение с увлечением. Стойкость в преодолении трудностей

1

14

Наталия Волкова. «Разноцветный снег».

1

15

Анна Коростелёва «Школа в Кармартене». Волшебная школа, населенная обычными людьми и мифологическими персонажами.

1

16.

Роланд Смит. Краткая биографическая справка. Повесть «Пик». Символический смысл заглавия. Проблема взросления в повести. Преодоление трудностей.

1

17

Кубань. Работа со сборником « Писатели Кубани детям»

1

         На пути к успеху

18.

Дарья Варденбург  «Правило 69 для толстой чайки». Как несмотря ни на что добиться своей мечты и справиться с трудностями?

1

19

Юлия Кузнецова «Первая работа». Образ главной героини, стремящейся к своей мечте.

1

20

Дина Сабитова. Повесть «Три твоих имени». Драматизм судьбы главной героини. Образы семьи и детского дома в повести.

1

21

 Дина Сабитова. Повесть «Три твоих имени». Система рассказчиков в произведении. Вариативность судьбы главной героини. Открытый финал произведения.

1

22

Жестокость и доброта людей в повести Дины Сабитовой « Три твоих имени»

1

23

Роланд Смит «Пик». Символический смысл заглавия. Проблема взросления в повести. Преодоление трудностей.

1

24

Кубань. А. Новожилова « Я против!»

1

                            Отношения с родителями

25

Д. Сабитова. «Где нет зимы». Смысл названия повести. Система рассказчиков. Фантастические элементы в произведении и их роль. История семьи в истории страны. Мотивы сиротства и одиночества ребенка. Традиции и новаторство.

1

26

Юлия Кузнецова «Где папа?» Трогательная история о том, как важно в любых обстоятельствах оставаться семьёй

1

27

Джонатан Фоер.«Жутко громко и запредельно близко». Проблемы произведения.

1

28

Джон Бойн.  Краткая биографическая справка. Повесть «Мальчик в полосатой пижаме» Исторический контекст. Мир взрослых и мир детей в повести.

1

29

Джон Бойн.  Тема ответственности родителей за судьбу детей. Мотив жестокости.

1

30

 Тема образования и воспитания в тоталитарном государстве. Экранизация повести.

1

31

Кубань. Сергей Левин.  «Вместе с нами по Кубани»

1

32

Интерактивная конференция «Мой круг чтения» на платформе Linoit.com

1

33-34

Защита проектов «Моё литературное открытие»

2

Используемая литература:

  1. Абелюк, Е. С. Практика чтения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. С. Абелюк ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016 — 236.
  2. Планы уроков и гиды по книгам от издательства «Самокат» https://samokatbook.ru/schools-libraries/plany-urokov-i-gidy-po-knigam/
  3. «Экcпекто патронум»! Книжный подкаст для детей и подростков Академии Arzamas  https://arzamas.academy/radio/announcements/expecto-patronum

  4. Проект А4: онлайн-журнал для учителей русского языка и литературы https://zen.yandex.ru/id/5f09886941a00578eba61e08?utm_source=main_stripe_big
  5. Электронная библиотека  https://libcat.ru/ 
  6. Электронная библиотека https://mir-knig.com/# 

Литература для учащихся:

  1. Д. Сабитова. «Где нет зимы». – М. «Самокат», 2011.  https://mir-knig.com/read_173626-1# 

  1. Мариам Петросян «Дом, в котором…». ООО "Издательство "Лайвбук"", 2016 https://mir-knig.com/read_201486-1

3.Тамара Михеева  «Янка»./ Литагент КомпасГид, 2018 г.

4. Р. Дж. Паласио «Чудо». Розовый жираф.2018 https://mir-knig.com/read_175858-1

5. Луис Сашар « Ямы»/ РОСМЭН-ПРЕСС, 2004 г

6. На берегу безымянной реки. Повесть. Лёвин С./ Издательство Традиция.2018 г.

7. Юлия Кузнецова «Где папа?» /Издательский Дом Мещерякова, 2013 г.

Технические средства обучения: 

- компьютер, принтер, ксерокс;

- магнитофон;

- фото и видео камеры;

- канцтовары;

- альбомы, ватман.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "В мире зарубежной литературы"

Программа учебного курса по литературе 5 класс ФГОС ООО....

Рабочая программа электива "Права человека в современном мире"

Электив предназначен для учащихся  8-9 классов  для повышения правовой культуры учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА работы клуба по интересу ‘Английский-клуб’

Данный курс не только знакомит с культурой стран изучаемого языка,но и   знакомит с общечеловеческими ценностями В ходе работы осуществляется организация праздников, ролевых игр, меропр...

Рабочая программа "Читательская грамотность" 2-8 кл

Обучающиеся научились:овладели следующими видами деятельности (комплексный анализ текста, написание творческих работ, поиск информации, редактирование, определение роли средств художественной выразите...