Формирования патриотических качеств у учащихся во внеурочной деятельности
статья

Минченкова Ольга Ивановна

Очень важной составляющей частью всего воспитательного процесс в современной образовании является именно формирование культуры межнациональных отношений и патриотизма, которые имеют большое значение в духовном и социально-гражданском развитии личности человека

Патриотизм формируется в процессе воспитания, социализации и обучения школьников. Однако всё социальное пространство для развития патриотизма никак не ограничивается только школьными стенами.  Огромную роль здесь выполняет именно семья, а также другие социальные институты нашего общества, например, такие как: общественные организации, средства массовой информации, религиозные организации, учреждения культуры и спорта, правоохранительные органы, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения, военные органы, корпоративные объединения. Это всё необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Липовская основная школа имени Героя Советского Союза И.Т.Гришина»

д. Липовка Рославльского района Смоленской области

 

Доклад на тему:

2023г

«Формирования патриотических качеств у учащихся во внеурочной деятельности»

Подготовила: Минченкова О.И.

учитель иностранных языков


 Психолого-педагогические особенности в подростковом возрасте.

Подростковый возраст представляет довольно сложный период в развитии человека, так как на этом этапе происходит коренная перестройка уже ранее сложившихся всех психологических структур, закладываются главные основы сознательного поведения, возникают новообразования, а также вырисовывается общая направленность в формировании социальных установок и нравственных представлений.

Данный возраст обычно характеризуют, как критический и переломный, но чаще всего как возраст полового созревания. На сегодняшний день в психологии есть множество фундаментальных исследований, теорий и гипотез подросткового возраста. Учеными выяснено уже, что психологические состояния этого периода связано именно с двумя переломными моментами: социальным – вступление в мир взрослых, конец детства, и психофизиологическим – половым созреванием, а также и всё, что с ним связано.

Чувства подростка развиваются высокими темпами под влиянием окружающей среды, формируются идеалы и убеждения, мировоззрение подростков. Подросткам присуща потребность в повышенном внимании к своей личности, к оценке своих личных качеств. Весь мир воспринимается посредством через взрослых.

Часто на этом этапе жизни может возникнуть кризис подросткового возраста, он связан с возникновением нового уровня самосознания, где характерной чертой является появление у подростков потребностей и способностей к познанию самого себя как личности, у которой имеются свои качества и отличия. Это порождает у подростка появление стремления к самовыражению, самоутверждению.

Данный возраст традиционно считается в воспитательном процессе самым трудным, эти трудности связываются именно с половым созреванием подростка, как причиной разных психических и психологических отношений.

В подростковом возрасте происходят изменения социальной ситуации развития.

Подростки оказываются самыми незащищенными, нравственно неподготовленными, неустойчивыми. Не имея часто моральных убеждений, достаточного жизненного опыта, не умея разделять мнимые (искусственные) и истинные жизненные ценности, закрепляют они в своем поведении и сознании негативные тенденции общественного развития.

1.2 Сущность патриотического воспитания

Очень важной составляющей частью всего воспитательного процесс в современной образовании является именно формирование культуры межнациональных отношений и патриотизма, которые имеют большое значение в духовном и социально-гражданском развитии личности человека. В наше время только на основе возвышающих чувств национальных святынь и патриотизма укрепляется любовь к своей Родине, а также появляется ответственность за всё её могущество, независимость и честь, сохранение духовных и материальных ценностей общества, и соответственно развивается достоинство личности.

По своей сущности истинный патриотизм гуманистичен, включает уважение к другим народам и странам, к их традициям и обычаям и соответственно неразрывно связан с культурой межнациональных отношении. В данном смысле культура межнациональных отношений и патриотизм очень тесным образом между собой связаны, и выступают в органическом единстве и в педагогике определяются как «нравственное качество.

