Сталинградский рубеж. 200 дней мужества
классный час (11 класс)

Лазарева Елена Викторовна

Цель мероприятия

повышение интереса к истории нашей страны,  знакомство с главными историческими событиями Великой Отечественной войны,  воспитание уважительного отношения к         истории своей Родины и памяти героев, ковавших победу.

Задачи:

 - гражданско-патриотическое воспитание школьников на     примере героического прошлого страны;

 - формирование чувства благодарности ветеранам   Великой Отечественной войны и уважения  к ним

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stalingrad.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сталинградский рубеж. 200 дней мужества»

 

Сценарий мероприятия к 80-летию Сталинградской битвы

 

Цель мероприятия

повышение интереса к истории нашей страны,  знакомство с главными историческими событиями Великой Отечественной войны,  воспитание уважительного отношения к         истории своей Родины и памяти героев, ковавших победу.

 

Задачи:

 - гражданско-патриотическое воспитание школьников на     примере героического прошлого страны;

 - формирование чувства благодарности ветеранам   Великой Отечественной войны и уважения  к ним

 

Оформление:  

презентация, фонограммы песен военных лет, аудио- и видеозаписи о Сталинградской битве.

 

Ход мероприятия

 

Внос знамени знаменной группой юноармейцев

Ведущий 1:    

Вам, кому ещё нет 18,

Всем, кто пока ещё не знает, что такое война.

Посвящается, 

Чтобы помнили,

Чтобы поняли!

 


Ведущий 2:    С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. 

 2 февраля -  очень значимая и важная дата, мы отмечаем 80-летие Победы в Сталинградской битве.

 

 Звучит минусовка песни «Сталинград », видеоряд на сцену выходят ученики, одетые в военную форму

Виды современного Волгограда 

Ученик:    

Стоит на Волге город-исполин,

Прославившийся в битве за державу.

Здесь насмерть воины стояли, как один,

И заслужили этим честь и славу.

 

Ученик:

Царицын, Сталинград и Волгоград –

В истории страны такая веха,

Где до сих пор, как много лет назад,

Войны прошедшей слышно эхо.

Лирическое вступление

Сценка и «Рио-Рита»

На сцене юноши и девушки в гражданской одежде 40-х годов ведут диалог:

-А ты о чем мечтаешь?

- Я хочу быть геологом, открывать тайны земли.

- А я поеду в Москву поступать в медицинский.

- Учителя тоже  нужны стране!

- А я хочу быть военным, буду пограничником.

- Ребята, ну хватит разговаривать, давайте танцевать!

  1. Звучит «Рио-Рита»

  2. Фонограмма боя

  3.  «Священная война»

2.Голос за сценой: Но летом 41г этим мечтам не суждено было осуществиться.

3. Вот уже второй год враг топчет нашу землю, разрушая города и села, неся страдания мирным жителям.

 

Слайды разрушенного Сталинграда 

Ведущий 1:   Более двухсот дней и ночей, с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года, на территории донских и волжских степей шли тяжёлые, кровопролитные бои. По продолжительности и ожесточенности, по количеству участвующих в них людей и боевой техники эта битва превзошла все предшествовавшие ей сражения.

 
Ведущий 2: Но на  пути врага был Сталинград - город, расположенный на главной водной артерии страны - на Волге.  Овладев Сталинградом, немцы получили бы выход к Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку, а значит к неограниченным запасам нефти. Всем было предельно ясно, что Сталинград - это последний рубеж. И этот рубеж сдавать нельзя.

 

 

Ученик:

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперёк России –

И всю её прикрыл собой!

 

 

 «Наступление немцев на Сталинград»

 

Ведущий 1:   Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что они легко за 2 недели до 25 июля овладеют Сталинградом силами только 6-й армии. Но упорное сопротивление советских войск спутало планы врага. 31 июля с Кавказского направления на Сталинград была перенацелена немцами 4-я танковая армия. Сталинградское направление стало для фашистов главным. Ломая упорное сопротивление советских воинов, враг, несмотря на потери, рвался к городу.

 Письма немецких солдат (О. Высотин «Письма из Сталинграда»)

Ведущий 2:  Чтобы захватить город на Волге, противнику необходимо было преодолеть с боем всего 10 км. Но тут случилось то, чего никто не ожидал. Эти 10 км фашистская армия преодолеть не смогла. Весь мир с затаённым дыханием следил за этим сражением. Весь мир назвал Сталинградскую битву  чудом.

 

Ведущий 1:   Самым трудным для сталинградцев был день 23 августа 1942 года. В три часа дня над центральной частью города появились сотни вражеских тяжелых бомбардировщиков. Немцы методично сбрасывали то зажигательные, то тяжелые фугасные бомбы. Фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолётовылетов. Кромешный ад. Дым пожарищ застилал полуденное солнце.  Город был превращен в развалины. Отовсюду доносились стоны, крики раненых. Смерть разила людей всюду. В этот день погибло свыше 40 тыс. мирных жителей.

