Интегрированное внеклассное мероприятие (викторина) для обучающихся 6-7 классов "Хлеб - главное богатство".
методическая разработка

Наталья Владимировна Гранкова

Мероприятие для обучающихся 6-7 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         ОГБОУ «Чапаевская школа-интернат»

Интегрированное мероприятие (викторина)

для обучающихся 6-7 классов

Тема:

«Хлеб – главное богатство».

      https://wp-s.ru/wallpapers/5/3/517201676341913/korzina-so-svezhim-xlebom-i-bulochkami.jpg

Подготовили:

Учитель ОСЖ:  Гранкова Н.В.

Учитель сельскохозяйственного труда: Семина С. А.

Тема: Хлеб – главное богатство.

Цель :

- Закрепить знания детей о хлебе, понимать его значение в жизни человека.  

 Задачи:

  1. Расширять знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий, о хлебе.
  2. Обогащать словарь названиями хлебобулочных изделий.
  3.  Формировать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
  4. Создать условия для совместного творчества, умения работать в команде.
  5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение общаться и взаимодействовать с взрослыми людьми.
  6. Стимулировать развитие инициативности ребёнка в речевом общении,  использовании объяснительной речи.
  7. Способствовать развитию эмоциональной речи.
  8. Поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
  9. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование и материалы: карточки с названиями команд, иллюстрации хлебобулочных изделий, конверты с пословицами, картинки с изображением мельницы, поля с пшеницей и комбайном, фишки для начисления баллов.

Предварительная работа: заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о хлебе и хлебобулочных изделиях, беседы по теме: «Хлеб», разъяснение пословиц и поговорок по данной теме.

Ход викторины:

  1. Вступительное слово:

   В жизни каждого человека есть понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это мама, мир, солнце. К ним можно отнести и хлеб. Народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова». Хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости.

     Ученые утверждают, что хлебу не менее 15 тысяч лет! Уже в каменном веке первобытные племена стали селиться неподалеку от полей диких  злаков. Чтобы земля давала хороший урожай,  ее надо было вспахать. С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Накормить зернышко может мать – сыра земля. В ней находятся все питательные элементы для роста зерновых. Жатва – пора ответственная. Надо было точно определить время, когда ее начинать. Колосья срезали и вязали в снопы, которые сушили перед молотьбой. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру. Чтобы получить муку зерно нужно измельчить – перемолоть. Это был тяжелый труд, ситуация изменилась когда была сконструирована первая мельница.  

    В давние времена хлеб пекли ежедневно. Рецепты были разные, но основными компонентами теста всегда оставались мука и вода. Готовое тесто отправляли в печь. Хлеб был кормильцем русского народа.   

     Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события, которые происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали и самых именитых людей, и молодых в день свадьбы, хлебом в первую очередь запасались, когда отправлялись в дальнюю дорогу. Наши предки верили в святость хлеба. Существовало много обрядов и обычаев, связанных с хлебом, всех не перечислить.

   Национальным хлебом в России всегда считался черный хлеб, т.е. хлеб из ржаной муки. Белый же хлеб появился в России только во второй половине 19 века. Старейшим видом белого хлеба являлся московский калач по форме и размеру напоминающий большой висячий замок. Также издавна известны такие названия хлеба как «каравай», «калач», «кулич».

   В старину считалось тяжким грехом выбросить хоть маленький кусочек хлеба. Неуважение к хлебу считалось грехом, оскорблением. С малолетства детей учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое дорогое богатство.

   Сегодня мы решили пополнить  знания о хлебе, поделиться этой информацией с вами, чтобы  отношение к хлебу стало более бережным. 

   Итак, начинаем нашу викторину « Хлеб - главное богатство». Участниками игры будут две команды «Хлеборобы» и «Пекари». За правильные ответы командам присуждаются баллы.

Конкурс 1. Загадки:

1.В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто —

Есть мясо или капуста (Пирожок)

2.Белый хлеб продолговатый

И воздушный, словно вата.

Сверху в рубчиках весь он.

Это — нарезной (Батон)

3. Из меня пекут ватрушки.

И оладьи и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны (Мука)

4. Он — сильней десятка коней:

Где в полях пройдет весной

Летом хлеб встает стеной (Трактор)

5. Корабль-великан не по морю плывет. 
Корабль-великан по земле идет. 
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)
6. Если буханку ножом измельчить,

Эти кусочки в печи подсушить,

Смело с собою в поход их бери,

Ведь получаешь всегда… (Сухари)

7. Тесто заварено прямо на печке.

Белый пшеничный хлебец, как колечко.

Ешь ты и вечером, и спозаранку

Сладкую, сытную чудо-… (Баранку)

8. Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня (Тесто)

9. Он всегда на вкус прекрасный,

Сам собою и под маслом!

Без него любой народ

Не «сварганит» бутерброд! (Кусочек хлеба)

10. Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнешь его в ладони –

Золотым зерном набит.    (Колос)

Конкурс 2.

   У хлеба очень длинная история. За это время складывались пословицы и поговорки о хлебе и его значении. В каждой из них заключён определённый смысл. Давайте попробуем собрать некоторые пословицы:

Пекари

  1. Хлеб – батюшка, а водица – матушка.
  2. Плох обед, если хлеба нет.
  3. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
  4. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
  5. Пот на спине, зато хлеб на столе.

Хлеборобы

  1. Была бы голова на плечах, а хлеб будет
  2. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
  3. Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
  4. Хлеб ногами топтать – народу голодать.
  5. У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Конкурс 3.

   Сейчас хлеб в понимании человека – это обыкновенный пищевой продукт, выпекаемый из теста, разрыхлённого дрожжами или закваской. Всё меньше его пекут самостоятельно,  а  в основном покупают в  магазинах и булочных. Следующее задание: каждая команда должна записать как можно больше хлебобулочных изделий.