Понятие патриотизма включает в себя:

- уважительное отношение к родному языку,

 - чувство привязанности именно к тем местам, глее человек родился,

- осознание долга перед своей Родиной, отстаивание её достоинства и чести, а также свободы и независимости,

- заботу об интересах своей Родины,

- гордость за культурные и социальные достижения родной страны,

- сохранение верности Родине и проявление гражданских чувств,

- гордость за свой народ, за символы государства, за судьбу Родины, выраженное в стремлении посвящать весь свой труд, способности расцвету Родины и укреплению её могущества,

- уважительное отношение к историческому прошлому своей Родины, народа, его традициям и обычаям,

- милосердие, гуманизм, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие комплекса позитивных качеств. Основой данного развития является социокультурный и духовно-нравственный компоненты. Патриотизм выступает в единстве гражданственности, духовности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность, нераздельность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе воспитания, социализации и обучения школьников. Однако всё социальное пространство для развития патриотизма никак не ограничивается только школьными стенами.  Огромную роль здесь выполняет именно семья, а также другие социальные институты нашего общества, например, такие как: общественные организации, средства массовой информации, религиозные организации, учреждения культуры и спорта, правоохранительные органы, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения, военные органы, корпоративные объединения. Это всё необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

В системе воспитательной работы для формирования патриотизма в школе внеурочная деятельность играет важную роль, так как ученик ориентируется, исходя из своих мотивов и интересов.

Во время организации внеурочной деятельности детей образовательные учреждения могут использовать все имеющиеся возможности учреждений спорта, культуры и образования. Во время каникул для продолжения внеурочной деятельности могут так же использовать они и возможности летних смен, тематических лагерных смен.

Целью мероприятий в сфере патриотического воспитания детей и молодежи в учебных заведениях является содействие приобретению детьми и молодежью опыта патриотических действий, воспитания их в духе патриотического долга.

Формы, методы и приемы работы с патриотического воспитания должны избираться, учитывая возрастные особенности учащихся, их предпочтения и интересы, возможности общения в сети Интернет, традиции учебных заведений и местных общин, возможности партнеров.

Популярными ныне формами национально-патриотического воспитания являются: интерактивная патриотическая зарядка; клуб выходного дня; отчет-путешествие; презентация ролика (мультфильма) на патриотическую тематику, изготовленного детьми; встречи с интересными земляками-патриотами; реконструкция исторических событий; изготовление плакатов или постеров портфолио семейных реликвий и / или традиций; написание книги памяти; создание инфографики (шевронов, событий); реальные или виртуальные путешествия, конкурсы эссе, биографические исследования; тренинги (мини, презентационные, информационно-просветительские) флэш-мобы (визуализация государственных или национальных символов, контуров границ); кастинг и разучивание патриотических песен.

Отдельного внимания заслуживает волонтерская деятельность педагогов, учащихся, родителей, которая способствует установлению социальных связей, овладению детьми новыми умениями уважительного и ответственного отношения, формированию у них социально значимой инициативности, стремления пожертвовать во имя России свободным временем, осуществить альтруистический поступок.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности.

Для того, чтобы внеурочная деятельность отражала нормативно-правовой компонент мы разработали комплекс мероприятий.

Цель данных мероприятий – разработать мероприятие, направленные на формирование у подростков ценностных ориентаций.

Задачи:

- воспитывать чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;

 - формировать нормы поведения патриота и гражданина;

Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию подростков во внеурочной деятельности

Тема

1

Социальная акция «Георгиевская ленточка»

Цель акции: сформировать у подростков чувство патриотической ответственности и гордости за свою страну.

2

Посещение музея трудовой славы

Цель: приобщение к ценностям истории, культуры, науки; патриотическое воспитание подростков через знание истории, культуры, быта народа; формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью.

3

Деловая игра «Ценности молодого поколения».

Цель: сформировать у подростков наиболее актуальные ценности и приоритеты молодого поколения.

4

Военно-спортивная игра «Есть такой долг –Родине служить!»

Цель: воспитание морально-волевых качеств: дружбы, товарищества, взаимопомощи, ответственности, честности, дисциплины, силы воли, мужества, выносливости.

5

Защита рефератов на тему: «Я горжусь историей нашей страны» Цель: сформировать картину прошлого нашей страны в представлении подростков и вызвать гордость за свой народ.

6

Проведение праздничных мероприятий: «9 мая – символ победы»

Цель: воспитание патриотической ответственности и формирование качеств патриотов и граждан своей страны, воспитание морально-волевых качеств.

7

Семинар «Гражданином быть обязан»

Цель: пробудить чувство ответственности по отношению к своей семье.