 

«Горячий снег» фонограмма песни

 

Ведущий 2: В течение первых четырёх месяцев шли упорные оборонительные боиБыли дни, когда наши войска отражали по 20-25 атак врага. Любое продвижение оплачивалось небывалым числом солдатских жизней.

       Один из участников этих боев рассказывал, что каждую ночь на его позиции привозили батальон солдат, а к следующему вечеру от него оставалось несколько человек.

Звучит минусовка песни « Бьется в тесной печурке..», выходит группа молодых бойцов

Виды разрушенного Сталинграда,  «Молодые бойцы»

 

Ученик:  Раз в три ночи приходит пополнение - озябшие, дующие в ладони юнцы, топчутся как раз у нашей землянки, получают обмундирование - валенки, тулупы, меховые рукавицы.

 

Ученик: - Это что, дяденька, Сталинград?

Ученик: - Сталинград.

Ученик: - А где дома?

Ученик: - Домов нет. Были дома (юнцы переглядываются).

Ученик: - А хлеба по сколько дают?

Ученик: - По восемьсот!

Ученик: - И приварок?

Ученик: - И приварок.

Ученик: - А строевой занимаетесь здесь?

Ученик: - Нет, не занимаемся.

Ученик:- Вот хорошо.

Ведущий 2: И совсем юные, покрытые пушком физиономии улыбаются. Потом их выстраивают, выкрикивают фамилии и уводят на передовую. Иногда только половина доходит  до окопов.

Молодые бойцы уходят строем.  Звучат взрывы, свист падающего снаряда

 

Видео - саунтрек к/ф «Сталинград» (исп.группа Любэ)

 

 

Ученик:         

Пусть гадают потомки,

Какими мы были-

С богатырскою статью,

Со взглядом орла?

Нет, мы были простыми!

Мы шутку любили,

Нас хорошая песня за душу брала.

Исполняется попурри на песни военных лет

Ученик:               

Мы любили любимых, оставшихся где-то

И без спроса входящих в тревожные сны.

Мы любили без нас подрастающих деток…

Мы мечтали живыми вернуться с войны!

Случайный вальс

 

 

Ведущий 2:  На помощь обескровленной 62-й армии, в ночь на 15 сентября,  на правый берег переправилась 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева. Сотни воинов погибли в свинцовых водах реки. А те, кто доплыл до правого берега, прыгая с барж, вступали в бой.

     Впоследствии Родимцев вспоминал:

 

Ученик «Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Фашистские  самолеты пролетали над головой. Не только земля, но и небо дрожало от взрывов. Тучи дыма и пыли резали глаза. Здания рушились, падали стены, коробилось железо. Нам предстояло наступать в этом смертельном аду, чтобы отогнать немцев от Волги, занять прибрежные улицы».

 

Ученик: « Бой в городе – самый трудный бой. И днём и ночью – каждую минуту ты должен быть настороже. Я, например, никак не могу припомнить, что мы тогда ели, когда спали. Помню только, что ночью один из наших бойцов ползал на берег с мешком за продуктами».

Ведущий 1:   Местом кровопролитных схваток стали заводы тракторный, артиллерийский завод «Баррикады», Красный Октябрь, ж/д вокзал, Мельница.

Ведущий 2:   Сталинградская битва продемонстрировала величайший героизм целых воинских подразделений, отдельных солдат, гражданских людей - взрослых, подростков, детей.        

СЛАЙД

 

Примером мужеству служит и поныне стоящий дом Павлова,  бойцы, которого так и не ушли из него до полного освобождения города.

 

Ведущий 1: Дом занимал господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города. Его защитники стойко в течение 58 дней и ночей отражали бесчисленные атаки врага, не позволяли гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. "Эта небольшая группа, - отмечает маршал Чуйков, - обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа ".

  

Ведущий 2:   Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству. История сохранила имена героев, чей подвиг поразил современников и стал назиданием для потомков. Мы назовем лишь несколько имен:

 

 

Ученик:  Героический подвиг, похожий на подвиг сказочного героя Данко, который сжёг своё сердце во имя счастья людей, совершил здесь военный моряк Михаил Паникаха. Своим телом он закрыл вражеский пулемёт и спас жизнь своим товарищам, которые затем овладели дотом и в жестокой схватке уничтожили 20 гитлеровцев. 

 

Ученик:   Артиллерист В. Я. Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу. Подвиг Александра Матросова совершили в дни Сталинградского сражения

11 человек.

 

Ученик:  Связист Матвей Путилов. Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.

Ученица.  Санинструктор Е. Ф. Богданова вынесла с поля боя 120 раненых бойцов с их оружием. Уничтожила при этом 8 немцев, была ранена, но с поля боя не ушла. И таких были сотни, тысячи.

