Рабочая программа "Читательская грамотность" 2-8 кл
рабочая программа (6 класс)

Скрябина Ирина Львовна

Обучающиеся научились:

  • овладели следующими видами деятельности (комплексный анализ текста, написание творческих работ, поиск информации, редактирование, определение роли средств художественной выразительности в тексте).
  • пользоваться разнообразными языковыми средствами;
  • определять тему и основную мысль текста, его стиль;
  • определять типы речи (повествование, описание, рассуждение)
  • составлять простой и сложный план текста;
  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты и тексты-рассуждения;
  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП Читательская грамотность 6 кл35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 27 г.Якутска

Утверждаю:

Зам.директора по воспитанию и социализации  _________________/Охлопкова И.К./

от  «____»__________________2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность по русскому языку «Грамотный читатель»

(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)

______6 А, Б, В, Г_ _______

 (класс)

Количество часов в неделю: __1__

Количество часов в год: __34__

Составила: Скрябина Ирина Львовна, учитель высшей категории

______2022-2023______

(учебный год)

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 6 классов составлена на основе:

- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;

– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»;

– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».

      Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста. 

      Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.

      В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.

           В результате изучения всех предметов обучающиеся средней школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

          Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом

Данная дисциплина входит в образовательную область «Филология».

Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей: 

- формирование читательской деятельности школьников;

- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты. 

Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.

         Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю. Срок реализации программы- 1 год.

Содержание курса включает следующее:

- поиск информации и понимание текста;

- преобразование и интерпретация текста;

- критический анализ и оценка информации.

         Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Повышение культурной компетентности
  • Повышение читательской компетентности
  • Изменение отношения к чтению
  • Рост читательской активности
  • Развитие  мотивации к чтению
  • Воспитание уважения к книге

                   Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
  • отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
  •  выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
  • объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
  • Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик сможет:

  • обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
  • Аргументировать свою точку зрения
  • Задавать вопрос
  • Составлять план текста
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность   информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

Ученик получит возможность научиться:

  • - Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • - Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
  • Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

       Система оценки достижений учащихся 6 классов

 Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета    

        Виды контроля:

-практические, самостоятельные и контрольные работы.

 Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.

Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.

Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

 - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучающихся    выражаются в следующем:

- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;

- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе   текста;

-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Календарно-тематическое планирование занятий по читательской грамотности 6 А, Б, В, Г классов

Дата

Тема урока

Форма организации

По плану

Фактически

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений

Вводное игровое занятие

2

Типология текстов. Речевая ситуация

Лекционное занятие

3

Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль)

Практическое занятие

4

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста

Сбор материала и анализ

5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства

Групповая работа

6

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации

Чтение

7

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция

Беседа, круглый стол

8

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

Работа с текстом

9

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста

Беседа, исследование

10

Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде

Индивидуальная работа

11

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака

Практические задания

12

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации

Работа с текстами

13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)

Выступление

14

Вопросы по содержанию текста

Квест

15

Формулирование выводов, основанных на содержании текста

Групповая работа, игра

16

Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся логически мыслить»

Индивидуальная работа, игра

17

Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме

Практические задания

18

Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач

Исследование, составление кроссворда

19

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос

Выступление

20

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу

Практическое занятие

21

Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу

Групповая игра

22

Составление схем с опорой на прочитанный текст

Беседа, круглый стол

23

Формирование списка используемой литературы и других информационных источников

Творческая работа

24

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

Индивидуальное практическое занятие

25

 Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию

Самостоятельная работа

26

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию)

Ролевая игра

27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста

Практическая работа

28

Выражение собственного мнения о прочитанном

Беседа

29

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация

Открытый микрофон

30

Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник»

Групповая работа

31

Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»

Индивидуальная и групповая работа

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

Беседа

33

Сопоставление различных точек зрения на информацию.

«Дятловы горы»

Работа с текстом

34

Итоговое занятие. Анализ текста

Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...