Методическая разработка внеклассного мероприятия «Волонтерское движение»
методическая разработка

Гурина Карина Владимировна

Методическая разработка внеклассного мероприятия«Волонтерское движение»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий проведения классного часа «Волонтерское движение»

Автор: учитель истории

Гурина Карина Владимировна

ГБОУ СОШ №532

Цель: развитие волонтёрского движения в школе и формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

 -  познакомить с волонтёрской деятельностью  

Развивающие:

-   способствовать развитию внимания, памяти, мышления, умению анализировать и делать выводы

Воспитательные:  

-  пробуждать интерес к волонтёрству;  

-  воспитывать чувства взаимопомощи, милосердия, сострадания.

 Оборудование: презентация, карточки-задания для групповой работы.

Ход классного часа:

Учитель: Здравствуйте. Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить об отношении к своим близким, о стремлении совершать добро. Стараясь заботиться о счастье других, мы находим свое собственное счастье. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.

По доброй воле людям помогать,
Ничего не требуя взамен —
За это нужно вам всем должное отдать,
Таких, как вы, лишь маленький процент!

Желаю добрые дела приумножать,
Ведь в нашей жизни — это главное задание!
Волонтером в мире каждый может стать,
Было бы на это лишь желание!

Учитель: О ком говорится в стихотворении? (Речь идет о волонтёрах. Волонтёры, добровольцы, волонтёрское движение – понятия, близкие теме нашего классного часа). Сегодня мы поговорим о тех людях, для которых добровольчество стало смыслом жизни.

Учитель: 5 декабря в большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. Второе название этого праздника – День волонтёров. Он был учреждён по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году в благодарность всем людям, добровольно внесшим вклад в развитие экономики и социальных программ на территории многих государств.

В разных уголках мира существует традиция посвящать год какому-то важному событию или явлению. Россия в этом вопросе не осталась в стороне, такая практика прижилась у нас и становится все более популярной и значимой. 2018 год был объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом волонтёра и добровольца. В России около семи миллионов человек вовлечены в волонтёрское движение, и они пользуются уважением и поддержкой в обществе.

Учитель: Кого называют волонтёрами? (предположения школьников)

В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей.

Как вы думаете, кто может стать волонтером? (ответы детей)

Чаще всего ответ на этот вопрос таков: им может быть человек, умелый и ответственный, который может посвятить свое время и умение добровольному труду.

Давайте посмотрим мультфильм и обсудим его. (Слайд № 5)

Какие выводы мы для себя сделали? Волонтером может быть каждый – независимо от возраста образования, материального статуса и т.п. Главное условие – это любовь к окружающим, доброе сердце и наличие свободного времени.

Особенности волонтёрского движения в России

После Крещения Руси в 988 году безвозмездная помощь и труд в монастырях стали традицией. Примерно в то же время началась помощь обездоленным. Инициатором стал князь Владимир Святославович. Его велением малоимущие могли приходить на княжий двор и получать пропитание и денежное довольство. Также при Владимире были созданы первые больницы, богадельни и приюты для детей-сирот, где люди трудились и помогали абсолютно бескорыстно. Безвозмездной помощью нуждающимся занимались не только князья и другие обеспеченные люди, но и обычные деревенские жители. Например, тогда были распространены — обряды коллективной помощи при строительстве домов погорельцам и в совместной уборке урожая.

 При Петре I появляется уже государственная политика в области защиты сирот и детей. Дело Петра продолжила Екатерина II. При императрице появились так называемые сиротские дома. В конце 1870-х годов появились первые в мире сестры милосердия. Это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров получило название Красный Крест.

 Одним из самых ярких и высокопоставленных волонтеров стала императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II. Во время Первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре великие княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь.

 В советское время после публикации повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» буквально все ребята загорелись желанием делать добрые дела, началось массовое детское движение. Лозунг этих ребят: «Сделай что-нибудь хорошее». Так, в России волонтёрское движение стало возрождаться в конце 80-х годов. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы.

Поэтому волонтерская деятельность имеет разные направления: социальное, экологическое, культурное, спортивное, медиаволонтерство, донорство, событийное, волонтерство общественной безопасности.

Волонтёрское движение как форма социальной помощи.

Составим на доске кластер «Сферы деятельности волонтеров» (учитель записывает название кластера, а каждый учащийся называет и записывает сферы, организации, где волонтеры могут оказывать свою помощь). При необходимости учитель помогает, добавляет.

Направления деятельности волонтеров

Волонтёрское движение готовит кадры для общественных и неправительственных организаций. Добровольцы имеют неоценимый опыт социального взаимодействия и часто лучше любых чиновников владеют ситуацией в выбранной ими сфере деятельности. Работа в качестве добровольца способствует формированию лидеров, которые готовы принять участие в деятельности государственных и общественных структур, ответственных за работу в социальной сфере.

Волонтёрство в школе

Взрослые хотят видеть подростков добрыми, отзывчивыми, душевными людьми. Но эти качества не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать в себе. Старшему поколению ближе слово «добровольчество», а молодому приглянулось «волонтёрство». Чего спорить?  Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. И у подростков возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки.

- Что испытываете вы, когда помогаете кому-то? (Радость, удовлетворение, чувство собственной значимости и пользы). Возможно. Но главное в том, что вы отдаёте частичку своей души другому человеку.

Сформулируем принципы волонтеров:

принципов:

1. Всегда уважать права, достоинства, национальные и культурные особенности других людей.

2. Самому придерживаться и пропагандировать здоровый образ жизни.

3. Всегда проявлять доброжелательность. Нельзя употреблять слова и выражения, которые могут обидеть или навредить другому человеку.

4. Волонтерство – это законный путь участия в жизни общества.

5. Волонтер всегда имеет право выбора.

Стать волонтером может каждый, достигший 14 лет. До этого вы можете принимать участие в волонтерском движении со взрослыми.

Дискуссия по обсуждению жизненных ситуаций

(Дети делятся на группы. Каждая группа обсуждает ситуацию и обменивается карточками. Затем переходим к общему обсуждению).

Ситуация 1.

Проанализируйте ситуацию и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело. 

Пришёл Вадик утром в школу и сразу же сообщил детям: «А я маме помогал». Когда появился его друг Вася, он и ему сказал: «А я маме помогал». Немного позже ещё и учителю похвалился: «Я маме помогал. Она меня похвалила». Хорошо ли всем рассказывать о своих хороших делах? Можно ли назвать мальчика скромным? Как называют тех, кто так делает?

Ситуация 2.

Ученик хорошо и активно работал на уроке, но учитель почему-то не поставил ему никакой отметки. Это вызвало у школьника возмущение: «Что же это я, даром трудился, что ли? Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что за это получил? Ничего!»

Как вы думаете, сможет ли этот мальчик делать добро просто так? Почему?

Ситуация 3.

Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути. Разберитесь, кто из мальчиков прав и почему?

Итоги урока. Итак, ребята вы почувствовали, что значит быть волонтером, что значит дарить бескорыстную помощь. Рядом с нами тысячи людей, нуждающихся в помощи.

Развитие волонтёрства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развитии гражданского общества.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения

Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения «Наша безопасность в наших руках»

Цель: Изучение правил дорожного движенияЗадачи:1.Учить детей правилам дорожного движения. Формировать чувства коллективизма, на основе совместных действий.2. Воспитание подражания положительным пример...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема мероприятия: «Общественные движения в России при Александре II»

Образовательные цели:-повторение и обобщение знаний, полученных на уроках истории по теме.-применение знаний, умений и навыков в практической деятельности обучающихся....