8

Беседа «Я – патриот и гражданин»

Цель: воспитывать патриотизм и умение быть достойным гражданином своей страны; познакомить с нормами поведения патриота и гражданина, а также с их качествами.

9

Дискуссия «Гордость за достижение своей страны»

Цель: сформировать чувство благодарности и гордости за свою страну во всех направлениях.

Занятие 1. Социальная акция «Георгиевская лента».

Цель: сформировать у подростков чувство гражданско-патриотической ответственности и гордости за свою страну.

Задачи:

1. Привлечь внимание окружающих к данной акции;

2. Изучение исторического прошлого своей малой Родины;

3. пробуждение у подростков и у окружающих людей чувства долга и ответственности за прошлое своей страны.

Ход акции:

1. подготовить георгиевские ленточки для данной акции;

2. подготовить и разучить исторический материал на тему: «Перегоночная трасса Алсиб»;

3.  раздача георгиевских ленточек у памятника погибшим летчикам;

4. выступление у памятника погибшим летчикам на тему: «Перегоночная трасса Алсиб»;

5. подведение итогов с подростками о том, какие чувства они испытывали в ходе данной акции и какие новые установки были приобретены после завершения акции.

Метод «узнаю лучше – уважаю больше», которое предполагает проведение внеурочных мероприятий с самоподготовкой к ним.

Форма: практическая.

3анятие 2. Посещение музея трудовой славы

Цель и задачи:

1. приобщение к ценностям истории, культуры, науки;

2. патриотическое воспитание подростков через знание истории, культуры, быта народа;

3. формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью;

4. воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.

Ход мероприятия:

1. в музее педагог по истории рассказал о всех интересных фактах прошлого, о достижениях России, о героях того времени, о научных открытиях;

2. после посещения музея подростки пишут сочинение по тому, что вызвало наибольший восторг и что больше запомнилось и почему.

3. Педагогу нужно проанализировать, на сколько данное мероприятие является результативным.

Метод «узнаю лучше – уважаю больше», где содержатся коллективные посещения учреждений культуры.

 Форма: наглядная.

Занятие 3. Деловая игра «Ценности молодого поколения».

Цель: сформировать у подростков наиболее актуальные ценности и приоритеты молодого поколения.

 Ход деловой игры:  

1. из проведенной нами диагностики видно, что у некоторых подростков приоритет ценностей абсолютно иной;

2. в ходе деловой игры подростки должны понять и расставить вновь приоритеты;

3. подвести итог совместно с детьми по получившимся результатам.

Метод убеждения и переубеждения, где предполагается работа в группе.

Форма: словесная.

Занятие 4.Военно-спортивная игра «Есть такой долг –Родине служить!»

Цель: воспитание морально-волевых качеств: дружбы, товарищества, взаимопомощи, ответственности, честности, дисциплины, силы воли, мужества, выносливости.

Ход игры:

1. каждая группа выбирает тематику своего представления, подбирает музыку, а также репетирует показательное выступление;

2. показательные выступления;

3. интеллектуальный конкурс;

4. спортивные конкурсы, полоса препятствий;

5. подведение жюри итогов по данному мероприятию.

Метод убеждения и переубеждения, где предполагается работа в группе, создание условий для приобретения подростком положительного жизненного опыта, включение в активную социально – ценную деятельность.

Форма: практическая.

Занятие 5. Защита рефератов на тему: «Я горжусь историей нашей страны».

Цель: сформировать картину прошлого нашей страны в представлении подростков и вызвать гордость за свой народ.

Задачи:

1. Повысить интерес подростков к теме Великой Отечественной войны.

2. Собрать информацию о родственниках, живших в годы войны.

3. Написать реферат на тему «Мои родные в годы Великой Отечественной войны».

4. Обработать и систематизировать собранный материал.

Ход защиты рефератов:

1. обозначить тему для написания реферата;

2. для более плодотворного исследования материала, взять интервью у родственников, которые были участниками ВОВ;

3. подвести итог: прослушать рефераты.

Метод личного примера, где предполагается включение среднего подростка в работу через подражание примеру взрослого.

Форма: словесная.

Занятие 6. Проведение праздника: «9 мая – символ победы».

