Интегрированное внеклассное мероприятие как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
статья по истории (10, 11 класс) на тему

Архипова Светлана Леонидовна

В данной статье раскрывается сущность, преимущество интегрированного обучения на примере проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню политических репрессий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Cтатья24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное внеклассное мероприятие как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Авторы: Архипова С.Л., преподаватель истории и обществознания, Дмитриева О.А., преподаватель русского языка и литературы

Аннотация. В данной статье раскрывается сущность, преимущество интегрированного обучения на примере проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню политических репрессий.

Ключевые слова: интеграция, интегрированное обучение, интегрированный урок, межпредметные связи.

Кардинальные перемены, происходящие в современном обществе, касаются и сферы образования. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности, востребованной на рынке труда. В условиях падения интереса обучающихся к учебной деятельности преподавателям необходимо использовать разнообразные средства активизации познавательной деятельности обучающихся. Повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся способствуют интегрированные занятия.

Понятие "интеграция" происходит от латинского integer - цельный, что подразумевает восстановление некоего единого образовательного пространства, в данном случае - пространства предметов изучаемых в образовательном учреждении. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова: "интегрировать - объединять в единое целое»[5]. В педагогической науке понятие «педагогическая интеграция» определяется как процесс и результат создания и функционирования относительно автономной и целостной системы, выполняющей специфические функции в образовательном процессе [4].

Интеграция - необходимое условие современного учебного процесса.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Интеграция - процесс, в ходе которого разобщенные знания по одному или нескольким разным учебным предметам объединяются в систему, обладающую свойством целостности.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни. 

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного занятия. 

Интегрированный урок -- это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность[2].

Признаки интегрированного урока:

1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:

а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

б) повышения интереса учащихся к предметам;

в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

г) экономии учебного времени и т. п.;

3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Интегрированное занятие - достаточно сложная форма работы, которая требует длительной, тщательной подготовки, она активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, обеспечивает им возможность учиться самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, широко использовать образовательные ресурсы Интернет.

Интегрированный урок требует тщательного планирования, т.к. обучающимся предстоит создать обобщённую картину по отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий. Работа над уроком состоит из трёх основных этапов:

I Подготовительный этап - определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимостью интеграции с другими школьными предметами, составляется план -конспект урока. Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио - и видиоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания.

II Основной этап - организация и проведение урока в рамках предложенных типов. (урок - игра, урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации, урок -решение проблемных ситуаций, урок -размышление, урок -дискуссия, урок -конференция, урок -презентация, урок -портрет, урок -экскурсия)

III Заключительный этап - Преподаватель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем [3].

Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных связей. Подготовка к интегрированному занятию начинается с определения конкретной темы, учебной группы и места проведения. Но главное выбор напарника, с которым необходимо достичь определенной психологической совместимости.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

-предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

-логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

-большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

Мы, являясь преподавателями литературы и истории задумали подготовить тематическое мероприятие, приуроченное ко Дню памяти жертв политических репрессий (30 октября). Разработанный нами интегрированный классный час был проведён 29 октября 2016 года для студентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания и коммерции» Минобразования Чувашии.

Классный час затрагивает сложную тему. Владимир Путин, выступая на заседании президентского Совета по правам человека в сентябре 2015 года, назвал политические репрессии времен СССР «одной из самый горьких, тяжелых страниц отечественной истории». Он отметил, что «эта страница не менее поучительна для нас, чем страницы побед и триумфов, и требует объективности и ответственности, потому как несет важный урок, важнейший урок нынешним и всем будущим поколениям»

Замысел  интегрированного классного часа состоял в том, чтобы сформировать у студентов представление о политических репрессиях  в СССР, воспитать чувство сострадания, милосердия, гуманизма, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

В процессе подготовки данного мероприятия студентами и преподавателями техникума производился сбор информации по теме в интернете, справочной литературе, художественных произведениях, биографических и исторических источниках (видеоматериалы, фрагменты текстов стихов и прозы, исторические хроники и свидетельства очевидцев).

Суть интеграции при изучении темы «Политические репрессии» состоит в том, что студенты не только знакомятся с историческими фактами, но  и эмоционально включаются в осмысление этих событий путем знакомства с художественными произведениями литературы, отражающими душевные переживания конкретных людей, прошедших через лагеря ГУЛага. Студенты изучали сведения из биографии и творчество таких авторов как А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов, О.Э. Мандельштам, А. П. Платонов, А.А. Ахматовой. На данном занятии студенты познакомились с понятиями «политические репрессии», «ГУЛаг», «реабилитация».  Узнали, кто организовывал, когда они проводились и в отношении кого были направлены.

В ходе проведения классного часа выяснилось, что студенты имеют слабое представление о данном периоде истории России. Кадры исторической хроники, стихи репрессированных поэтов, иллюстрации презентации, воспоминания бывших заключенных вызвали сильный эмоциональный отклик у обучающихся. После проведения рефлексии стало ясно, что поставленные создателями классного часа цели достигнуты.

Ознакомиться с материалами разработанного нами интегрированного классного часа вы можете, пройдя по следующей ссылке: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/11/24/plan-konspekt-integrirovannogo-vneklassnogo

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/12/09/plan-konspekt-integrirovannogo-vneklassnogo

http://pedrazvitie.ru/razdely/98_uchitelyam/index?id=4740

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Практика показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению1

Список Интернет-ресурсов

1.Антонова Ирина Викторовна Интегрированные уроки литературы и истории с использованием интерактивной доски. // Научный электронный архив. 
URL: 
http://econf.rae.ru/article/4716 (дата обращения: 09.02.2016).

2.Нефедова Е.В., Тарасова Г.Л. Интегрированные уроки -http://festival.1september.ru/articles/627614/

3.Луканина Е.А. Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия-http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/09/25/integrirovannyy-urok-kak-sredstvo-mezhpredmetnogo

4.Педагогический словарь. Педагогическая интеграция.-  http://www.pedpro.ru/

5.Словарь Ожегова С.И. Интегрировать.- http://www.ozhegov.com

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных  средств обучения географии...

Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....

Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

В  условиях   современного   обучения   перед  педагогами   всё  чаще  встает  вопрос:  как  мотивировать    п...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...