   Рогалик, булочка, лепешка, батон, каравай, ватрушка, бублик, гренки, калач, крендель, кулич, лаваш, пампушка, плетенка, плюшка, пончик, сдоба, сухарики, сушки, хлебцы, печенье, баранки, хлеб, пряники, торты, пирог, пирожки, кексы, рулеты.

Конкурс 4.    

   В давние времена хлеб пекли ежедневно. Рецепты были разные, но основными компонентами теста всегда оставались мука и вода. Готовое тесто отправляли в печь. Хлеб был кормильцем русского народа.   

    Давайте попробуем расположите в правильной последовательности этапы приготовления домашнего хлеба:

1.Из муки , воды, сахара, соли и дрожжей замесите тесто.

2.Накрыть тесто сухим полотенцем и поставить его в теплое место на 1 час, чтобы тесто подошло;

3.Затем слепите из теста батоны;

4.Выложите батоны на противень.

5. Выпекайте в духовке, пока батоны не подрумянятся.

Конкурс 5.

     Многое понять о значимости хлеба помогают нам произведения разных писателей. Командам надо отгадать из какой сказки слова:

1. «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала круглый хлеб, изжарила в масле и на окошко студить положила». (Русская народная сказка «Колобок»).

2. «Напекла она пирожков и говорит медведю:
— Вот, смотри: я в короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду»! (Русская народная сказка «Маша и Медведь»).

3. «На ж, лови, - и хлеб летит. Старушонка хлеб поймала «Благодарствую» сказала, бог тебя благослави» (О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И 7 БОГАТЫРЯХ)

4. Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: «Вот это хлеб, только в праздник его есть!» (Русская народная сказка «ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА»)

5.Хозяин выскочил навстречу гостям, сорвал с плешивой головы шапочку и низко кланялся, прося зайти.

- Не мешало бы нам перекусить хоть сухой корочкой, - сказала лиса.

- Хоть коркой хлеба угостили бы, - повторил кот.

Зашли в харчевню, сели около очага.

Лиса поминутно облизывалась, кот  положил лапы на стол.

- Эй, хозяин, - важно сказал мальчик, - дайте нам три корочки хлеба... 

(Сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино» Алексей Толстой).

6. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу.
А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья…

(«Лисичкин хлеб» М. Пришвин).

Конкурс 6.

Каждая команда отвечает на вопросы.

Хлеборобы

- Назовите хлеб ласково (хлебушек)

- Поджаристая часть хлеба (корочка)

- После его съедания остается только дырка (бублик)

- Часть хлеба, которая находится внутри (мякиш)

- Как называется смесь из воды, муки, соли, яиц? (тесто)

- Чем принято есть хлеб? (руками)

- Как называется старый засохший хлеб? (чёрствый)

- Хлеб с маслом (бутерброд)

- Назовите завод, где выпекают хлеб (хлебозавод).

Пекари

- Самая маленькая частица хлеба (крошка)

- Детская хороводная игра, получившая название в честь хлеба (каравай)

- Какой хлеб пекут на пасху? (кулич)

- Сказочный персонаж из теста (колобок) 

- Витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмерку (крендель)

- Добавляют в тесто, чтобы оно увеличилось в размере (дрожжи)

- Изготовление какого продукта часто не удается с первой попытки? (блины)

- Длинная узкая французская булка (багет)

- Как называется посуда для хлеба? (хлебница).

Конкурс 7.

     Из предложенных картинок каждой команде необходимо выполнить аппликацию «Сервировка стола к чаю». Для работы командам предлагается лист белой бумаги, картинки, клей.

Подведение итогов викторины: объявляется команда-победитель. 

Итог мероприятия:

 - Участники викторины демонстрируют рисунки на тему «Хлеб – главное богатство».

- Чтение стихов о хлебе:

Вот он, хлебушек душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришёл.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Стихотворение Я. Акима.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай как хлеб растят!

Вот пшеничный каравай

С корочкой румяной.

Никогда не забывай:

На столе - он главный.

Без него – обед не в счет

В праздники и в будни.

«Хлебу – слава и почет!»

Говорят все люди.

Хлеб наш берегите! Хлеб наш уважайте!

Хлебом не сорите! С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное внеклассное мероприятие с обучающимися в 1-2 кл. "Летим в космос"

Занятие проведено учителем-логопедом совместно с воспитателем группы продленного дня с обучающимися в 1-2 кл....

Интегрированное внеклассное мероприятие с обучающимися в 1кл. "В гости к дедушке Корнею"

Интегрированное внеклассное мероприятие проведено с первоклассниками, посещающими логопедические занятия и группу продленного дня....

Презентация к интегрированному внеклассному мероприятию интеллектуальная игра по географии и математике для обучающихся 5-6 классов "Хочу все знать"

Наглядная мультимедийная презентация к внеклассному мероприятию интеллектуальной игре  по географии и математике для обучающихся 5-6 классов. Возможно проведение данного мероприятия в рамках неде...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...

Интегрированное внеклассное мероприятие как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

В данной статье раскрывается сущность, преимущество интегрированного обучения на примере проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню политических репрессий...

Конспект викторины из интегрированного внеклассного мероприятия "Такой далёкий и близкий Север".

Вопросы викторины из интегрированного внеклассного мероприятия, посвящённого Всемирному Дню Моржа....

Викторина из интегрированного внеклассного мероприятия "Такой близкий и далекий Север".

Викторина посвящена Всемирному Дню моржа. Целью викторины является привлечение внимания к уменьшению численности моржей, формирование экологического сознания учащихся....