Цель: воспитание патриотической ответственности и формирование качеств патриотов и граждан своей страны.

Задачи:

- вызвать чувство гордости за свою страну;

- посмотреть, на сколько подростки знают историю своей Родины;

- воспитание волевых, силовых качеств, умения работать в коллективе.

Ход мероприятия:

1. провести праздник самостоятельно, без помощи педагогов.

2. осветить наиболее актуальные темы, присущие этому празднику.

3. сформировать наиболее важные качества, которые должны быть у патриота и гражданина своей страны;

4. пробудить чувство гордости и ответственности за героев ВОВ;

Метод «узнаю лучше – уважаю больше», где предполагается проведение внеклассного мероприятия с самоподготовкой к ним.

Форма: словесная, практическая.

Занятие 7. Семинар «Гражданином быть обязан».

Цель:

1. способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.

2. становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях.

3. воспитывать у подростков активную жизненную позицию, познавательный интерес к изучению обществознания. Задача: воспитание у подростков гражданских качеств и патриотизма, формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.

 Ход семинара:

1. Вывести подростков на диалог по теме, какую роль играет в их жизни общество;

 2. рассказать о правилах хорошего тона по отношению к другим людям, обществу, а также о имеющихся у них правах и обязанностях;

3. подростки, с помощью своих докладов, доносят до всех о необходимых качествах, которые должны иметь патриоты и граждане страны;

4. подвести итог по проведенному семинару.

Метод перевоспитания, где предполагается вовлечение индивидуума в общественную жизнь, где чётко оговорены права и обязанности каждого для всех.

Форма: словесная.

Занятие 8. Беседа «Я – патриот и гражданин».

Цели:

- воспитывать патриотизм и умение быть достойным гражданином своей страны;

- познакомить с нормами поведения патриота и гражданина, а также с их качествами.

Ход беседы:

1. педагог рассказывает, каким должен быть гражданин и патриот, какими качествами обладать и какие нормы соблюдать;

2. просмотр тематического фильма, после чего, обозначить проблемы, имеющие в фильме и предложить пути их решения;

3. Подвести итог о том, какими качествами обладает каждый подросток и какие нормы необходимо еще усвоить.

Метод личного примера, где предполагается включение среднего подростка в работу через подражание примеру взрослого.

Форма: словесная.

Занятие 9. Дискуссия «Гордость за достижении своей страны».

Цель: сформировать чувство благодарности и гордости за свою страну во всех направлениях.

Ход дискуссии:

1. на основании проведенного анализа выявить кто не испытывает чувство гордости за свою страну в развитии техники, науки, искусства и провести диалог по данной теме, выявив причины данного ответа;

2. провести дискуссию по данному вопросу с целью переубеждения такого взгляда;

3. выявить на сколько подростки поняли суть данной дискуссии и по необходимости провести повторную беседу по выявлению причины отрицания гордости за свою страну.

Метод убеждения и переубеждения, которое предполагает работу в группе.

Форма: словесная.

Участие в данных акциях, семинарах, конкурсах, соревнованиях развивает составляющие патриотического воспитания подростков, а именно нормы поведения патриота и гражданина, качества и ценности, которыми должен обладать гражданин и патриот.

В ходе прохождения практики было апробировано одно мероприятие: посещение музея трудовой славы, где произошло приобщение к ценностям истории, культуры, науки; патриотическое воспитание подростков через знание истории, культуры, быта народа; формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью.

Данное мероприятие прошло достаточно плодотворно и результативно, а также вызвало восторг у подростков и задало у них интерес к данной теме, но оно не может дать отличного результата, а это значит, что полный анализ изменения полученного первичного результата можно измерить повторно лишь после реализации всего комплекса мероприятий.

Таким образом, комплекс мероприятий содержит: социальную акцию «Георгиевская лента», посещение музея трудовой славы, деловую игру «Ценности молодого поколения», военно-спортивную игру «Зарница», защита рефератов на тему: «Я горжусь историей нашей страны», проведение праздника и участие в соревнованиях: «9 мая – символ победы», семинар «Гражданином быть обязан», беседу «Я – патриот и гражданин», дискуссию «Гордость за достижении своей страны».