В. Некрасов «В окопах Сталинграда» (ученик читает фрагмент)

 

 

 Звучит минус песни из к/н «Офицеры», на ее фоне ведущие читают

СЛАЙД

«Битва за Мамаев курган»

 

Ведущий 1: В период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боев стал Мамаев курган. 

   Здесь, начиная с 13 сентября 1942 года по 30 января 1943 года, 140 дней и ночей не унималась дрожь земли от взрывов снарядов, мин и авиационных бомб, неумолчно бушевали вихри свинца и рваного железа. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.  Высота переходила из рук в руки несколько раз.

«За Волгой для нас земли нет!» - с этим  девизом сражались защитники волжской твердыни.

 

Ученик: Горела земля, дымились камни, плавился металл, рушился бетон. А мы стояли.

           

Ученик: Били в упор, почти вонзая друг в друга стволы орудий. А мы  держались.

 

Ученик: Каждый метр земли был истерзан пронесшимся железным ураганом.  А мы не сдавались.

 

Ученик: Ведь был приказ: драться в любом положении до последнего патрона. И мы дрались и умирали!

Музыкальная композиция «Реквием» в исполнении хореографической группы

 

 

Ведущий 2:   И вот настал тот час, когда мир услышал долгожданный голос диктора Юрия Левитана о разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом.

 

 Звучит голос Ю. Левитана

  

Ведущий 1:   В ноябре 1943 года на конференции руководителей трех союзных держав в Тегеране У. Черчилль передал советской делегации почетный меч — дар короля Георга VI гражданам Сталинграда в ознаменование победы над фашистскими захватчиками. На обеих сторонах лезвия меча надпись на русском и английском языках: «Гражданам Сталинграда — крепким, как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа». 

 

 

Ученик:

Торжественный финал похода,

Отбой бессонниц и дорог.

У каждого четыре года

Недосыпаний и тревог.

 

Ученик:

В своих глазах

В края чужие

Несли, как отраженье, мы

Огонь сожженных сел России,

Пожаров красные дымы.

 

Ученик:

Полки бессонниц вместе с нами

Вошли в Берлин сквозь Сталинград.

Волжане с красными глазами

Под Красным знаменем стоят.

 

Ведущий 2:  Родина высоко оценила подвиг защитников Сталинграда. Боевые награды получили десятки тысяч солдат и офицеров. За проявленное мужество и героизм более 120-ти воинов  удостоены звания Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Сталинграда» награждено более 707 тысяч участников битвы.

 

«Боевым награждается орденом»

 

Ведущий 2:    Отгремели бои, закончилась война. Но осталась память как связующая нить с нашей героической историей.

  

Ведущий 1: Сейчас, бывший Сталинград, ныне Волгоград красивый, современный, цветущий город. Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда люди со всех уголков нашей Родины.

  

Ведущий 2: В последнее время всё настойчивее становятся попытки осквернить святые, победные даты нашей Великой военной истории. Сегодня часто можно услышать, что мы страна агрессор. Но народ, потерявший миллионы жизней, не может желать войны.

 

Ученик:

Не превратить в агрессора Россию!

Какой агрессор?! Русь - по жизни была - Мать!

Не принуждайте выплеснуть ей силу!

Она достойно может "отповедь" всем дать!!!

 

Ведущий 1. Чувство беспредельной гордости вызывает у нас великий подвиг наших прадедов и дедов, наших отцов и братьев. Память наша о них будет вечна, а значит и память о войне.

 Звучит песня «Гимн городу Сталинграду», ведущие говорят

 

Ведущий 1:  Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира, как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Имя «Сталинград» золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.

 

Ведущий 2: Наше мероприятие, посвященное 80-летию битвы под Сталинградом, подошло к концу. Спасибо за внимание.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

900 дней мужества, стойкости, отваги...

Внеклассное мероприятие по истории о подвиге жителей Ленинграда. Материал урока способствует   формированию у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и под...

сценарий литературно-музыкальной композиции "900 дней мужества"

данный урок посвящен 70-летию снятия блокады Ленинграда и содержит хронологию  событий, стихотворения поэтов о блокаде. урок сопровождается презентацией и отрывками из симфонии "Ленинградской" Д....

900 дней мужества (к 70-летию снятия блокады Ленинграда)

Буклет к 70-летию снятия блокады Ленинграда...

"900 дней мужества"(посв. снятию блокады Ленинграда)

Мероприятие посвещено снятию блокады Ленинграда. Актёрами выступают учащиеся 7 класса. Постановка способствует воспитанию патриотизма....

Классный час " 900 дней мужества"

Классный час посвящен дню воинской славы. 27 января - День снятия блокады Ленинграда. Классный час знакомит детей с героической страницей нашей Родины....

Классный час "900 дней мужества"

материал про блокаду Ленинграда...

Сталинградский рубеж. 200 дней мужества

Сталинградский рубеж. 200 дней мужества...