Участие в данных акциях, семинарах, конкурсах, соревнованиях развивается составляющие патриотического воспитания подростков, а именно нормы поведения патриота и гражданина, качества и ценности, которыми должен обладать гражданин и патриот.

 Образовательно-воспитательная среда педагогического как средство патриотического воспитания подростков - это целостная инновационная коммуникативно-технологическая система, которая характеризуется педагогически целесообразной целеустремленностью, ценностной ориентированностью, открытостью к обществу и его проблемах, постоянным развитием и самоорганизацией, которая является важным фактором профессионального становления.

Структура патриотической воспитанности содержит следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, деятельностный. Критериями сформированности каждого компонента соответственно определены: патриотическое мировоззрение с показателями: патриотически мировоззренческие знания, убеждения, идеалы; ценностно-патриотическое сознание; владение родным языке, уважение к нему; патриотически направленная ​​активность с показателями: мотивация патриотизма; активная субъектно-патриотическая позиция; толерантное отношение к представителям различных культур; патриотически-профессиональная деятельность по показателям: способность к патриотической самореализации; готовность к осуществлению патриотического воспитания учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасова И. М., Певчева Т. В. Исследование проявлений патриотизма как духовной ценности у учащихся современной школы // Отечественная педагогическая культура в национально-региональном компоненте образования. 2004.
  2. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2014. 176 c.
  3. Барышников Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2014. 416 с.
  4. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М.: Айрис-пресс, 2006. 192 с.
  5. Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб: КАРО, 2004. 224 с.
  6. Быков А. К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. 2009. № 2. С. 37-42.
  7. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодежи. М.: МПА, 2008. 208 с.
  8. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
  9. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: метод. пособие для учителей. М..: Просвещение, 2010.
  10. Кузина Т. В. Воспитание гражданственности и патриотизма: [Мероприятия и занятия, посвящённые защитникам Отечества: опыт работы] // Дополнительное образование и воспитание. 2011. № 6. С. 21-24.
  11. Патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник. Великий Новгород, 2004. 103 с.
  12. Пашкович И. А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 67 2006. 169 с.
  13. Суколенов И. В. Теория и практика патриотического воспитания, учащихся в современных условиях. Курган: КУ, 2008. 177 с.
  14. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2011. – 288 с.
  15. Хаустов В.М. Патриотизм и патриотическое воспитание // Социально-гуманитарные знания. - 2007.
  16. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4. 6 с.

                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Входная диагностика

 М. Пришвин «Моя Родина»

 Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек.

Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину.

 1. Как ты думаешь, какие чувства испытывает автор к матери?

2. Найди и подчеркни в тексте предложение, в котором описана культурная традиция.

3. Как ты думаешь, для чего автор искал в природе то, с чем еще никогда не встречался?

4. Перечисли по порядку цвета флага страны, которую автор называет Родиной.

5. Отметь цифрами от 1 до 6 сначала самое важное, затем второе по значимости и так далее до наименее важного: что для тебя значит «Родина»?

 - Страна, в которой живет твой народ

-  Место, где ты родился

- Город, в котором ты живёшь

-  Твоя семья и друзья

-  Планета Земля

6. Выбери, что, по-твоему, значит «любить Родину»? а) уважать историю и культуру своего народа б) знать и исполнять законы своей страны в) любить и уважать своих родных г) заботиться о природе своего края д) не забывать место, где ты родился е) свой вариант:

Итоговая диагностика.

 К.Д. Ушинский «Зима» (в сокращении)

Зимою солнышко хоть и светит, но мало греет. Оно не долго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а ночи длиннее. В России зимы продолжаются долго и бывают иногда очень холодны. Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега. Снег очень полезен, потому что под ним и в сильные морозы сохраняются невредимые семена трав, цветов и хлебов. Без снега семена могли бы вымерзнуть.

Лист еще в конце осени опадает с деревьев, и березовая или дубовая роща, тенистая летом, к зиме становится прозрачной. На голых сучьях вместо листьев развешиваются хлопья мягкого, белого снега. Одни только ели и сосны зелены и зимой. На них всю зиму остаются зеленые иголки, или хвои. Деревья с хвоями вместо листьев называются хвойными. Деревья, одетые листьями, – лиственными.

Зимой гораздо менее птиц в лесах и зверей на полях, а насекомые совсем исчезают. Иные из них погибают, оставляя яички, другие забираются глубоко в землю, как, например, муравьи. Некоторые насекомые засыпают на всю зиму и просыпаются только весной, когда земля оттает. Многие птицы улетают на зиму в теплые края, иногда за тысячи верст. Звери большей частью также скрываются на зиму в берлоги, норы и дупла деревьев. Иные засыпают на самое холодное время, как, например: еж, медведь, байбак, сурок. Но белка не засыпает, она приберегла себе с осени хороший запас орехов в дупле дерева и грызет их целую зиму.

При наступлении зимы человек старается устроиться по-зимнему. Он вставляет двойные рамы в окна, сильно топит печи, надевает теплое платье и выдвигает из сарая сани. Зимняя дорога гораздо легче летней, и потому зимой по всем дорогам тянутся большие обозы с различными тяжелыми товарами. Почтовая тройка весело бежит, побрякивая колокольчиком; даже деревенская кляча – и та зимой прибавляет шагу. Сани легко, со скрипом, скользят по снегу.

Полевые работы прекращаются еще осенью. Но крестьяне без работы не остаются и зимой. Когда они перемолотят хлеб, то идут на заработки: нанимаются на фабрики или пускаются в извоз. Женщины зимой прядут и ткут. Вот почему крестьяне так весело похлопывают рукавицами, когда первый снег закроет кочки и лужи и ляжет гладким первопутком. Мальчики тоже рады первому снегу. Пришла для них пора играть в снежки, лепить баб, кататься на салазках и на коньках. Свечей в домах и лучины в избах горит зимой гораздо более, чем летом.

Весело зимой, особенно когда солнышко светит ярко, на снежных полях блестят миллионы искр, а деревья точно убраны дорогим хрусталем.

1. Как ты думаешь, каким автор показал русский народ в рассказе?

 2. Найди и подчеркни в тексте предложение, в котором описаны зимние культурные традиции.

3. Автор считает, что снег зимой очень полезен для природы, как ты думаешь, прав ли он, почему ты так считаешь? а) нет, от снега растения и животные замерзают б) да, снег защищает семена трав, цветов от мороза в) да, от снега погибают насекомые г) нет, от него природа становится некрасивой д) свой вариант:

4. Как ты думаешь, нужно ли знать законы страны, которую ты называешь своей Родиной, и зачем?

5. Выбери, что может означать выражение «любить Родину»? а) уважать историю и культуру своего народа б) знать и исполнять законы своей страны в) любить и уважать своих родных г) заботиться о природе своего края д) не забывать место, где ты родился е) свой вариант:

6. Выбери, для чего, по-твоему, нужны культурные традиции? а) для развлечения б) передавать знания о народе и стране в) воспитывать любовь к стране и народу г) сохранять связь со своим народом д) не нужны е) свой вариант:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ   УНИВЕРСАЛЬНЫХ   УЧЕБНЫХ   ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности

В воспитательной работе с учащимися современной школы, помимо пассивного обращения к героическому прошлому, культуре, истории нашего государства целесообразнее всего было бы использовать их стремление...

Межпредметные связи как средство формирования патриотических качеств учащихся

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию....

Особенности формирования здорового образа жизни учащихся во внеурочной деятельности (в рамках предмета «ОБЖ»

Учитель ОБЖ формирует у учащихся первичные знания о таких понятиях как «здоровье», «здоровый образ жизни», способствует формированию культуры безопасного поведения, развивает у...

Статья «Внеурочная деятельность в формировании патриотических качеств учащихся» (из опыта работы)

Доклад на республиканскую научно-практическую конференцию «Национально-региональное направление образования: опыт, традиции, инновации»  по теме  «Внеурочная деят...

Тема ВАР: Система работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей, личностных качеств одаренных учащихся во внеурочной деятельности

Данный материал будет полезен для учителей, которые работают с талантливыми детьми и  готовы развивать среду для повышения интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качес...

Мастер-класс "Пути повышения качества формирования ЕНГ. Изменение содержания урочной и внеурочной деятельности"

Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освое...